Новый курс Рузвельта. Юридические аспекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Мировой экономический кризис, политика государства, выразившееся в невмешательстве в дела частного бизнеса, а также ряд других обстоятельств привели к нестабильности капиталистической экономики, безработице, прогрессирующей инфляции, необеспеченности неимущих и малоимущих слоев населения. Ф. Д. Рузвельт стал руководить своей страной в момент резкого ослабления ее социальных основ, в эпоху вызванного депрессией 1929-1933 годов расшатывания духовных устоев общества. «Новый курс» — название экономической политики, проводимой администрацией Франклина Делано Рузвельта начиная с 1933 года с целью выхода из масштабного экономического кризиса («Великой депрессии»), охватившего США в 1929—1939.

Оглавление

Введение
Причины и цели политики «нового курса» Ф. Д. Рузвельта
Законодательные реформы Ф. Д. Рузвельта
Итоги политики «нового курса» и ее историко-правовое значение
Заключение

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Новый курс Рузвельта.docx

— 57.02 Кб (Скачать)

Впоследствии были приняты  и другие законы, дополняющие, корректирующие законодательство «нового курса», но главные направления экономической и социальной политики американского государства оставались неизменными. Одним из таких корректирующих законов в сфере социальных отношений стал, в частности, Закон Тафта-Хартли 1947 г., внесший существенные поправки в Закон Вагнера.

Закон Тафта-Хартли 1947 г. Закон  Вагнера (принятый в 1935 г. в кризисной  ситуации, преследовавший не в последнюю  очередь политические цели Ф. Рузвельта  перед очередными выборами) создал определенный дисбаланс политических сил, ограничивая свободу действий, «нечестную трудовую практику» только предпринимателей, что не могло не вызвать бурного протеста с их стороны. Борьба вокруг Закона 1935 г. началась сразу же после его принятия. В нее включились возникшая в это время антирузвельтовская организация «Американская лига свободы», такие крупные организации американского бизнеса, как «Национальная ассоциация промышленников», «Торговая палата» и др. До 1937 г. борьба велась за признание закона неконституционным, затем за пересмотр его конгрессом, в котором за последующие 10 лет было рассмотрено 200 соответствующих законопроектов. В 1947 г. такой пересмотр состоялся, был принят Закон Тафта-Хартли, который действует до сих пор14.

Закон Тафта-Хартли призван  был создать механизм пресечения незаконных забастовок, а также предотвращения политизации профсоюзов. Достижение этих целей правящие круги видели в проведении политики дальнейшей интеграции профсоюзов в регулирующий социальные отношения государственный механизм, а также в наделении президента значительными правами для предотвращения конфликтов в промышленности, особенно тех, которые угрожали общественной безопасности. Закон пресекал ряд направлений «нечестной трудовой практики» профсоюзов: запрещал некоторые виды забастовок, в том числе вторичные бойкоты (то есть бойкоты тех предпринимателей, которые не являлись непосредственными нанимателями бастующих рабочих), стачки солидарности, пикетирование предприятий с тем, чтобы добиться от предпринимателя заключения договора с профсоюзом, который не прошел установленной законом процедуры его официального признания, забастовки государственных служащих, стачки, угрозу национальной безопасности, и др. Допустимые формы забастовок оговаривались рядом условий: введением двухмесячного «охладительного периода», обязательным извещением предпринимателя о намерении провести забастовку, голосованием рабочих перед объявлением забастовки и пр.

На основе специального положения  закона о защите прав рабочих от профсоюзов была значительно усилена  правовая регламентация деятельности профсоюзов, в частности закон  подробно регулировал порядок заключения коллективных договоров, рассматривал, каким условиям должен отвечать профсоюз, добивающийся права участия в  коллективно-договорных отношениях, требовал от руководителей профсоюзов подписки о непричастности к деятельности Коммунистической партии, подачи ежегодных, отчетов Министерству труда о  своих финансовых делах и пр. Профсоюзам было отказано в праве делать взносы в избирательные фонды лиц, добивающихся избрания на федеральные должности.

Запретив договор «закрытого цеха» и ограничив возможность заключения договора «союзного цеха», закон тем самым существенно ограничил право профсоюзов диктовать предпринимателям условия найма рабочей силы.

Вновь созданный орган, Федеральная  служба посредничества и примирения, должен был разрешать споры между  предпринимателями и рабочими путем  коллективных переговоров их представителей. Но главная роль в деле проведения в жизнь положений закона отводилась Национальному управлению по трудовым отношениям (НУТО) и судам, которым принадлежало право вынесения запретительных приказов в отношении незаконных забастовок, рассмотрения гражданских исков и уголовных дел, касающихся ложных показаний о непринадлежности к Коммунистической партии, политической деятельности профсоюзов и пр.

Антипрофсоюзная ограничительная  направленность Закона Тасрта-Хартли была усилена Законом Лэндрама-Гриффина 1959 г., поставившего профсоюзы под еще больший контроль государственных органов, которые получили регулировать проведение выборов в профсоюзные органы, определять размеры членских взносов, требовать Представления в Министерство труда отчетов, копий уставов, постановлений профсоюзов и пр.

Положения Закона Тафта-Хартли неоднократно подкреплялись впоследствии решениями Верховного суда США. Например, в 1984, 1985 гг. Верховный суд запретил оказывать давление на рабочих с  тем, чтобы они вступали в профсоюз (однако разрешил вести среди них  «разъяснительную работу»), поддержал практику запрета «закрытого цеха», предоставил компаниям, «испытывающим финансовые трудности», право разрывать трудовые отношения с организованными в профсоюз рабочими и пр15.

Закон Тафта-Хартли, при всей своей антипрофсоюзной направленности, привел к более жесткому упорядочению отношений между трудом и капиталом, внес видимую лепту в достижение согласия между ними и тем самым  способствовал укреплению политической стабильности, в чем интересы американских предпринимателей и американских профсоюзов никогда не расходились.

В 1938 г. принимается Закон  о справедливом найме рабочей  силы, фиксирующий максимальную продолжительность  рабочего времени для некоторых групп и минимум заработной платы. Ревизия мероприятий и законодательства периода «нового курса» произойдет в следующем десятилетии путем принятия новых законов либо при помощи толкований и решений Верховного суда. Самый длительный эффект из программных законов «нового курса» имели Закон 9 социальном страховании (1935 г.), заложивший основы современного социального законодательства в стране, и Закон Вагнера, поскольку он закреплял официальное признание роли профсоюзов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоги политики «нового курса»

и ее историко-правовое значение

Антикризисные финансово-экономические и социальные меры «нового курса», стабилизировавшие в известной мере экономику, имели ограниченный эффект, о чем свидетельствовал новый кризис, наступивший в США в 1937 г. Вместе с тем политика «нового курса», направленная на преодоление глубочайшего в истории капитализма экономического кризиса, привела к оформлению как экономических, так и социально-политических основ государственно-монополистического капитализма (ГМК) в США в его буржуазно-реформистском варианте.

Вторая мировая война, милитаризация, научно-техническая  революция способствовали складыванию  целостной, постоянно действующей  системы ГМК в США. С этого  времени совершенствование методов  государственного регулирования капиталистической  экономики и социальных отношений, в частности проведение активной политики в области бюджета и  кредита, направленной на обеспечение  устойчивого уровня спроса, производства и занятости, становится ведущим  направлением эволюции американского  капитализма.

Официальное «закрытие» политики «нового курса» было провозглашено Рузвельтом в одной из речей в марте1939 г. Скорректированные судебной практикой и обстоятельствами законы 1933-1934 гг. и, особенно 1935-1938 гг., заложили основы государственного регулирования социально-хозяйственных отношений в США на последующие десятилетия. Новый этап усиления административного вмешательства в экономику пришелся на годы Второй мировой войны16.

В связи с обстоятельствами военного времени администрации  Рузвельта сформировала несколько  правительственных управлении, на которые  было возложено просто централизованное управление связанными с войной отраслями экономики и трудовыми отношениями. На военное управление труда (1942 г.) возлагались задачи по контролю над ценами и заработной платой. Всего таких управлений было создано до 20, и они значительно повысили степень вмешательства государства в экономику и трудовые отношения — не только на общеправовом, но и прямо на административном уровне.

Превалирование административного  принципа регулирования экономики  и социально-хозяйственных связей (созданием правительственных управлений, особыми полномочиями) было вызвано  преимущественно условиями кризисов или военного времени. С началом  экономической и социальной стабилизации (после Второй мировой войны) административное регулирование уступило место главным  образом общеправовому. В особенности законодательное сокращение государственного регулирования пришлось на 1970-е гг. (ограничением вмешательства в авиаперевозки, финансовые операции и др.). Вместе с тем законодательное регламентирование стало более детализированным. Специальные акты были посвящены поддержке малого бизнеса, охране окружающей среды. Значительному ограничению производственная деятельность корпораций и производителей услуг подверглась после принятия целой серии законов и правил о защите гражданских потребительских прав (1960-е — 1970-е гг.)17.

Вместе с актами антитрестовского законодательства, законами о регулировании  социально-хозяйственной сферы 1930-х  гг. (кодифицированными в разделе 15 свода законов США) все они  составили принципы весьма детализированного  правового регулирования экономики, которое характерно для США конца XX в., (не нарушая основ экономики  частной инициативы и свободной  конкуренции).

 

Заключение

Суммируя действия Рузвельта  и его команды по реформированию американского общества, можно подчеркнуть  следующее. Они ставили в приоритетное направление задачу укрепления и  одновременно модернизации существовавших общественных устоев. Не поляризация  общества, а поиск путей снижения социальной напряженности, попытки  хотя бы частичной гармонизации социально-классовых  отношений - в этом видели смысл своей  деятельности американские либералы. В реальной жизни это не всегда получалось.

Рузвельт пропагандировал  либеральные ценности, в том числе  и такие их черты как терпимость к инакомыслию, открытость новым  идеям, гибкость и готовность к политическим компромиссам. Это позволяло ему  удерживать в орбите своего влияния  различные фракции демократической  партии, привлекать к ней новые  слои электората, находить общий язык и с элитой деловой Америки  и с рядовыми американцами, проводить  через Конгресс свое законодательство. Рузвельт, в отличие от правителей Росси последнего времени, стремился  консолидировать нацию, а не растаскивать различные социальные группы по разные стороны баррикад.

Именно поэтому его  Новый курс вошел в историю, как  один из самых удачных социально-политических экспериментов, придавший мощный импульс  американскому обществу, превративший Америку в бесспорного лидера западной цивилизации.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

    1. Актуальные вопросы истории США и Америки в новое и новейшее время: Сб. науч. статей.- Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. Л., 1975.-160с.
    2. Васильев В. С. Франклин Д. Рузвельт и Джон М. Кейнс: экономическая политика в годы «великой депрессии» / В. С. Васильев // США. Канада. Экономика, политика, культура.-2001.-№10.- С.73-85; №11.- С. 96-112.
    3. Графский В.Г. «Всеобщая история права и государства» - Норма М., 2001.
    4. Григораш И. В. Влияние военных действий на внешнеполитический курс Франклина Рузвельта в 1939-1940 гг. / И. В. Григораш //Вестн. Моск. ун-та.Сер.8, История.-2003.-№3.-С.94-114.
    5. Иванов С. В. «Война с бедностью» Ф. Д. Рузвельта: социальные программы «нового курса» в США./ Учебник. Изд-во Саратовского ун-та, 1989.-148с.
    6. Иванян Э. А. История США: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности. История США/ Э. А. Иванян.-М.: Дрофа, 2004.-572с.
    7. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А — М.: Издательская группа НОРМА— ИНФРА • М, 1998. — 480 с.
    8. Косарев А. «Ценности и оценки в истории государства и права» // «Юридическое образование и наука», 2006, N 4
    9. Козенко Б.Д., Севастьянов Г.Н., История США. - Самара, 1994.
    10. Кредер А. А. Американская буржуазия и «новый курс», 1933-1940/А. А. Кредер.-Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1988.-198с.
    11. Мальков В. Л. «Новый курс» в США. Социальные движения и социальная политика/В. Л. Мальков.-М.: Наука, 1973.- 183с.
    12. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Маркет ДС, 2007. 640 с.
    13. Уткин А. И. Дипломатия Ф. Рузвельта / А. И. Уткин.- Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1990.-543с.
    14. Тураханов Т.Х. Эволюция правового регулирования политической деятельности гражданской службы в США // История государства и права. 2011. N 2.

1 Графский В.Г. «Всеобщая история права и государства» - Норма М., 2001.

2 Васильев В. С. Франклин Д. Рузвельт и Джон М. Кейнс: экономическая политика в годы «великой депрессии» / В. С. Васильев // США. Канада. Экономика, политика, культура.-2001.-№10

3 Иванов С. В. «Война с бедностью» Ф. Д. Рузвельта: социальные программы «нового курса» в США./ Учебник. Изд-во Саратовского ун-та, 1989.

4 Иванов С. В. «Война с бедностью» Ф. Д. Рузвельта: социальные программы «нового курса» в США./ Учебник. Изд-во Саратовского ун-та, 1989.

5 Васильев В. С. Франклин Д. Рузвельт и Джон М. Кейнс: экономическая политика в годы «великой депрессии» / В. С. Васильев // США. Канада. Экономика, политика, культура.-2001.-№10

6 Иванян Э. А. История США: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности. История США/ Э. А. Иванян.-М.: Дрофа, 2004

7 Васильев В. С. Франклин Д. Рузвельт и Джон М. Кейнс: экономическая политика в годы «великой депрессии» / В. С. Васильев // США. Канада. Экономика, политика, культура.-2001, №11.

8 Иванян Э. А. История США: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности. История США/ Э. А. Иванян.-М.: Дрофа, 2004

9 Иванян Э. А. История США: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности. История США/ Э. А. Иванян.-М.: Дрофа, 2004

10 Кредер А. А. Американская буржуазия и «новый курс», 1933-1940/А. А. Кредер.-Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1988

11 Мальков В. Л. «Новый курс» в США. Социальные движения и социальная политика/В. Л. Мальков.-М.: Наука, 1973

12 Мальков В. Л. «Новый курс» в США. Социальные движения и социальная политика/В. Л. Мальков.-М.: Наука, 1973

13 Мальков В. Л. «Новый курс» в США. Социальные движения и социальная политика/В. Л. Мальков.-М.: Наука, 1973

14 Мальков В. Л. «Новый курс» в США. Социальные движения и социальная политика/В. Л. Мальков.-М.: Наука, 1973

15 Мальков В. Л. «Новый курс» в США. Социальные движения и социальная политика/В. Л. Мальков.-М.: Наука, 1973

16 Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Маркет ДС, 2007.

17 Тураханов Т.Х. Эволюция правового регулирования политической деятельности гражданской службы в США // История государства и права. 2011. N 2.

 


Информация о работе Новый курс Рузвельта. Юридические аспекты