Новизна явлений бунташного века во всех сферах жизни и их причины

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 13:08, контрольная работа

Краткое описание

Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме «Бунташного века» необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования. Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, интересом к теме: «Бунташный век» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость

Оглавление

Введение 3
Глава 1 Общество в России в XVII веке 5
Глава 2 Преодоление смуты 10
Глава 3 Старое и новое в жизни и в быту 16
Глава 4 Основные итоги развития государства и общества в XVII веке 24
Заключение 26
список литературы 28

Файлы: 1 файл

Бунташный век КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 120.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

     Контрольная работа

     По  отечественной историй

     На  тему: «Новизна явлений бунташного века во всех сферах жизни и их причины» 
 
 
 
 
 

                       Выполнила: 
                   
                   

                       Проверил: 
                   
                   
                   

     Барнаул

     2007

 

Содержание 

Введение 3

Глава 1 Общество в России в XVII веке 5

Глава 2 Преодоление смуты 10

Глава 3 Старое и новое в жизни и  в быту 16

Глава 4 Основные итоги развития государства  и общества в XVII веке 24

Заключение 26

список  литературы 28

 

введение 

     Представленная  работа посвящена теме «Бунташного века».

     Проблема  данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Тема «Бунташный век » изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики «Бунташного века».

     Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

     Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы определяют несомненную новизну данного  исследования.

     Дальнейшее  внимание к вопросу о проблеме «Бунташного века» необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования. Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, интересом к теме: «Бунташный век» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной  разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. Результаты  могут быть использованы для разработки методики анализа .Теоретическое значение изучения проблемы заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке  сразу нескольких научных дисциплин. Объектом данного исследования является анализ условий «Бунташного века».

     При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных  вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

      Цель  данной работы: исследование данного времени, последствий Смуты и новых явлений в жизни общества в 17м столетии.

     Теоретической основой данной работы послужили  базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры специализированных периодических изданий.

     При написании данной работы были использованы следующие методы: сбор, сортировка, анализ информации, построение выводов.

 

Глава 1  
Общество в России в XVII веке 

Если  сравнить то, чем открывался XVII век, и то, чем он завершился, то нельзя не поразиться происшедшим переменам. Иные границы, иные люди и идеи, иные, наконец, «стартовые возможности». Изменения столь существенны и значимы, что столетие в своей характеристике обретает еще один параметр: оно не только переходное, но и самодостаточное, самобытное. Видеть в событиях «бунташного столетия» лишь одно время предуготовления петровских реформ - значит заведомо обеднять прошлое.

Если  сравнить карты Русского государства  начала и концаXVII в., то прежде всего бросится в глаза территориальный рост государства. В продолжение столетия его площадь увеличилась с 5,4 млн. квадратных километров до 15 млн. Процесс территориального расширения шел чрезвычайно неравномерно. Основные приобретения пришлись на вторую четверть-середину столетия, когда русские землепроходцы в своем движении на восток, «встречь солнцу», достигли побережья Тихого океана.

Подавляющая часть обретенных земель была мало пригодна для земледелия, хотя «сходцы»-крестьяне  и здесь нашли районы для применения своего труда. Но главное богатство  Сибири того времени - пушнина. Подобно  золотым и серебряным рудникам Америки, ставшим фундаментом могущества испанских королей, «мягкое золото» Сибири обильно потекло в царскую казну, восполняя острую нехватку денежных средств для внутренних и внешних нужд.

Продвижение на юге и юго-востоке страны происходило  иначе. В бесконечных столкновениях в междуречье Волги - Дона — Днепра с крымскими татарами ратные люди шаг за шагом отвоевывали новые земли. Борьба шла с переменным успехом. Историки говорят о «сползании границы» - и этот термин точнее всего отражает особенности продвижения на этом направлении. Наиболее зримые успехи здесь были достигнуты в середине—второй половине века, по завершении строительства укрепленных засечных черт - Белгородской, Симбирской. В 40—50-е гг. переселенцы, двигаясь в южном и юго-западном направлении, даже перешагнули границы засечных черт. Интенсивной была народная и правительственная колонизация на юго-восточных направлениях - в районах Тамбова. В 70-е гг. поселения появились в бассейнах рек Хопра и Медведицы.

Не менее  притягательными стали зелии  Поволжья. «Подрайская землица», оказалась привлекательной и для простых земледельцев. Они массами, бросая насиженные места, устремлялись в Среднее Поволжье, Во второй половине столетия бесстрашная крестьянская деревенька в поисках черноземной нови перешагнула пределы Симбирской и даже Закамской черты и двинулась на юг и на юго-восток. В истории миграционных процессов XVII в. самым заметным явлением стал именно этот приток населения на юг.

На Западе важные перемены произошли в результате долгой и тяжелой войны с Речью Посполитой в 1654—67 гг. Ее итогом стало возвращение утраченных в Смуту русских земель и присоединение Левобережной Украины и Киева.

Стоит задуматься над последствиями бурного  роста страны в XVII в. В результате освоения новых районов в хозяйственный оборот были введены огромные массивы, и, прежде всего, черноземные земли юга, которым суждено было стать настоящей житницей России. При этом миграционные процессы и само освоение новоприсоединенных территорий свидетельствовали об устойчивости традиционного типа земледельческого производства и крестьянского хозяйства, последовательно воспроизводившегося на колонизуемых землях. Экономический прогресс поэтому выражался не столько в изменении типа хозяйствования, сколько в увеличении площади осваиваемых земель. Иными словами, рост территории по-прежнему стимулировал преимущественно экстенсивный путь развития народного хозяйства. Экстенсивный путь находился в тесной взаимосвязи с крепостничеством: именно такая форма хозяйственного принуждения оказалась в конце концов более адекватной развивающейся экономике.

Постоянное  расширение размеров страны оказывало  свое воздействие на характер разрешения социальных противоречий

Экономическое развитие средневековья было прямо связано с численностью народонаселения, с демографической ситуацией. В XVII столетии наблюдается следующая динамика роста населения:

конец XVI   в.  — около 7  млн.;

1640-е гг.- около 7 млн. (в неизменности цифр — влияние Смуты);

конец 70-х гг. — более 11 млн. человек   (включая   население   Сибири, Левобережной Украины с Киевом, Дона);

1719 г.  — примерно 15 млн. Таким  образом,  можно  говорить, что с середины  столетия наблюдается неуклонный  демографический рост, свидетельствующий  о стабилизации экономической  жизни. Однако  и здесь зачастую  случались сбои ритмов. Так, огромный урон нанесла эпидемия чумы, прокатившаяся по центральным районам в 1654—55 гг. и особенно больно ударившая по Москве. Число «убылых людей» повергло современников в ужас. В первую очередь урон понесли места большого скопления людей — монастыри и боярские усадьбы. Так, в Чудовом монастыре, по сообщениям 1655 г., живых старцев осталось 26, «умре» 82. Но здесь все еще совершали службы, тогда как Ивановский женский монастырь, где умерли почти все священники, дьяконы и старицы, совершенно обезлюдел. Не было привычной толчеи и в боярских усадьбах, обычно переполненных. Начался исход крестьян, холопов, всех недовольных на окраины государства - туда, где центральная власть была относительно слаба, а крепостничество еще не получило широкого распространения. Разрешение конфликта как бы на время откладывалось. Вместе с тем окраины становились очагами недовольства, местом скопления наиболее социально активных элементов общества. Не случайно многие социальные потрясения «бунташного столетия» зарождались именно на окраинах.

По средневековым  представлениям все общество делилось на большие и малые «чины» (от слова «чинить», «делать»), каждый из которых выполнял важную, общественно  необходимую функцию. Для понимания  происходивших в XVII в. социально-политических процессов необходимо учитывать это восприятие общественного мироустройства самими современниками. Оно нацеливало все слои и сословия не на рознь и противостояние, а на гармоничное, «угодное Богу» сосуществование. «Чин служилых людей» был призван защищать страну, за что духовенство радело о его спасении, а «черные», тягловые люди его содержали. «Чин молящихся» - духовенство - предуготовлял всем «царствие небесное», за что служилые люди его защищали, а крестьяне, ремесленники и торговцы кормили и одевали. Наконец, последние - земледельческий и торговый чин, - пребывая в непрестанных трудах, содержали всех. За это дворяне их защищали, а духовенство молилось о них. Подобный подход предопределял статус чина - совокупность тех прав и обязанностей, которые возлагались на ту или иную сословную группу. К высшим чинам относились те, которые были более всего «угодны Богу» и важны для функционирования общества, - духовенство и служилые люди. За это они освобождались от налогов и составляли привилегированное сословие. Больше того, такой взгляд на сословное мироустройство становился основанием для крепостнических устремлений дворянства, видевших в своем праве распоряжаться земледельцами справедливое воздаяние за их службу.

«Распределение» чинов в XVII в. было следующим:

в 1678 г. неподатные стой населения - служилые и приказные люди, духовенство - составляли около 7 % населения. Это, однако, не значит, что все эти 7 % населения владели  крепостными крестьянами и могли  быть причислены к феодалам. Понятие  «чин» не полностью совпадает с понятием «класс». Так, чин служилых людей делился на две большие группы - служилые люди по отечеству и «по прибору» (стрельцы, пушкари и т.д.), из которых только первые имели право на владение поместьями и вотчинами, т.е. выступали в роли светских феодалов. В 1678 г. дворян было около 70 тыс. человек.

К концу  столетия численность духовенства  достигла около 140 тыс. человек. Как  и в случае со служилыми людьми, духовенство делилось на группы, различные  в социальном и правовом отношении. Положение белого приходского духовенства существенно отличалось от положения черного духовенства и особенно высших церковных иерархов. Приходское духовенство жило в «миру», за счет получаемых с прихода доходов. Для черного монашества пропитание заключалось в доходах от эксплуатации монастырских крестьян. Деревнями и селами владели не только монастыри, но также высшее духовенство - патриарх, митрополиты, архиепископы и епископы. Все вместе они входили в разряд духовных феодалов.

Подавляющую часть населения составляли крестьяне. По переписи 1678 г. во владениях светских и духовных феодалов находилось 3.4 млн. человек мужского пола. Еще около 900 тыс. человек, занимавшихся сельским трудом, относились к так называемым черносошным крестьянам, которые несли повинности и службы в пользу государства. Таким образом, «земледельческий чин» включал в себя более 4 млн. человек мужского пола. Эта цифра совершенно несопоставима с количеством людей из другого разряда тяглового «черного» населения - посадскими людьми. Согласно переписи 1678 г. в городах насчитывалось 134 тыс. посадских человек.

Приведенные цифры очень красноречивы. Они  позволяют сделать несколько  выводов, чрезвычайно важных для  «диагностики» России в XVII в. Во-первых, перед нами земледельческая страна с очень скромной долей городского населения, которое и в начале, и в конце века составляет менее 4 %. Во-вторых, она была страной, окончательно вступившей на крепостнический путь. Крепостное крестьянство составляет более двух третей населения. Впрочем, последствия торжества крепостничества еще более весомы: перед нами общество, в котором состояние несвободы есть состояние нормы.

 

Глава 2  
Преодоление Смуты. 

Смута оставила тяжелое, прямо-таки катастрофическое наследие. Не случайно современники назвали  ее «всеконечным разорением». Откат произошел во всех областях. При том, что опустошительный ураган гражданской войны и интервенции с разной силой пронесся по стране, разорение было везде жесточайшим. Более всего пострадали западные, центральные и южные районы, менее - восток и северо-восток. Но даже и там, где «воровские люди» и пришельцы из-за рубежа - от запорожских казаков до шведов включительно -не успели налютоваться и пограбить, картина была безрадостная. Из-за гибели или бегства сельского населения огромные пространства пашни были заброшены. В послесмутных кадастровых описаниях - в дозорных и писцовых книгах - обычны строки о перелоге, поросшем «в кол, в жердь и в бревно». Количество крестьянских дворов в 20 уездах Замосковского края, принадлежащих такому крупному вотчиннику, как Троице-Сергиев монастырь, за двадцать лет (к 1614—16 гг.) сократилось в четыре раза, а размеры пашни - в 20 раз! А ведь Троицкий монастырь - хозяин рачительный, имевший немалые возможности для маневра и привлечения рабочих рук. Что же говорить о мелких помещиках, для которых бегство двух-трех крестьянских семей становилось настоящим бедствием, после которого на самом деле приходилось «скитаться меж дворов» и «кормиться Христовым именем».

Информация о работе Новизна явлений бунташного века во всех сферах жизни и их причины