Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 19:20, курсовая работа
Мировой экономический кризис, политика государства, выразившееся в невмешательстве в дела частного бизнеса, а также ряд других обстоятельств привели к нестабильности капиталистической экономики, безработице, прогрессирующей инфляции, необеспеченности неимущих и малоимущих слоев населения. Ф. Д. Рузвельт стал руководить своей страной в момент резкого ослабления ее социальных основ, в эпоху вызванного депрессией 1929-1933 годов расшатывания духовных устоев общества. «Новый курс» — название экономической политики, проводимой администрацией Франклина Делано Рузвельта начиная с 1933 года с целью выхода из масштабного экономического кризиса («Великой депрессии»), охватившего США в 1929—1939.
Введение
Причины и цели политики «нового курса» Ф. Д. Рузвельта
Законодательные реформы Ф. Д. Рузвельта
Итоги политики «нового курса» и ее историко-правовое значение
Заключение
Курсовая работа
Новый курс Рузвельта. Юридические аспекты
Содержание
Введение
В первой четверти XX века США были в числе ведущих государств мира и наиболее благополучной в экономическом отношении стороной. США развивались быстрее всех и производили больше всех. Их доля в мировом производстве постоянно увеличивалась. Быстро росло промышленное производство, интенсивно расширялся основной капитал, увеличивался экспорт. Экономические успехи послужили рождению теории «просперити» - вечного процветания этого государства. Однако, она оказалось всего лишь иллюзией.
Мировой экономический кризис, политика государства, выразившееся в невмешательстве в дела частного бизнеса, а также ряд других обстоятельств привели к нестабильности капиталистической экономики, безработице, прогрессирующей инфляции, необеспеченности неимущих и малоимущих слоев населения. Ф. Д. Рузвельт стал руководить своей страной в момент резкого ослабления ее социальных основ, в эпоху вызванного депрессией 1929-1933 годов расшатывания духовных устоев общества. «Новый курс» — название экономической политики, проводимой администрацией Франклина Делано Рузвельта начиная с 1933 года с целью выхода из масштабного экономического кризиса («Великой депрессии»), охватившего США в 1929—1939. Экономические программы «Нового курса» были проведены во время первого президентского срока Рузвельта в 1933—1936 годах. Их целью было облегчение положения безработных, восстановление экономики и реформа финансовой системы с целью предотвращения повторения Великой депрессии
«Новый курс» - это время интенсивного роста государственного аппарата, усложнения его структуры и функций. Окончательно сложилась «четвертая ветвь» государственного управления, представленная административными органами, а в праве возникла новая отрасль – административное право. Под влиянием «нового курса» деформировалась система отношений центрального правительства с субъектами федерации и их политическими подразделениями. В этом его социальные программы сыграли ведущую роль.
Как в США, так и в других странах о «новом курсе» постоянно пишут историки, специалисты в области политических наук, экономисты, социологи, юристы.
«Новый курс» имел огромное значение для развития США. Все это и определило актуальность темы исследования. Целью работы является определение значения и основной цели «Нового курса» Рузвельта, а также анализ законодательных реформ того времени и определения их юридического значения для государства.
При написании работы мной были использованы труды и работы таких деятелей науки как Козенко Б.Д., Мальков В. Л., Тураханов Т.Х., Иванян Э. А., Крашенинникова Н.А., Жидков О. А. и др.
Причины и цели политики «нового курса»
Ф. Д. Рузвельта
Мировой экономический кризис
1929—1933 гг. с особой силой поразил
США, резко сократил объем производства,
привел к расстройству финансы, вызвал
повсеместное разорение и банкротство
промышленных, торговых и финансовых
фирм, массовую безработицу. За годы кризиса
прекратила существование пятая
часть всех банков США, каждый третий
рабочий был лишен работы, принудительно
распроданы за неуплату долгов и налогов
сотни тысяч фермерских хозяйств.
При отсутствии государственной
системы социальной защиты жертв
обрушившихся на страну экономических
бедствий кризис до предела обострил
социально-классовые
Первые попытки остановить волну банкротств путем государственного кредитования были предприняты в США в 1932 г. правительством Гувера. С этой целью была создана Национальная кредитная корпорация, преобразованная в начале 1932 г. в Реконструктивную финансовую корпорацию. Другая правительственная организация — Федеральное фермерское бюро — была призвана поддерживать уровень цен на сельскохозяйственную продукцию. Эти мероприятия потерпели полную неудачу1.
К началу 30-х гг. производство в стране снизилось наполовину, национальный доход на 48%, обанкротилось 40% банков, безработица достигла небывалого в истории этой страны размаха — безработным оказался каждый четвертый рабочий и служащий, разорившиеся вкладчики и маклеры нередко кончали жизнь самоубийством2. Безработные и бездомные заполонили пустыри в центре городов сарайными поселками, которые назвали гувервилями по имени президента Герберта Гувера.
Весной 1933 г., когда кризис достиг своего апогея, в президентской избирательной кампании победу одержал Франклин Делано Рузвельт, до этого дважды избиравшийся губернатором Нью-Йорка.
Ф. Рузвельт, дальновидный политик, понимавший необходимость радикальных мер для создания в стране эффективно действующего антикризисного механизма, проведения социальных реформ, способных приостановить развитие массового движения протеста в Америке по революционному пути.
Рузвельт при поддержке своих ближайших советников, получивших прозвище «мозговой трест», провел тщательную подготовку позитивной социальной программы, которая включала в себя вопросы реформирования административной и отчасти судебной власти, вопросы экономического планирования (здесь его советники отчасти учитывали результаты советского опыта планирования) и законодательного регулирования экономики по отраслям. В последнем разделе наблюдалось большое разнообразие — от проектирования строительства гидроэлектростанции с одновременным освоением речной долины в штате Теннесси до производства консервов.
Совокупность антикризисных мер, направленных на государственное регулирование американской экономики, разработанных правительством Рузвельта получила в истории США название «нового курса», основные реформы которого были проведены в период первых «ста дней» его президентства, когда Конгресс принял большое число законов, охватывающих все сферы социально-экономической и политической жизни страны.
Смысл политики «нового курса» был раскрыт Рузвельтом в речи перед избирателями: в виде элементов экономического планирования в целях «более справедливого распределения богатств и товаров и приспособления существенных элементов экономической организации к нуждам народа»3. Определенное влияние на советников Рузвельта оказало и несколько деформированное представление об успехах государственного регулирования хозяйства в СССР в годы первой пятилетки.
Провозглашенный «новый курс» сложился из целого ряда законодательных актов и административных мер. Часть их были рассчитаны только на выход из кризиса, часть — на перспективу. Но в целом они сформировали новую систему регулирования социально-хозяйственных отношений в рамках капиталистической экономики.
В «новом курсе» – и в этом его главное значение – прошли своеобразную экспериментальную проверку политика и практика государственного вмешательства в частно жэкономические отношения.
Эта программа не носила спонтанного характера, еще в 1928 г. Ф.Рузвельт, став губернатором от демократической партии в штате Нью-Йорк, сформулировал доктрину «ответственности государства за судьбы своих граждан»4. Эта доктрина нашла воплощение в радикальной по тем временам программе реформ, предложенных им легислатуре штата, включающей в себя помощь фермерам и фермерским кооперативам, контроль за рынком сельскохозяйственных продуктов, решительное улучшение рабочего законодательства, поддержку школ, здравоохранения и пр. Там же Ф. Рузвельт получил и первый опыт социального реформаторства, когда законодательным собранием штата был принят беспрецедентный по тем временам Закон о чрезвычайной помощи безработным и была создана в целях проведения этого закона в жизнь Временная администрация помощи. Опыт создания соответствующих государственных органов, гарантирующих проведение чрезвычайных законов в жизнь, неукоснительно использовался Рузвельтом и в дальнейшем.
Законодательные реформы Ф. Д. Рузвельта
Законодательство о стабилизации финансовой системы.
Одной из важнейших задач первого периода «нового курса» в 1933 г. была задача сохранения и по возможности укрепления финансово-экономической системы корпоративного капитала США, в сотрудничестве с которым Ф. Рузвельт видел единственный путь укрепления основ капиталистического строя. В целях сохранения политической стабильности требовалось и принятие незамедлительных мер социальной защиты населения.
Экономическая политика «нового курса» этого времени была направлена на восстановление полностью расстроенной банковско-финансовой системы. С этой целью на основании принятого Конгрессом Чрезвычайного банковского закона, предоставившего президенту широкие полномочия в финансовой сфере, был наложен временный арест на счета всех банков страны с целью их полной ревизии.
Чрезвычайным банковским законом от 9 марта 1933 г. президент получил право контролировать международные финансовые сделки, изымать золото из владения частных лиц. Прекращался размен банковских билетов на золото, устанавливался государственный контроль над золотым запасом банков. В итоге правительство перешло к декретированию золотого содержания доллара. На основании принятого в мае 1933 г. закона помощи сельскому хозяйству государственное казначейство получило право выпускать в определенных пределах не обеспечение золотом банкноты. Следом правительство осуществило девальвацию доллара (в январе 1934 г. на 14%). Количество банков было значительно сокращено на 1/5. Правительство установило жёсткие ограничения банковской деятельности. Законом Глосса-Стигалла (1933) банкам было запрещено совмещать депозитные и инвестиционные функции (для предотвращения спекулятивного и мошеннического вложения частных вкладов в ничем не обеспеченные проекты). Вводилось страхование государством частных банковских депозитов (на сумму до 5 тыс. долл.). Было проведено реформирование Федеральной Резервной системы (ФРС), основного органа правительственного участия в банковской деятельности. Закон 1933 г. предусмотрел страхование вкладов для всех банков — для федеральных банков это страхование стало обязательным, для банков штатов — добровольным. Закон устанавливал, что депозиты размером до 10 тыс. долл. должны страховаться на 100%, 50 тыс. долл. — на 75% и т. д. К началу 1934 г. около 80% всех банков США застраховали свои депозиты5.
В целях пресечения спекуляций вкладами, необоснованных предоставлений кредитов компаниям, владельцами акций которых выступали сами банки, были разделены депозитные и инвестиционные функции банков.
Правительство стремилось упорядочить и спекулятивную деятельность фондовых бирж, скандально процветавшую в предкризисный период. В развитие Закона 1933 г., в 1934 г. был принят Закон об обращении ценных бумаг, на основании которого была создана Федеральная комиссия по ценным бумагам и биржам (ФКЦББ). Закон 1934 г. предусматривал предоставление всем участникам рынка равных условий, гарантирующих свободный доступ к важнейшей информации о деятельности компаний. ФКЦББ была наделена правом регистрации всех ценных бумаг, выпускаемых в обращение.
По закону 1935 г. ФРС подчинялась совету управляющих, назначаемым президентом, и на нее возлагались полномочия по директивному определению суммы государственного резерва, т. е. в конечном счете ФРС устанавливала кредитный процент, облегчая или затрудняя доступ корпораций к кредиту.
На протяжении 1933-1934 гг. были приняты несколько актов по контролю за рынком ценных бумаг. Деятельность бирж, прежде всего фондовых, была подчинена определенным нормативам. Государственная комиссия по торговле акциями уполномочивалась регистрировать основные и дополнительные выпуски акций корпорация тем самым, разрешая или запрещая этот выпуск. Были разработаны жесткие правила деятельности для холдинговых компаний (т.е. прибыли которых основывались только на обладании акциями других предприятий).
Двумя крупнейшими по назначению законами правительству были даны полномочия регулировать путем административного вмешательства деятельность предпринимателей в основных отраслях хозяйства — промышленности и аграрном производстве.
После соответствующей проверки их кредитоспособности Министерство финансов подтвердило разрешение деятельности главным образом крупных банков (4507 национальных и 4517 штатных)6, что само по себе привело к притоку в них вкладов, пополненных новыми кредитами Реконструктивной финансовой корпорации. Огромное число мелких банков вынуждено было прекратить свое существование.
Вслед за этим был издан приказ президента об установлении полного контроля за золотом, находившимся в обращении. Экспорт золота был запрещен, обязательной сдаче резервным банкам, входящим в ФРС, подлежала вся золотая валюта граждан, превышающая 100 долл.
Ни один банк, кроме банков
ФРС, не имел право иметь Золотого
запаса, что гарантировалось
Информация о работе Новый курс Рузвельта. Юридические аспекты