Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:06, курсовая работа
Норманская теория-один из важнейших дискуссионных аспектов истории
Русского государства.Сама по себе эта теория является варварской по
отношению к нашей истории и к ее истокам в частности.Практически на
основе этой теории всей русской нации вменялась некая второстепен-
ность,вроде бы на достоверных фактах русскому народу приписывалась
С другой стороны, взаимодействие с
более развитыми цивилизациями
приводило к заимствованию
Следует учесть и то, что существование в Низовьях Волги мощного государственного образования - Хазарского каганата, защищало восточных славян от набегов кочевников, которые в предшествующие эпохи (гунны в IV -V вв., авары в VII в.) тормозили их развитие, мешали мирному труду и, в итоге, появлению “зародыша” государственности.
В советской исторической
науке долгое время приоритет
в формировании государства отдавался
внутренним социально-экономическим
процессам; некоторые современные
историки считают, что решающую роль
сыграли внешние факторы; однако,
представляется, что только взаимодействие
как внутренних, так и внешних
при недостаточной социально-
2. Основные этапы складывания древнерусского государства
В своем развитии древнерусское государство прошло ряд этапов. Рассмотрим их.
На первом этапе образования древнерусского государства (VIII-середина IХ вв.) происходит вызревание предпосылок, складывание межплеменных союзов и их центров - княжений, которые упоминаются у восточных авторов. К IХ в. восходит появление системы полюдья, т.е. сбора с общинников в пользу князя дани, которая в ту эпоху, скорее всего, носила еще добровольный характер и воспринималась как возмещение за военные и управленческие услуги.
На втором этапе (2-ая половина IХ - середина
Х в.) процесс складывания
Данные Повести временных лет. Летописец отмечает (под 862 годом), что славяне сумели изгнать варяг за море. Но вскоре между ними вспыхнула распря, “и пошел род на род и воевати почаша сами на ся”. (Скорее всего в летописи нашло отражение соперничество племенных союзов Севера и их знати между которой шла т.н. “борьба престижей”). В этих условиях, не желая отдавать первенство кому-либо из своих, славяне и финно -угры со словами: “Земля наша велика и обилна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидете княжить и володеть нами” решили обратиться к соседям-варягам, называвшимися русью, и их князю - Рюрику, с братьями Синеусом и Трувором. Приглашение было принято, Рюрик сел в Новгороде ( по другим сведениям - в Старой Ладоге), Синеус - в Белоозере, Трувор - в Изборске. Через два года после смерти братьев Рюрик стал править единолично. В 882 году его преемник князь Олег хитростью захватил Киев, убив правивиших там Аскольда и Дира - норманнов, ушедших ранее от Рюрика. После этого он освободил славянские племена от хазарской дани и подчинил своей власти.
Норманнская теория происхождения древнерусского государства. Эти летописные данные легли в основу т.н. “норманнской теории”, разработанной в ХVIII в. немецкими учеными на русской службе. Ее сторонники приписывали создание государства варягам, давшим ему и свое имя - “Русь”. Крайние норманисты делали вывод об извечной отсталости славян, якобы не способных к самостоятельному историческому творчеству.
Некоторые дореволюционные
и большинство советских
Так, академик Б.А. Рыбаков доказывал, что варяги появились в Восточной Европе тогда, когда Киевское государство (возникшее, якобы, в VI в.) уже сложилось и использовались лишь как наемная военная сила. Летописные сведения о мирном “призвании варягов” он считал поздней, вымышленной под влиянием политической коньюктуры, сложившейся в Киеве в эпоху правления Владимира Мономаха, вставкой. “Русь” же, по его мнению, - производное от реки Рось (правый приток Днепра южнее Киева).
Современные исследователи, преодолевая крайности норманизма и антинорманизма, пришли к следующим выводам: процесс складывания государства начался до варягов, сам факт их приглашения на княжение свидельствует о том, что эта форма власти была уже известна славянам; Рюрик - реальная историческая личность, будучи приглашенным в Новгород на роль арбитра и, может быть, защитника от “заморских варягов” (свеев), захватывает власть. Его появление в Новгороде (мирное или насильственное) никак не связано с зарождением государства; норманнская дружина, не обремененная местными традициями, активнее использует элемент насилия для сбора дани и объединения славянских племенных союзов, что, в определенной степени, ускоряет процесс складывания государства. Одновременно происходит консолидация местной княжеско- дружинной верхушки, ее интеграция с варяжскими дружинами и славянизация самих варягов; Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли и сведя воедино путь “из варяг в греки”, подвел экономическую базу под складывающееся государство; этноним “русь” северного происхождения. И хотя летопись относит ее к одному из норманнских племен, но, скорее всего, это собирательное имя ( от финского ruotsi - гребцы) под которым скрывалась не этническая, а этносоциальная группа, состоящая из представителей различных народов, занимающихся морским разбоем и торговлей. Тогда, с одной стороны, становится понятным распространение этого термина, уже не связанного с какой-либо этнической группой, среди восточных славян, а с другой - быстрая ассимиляция самих варягов, принявших к тому же местные языческие культы и не державшихся за своих богов.
В эпоху правления Олега (879-912 гг.) в его руках сосредоточилась власть над территорией от Ладоги до низовьев Днепра. Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с великим князем киевским. Его власть проявлялась в праве сбора дани со всех, входящих в это объединение племен. Олег, опираясь на мощь славяно-норманнских дружин и “воев” (вооруженных свободных общинников) совершает в 907 г. успешный поход на Византию. В результате был подписан выгодный для Руси договор, обеспечивающий ей право беспошлинной торговли. Новые уступки заключались в соглашении от 911 г.
Игорь (912 -945 гг.) стремился сохранить единство межплеменной федерации, а также защищал ее границы от появившихся грозных кочевников - печенегов. В 40-х годах он совершил два похода на Византию, нарушившую свои соглашения с Русью. В итоге, потерпев неудачу, он заключил в 944 г. менее выгодный договор, а в 945 г. во время полюдья в древлянской земле был убит за требование дани сверх обычной.
Третий, завершающий этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги.Отомстив древлянам за смерть своего мужа, она устанавливает фиксированную норму дани, а для ее сбора устраивает “погосты”, ставшие опорой княжеской власти на местах. Политика ее сына Святослава (964-972), прославившегося победой над Хазарией и походами на Дунай, закончившимися неудачей, требовала мобилизации значительных сил на внешние завоевания. Это несколько задержало внутреннее устроение русской земли.
Полная ликвидация племенных княжений происходит во время правления Владимира Святого (980-1015). Его первые шаги не обещали каких- либо качественных изменений. Так, в 981 г., продолжив политику расширения территории межплеменной федерации, он присоединяет к ней юго-западные (Галицию, Волынь) и западные (Полоцкую, Туровскую) земли.
Пытается он укрепить и языческую веру, а следовательно, свою власть. С этой целью создается пантеон из пяти основных богов во главе с Перуном, который особенно почитался среди княжеских дружинников. Но эта мера мало что изменила, и тогда Владимир идет на своеобразную “духовную революцию” сверху - вводит в 988 г. христианство. Эта монотеистическая по своей сути религия позволила вытеснить местные языческие культы и заложила духовную основу для складывающейся единой русской народности и древнерусского государства.
Следующим решительным шагом, завершающим
создание государства, становится заменаВладимиром пл
К концу Х века сложились основные признаки древнерусского государства: династическая (родовая) княжеская власть; простейший государственный аппарат в лице дружины и наместников князя; система данничества; территориальный принцип расселения, вытесняющий племенной; монотеистическая религия, усиливающая процесс сакрализации княжеской власти.
3.Особенности и историческое
значение образования
Суровость климатических условий
Восточной Европы, оторванность от
центров античной цивилизации задерживали
и замедляли процесс
Одной из особенностью древнерусского государства было то, что с самого своего начала оно было много этническим по составу. В дальнейшем это будет способствовать тому, что главными силами, обеспечивающими внутреннее единство, станут государство и православная религия.
Образование государства имело важное историческое значение для восточных славян. Оно создавало благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли, влияло и на формирование социальной структуры. Например, выполнение властных функций в более поздний период способствовало превращению князей и бояр в землевладельцев.
Благодаря образованию государства
формируется древнерусская
В рамках древнерусского государства происходит складывание единой древнерусской народности - основы трех восточнославянских народов: великорусского, украинского и белорусского.
Древнерусское государство в течение
веков после своего возникновения
отбивало “волны” кочевников, принимало
удар на себя, обеспечивая тем самым
благоприятные условия для
список литературы
1. Думин С.В., Турилов А.А. “Откуда есть пошла Русская земля?” // История Отечества: люди, идеи, решения: Очерки истории России IХ - нач. ХХ в. М.,1991.
2. Кирпичников А.Н., Дубов И.В., Лебедев Г.С. Русь и варяги: Русско - скандинавские отношения домонгольского времени // Славяне и скандинавы. М., 1986.
3. Ловмянский Л.А. Русь и норманны. М., 1985.
4. Новосельцев А.П. Образование Древнерусского государства и его первый правитель.// Вопросы истории, 1991, №2.
5. Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IХ-ХI веков. Смоленск, 1995.
6. Рыбаков Б.А. Язычество
7. Седов В.В. Восточные славяне в VI-ХIII вв. М., 1982.
8. Фроянов И.Я. Исторические реалии в летописном сказании о призвании варягов// Вопросы истории.1991, №6.
9. Энциклопедия для детей. т. 5.ч.1. История России. От древних славян до Петра Великого. М.,1995.
10. Хрестоматия по истории России. Т.1. С древнейших времен до ХVII века. М.,1994.
1: Арциховский А.В. Археологические
данные о возникновении
в Суздальской и Смоленской земле.М.:ПИДО,1934.N 11-12. 2:Голубева Л.А.
Весь,славяне и скандинавы в X-XI веках - В кн.:Финно-угры и славя-
не.Л.,1981. 3:Греков Б.Д. О роли варягов в истории Руси //Новое вре-
мя,1947, N 30. 4:Коган С. Путь из варяг в греки. //Вопросы геогра-
фии,1950,N 20. 5:Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной Европе.
Л.,1979. 6:Ловмянский Х. Русь и норманны. М.:Прогресс,1985. 7:Мавродин
В.В. Образование Древнерусского государства. Л.,1945. 8:Пархоменко
В.А. Из древнейшей истории восточного славянства.-ИОРЯС,1922,т.23.
9:Пархоменко В.А. К
вопросу о "норманнском
Руси. // ИМ,1938, N 4. 10:Пресняков А.Е. Вильгельм Томсен о древнейшем
периоде русской истории.-В кн.:Памяти Вильгельма Томсе-
на.-Л.,1928,С.46. 11:Равдоникас В.И. О возникновении феодализма в лес-
ной полосе Восточной Европы по археологическим данным.М.:ИГА-
ИМК,1934,вып.103. 12: Рыбаков Б.А. Варяги.Норманнская теория.История
СССР,первая серия,т.1,М.,1966. 13:Рыдзевская Е.А. К варяжскому вопро-
су.Местные названия скандинавского происхождения в связи с вопросом о
варягах на Руси.М.:ИАН СССР,1934,N 7-8. 14:Шаскольский И.П. Норманн-
ская теория в современной буржуазной науке.М.-Л.,1965. 15:Юшков С.В.
Общественно-политический строй
и право Киевского государства.