Норманская теория

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:06, курсовая работа

Краткое описание

Норманская теория-один из важнейших дискуссионных аспектов истории
Русского государства.Сама по себе эта теория является варварской по
отношению к нашей истории и к ее истокам в частности.Практически на
основе этой теории всей русской нации вменялась некая второстепен-
ность,вроде бы на достоверных фактах русскому народу приписывалась

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 71.91 Кб (Скачать)

С другой стороны, взаимодействие с  более развитыми цивилизациями  приводило к заимствованию некоторых  общественно-политических форм их жизни. Не случайно долгое время великие  князья на Руси назывались по примеру  Хазарского каганата - хаканами (каганами). Подлинным же эталоном государственно-политического устройства долгое время считалась Византийская империя.

Следует учесть и то, что существование  в Низовьях Волги мощного государственного образования - Хазарского каганата, защищало восточных славян от набегов кочевников, которые в предшествующие эпохи (гунны в IV -V вв., авары в VII в.) тормозили их развитие, мешали мирному труду и, в итоге, появлению “зародыша” государственности.

В советской исторической науке долгое время приоритет  в формировании государства отдавался  внутренним социально-экономическим  процессам; некоторые современные  историки считают, что решающую роль сыграли внешние факторы; однако, представляется, что только взаимодействие как внутренних, так и внешних  при недостаточной социально-экономической  зрелости восточнославянского общества могло привести к тому историческому прорыву, который произошел в славянском мире в IХ-Х вв.

2. Основные этапы складывания  древнерусского государства

В своем развитии древнерусское  государство прошло ряд этапов. Рассмотрим их.

На первом этапе образования  древнерусского государства (VIII-середина IХ вв.) происходит вызревание предпосылок, складывание межплеменных союзов и  их центров - княжений, которые упоминаются  у восточных авторов. К IХ в. восходит появление системы полюдья, т.е. сбора  с общинников в пользу князя дани, которая в ту эпоху, скорее всего, носила еще добровольный характер и  воспринималась как возмещение за военные  и управленческие услуги.

На втором этапе (2-ая половина IХ - середина Х в.) процесс складывания государства  ускоряется во многом благодаря активному  вмешательству внешних сил - хазар  и норманнов (варягов). ПВЛ говорит  о набегах воинственных обитателей Северной Европы, вынудивших ильменских словен, кривичей и финно-угорские племена чуди и веси платить дань. На Юге же хазары собирали дань с полян, северян, радимичей и вятичей.

Данные Повести  временных лет. Летописец отмечает (под 862 годом), что славяне сумели изгнать варяг за море. Но вскоре между ними вспыхнула распря, “и пошел род на род и воевати почаша сами на ся”. (Скорее всего в летописи нашло отражение соперничество племенных союзов Севера и их знати между которой шла т.н. “борьба престижей”). В этих условиях, не желая отдавать первенство кому-либо из своих, славяне и финно -угры со словами: “Земля наша велика и обилна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидете княжить и володеть нами” решили обратиться к соседям-варягам, называвшимися русью, и их князю - Рюрику, с братьями Синеусом и Трувором. Приглашение было принято, Рюрик сел в Новгороде ( по другим сведениям - в Старой Ладоге), Синеус - в Белоозере, Трувор - в Изборске. Через два года после смерти братьев Рюрик стал править единолично. В 882 году его преемник князь Олег хитростью захватил Киев, убив правивиших там Аскольда и Дира - норманнов, ушедших ранее от Рюрика. После этого он освободил славянские племена от хазарской дани и подчинил своей власти.

Норманнская теория происхождения древнерусского государства. Эти летописные данные легли в основу т.н. “норманнской теории”, разработанной в ХVIII в. немецкими учеными на русской службе. Ее сторонники приписывали создание государства варягам, давшим ему и свое имя - “Русь”. Крайние норманисты делали вывод об извечной отсталости славян, якобы не способных к самостоятельному историческому творчеству.

Некоторые дореволюционные  и большинство советских историков, правда, с разных методологических позиций, оспаривали эту теорию.

Так, академик Б.А. Рыбаков  доказывал, что варяги появились  в Восточной Европе тогда, когда  Киевское государство (возникшее, якобы, в VI в.) уже сложилось и использовались лишь как наемная военная сила. Летописные сведения о мирном “призвании варягов” он считал поздней, вымышленной  под влиянием политической коньюктуры, сложившейся в Киеве в эпоху правления Владимира Мономаха, вставкой. “Русь” же, по его мнению, - производное от реки Рось (правый приток Днепра южнее Киева).

Современные исследователи, преодолевая  крайности норманизма и антинорманизма, пришли к следующим выводам: процесс складывания государства начался до варягов, сам факт их приглашения на княжение свидельствует о том, что эта форма власти была уже известна славянам; Рюрик - реальная историческая личность, будучи приглашенным в Новгород на роль арбитра и, может быть, защитника от “заморских варягов” (свеев), захватывает власть. Его появление в Новгороде (мирное или насильственное) никак не связано с зарождением государства; норманнская дружина, не обремененная местными традициями, активнее использует элемент насилия для сбора дани и объединения славянских племенных союзов, что, в определенной степени, ускоряет процесс складывания государства. Одновременно происходит консолидация местной княжеско- дружинной верхушки, ее интеграция с варяжскими дружинами и славянизация самих варягов; Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли и сведя воедино путь “из варяг в греки”, подвел экономическую базу под складывающееся государство; этноним “русь” северного происхождения. И хотя летопись относит ее к одному из норманнских племен, но, скорее всего, это собирательное имя ( от финского ruotsi - гребцы) под которым скрывалась не этническая, а этносоциальная группа, состоящая из представителей различных народов, занимающихся морским разбоем и торговлей. Тогда, с одной стороны, становится понятным распространение этого термина, уже не связанного с какой-либо этнической группой, среди восточных славян, а с другой - быстрая ассимиляция самих варягов, принявших к тому же местные языческие культы и не державшихся за своих богов.

В эпоху правления Олега (879-912 гг.) в его руках сосредоточилась власть над территорией от Ладоги до низовьев Днепра. Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с великим князем киевским. Его власть проявлялась в праве сбора дани со всех, входящих в это объединение племен. Олег, опираясь на мощь славяно-норманнских дружин и “воев” (вооруженных свободных общинников) совершает в 907 г. успешный поход на Византию. В результате был подписан выгодный для Руси договор, обеспечивающий ей право беспошлинной торговли. Новые уступки заключались в соглашении от 911 г.

Игорь (912 -945 гг.) стремился сохранить единство межплеменной федерации, а также защищал ее границы от появившихся грозных кочевников - печенегов. В 40-х годах он совершил два похода на Византию, нарушившую свои соглашения с Русью. В итоге, потерпев неудачу, он заключил в 944 г. менее выгодный договор, а в 945 г. во время полюдья в древлянской земле был убит за требование дани сверх обычной.

Третий, завершающий этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги.Отомстив древлянам за смерть своего мужа, она устанавливает фиксированную норму дани, а для ее сбора устраивает “погосты”, ставшие опорой княжеской власти на местах. Политика ее сына Святослава (964-972), прославившегося победой над Хазарией и походами на Дунай, закончившимися неудачей, требовала мобилизации значительных сил на внешние завоевания. Это несколько задержало внутреннее устроение русской земли.

Полная ликвидация племенных княжений происходит во время правления Владимира Святого (980-1015). Его первые шаги не обещали каких- либо качественных изменений. Так, в 981 г., продолжив политику расширения территории межплеменной федерации, он присоединяет к ней юго-западные (Галицию, Волынь) и западные (Полоцкую, Туровскую) земли.

Пытается он укрепить и языческую веру, а следовательно, свою власть. С этой целью создается пантеон из пяти основных богов во главе с Перуном, который особенно почитался среди княжеских дружинников. Но эта мера мало что изменила, и тогда Владимир идет на своеобразную “духовную революцию” сверху - вводит в 988 г. христианство. Эта монотеистическая по своей сути религия позволила вытеснить местные языческие культы и заложила духовную основу для складывающейся единой русской народности и древнерусского государства.

Следующим решительным шагом, завершающим  создание государства, становится заменаВладимиром племенных князей своими сыновьями, призванными защищать новую веру и укрепить власть киевского князя на местах. Тем самым он превратил Русскую землю во владение рода Рюриковичей. Укрепление власти дало ему возможность организовать население всей страны для создания мощных оборонительных рубежей на южных границах и переселить сюда часть словен, кривичей, чуди и вятичей. Сам великий князь, если вспомнить былины, начинает восприниматься народным сознанием не как воин - защитник, а как глава государства, организующий охрану его рубежей.

К концу Х века сложились основные признаки древнерусского государства: династическая (родовая) княжеская  власть; простейший государственный  аппарат в лице дружины и наместников  князя; система данничества; территориальный принцип расселения, вытесняющий племенной; монотеистическая религия, усиливающая процесс сакрализации княжеской власти.

3.Особенности и историческое  значение образования государства  восточных славян

Суровость климатических условий  Восточной Европы, оторванность от центров античной цивилизации задерживали  и замедляли процесс складывания  государства у восточных славян. Оно формировалось в результате сложного взаимодействия внутренних и  внешних факторов, что и позволило  ему появиться, основываясь лишь на одной общинной основе. Германские же племена, восприняв достижения римской  цивилизации, раньше и быстрее подошли  к государственным формам организации  общественной жизни.

Одной из особенностью древнерусского государства было то, что с самого своего начала оно было много этническим по составу. В дальнейшем это будет  способствовать тому, что главными силами, обеспечивающими внутреннее единство, станут государство и православная религия.

Образование государства имело  важное историческое значение для восточных  славян. Оно создавало благоприятные  условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли, влияло и  на формирование социальной структуры. Например, выполнение властных функций  в более поздний период способствовало превращению князей и бояр в землевладельцев.

Благодаря образованию государства  формируется древнерусская культура, складывается единая идеологическая система  общества.

В рамках древнерусского государства  происходит складывание единой древнерусской  народности - основы трех восточнославянских народов: великорусского, украинского  и белорусского.

Древнерусское государство в течение  веков после своего возникновения  отбивало “волны” кочевников, принимало  удар на себя, обеспечивая тем самым  благоприятные условия для развития европейской цивилизации. С другой стороны, Русь стала своеобразным мостом, через который совершался культурный и торговый обмен между Западом  и Востоком. Однако межцивилизационное положение Руси во многом будет влиять на ее собственный путь развития, вызывая внутренние противоречия, углубляя социокультурный раскол.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 список литературы

1. Думин С.В., Турилов А.А. “Откуда есть пошла Русская земля?” // История Отечества: люди, идеи, решения: Очерки истории России IХ - нач. ХХ в. М.,1991.

2. Кирпичников А.Н., Дубов И.В., Лебедев  Г.С. Русь и варяги: Русско - скандинавские отношения домонгольского времени // Славяне и скандинавы. М., 1986.

3. Ловмянский Л.А. Русь и норманны. М., 1985.

4. Новосельцев А.П. Образование  Древнерусского государства и  его первый правитель.// Вопросы  истории, 1991, №2.

5. Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IХ-ХI веков. Смоленск, 1995.

6. Рыбаков Б.А. Язычество древних  славян. М., 1981.

7. Седов В.В. Восточные славяне  в VI-ХIII вв. М., 1982.

8. Фроянов И.Я. Исторические реалии в летописном сказании о призвании варягов// Вопросы истории.1991, №6.

9. Энциклопедия для детей. т. 5.ч.1. История России. От древних  славян до Петра Великого. М.,1995.

10. Хрестоматия по истории России. Т.1. С древнейших времен до  ХVII века. М.,1994.

1: Арциховский А.В.  Археологические  данные о возникновении феодализма

в Суздальской и Смоленской земле.М.:ПИДО,1934.N 11-12. 2:Голубева Л.А.

Весь,славяне  и скандинавы  в X-XI веках - В кн.:Финно-угры и славя-

не.Л.,1981.  3:Греков Б.Д.  О роли варягов в истории Руси //Новое вре-

мя,1947,  N 30.  4:Коган С.  Путь из варяг в греки.  //Вопросы  геогра-

фии,1950,N 20.  5:Лебедев Г.  С.  Эпоха викингов  в  Северной  Европе.

Л.,1979. 6:Ловмянский Х. Русь и  норманны. М.:Прогресс,1985. 7:Мавродин

В.В.  Образование Древнерусского  государства.  Л.,1945.  8:Пархоменко

В.А.  Из  древнейшей  истории  восточного славянства.-ИОРЯС,1922,т.23.

9:Пархоменко В.А.  К  вопросу о "норманнском завоевании  и происхождении

Руси. // ИМ,1938, N 4. 10:Пресняков  А.Е. Вильгельм Томсен о древнейшем

периоде    русской    истории.-В    кн.:Памяти    Вильгельма    Томсе-

на.-Л.,1928,С.46. 11:Равдоникас В.И. О возникновении феодализма в  лес-

ной  полосе  Восточной  Европы   по   археологическим   данным.М.:ИГА-

ИМК,1934,вып.103.  12:  Рыбаков  Б.А. Варяги.Норманнская теория.История

СССР,первая серия,т.1,М.,1966.  13:Рыдзевская Е.А. К варяжскому вопро-

су.Местные  названия скандинавского происхождения в связи с вопросом о

варягах на Руси.М.:ИАН СССР,1934,N 7-8.  14:Шаскольский И.П.  Норманн-

ская  теория в современной буржуазной науке.М.-Л.,1965.  15:Юшков С.В.

Общественно-политический строй  и право Киевского государства.М.,1949.


Информация о работе Норманская теория