Образование КНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:23, контрольная работа

Краткое описание

В последние два десятилетия двадцатого века мир стал свидетелем не только впечатляющего усиления позиций Китая в мировой политике и экономике, но и модернизационных процессов в образе жизни, гуманитарных науках, общественном сознании китайцев. На настоящий день практически ни у кого не вызывает сомнения выход Китая на международную арену как нового игрока "первого уровня".

Оглавление

1.Введение………………………………………………………………………3
2.Образование и развитие КНР…….……………………………….4
3.Конституция 1954г………………………………………………………10
4.Заключение…………………………………………………………………14
5.Список литературы……………………………………………………..16

Файлы: 1 файл

история ГиП ЗС.docx

— 40.08 Кб (Скачать)

Административный совет в общем занимал в государственной структуре КНР положение правительства, однако он отличался от обычных органов такого рода по составу и компетенции. В него входили не все министры КНР, не было в нем и военного ведомства. Административный совет фактически осуществлял наряду с ЦНПС законодательную власть (например, в 1951 г. им был принят Временный закон о таможнях). В перерывах между сессиями ЦНПС Административный совет был ответственен перед председателем ЦНП.

В организации местных  народных правительств была обобщена практика строительства органов  власти в освобожденных районах. В качестве принципа устанавливалось, что народные правительства являются органами власти наряду с собраниями народных представителей. Однако, поскольку последние не созывались, народные правительства либо были единственными органами власти на местах, либо делили власть с конференциями представителей всех слоев народа, принявшими на себя функции собраний народных представителей. В течение всего восстановительного периода, а иногда и после его окончания на местах продолжали существовать военно-контрольные комитеты НОАК.

Первоначально представительные органы формировались ВКК и местными народными правительствами, которые в свою очередь назначались сверху. Затем они постепенно становились выборными органами.

Характерной чертой юстиции  восстановительного периода было обилие различных видов чрезвычайных судов. Кроме военных трибуналов ВКК с 1950 г. стали создаваться народные трибуналы в районах проведения земельной реформы. Формально они считались палатами (коллегиями) уездных и городских народных судов, а фактически были специальными чрезвычайными судами. В их компетенцию входили не только дела, связанные с проведением земельной реформы, но также и все дела о контрреволюционных преступлениях и бандитизме. Руководящие лица и половина членов трибуналов избирались уездными или городскими народными правительствами, другая половина избиралась конференциями народных представителей или делегировалась народными организациями, либо избиралась на собраниях крестьян или членов крестьянских союзов. Приговоры народных трибуналов подлежали утверждению народных правительств городов и уездов или вышестоящих правительственных органов.

В марте 1952 г. Административным советом были учреждены народные трибуналы на период массовой кампании "сань фань" ("против трех зол" - коррупции, расточительства и бюрократизма). Эти трибуналы создавались во всех учреждениях, от окружных управлений и выше, и в воинских частях и соединениях, от полка и выше. Они могли приговаривать к любым мерам наказания, включая смертную казнь, с последующим утверждением вышестоящими правительственными или военными инстанциями. Председателями трибуналов были руководители учреждений и военачальники. Народные трибуналы в городах создавались городскими народными правительствами и во время проведения в 1952-1953 гг. массовой кампании "у фань" ("против пяти зол" - подкупа работников госаппарата, хищений, уклонения от уплаты налогов, махинаций с государственными заказами, хищение секретной государственной экономической информации). Председателями трибуналов назначались, как правило, председатели городских народных судов. Приговоры этих трибуналов, если они предусматривали смертную казнь или длительное лишение свободы (от десяти лет и более), подлежали утверждению вышестоящими правительственными органами.

В марте 1951 г. ЦНПС принял Временное  организационное положение народных судов КНР, Временное организационное положение Верховной народной прокуратуры Центрального народного правительства и Общие принципы организации местных народных прокуратур.

Временное организационное  положение народных судов КНР исходило из прежней практики освобожденных районов (да и из китайской традиции) включения народных судов в структуру местных правительств. Местные народные прокуратуры также были включены в местные правительства и находились, таким образом, как и суды, в двойном подчинении - своим вышестоящим органам и местным народным правительствам. Временное организационное положение народных судов КНР предусматривало создание института народных заседателей, но право принятия судебного решения оставалось за судьями, а заседатели могли лишь "помогать в расследовании дела, принимать участие в судебном разбирательстве и высказывать свое мнение по рассматриваемому делу" (ст. 6). В законе ничего не говорилось о праве обвиняемого на защиту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Конституция 1954г

 

Завершенный государственный и  правовой порядок нового, социалистического  строя установился с принятием  конституции КНР. Решение о ее разработке, с использованием опыта  СССР и социалистических стран Восточной  Европы, было принято ЦНПС в январе 1953 г. по указанию ЦК КПК. Одновременно Бюро Временного комитета НПКСК постановило созвать Всекитайское собрание народных представителей для утверждения важнейших политических постановлений. Созданная ЦНПС Конституционная комиссия подготовила к марту 1954 г. проект, который затем был обсужден в партийных комитетах. Проект был опубликован для всенародного обсуждения, по результатам которого комиссия предложила ряд поправок. 3 сентября 1954 г. ЦНПС по докладу Лю Шаоци принял и одобрил проект. 1-я сессия ВСНП (избранного в 1953 -1954 гг. путем многостепенных и сложных по порядку определения депутатов выборов) утвердила первую Конституцию КНР 20 сентября 1954 г. В дополнение к ней было принято несколько органических законов: об организации ВСНП,  Государственном совете, местных собраниях, о суде и прокуратуре.   Все   вместе они конституировали сложившийся государственный порядок и определили основы государственно-политической системы социалистического Китая.

Конституция 1954 г. провозглашала Китай «государством народной демократии, руководимым рабочим классом и основанном на союзе рабочих и крестьян» (ст. 1). Аналогично всем социалистическим конституциям, китайская не ограничивалась регулированием государственной и правовой системы, а устанавливала основы новой организации всего гражданского общества – по сути, ломая его, закрепляя определенное качество государственной политики и социальных отношений. В области аграрных отношений государственная политика предполагала ограничение и ликвидацию т. н. «кулачества» (частных хозяев), в сфере экономики вообще – ограничение и вытеснение буржуазии. Конституция наряду с государственной, кооперативной и собственностью «тружеников», допускала частную собственность (в 1950-е гг. частнособственническое хозяйство составляло до 30% общего объема производства). Однако предусматривалась возможность ее реквизиций в «общественных интересах» без гарантий возмещения (ст. 13). Принципом экономики провозглашалось ее государственное регулирование в виде планирования (ст. 15).

Основы государственно-политической системы определялись господством  КПК. Другие общественные организации  и партии действовали только в  союзе с ней в составе провозглашенного в 1948 г. Народно-демократического Единого фронта. Организационной структурой Фронта считалась НПКС. Согласно ее уставу (принятому в декабре 1954 г.), фронт поддерживает Конституцию КНР, политику государства, направляет свою деятельность к изучению марксизма-ленинизма. В провинциях и других местных объединениях создавались местные комитеты НПКС. Однако основная политическая деятельность осуществлялась через собрания народных представителей, объединившихся на принципах демократического централизма (почерпнутого из Устава КПК) в общегосударственную структуру власти и управления. После принятия Конституции эта структура (подобие советов в СССР) объединила до 5,6 млн. непостоянно действующих депутатов.

Провозгласив Китай «единым многонациональным государством» (ст. 3), Конституция закрепила унитарное строение республики. Для граждан разных национальностей (таких в КНР несколько десятков, но проживающих некомпактно) предусматривалась административная автономия на основе равноправия – свободы религии, языка, письменности. Автономия оформлялась в виде административного района – любого масштаба (всего таких стало 73). Наиболее крупные – Внутренняя Монголия и Синьцзян – получили статус автономных областей, хотя это мало что меняло в системе администрации.

Система органов государственной  власти и управления была построена  своеобразно, при переплетении полномочий разных институтов и на основе некоторых традиций переходного периода.

Высшим представительным органом  было Всекитайское собрание народных представителей. Оно составлялось из депутатов, выдвигаемых разными  общественными организациями и  местными собраниями на разных основаниях (примерно 1 делегат на 0,8 млн. жителей). Конституция не содержала правоположений об избирательном праве. По специальным законам, избирательное право было не всеобщим  (лишались его прежние помещики, «контрреволюционеры» и т. п.) и неравным (городские и сельские районы были представлены как 1:8)*. Выборы проходили открыто и, как правило, были не голосованием, а делегацией. Предусматривались жесткие квоты для некоторых уровней администрации и, главное, для представительства Народной армии. ВСНП избиралось на 4 года, но его полномочия могли быть продлены. ВСНП осуществляло законодательную деятельность, контроль за соблюдением Конституции, решало важнейшие государственно-политические и хозяйственно-экономические вопросы. Все другие государственные институты и должностные лица формально подчинялись ВСНП. В составе ВСНП действовало несколько постоянных комиссий, но они не обладали самостоятельным значением и законодательной инициативой. Между сессиями (очень непродолжительными) ВСНП власть осуществлял Постоянный комитет ВСНП (в составе 79 чел.). Он обладал полномочиями коллективного главы государства: определял ход. выборов ВСНП, толковал законодательство, издавал указы, контролировал должностных лиц, заключал международные договоры и т.п. С 1955 г. ПК ВСНП получил конституционное право на самостоятельное издание законов.

Параллельно полномочиями главы государства  пользовался единоличный Председатель КНР (пост, видимо, был учрежден персонально  для Мао Цзедуна, уже тогда показавшего пристрастия к личной власти). Председателя избирало ВСНП – на 4 года, из граждан старше 35 лет. Он обладал некоторыми внешнеполитическими полномочиями, мог издавать распорядительные указы, а главное – был председателем Государственного комитета обороны (органа особого партийно-военного руководства НОА). Председатель был также вправе созвать Верховное государственное совещание высших должностных лиц страны.

Правительственные функции исполнял Государственный совет. Его образовывало ВСНП, перед ним он был и ответственен. Возглавлял правительство премьер. Госсовет был коллективный орган, управлявший  текущей государственной деятельностью  министерств. Образование и реорганизация  министерств осуществлялась ВСНП (первоначально  их было образовано 30, с 1956 г. стало 41 министерство и 7 правительственных комитетов).

На местах органами управления были местные собрания народных представителей и соответствующие исполкомы. Провинциальные избирались населением на тех же принципах, что и ВСНП, на 4 года, низовые – на 2 года с правом отзыва депутатов. Собрания и исполкомы ведали исполнением и соблюдением законов, составляли местные бюджеты (за счет общегосударственных средств), ведали назначением председателей местных судов.

Права граждан были определены в  основном на уровне прежних республиканских китайских конституций. Как в социалистическом государстве, важнейшее место отдавалось провозглашению прав на труд, отдых, социальную помощь государства, образование (ст. 91-94). Охранялась собственность на трудовые доходы и жилой дом (ст. 12). Кроме общедемократических свобод слова, печати, собраний, союзов, неприкосновенности личности и жилища, закреплялось традиционно важное для китайцев право на подачу жалоб в государственные органы (ст. 97). За гражданами закреплялись и обязанности: соблюдать Конституцию, платить налоги, беречь общественную собственность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Заключение

 

Во введении действующей  Конституции КНР, дана краткая характеристика пути, пройденного Китаем, а также  ставится задача социалистической модернизации общества. Характерной чертой преамбулы  является упоминание в ней о роли отдельных выдающихся личностей  в истории Китая (Сунь Ятсена, Мао  Цзэдуна и Дэн Сяопина).

Конституционное регулирование  внешней политики построено на тезисе: «Будущее Китая тесно связано  с будущим всего мира». Подчеркиваются независимость и самостоятельность  внешней политики и пять ее принципов (взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности, взаимное ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование). Во введении указывается, что Китай развивает с другими странами дипломатические отношения, экономический и культурный обмен, укрепляет сплоченность с народами раз¬личных стран мира, поддерживает справедливую борьбу угнетенных наций и развивающихся стран, прилагает усилия в деле сохранения мира во всем мире и содействия прогрессу человечества. Рецидивом прежних подходов к внешней политике, хотя и в сильно смягченном варианте, выглядит положение о том, что Китай «решительно выступает против империализма, гегемонизма и колониализма».

Во введении содержатся также  положения о самой Конституции. При характеристике этого документа  почти дословно используется марксистская трактовка социальной сущности конституции: «Настоящая Конституция в форме  закона зафиксировала результаты борьбы народов Китая, определила основной строй и основные задачи государства». Конституция определяется как основной закон страны, наделенный высшей юридической  силой. Указывается, что «все народы страны, все государственные органы и Вооруженные силы, все политические партии и общественные организации, предприятия и учреждения руководствуются  положениями Конституции как  основным критерием своей деятельности, ответственны за соблюдение Конституции  и претворение ее в жизнь». Однако следует отметить, что реальное значение Конституции определяется не данной нормой, а особенностями социалистического  государственного права КНР и  в немалой мере социально-психологическими факторами.

Первая глава («Общие положения») содержит характеристику государственного строя КНР как социалистического, роли государства и народа, принципов  деятельности государственных органов, принципов национальной политики, экономической  системы, функций государственных  органов в области науки, культуры, физкультуры и спорта; кроме того, изложена система административно-территориального деления КНР. В этой же главе урегулированы основы статуса иностранцев.

Вторая глава («Основные  права и обязанности граждан») содержит перечень основных прав и  свобод граждан, а также их обязанностей. В этой главе имеются традиционные нормы (право на труд, на отдых, на образование  и т. п.) и специфические, характерные  именно для Китая и вытекающие из особенностей его недавней истории (запрет подвергать граждан оскорблениям, клевете, ложным обвинениям и травле).

Информация о работе Образование КНР