Общественно-политические движения в России в начале XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа ставит перед собой цель – разобрать современное правовое положение политических партий в России. Основным источником является Федеральный закон Российской Федерации «О политических партиях».

Для достижения указанной цели будут раскрываться следующие вопросы:
понятие политической партии;
функции политических партий;
порядок создания и ликвидации политических партий;
их права и обязанности;
финансирование (прежде всего государственное) политических партий.

Оглавление

Введение

Глава 1 Общественно-политические движения в России в начале XX века

1.1Особенности формирования политических партий

1.2Становление многопартийности в Российской Федерации


Глава 2 Политические партии

1.1 Понятие политической партии и подходы к её определению

1.2 Классификация политических партий

1.3 Функции политических партий

1.4 Права и обязанности политических партий

1.5 Правовой статус политической партии

1.6 Создание и ликвидация политических партии


Заключение


Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая (2).doc

— 139.50 Кб (Скачать)

    Таким образом, к началу первой русской  революции в стране были созданы  или находились в процессе формирования политические партии, представлявшие интересы различных социальных слоев  общества. Особенности системы политических партий России в начале XX в. были следующими:

    ни  помещики, ни деловая торгово-промышленная буржуазия, ни крестьянство не имели  в то время «своих», выражавших их интересы партий

    слабым  местом политической системы России начала XX в. был механизм функционирования многих партий (нелегальный или полулегальный)

    в Государственной думе были представлены далеко не все партии, особенно национальные

    крестьянская  Россия, российская «глубинка» была слабо  охвачена процессом партийно-политического  строительства, который шел в  основном в административных и промышленных центрах страны.

    Однако, несмотря на специфику образования  как общероссийских, так и (особенно) национальных политических организаций, партии возникали и развивались  в русле общих закономерностей. Тем самым было положено начало многопартийности в России. 

    1.2 Становление многопартийности в  Российской Федерации 

    История становления посткоммунистической многопартийности в России насчитывает лишь около десяти лет. Но эти годы вместили в себя крушение КПСС, распад Союза, драматическое противостояние властей в 1993 г., избирательные кампании по выборам Президента и парламента страны, выборы в органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.

    Зачатки многопартийности начали формироваться  уже с конца 1985 г. в виде так называемых альтернативных общественных движений, народных фронтов, представляющих главным образом движения за национальное возрождение в республиках, и иных неформальных объединений. Правовой точкой отсчета на этом пути стала отмена третьим Съездом народных депутатов СССР конституционного положения о руководящей роли КПСС и легализации принципа политического плюрализма. Это было очень непростое для страны решение.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2 Политические партии

    1.1.    Понятие политической партии  и подходы к её определению.

    Неотъемлемой  частью политической системы современного демократического общества являются политические партии. Партия - это политическая общественная организация, которая борется за власть или за участие в осуществлении власти. Соперничество политических групп, объединенных вокруг влиятельных семей или популярных лидеров, в течение многих веков составляло характерную, существенную черту политической истории. Но такие организации, которые мы называем политическими партиями, возникли в Европе и в Соединенных Штатах не ранее начала 19 века. Например, в тексте американской Конституции. Декларации прав и свобод гражданина, в других политических документах конца 18 в. нет даже упоминания о политических партиях

    Этимологически "партия" означает "часть", "отдельность", элемент политической системы. Существует множество подходов к определению сущности политических партий:

    понимание партии как группы людей, придерживающихся одной идеологической доктрины (Б.Констан).

    трактовка политической партии как выразителя интересов определенных классов (марксизм).

    институциональное понимание политической партии как  организации, действующей в системе государства (М.Дюверже).

    Другие  подходы к определению партий:

    партия - носитель идеологии;

    партия - длительное объединение людей;

    цель  партии - завоевание и осуществление  власти;

    партия  стремится заручиться поддержкой народа.

    Грани между партиями и другими политическими  объединениями носят нечеткий характер и зачастую стираются.

    Первой  массовой и постоянно действующей партией была либеральная партия в Англии (с 1861 г.). Причинами возникновения массовых политических партий послужило распространение всеобщего избирательного права.

    Партии, как правило, не однородны и   имеют внутри себя фракции -группы выдвигающие программы несколько   отличные от общей, основной программы партии. Существование в партии   различных   фракций делает ее политику более гибкой, поскольку  помогает ей сохранить   свое  влияние среди   различных   групп   избирателей.

    Политика  партии вырабатывается в ходе внутрипартийной политической борьбы между различными фракциями и течениями.    Руководящие органы многих   партий   составляются   на   основе   представительства от различных фракций.    В программах партии обычно подчеркиваются их намерения служить   интересам определенных социальных групп, большинства граждан всей   страны. В практической политике партии стремятся учитывать интересы различных категорий избирателей, поскольку только так можно одержать победу на демократических выборах. 

    1.2.   Классификация политических партий. 

    По  характеру доктрин партии делятся  на:

    революционные;

    реформаторские;

    консервативные;

    реакционные.

    По  месту и роли партий в политической системе они делятся на:

    государственные (партийная идеология становится государственной, партия формирует государственную систему управления);

    авторитарные (не сливающиеся с государством, но составляющие основу политического режима и пользующиеся его поддержкой);

    парламентские (действующие в конкурентных политических системах

    Существует классификация партий по критерию организационной структуры:

    централизованные;

    децентрализованные;

    кадровые;

    массовые;

    партии  с формально определенными принципами членства;

    партии  со свободным членством.

    По  виду партийного руководства партии бывают:

    коллективного руководства;

    личностного руководства;

    харизматического  руководства;

    консенсуального руководства. 

    1.3.    Функции политических партий. 

    Политические  партии в современных обществах  выполняют следующие функции;

    представительство - выражение интересов определенных групп населения;

    социализация - вовлечение части населения в  число своих членов и сторонников;

    идеологическая  функция - разработка привлекательной  для определенной части общества политической платформы;

    участие в борьбе за власть - подбор, выдвижение политических кадров и обеспечение условий их деятельности;

    участие в формировании политических систем - их принципов, элементов, структур.

    В современной политической истории  различают четыре типа партийных  систем:

    • буржуазно-демократическая партийная система

    Сформировалась  в Европе и Северной Америке в  XIX веке. В своей деятельности руководствуется следующими правилами:

    в обществе идет легальная борьба за власть;

    власть  осуществляет партия или группа партий, которые обеспечили себе поддержку парламентского большинства;

    постоянно существует легальная оппозиция;

    между партиями внутри партийной системы  существует согласие относительно соблюдения этих правил.

    • национал-социалистическая (фашистская) партийная система

    существует  только одна легальная партия;

    партия  руководит государством на всех уровнях  государственного аппарата;

    Возникновения такой политической системы связано  с кризисом демократических или авторитарных систем правления.

    • авторитарная партийная система

    Такой тип правления является промежуточным, при этом доминирующим фактором выступает государство, а не партия, которая играет второстепенную роль в процессе осуществления власти. Также допускается существование других партий.

    Данный  опыт классификации основан именно на том, что партии заявляют, в отличие от того, что они реально делают. В мире современной российской политики ничто не называется своим собственным именем: политические взгляды, которые декларируют партии, не соответствует их названиям, действия партий не соответствуют их политическим взглядам, а сами взгляды ничего не говорят об интересах тех лиц, которые их демонстрируют. 

    1.4 Права и обязанности политических партий.  

    Предоставляемые политическим партиям права, должны, с одной стороны, обеспечить им свободу деятельности и выполнение предусмотренных законом общественных задач, а с другой стороны – гарантировать существование и нормальное функционирование многопартийной системы. Федеральный закон Российской Федерации «О политических партиях»1 содержит главу, которая посвящена данному вопросу. В порядке, предусмотренном законодательством России политическая партия вправе:

    а) свободно распространять информацию о  своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи;

    б) участвовать в выработке решений  органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, установленных настоящим Федеральным законом и иными законами;

    в) участвовать в выборах и референдумах в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

    г) создавать региональные, местные и первичные отделения, в том числе с правами юридического лица, принимать решения об их реорганизации и ликвидации;

    д) организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования  и иные публичные мероприятия;

    е) учреждать издательства, информационные агентства, полиграфические предприятия, средства массовой информации и образовательные учреждения дополнительного образования взрослых;

    ж) пользоваться на равных условиях государственными и муниципальными средствами массовой информации;

    з) создавать объединения и союзы  с другими политическими партиями и иными общественными объединениями  без образования юридического лица;

    и) защищать свои права и представлять законные интересы своих членов;

    к) устанавливать и поддерживать международные связи с политическими партиями и иными общественными объединениями иностранных государств, вступать в международные союзы и ассоциации;

    л) осуществлять предпринимательскую  деятельность в соответствии с законодательством  Российской Федерации и уставом  политической партии.

    Закон «О политических партиях» запрещает  партиям вести какую-либо предпринимательскую  деятельность, кроме издательской деятельности (для пропаганды), продажи имеющегося в собственности движимого и недвижимого имущества, а также продажи сувениров с символикой партии.

    В том, что касается непосредственного  финансирования деятельности партий, существующее законодательство предусматривает возможность получения объединениями пожертвований от физических и юридических лиц. Но при этом существуют ограничения. В соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях», имущество общественного объединения формируется на основе вступительных и членских взносов; добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проводимых в соответствии с уставом общественного объединения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий; доходов от предпринимательской деятельности общественного объединения; гражданско-правовых сделок; внешнеэкономической деятельности общественного объединения; других не запрещенных законом поступлений. Закон «О политических партиях» на эти поступления устанавливает значительные ограничения. Совпадают пункты, посвященные членским взносам и пожертвованиям, однако говорится, что средства могут поступать еще и «от мероприятий, проводимых политической партией, а также доходов от издательской и иной деятельности, соответствующей целям и задачам, предусмотренным уставом и программой политической партии». Однако, как было сказано выше, новый закон устанавливает значительные ограничения на предпринимательскую деятельность.

Информация о работе Общественно-политические движения в России в начале XX века