Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:44, курсовая работа
Данная курсовая работа ставит перед собой цель – разобрать современное правовое положение политических партий в России. Основным источником является Федеральный закон Российской Федерации «О политических партиях».
Для достижения указанной цели будут раскрываться следующие вопросы:
понятие политической партии;
функции политических партий;
порядок создания и ликвидации политических партий;
их права и обязанности;
финансирование (прежде всего государственное) политических партий.
Введение
Глава 1 Общественно-политические движения в России в начале XX века
1.1Особенности формирования политических партий
1.2Становление многопартийности в Российской Федерации
Глава 2 Политические партии
1.1 Понятие политической партии и подходы к её определению
1.2 Классификация политических партий
1.3 Функции политических партий
1.4 Права и обязанности политических партий
1.5 Правовой статус политической партии
1.6 Создание и ликвидация политических партии
Заключение
Список использованной литературы
Кроме того, в нем содержатся ограничения на пожертвования, которые не должны превышать для юридических лиц – 100.000 минимальных размеров оплаты труда, а для физических – 10.000 минимальных размеров оплаты труда за календарный год (ст.30 ФЗ «О политических партиях»). При этом общая сумма ежегодных пожертвований не должна превышать десять миллионов минимальных размеров оплаты труда. Запрещаются пожертвования: от иностранных государств и иностранных юридических лиц; от иностранных граждан; от лиц без гражданства; от граждан Российской Федерации не достигших восемнадцати лет; от российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном капитале превышает тридцати процентов; от международных организаций; от органов государственной власти и органов местного самоуправления; от государственных и муниципальных предприятий; от юридических лиц, имеющих в своем уставном капитале долю государственной или муниципальной собственности, превышающую тридцать процентов; от воинских частей; от благотворительных организаций; от религиозных объединений; от анонимных жертвователей, а так же от всех юридических лиц, зарегистрированных менее чем за год до дня внесения пожертвования.
Отдельный
вопрос – государственное
1.5
Правовой статус политической партии
Конституция Российской Федерации 1993 года гласит, что «каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов».
В
настоящее время действует
Вокруг данного закона шла острая полемика как в процессе принятия его (между первым и вторым чтениями депутаты внесли в президентский проект почти полторы тысячи поправок, самые существенные из них исходили из отклоненных Думой четырех альтернативных проектов), так и после вступления его в силу.
По мнению многих политиков, Закон не является идеальным, однако он предоставляет правовую основу для деятельности политических партий; кроме этого, он служит консолидации общества вокруг политических идей. Важным фактом является и то, что принятие соответствующего закона было одним из требований Совета Европы.
Важным
является то, что закон практически
дублирует положение
Сфера деятельности партии - вся территория Российской Федерации, либо ее часть, но в соответствии с требованиями настоящего закона. Закон содержит и ряд иных принципов деятельности политической партии: это добровольность, равноправие, самоуправление, законность и гласность. 2
В главе «Общие положения» сформулированы два основных понятия - политической партии и регионального отделения.
Особый случай представляло до недавнего времени избирательное законодательство России, - оно не признавало политические партии основными субъектами избирательного процесса, допуская к участию в нем практически все общественные объединения. Политические партии не выделялись в этом законодательстве из общего понятия «избирательное объединение».
Следует признать слабую разработку в текущем законодательстве РФ спектра политических прав и свобод граждан. Важно отметить, что они не нашли должного отражения, в первую очередь, в действующей Конституции РФ.
Это особенно актуально в свете статьи 4 Федерального закона «О политических партиях»: «Деятельность политических партий регулируется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами».
В
этом смысле, при отсутствии даже упоминания
о политических партиях в Конституции
страны, настоящий закон призван восполнить
образовавшийся вакуум в нормативном
оформлении права граждан на объединение.
Вместе с тем, в связи с образовавшимися
пробелами в тексте конституции, возникает
необходимость внесения в нее соответствующих
поправок. Однако аналитики сходятся во
мнении, что действующий механизм внесения
поправок в Конституцию РФ практически
не реализуем. Но нельзя забывать, что
чрезмерная регламентация, усложненность
процедуры легализации политических партий
ведут к недопустимому ограничению свободы
объединения.
1.6Создание
и ликвидация политических партии
Свобода образования и деятельности политических партий в России конституционно признанна. В современной конституционной доктрине по вопросу о свободе образования политических партий существуют две противоположные точки зрения. Сторонники радикального либерализма считают, что эта свобода должна быть абсолютной, ибо любое ограничение означает отрицание демократии. Другие, рассматривая многопартийность, свободу образования политических партий как неотъемлемый признак демократического правового государства, вместе с тем отстаивают право этого государства защищать демократический конституционный строй. «Следовательно, перед демократическим государством стоит задача правильно определить эти границы, то есть соблюсти разумный баланс между свободой политических партий и требованиями защиты демократии»3.
Согласно концепции закона, в России предусматриваются создание и деятельность только общероссийских партий. В течение двух лет общероссийские политические общественные объединения, созданные до вступления в силу ФЗ «О политических партиях», были вправе преобразоваться в политические партии в соответствии с законом. В тот же период ранее зарегистрированные межрегиональные, региональные и местные политические общественные объединения либо трансформировались в структурные подразделения новых политических партий, либо утратили статус политического объединения и стали действовать как общественные объединения на основании их уставов, которые будут применяться в части, не противоречащей комментируемому Федеральному закону.
Эти положения стали новеллой в партийном праве. Появились разные мнения об отмене региональных политических партий. Ликвидируя региональные партии, президент и его советники преследовали, возможно, благую цель: не стимулировать политический регионализм или сепаратизм. Хотя позволительно и заподозрить их все в том же желании упростить задачу борьбы с возможной оппозицией и укрепить пресловутую «исполнительную вертикаль». Но на самом деле существование легальных форм деятельности оппозиции, даже сепаратистского толка, скорее укрепляет федеративные и многонациональные государства. Конечно, у регионального и этнического сепаратизма в России есть более глубокие корни, чем отсутствие или наличие легальных форм политической самоорганизации. Но запрет такой возможности будет только способствовать его экстремистским формам4.
Кроме этого, статья 9 Федерального закона «О политических партиях» предусматривает еще ряд запретов, ограничений на создание политических партий. «Запрещается создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности». Также «не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности». Деятельность политических партий также не должна нарушать права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Аналогичным образом право политических партий создавать объединения и союзы с иными общественными объединениями, в том числе вступать с ними в избирательные блоки, плохо согласуется с запретом на создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности, поскольку для общественных объединений таких ограничений не установлено.
В соответствии с Законом политическая партия может быть создана на учредительном съезде политической партии либо путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения. Для подготовки и проведения учредительного съезда предусматривается создание организационного комитета. В случае же преобразования действующего общественного объединения в политическую партию образование организационного комитета необязательно. Согласно Закону членство в политической партии является добровольным, фиксированным и индивидуальным.
Членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами политической партии иностранные граждане, лица без гражданства, а также лица, признанные судом недееспособными. Ограничение права на вступление в политические партии или обязанность приостановления членства в политической партии может устанавливаться для определенных категорий граждан Российской Федерации федеральными конституционными законами и федеральными законами. Член политической партии может состоять только в одном региональном отделении данной политической партии - по месту постоянного или преимущественного проживания.
Политические партии и их региональные отделения подлежат государственной регистрации и наделяются в связи с этим правами юридического лица. При этом регистрация региональных отделений осуществляется после регистрации политической партии и должна быть завершена более чем в половине субъектов Федерации не позднее чем через шесть месяцев со дня регистрации политической партии. Только после этого политическая партия может осуществлять свою деятельность в полном объеме. В противном случае свидетельство о государственной регистрации политической партии утрачивает свою силу, а запись о ее создании, внесенная в единый государственный реестр юридических лиц, аннулируется.
Государственная регистрация политических партий и их региональных отделений осуществляется «в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений».
В
ст. 15 ФЗ «О политических партиях» установлены
сроки регистрации
В
целях обеспечения
«В случае нарушения политической партией Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, настоящего федерального закона и иных федеральных законов федеральный регистрирующий орган выносит политической партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее двух месяцев. В случае если эти нарушения не были устранены и предупреждение федерального регистрирующего органа не было обжаловано в суд, деятельность политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением Верховного Суда Российской Федерации на основании заявления федерального регистрирующего органа»
Существует
ряд последствий
Политическая партия ликвидируется по решению Верховного Суда Российской Федерации в следующих случаях:
1) если она не соответствует ограничениям на создание и деятельность предусмотренными статьёй 9 Федерального закона «О политических партиях»;
2)
при не устранении в
3) неучастие политической партии в выборах в течении пяти лет подряд;
4)
отсутствие региональных
Информация о работе Общественно-политические движения в России в начале XX века