Начало процесса модернизации стран Востока в XIX – начале XX веков (на примере Японии, Индии и Китая)

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

Страны Европы, осуществив модернизацию, получили огромные преимущества по сравнению с остальным миром, который основывался на принципах традиционализма. Это преимущество сказалось и на военном потенциале. Поэтому вслед за эпохой Великих географических открытий, связанных в основном с разведывательными экспедициями, уже в ХII-ХIII веках началась колониальная экспансия на Восток наиболее развитых стран Европы. Традиционные цивилизации в силу отсталости своего развития были не способны противостоять этой экспансии и превращались в легкую добычу своих более сильных противников.

Файлы: 1 файл

КСР по Азии и Африке.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

В публикациях Фын  Гуйфэня (1809—1875), известного педагога и исследователя своего времени, была поставлена проблема взаимосвязи  конфуцианской традиции и новых  веяний, связанных с приобщением  Китая к западным ценностям. Надо отметить, что постановка вопроса о восприятии достижений чуждой культуры была революцией для китайского сознания.

Субъективно цели сторонников  «самоусиления» состояли в укреплении, в первую очередь, военного потенциала Китая, что должно было явиться главным условием подавления внутренней смуты, оказания достойного сопротивления иностранным державам и укрепления пошатнувшейся власти цинской династии. Однако вскоре сторонники курса реформ вполне естественно пришли к выводу о необходимости осуществить не только переподготовку войск, но и их перевооружение, а для этого необходимо было наладить собственное производство современных видов оружия. В одном из меморандумов князя Гуна говорилось: «При всестороннем исследовании политики самоусиления становится очевидным, что главным в ней является подготовка войск, а подготовку войск, в свою очередь, необходимо начинать с производства оружия».

Важнейшей составляющей «самоусиления» Китая явилась модернизация китайской промышленности. В этой связи наиболее актуальны и сложны проблемы развития капитализма в Китае во второй половине XIX в.

Итак, к концу XIX в. Цинская империя стала приобретать внешние атрибуты «цивилизованного» государства – флаг, ордена, говорящих по-французски дипломатов. Иностранцы восхищались чистотой военно-морских арсеналов и строевой подготовкой солдат новых войск. Однако все эти нововведения почти не затронули основ духовной и материальной культуры китайцев, не изменили политической и правовой системы. Реформы слабо затрагивали поземельные отношения или кредитно-финансовую систему. Ограниченность политики «самоусиления», неспособность с её помощью решить стоящие перед государством и обществом задачи обнаружились уже в середине 90-х гг. XIX в., во время войны с Японией.

Политика «самоусиления»,  несмотря на определённые успехи и достижения, в конечном счёте закончилась провалом. Тем не менее, это был важный этап на пути модернизации экономики и реформирования страны, на пути становления нового Китая.

Провал политики «самоусиления» вызвал у части китайского общества потребность в проведении более радикальных реформ. Толчком к новому «движению за реформы» послужило подписание позорного для Китая Симоносекского мирного договора с Японией в 1895 г.

Идеологом политики «сто дней реформ» явился Канн Ювэй. Будучи классическим китайским учёным, обоснование и содержание реформ он строил на конфуцианских основах. Кан Ювэй был против революции, национализма и буржуазно-демократических ценностей. Он полагал, что Китай может возродиться лишь путём единения всего общества, и выдвинул лозунг «единство маньчжуров и китайцев, монарха и народа». Кроме того, Кан Ювэй начал движение за национальную конфуцианскую религию, которая могла бы объединить китайцев перед лицом экспансии западного христианства и ислама. Относительно иностранного опыта, идеологи «ста дней реформ» сохранили политику «самоусиления».

Неудачная война с  Японией вызвала патриотических и антиправительственных настроений. Многие молодые учёные и чиновники  полагали, что лишь реформы позволят возродить страну, поднять её престиж на мировой арене. Подписание в апреле Симоносекского договора, фактической капитуляции перед Японией, подтолкнуло реформаторов к более активным действиям. В 1895 г. было создано «Общество распространения знаний», объединившее реформаторов и сочувствующих им иностранцев.

Другой движущей силой, подготовившей и поддержавшей политику «ста дней реформ», стали китайцы, получившие образование на Западе.

11 июня 1898 г. император  Гуансюй издал эдикт «О планах  государства», который и положил начало кратковременному периоду, известному как «сто дней реформ». Он продолжался 103 дня, до 21 сентября 1898г. Среди указов императора можно выделить распоряжения о реформах в сфере образования и государственного аппарата, а также мероприятия, направленные на развитие экономики и финансов.

Реформаторы не предполагали изменить государственное устройство. Кан Ювэй был противником парламентских  институтов, он предлагал создать  при императоре лишь законодательный  комитет из 20 учёных и сановников.

В сентябре 1898 г. реформаторы  подготовили план убийства Жун Лу, Цыси и её сторонников, однако эта  попытка ликвидации власти привела  к разгрому реформаторов и политика «ста дней реформ» закончилась провалом. После 1900 г. реформаторское движение окончательно пришло в упадок и потеряло идейное и организационное единство.

С 1901 г. руководство Китая  начинает проводить так называемую «новую политику» (синьчжэн). Необходимость  её вызывалась внутренними проблемами, незавершённостью предыдущих реформ и  провалом попытки руководства страны сделать ставку на консервативно-патриотические силы. Новые реформы в Китае в начале XX в. начались под прямым давлением иностранных держав, оккупировавших в 1900 г. Пекин.

Модернизация страны была невозможна без коренных преобразований в сфере образования. Уже в 1901 г. было объявлено о введении новой школы 3-х ступеней. В программу обучения кроме классической китайской философии вошли новые предметы. Реформа образования имела далеко идущие последствия. Отмена экзаменационной системы ликвидировала традиционную сословную структуру Китая и подрывала идеологическую базу традиционного китайского общества и государства.

Важнейшей составляющей «новой политики» были реформы в  области права и судопроизводства. Они также проводились с целью усиления страны и возвращения полного суверенитета (в 1902-1903 гг. Япония, Англия и США при заключении с Китаем торговых договоров пообещали отказаться от прав экстерриториальности при условии преобразования судебной системы по европейскому образцу, однако и после создания новых судов иностранцы не отказались от данных прав). В 1902 г. было введено равенство между маньчжурами и китайцами, а также был отменён закон, запрещавший браки между ними.

Не могли реформы  обойти стороной и армию. В 1904 г. императором утверждён устав о переустройстве вооружённых сил. Кроме национальной армии военная реформа предполагала формирование провинциальных войск (сюньфандуй).

В рамках «новой политики»  проводился курс на «поощрение промышленности и торговли». За время данной политики в Китае было открыто 400 фабрик и шахт, принадлежавших китайским предпринимателям. Однако китайский рынок в начале XX в. контролировался в основном иностранными компаниями.

Логическим завершением  «новой политики» стало принятие программы конституционных преобразований и подготовка к созыву парламента. В 1905-1907 гг. в Европу и Америку были направлены специальная комиссия, а также некоторые известные деятели для изучения государственного устройства и конституций разных стран. 1 сентября 1906 г. был обнародован императорский указ о подготовке страны к введению Конституции.

Таким образом, реформы  «новой политики» были довольно радикальными, вплоть до отказа от основных принципов  «конфуцианского государства и  общества». Однако слабая проработка реформ, плохая управляемость империей, инертность Китая не позволили достичь видимых результатов в деле улучшения социально-экономической и политической ситуации в стране. Это в конечном счёте привело к провалу «новой политики», к неудаче всех попыток модернизации страны путём реформ сверху.

Модернизация  государственного строя и социальных отношений в странах Востока  началась в XIX в. Она проходила принудительно: в результате прямого воздействия колонизаторов в колониальных странах и при косвенном давлении того же колониализма в странах, отчасти сохранивших свою независимость. Она совершалась с большими трудностями, испытывала поражения и откаты, вызывала мощные волны традиционализма и реакции. Задачи модернизации восточных обществ не были решены фактически ни в одной из стран. Даже Япония, которой удались многие реформы, вынуждена была в XX в. пройти еще один тур модернизации государственного строя и социальных отношений, равнозначный революции. Всем странам Востока в XX в. выпали на долю большие испытания, связанные с нерешенностью проблем их вхождения на равных в современный мир.

 




Информация о работе Начало процесса модернизации стран Востока в XIX – начале XX веков (на примере Японии, Индии и Китая)