Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 13:08, контрольная работа
Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме «Бунташного века» необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования. Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, интересом к теме: «Бунташный век» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость
Введение 3
Глава 1 Общество в России в XVII веке 5
Глава 2 Преодоление смуты 10
Глава 3 Старое и новое в жизни и в быту 16
Глава 4 Основные итоги развития государства и общества в XVII веке 24
Заключение 26
список литературы 28
Контрольная работа
По отечественной историй
На
тему: «Новизна явлений бунташного века
во всех сферах жизни и их причины»
Выполнила:
Проверил:
Барнаул
2007
Содержание
Введение 3
Глава 1 Общество в России в XVII веке 5
Глава 2 Преодоление смуты 10
Глава 3 Старое и новое в жизни и в быту 16
Глава 4 Основные итоги развития государства и общества в XVII веке 24
Заключение 26
список литературы 28
введение
Представленная работа посвящена теме «Бунташного века».
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Тема «Бунташный век » изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики «Бунташного века».
Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы определяют несомненную новизну данного исследования.
Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме «Бунташного века» необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования. Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, интересом к теме: «Бунташный век» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа .Теоретическое значение изучения проблемы заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин. Объектом данного исследования является анализ условий «Бунташного века».
При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Теоретической основой данной работы послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры специализированных периодических изданий.
При написании данной работы были использованы следующие методы: сбор, сортировка, анализ информации, построение выводов.
Глава 1
Общество в России в
XVII веке
Если сравнить то, чем открывался XVII век, и то, чем он завершился, то нельзя не поразиться происшедшим переменам. Иные границы, иные люди и идеи, иные, наконец, «стартовые возможности». Изменения столь существенны и значимы, что столетие в своей характеристике обретает еще один параметр: оно не только переходное, но и самодостаточное, самобытное. Видеть в событиях «бунташного столетия» лишь одно время предуготовления петровских реформ - значит заведомо обеднять прошлое.
Если сравнить карты Русского государства начала и концаXVII в., то прежде всего бросится в глаза территориальный рост государства. В продолжение столетия его площадь увеличилась с 5,4 млн. квадратных километров до 15 млн. Процесс территориального расширения шел чрезвычайно неравномерно. Основные приобретения пришлись на вторую четверть-середину столетия, когда русские землепроходцы в своем движении на восток, «встречь солнцу», достигли побережья Тихого океана.
Подавляющая часть обретенных земель была мало пригодна для земледелия, хотя «сходцы»-крестьяне и здесь нашли районы для применения своего труда. Но главное богатство Сибири того времени - пушнина. Подобно золотым и серебряным рудникам Америки, ставшим фундаментом могущества испанских королей, «мягкое золото» Сибири обильно потекло в царскую казну, восполняя острую нехватку денежных средств для внутренних и внешних нужд.
Продвижение на юге и юго-востоке страны происходило иначе. В бесконечных столкновениях в междуречье Волги - Дона — Днепра с крымскими татарами ратные люди шаг за шагом отвоевывали новые земли. Борьба шла с переменным успехом. Историки говорят о «сползании границы» - и этот термин точнее всего отражает особенности продвижения на этом направлении. Наиболее зримые успехи здесь были достигнуты в середине—второй половине века, по завершении строительства укрепленных засечных черт - Белгородской, Симбирской. В 40—50-е гг. переселенцы, двигаясь в южном и юго-западном направлении, даже перешагнули границы засечных черт. Интенсивной была народная и правительственная колонизация на юго-восточных направлениях - в районах Тамбова. В 70-е гг. поселения появились в бассейнах рек Хопра и Медведицы.
Не менее притягательными стали зелии Поволжья. «Подрайская землица», оказалась привлекательной и для простых земледельцев. Они массами, бросая насиженные места, устремлялись в Среднее Поволжье, Во второй половине столетия бесстрашная крестьянская деревенька в поисках черноземной нови перешагнула пределы Симбирской и даже Закамской черты и двинулась на юг и на юго-восток. В истории миграционных процессов XVII в. самым заметным явлением стал именно этот приток населения на юг.
На Западе важные перемены произошли в результате долгой и тяжелой войны с Речью Посполитой в 1654—67 гг. Ее итогом стало возвращение утраченных в Смуту русских земель и присоединение Левобережной Украины и Киева.
Стоит задуматься над последствиями бурного роста страны в XVII в. В результате освоения новых районов в хозяйственный оборот были введены огромные массивы, и, прежде всего, черноземные земли юга, которым суждено было стать настоящей житницей России. При этом миграционные процессы и само освоение новоприсоединенных территорий свидетельствовали об устойчивости традиционного типа земледельческого производства и крестьянского хозяйства, последовательно воспроизводившегося на колонизуемых землях. Экономический прогресс поэтому выражался не столько в изменении типа хозяйствования, сколько в увеличении площади осваиваемых земель. Иными словами, рост территории по-прежнему стимулировал преимущественно экстенсивный путь развития народного хозяйства. Экстенсивный путь находился в тесной взаимосвязи с крепостничеством: именно такая форма хозяйственного принуждения оказалась в конце концов более адекватной развивающейся экономике.
Постоянное расширение размеров страны оказывало свое воздействие на характер разрешения социальных противоречий
Экономическое развитие средневековья было прямо связано с численностью народонаселения, с демографической ситуацией. В XVII столетии наблюдается следующая динамика роста населения:
конец XVI в. — около 7 млн.;
1640-е гг.- около 7 млн. (в неизменности цифр — влияние Смуты);
конец 70-х гг. — более 11 млн. человек (включая население Сибири, Левобережной Украины с Киевом, Дона);
1719 г.
— примерно 15 млн. Таким образом,
можно говорить, что с середины
столетия наблюдается
По средневековым представлениям все общество делилось на большие и малые «чины» (от слова «чинить», «делать»), каждый из которых выполнял важную, общественно необходимую функцию. Для понимания происходивших в XVII в. социально-политических процессов необходимо учитывать это восприятие общественного мироустройства самими современниками. Оно нацеливало все слои и сословия не на рознь и противостояние, а на гармоничное, «угодное Богу» сосуществование. «Чин служилых людей» был призван защищать страну, за что духовенство радело о его спасении, а «черные», тягловые люди его содержали. «Чин молящихся» - духовенство - предуготовлял всем «царствие небесное», за что служилые люди его защищали, а крестьяне, ремесленники и торговцы кормили и одевали. Наконец, последние - земледельческий и торговый чин, - пребывая в непрестанных трудах, содержали всех. За это дворяне их защищали, а духовенство молилось о них. Подобный подход предопределял статус чина - совокупность тех прав и обязанностей, которые возлагались на ту или иную сословную группу. К высшим чинам относились те, которые были более всего «угодны Богу» и важны для функционирования общества, - духовенство и служилые люди. За это они освобождались от налогов и составляли привилегированное сословие. Больше того, такой взгляд на сословное мироустройство становился основанием для крепостнических устремлений дворянства, видевших в своем праве распоряжаться земледельцами справедливое воздаяние за их службу.
«Распределение» чинов в XVII в. было следующим:
в 1678 г.
неподатные стой населения - служилые
и приказные люди, духовенство - составляли
около 7 % населения. Это, однако, не значит,
что все эти 7 % населения владели
крепостными крестьянами и
К концу столетия численность духовенства достигла около 140 тыс. человек. Как и в случае со служилыми людьми, духовенство делилось на группы, различные в социальном и правовом отношении. Положение белого приходского духовенства существенно отличалось от положения черного духовенства и особенно высших церковных иерархов. Приходское духовенство жило в «миру», за счет получаемых с прихода доходов. Для черного монашества пропитание заключалось в доходах от эксплуатации монастырских крестьян. Деревнями и селами владели не только монастыри, но также высшее духовенство - патриарх, митрополиты, архиепископы и епископы. Все вместе они входили в разряд духовных феодалов.
Подавляющую часть населения составляли крестьяне. По переписи 1678 г. во владениях светских и духовных феодалов находилось 3.4 млн. человек мужского пола. Еще около 900 тыс. человек, занимавшихся сельским трудом, относились к так называемым черносошным крестьянам, которые несли повинности и службы в пользу государства. Таким образом, «земледельческий чин» включал в себя более 4 млн. человек мужского пола. Эта цифра совершенно несопоставима с количеством людей из другого разряда тяглового «черного» населения - посадскими людьми. Согласно переписи 1678 г. в городах насчитывалось 134 тыс. посадских человек.
Приведенные цифры очень красноречивы. Они позволяют сделать несколько выводов, чрезвычайно важных для «диагностики» России в XVII в. Во-первых, перед нами земледельческая страна с очень скромной долей городского населения, которое и в начале, и в конце века составляет менее 4 %. Во-вторых, она была страной, окончательно вступившей на крепостнический путь. Крепостное крестьянство составляет более двух третей населения. Впрочем, последствия торжества крепостничества еще более весомы: перед нами общество, в котором состояние несвободы есть состояние нормы.
Глава 2
Преодоление Смуты.
Смута оставила тяжелое, прямо-таки катастрофическое наследие. Не случайно современники назвали ее «всеконечным разорением». Откат произошел во всех областях. При том, что опустошительный ураган гражданской войны и интервенции с разной силой пронесся по стране, разорение было везде жесточайшим. Более всего пострадали западные, центральные и южные районы, менее - восток и северо-восток. Но даже и там, где «воровские люди» и пришельцы из-за рубежа - от запорожских казаков до шведов включительно -не успели налютоваться и пограбить, картина была безрадостная. Из-за гибели или бегства сельского населения огромные пространства пашни были заброшены. В послесмутных кадастровых описаниях - в дозорных и писцовых книгах - обычны строки о перелоге, поросшем «в кол, в жердь и в бревно». Количество крестьянских дворов в 20 уездах Замосковского края, принадлежащих такому крупному вотчиннику, как Троице-Сергиев монастырь, за двадцать лет (к 1614—16 гг.) сократилось в четыре раза, а размеры пашни - в 20 раз! А ведь Троицкий монастырь - хозяин рачительный, имевший немалые возможности для маневра и привлечения рабочих рук. Что же говорить о мелких помещиках, для которых бегство двух-трех крестьянских семей становилось настоящим бедствием, после которого на самом деле приходилось «скитаться меж дворов» и «кормиться Христовым именем».
Информация о работе Новизна явлений бунташного века во всех сферах жизни и их причины