Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:11, курсовая работа
Страны Европы, осуществив модернизацию, получили огромные преимущества по сравнению с остальным миром, который основывался на принципах традиционализма. Это преимущество сказалось и на военном потенциале. Поэтому вслед за эпохой Великих географических открытий, связанных в основном с разведывательными экспедициями, уже в ХII-ХIII веках началась колониальная экспансия на Восток наиболее развитых стран Европы. Традиционные цивилизации в силу отсталости своего развития были не способны противостоять этой экспансии и превращались в легкую добычу своих более сильных противников.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Начало процесса модернизации стран Востока
в XIX – начале XX веков
(на примере Японии, Индии и Китая)
Группа № 1
Штымак Кристина
Минск
2011
Страны Европы, осуществив модернизацию, получили огромные преимущества по сравнению с остальным миром, который основывался на принципах традиционализма. Это преимущество сказалось и на военном потенциале. Поэтому вслед за эпохой Великих географических открытий, связанных в основном с разведывательными экспедициями, уже в ХII-ХIII веках началась колониальная экспансия на Восток наиболее развитых стран Европы. Традиционные цивилизации в силу отсталости своего развития были не способны противостоять этой экспансии и превращались в легкую добычу своих более сильных противников.
Таким образом, в XIX веке практически все страны Востока попали в ту или иную форму зависимости от наиболее сильных капиталистических стран, превратившись их в свои колонии или полуколонии. Для западных стран колонии являлись источником сырья, финансовых средств, рабочей силы, а также рынками сбыта. Эксплуатация колоний западными метрополиями носила жесточайший, хищнический характер. Ценой беспощадной эксплуатации и грабежа создавалось богатство западных метрополий, поддерживался относительно высокий уровень жизни их населения.
Первоначально европейские страны не привносили в колонии свойственной им политической культуры и социально-экономических отношений. Сталкиваясь с древними цивилизациями Востока, которые давно выработали собственные традиции культуры и государственности, завоеватели добивались, прежде всего, их экономического подчинения.
Многие последствия колонизации были негативными. Осуществлялся грабеж национальных богатств, беспощадная эксплуатация местного населения и бедных колонистов. Торговые компании завозили на захваченные территории товары массового потребления и продавали их по высоким ценам. Из колониальных стран, напротив, вывозилось ценное сырье, золото и серебро. Под натиском товаров из метрополий постепенно разрушались традиционные формы быта и системы ценностей, слабо развивалось традиционное восточное ремесло.
Вместе с тем, восточные цивилизации все больше втягивались в новую систему мировых связей и попадали под влияние западной цивилизации. Постепенно происходило усвоение западных идей и политических институтов, создание капиталистической экономической инфраструктуры. Под влиянием этих процессов происходит реформирование традиционных восточных цивилизаций.
Наступление колониализма и воздействие на страны Востока западной буржуазной цивилизации вызвали в них различную реакцию. Развернулись традиционалистские восстания, направленные как непосредственно против конкретной колониальной державы, так и против той ломки традиционных основ жизни, которая была вызвана косвенным влиянием колониальной политики в целом. К таким движениям можно отнести восстание Дипонегоро на Яве, бабидские восстания в Иране, сипайское восстание в Индии, тайпинское восстание и восстание ихэтуаней в Китае, движение падри, а затем Ачехскую войну на Суматре и множество других форм вооруженного сопротивления. Вместе с тем западное проникновение, обострив внутренние противоречия в обществе, способствовало усилению социального антагонизма.
Интеллектуальная элита стран Востока стала искать пути к духовному возрождению своих народов в новых условиях.
Наконец, господствующая прослойка стран, оставшихся более или менее независимыми, пыталась провести реформы армии, управления, государственных институтов, социальных отношений и системы образования, с тем чтобы противостоять натиску Запада. В некоторых случаях их можно даже назвать «революцией сверху».
В востоковедной литературе утвердилось представление о том, что реформы на Востоке начинались с перестройки армии или во имя ее. В действительности реформирование армии было частью более широкого социально-политического и правового переустройства общества. С конца XVIII в. правящие круги феодально-бюрократических государств стали постепенно осознавать гибельные последствия охватившего их государства глубокого социально-политического кризиса. Чувство опасности усугублялось военными поражениями некогда непобедимых армий. Превосходство европейцев на поле боя убедило правящие группировки в необходимости обратиться к изучению политических и культурных достижений Запада, чтобы перенести их на почву своих государств. Например, китайский император Гуансюй (Цзайтянь) перед началом «Ста дней реформ» пожелал ознакомиться с историей государственных реформ нового времени, заказав инициатору преобразований Кан Ювэю составить записки о деятельности российского императора Петра Великого, о преобразованиях, осуществленных в Японии, Франции и Англии, а также о пагубных последствиях неудачи реформ в Польше, завершившихся ее разделом, и в Турции в связи с отменой конституции Абдул-Хамидом II.
Несмотря на то, что в ходе реформ восточные правители и их окружение заимствовали некоторые современные им европейские институты (прусскую конституцию - в Японии, принципы организации Национального собрания Франции - в Османской империи),в целом в своей реформаторской деятельности они повторили, хотя и в интерпретации собственной культуры, опыт преобразований европейских абсолютистских монархий XVIII в.
Надо сказать, что в самой Европе понятие «реформа» (от лат. reformatio) вошло в политический лексикон, как и большинство современных социально-политических терминов, не ранее середины XVII в. и с ним ассоциировалось в европейском общественном сознании представление о преобразованиях правовых и политических институтов. На Востоке же и в XIX в. реформы осмысливались не как трансформация, а как восстановление исконного, истинного порядка вещей. Между тем, знамением этого века стали модернизационные реформы, нарушавшие традиционный строй общества в духе нового - в более или менее отдаленной перспективе буржуазного - развития.
Модернизационным реформам, как правило, предшествовало знакомство различных социальных кругов с европейской культурой, осуществлявшееся по самым разным каналам: через посещение Европы в составе первых дипломатических миссий, через контакты с христианскими миссионерами, купцами, европейцами — пленниками пиратов или ренегатами, перешедшими на службу к восточным владыкам, авантюристами, политическими беженцами, через собственных подданных-христиан, не прерывавших давние торговые, религиозные, культурные связи с Европой, наконец, на поле боя в ходе вооруженного противостояния. В процессе этих контактов происходили первые заимствования европейских достижений в сфере вооружения, образования, быта, позже и машинной техники.
Процесс вовлечения обществ Востока во всемирные хозяйственные связи и их военно-политические и культурные контакты и столкновения с державами Европы, иными словами европейский «вызов», в XIX в. коснулся всех стран Востока, однако «ответы» на этот «вызов» были различными, как и политические последствия самих контактов. Быстрее и более органично включились в модернизацию с европейскими заимствованиями общества с феодально-бюрократическим типом государственности, к этому времени испытывавшие кризис всех сторон жизни (наиболее очевидно он проявился в Японии).
Модернизационные реформы приняли всеобъемлющий характер, охватывающий все сферы жизни, в Японии. Политические изменения в 1840-18 60-х годах завершились «Реставрацией Мэйдзи» - преобразованиями, в ходе которых были созданы условия для модернизации страны. «Реставрация» стала результатом сложного взаимодействия внешних и внутренних факторов. Главным было изменение внешних условий существования токугавской Японии после поражения Китая в «опиумной» войне 1839-1842 гг. Вследствие закрытого характера японского общества, строгой иерархии в принятии внутри- и внешнеполитических решений, а также замедленного темпа колониальной экспансии западных стран, в Северо-Восточной Азии значение этого события первоначально было осознано немногими. Только прибытие «черных кораблей» коммодора Мэфью Перри (1853 г.) и предъявленный им ультиматум обнажили перед всей страной реальную слабость бакуфу, его неспособность к самостоятельному принятию решений и проведению их в жизнь.
Последующие полтора десятилетия взаимодействие с западным миром окончательно подорвало хрупкий баланс сил, который бакуфу удавалось поддерживать в течение предшествовавших 250 лет. Поражение Китая в первой «опиумной» войне кардинально изменило обстановку на Дальнем Востоке. Превращение Гонконга в английскую колонию, открытие ряда китайских портов для торговли стали источником постоянной угрозы для Японии. Из Гонконга в 1846 г. планировалось направить военную миссию в Японию, чтобы открыть страну для торговли. Операция была отложена из-за нерешительности сэра Дж.Дэвиса, представлявшего интересы Великобритании, недостатка сил у правительства и интереса у деловых кругов Великобритании к налаживанию прочных торговых связей с Японией, лежавшей на периферии их огромной колониальной империи. Более заинтересованными в открытии портов Японии оказались США, для которых они были важным промежуточным пунктом в продвижении в Азию. Первая официальная попытка США установить контакты с Японией относится к 1846 г. Она, как и более ранние попытки других стран, оказалась неудачной. Коммодор Дж.Бидл, чьи корабли прибыли в залив Эдо, не решился прибегнуть к силе.
Возросшая военно-политическая активность западных держав на Дальнем Востоке показывала, что силовое «открытие» Японии приближается. Об этом бакуфу информировала и Голландия, единственная европейская страна, с которой поддерживались отношения. В 1844 г. голландцы сообщили о ситуации, сложившейся в результате промышленной революции в Европе, и посоветовали Японии прекратить политику самоизоляции по собственной инициативе. Принцип «закрытия страны» (сакоку) был одной из основ государственного строя Японии, или «Божественной страны» (Дзинсю, Хонтё), как называли ее сами японцы. Он заключался в том, что все страны, стремившиеся установить отношения с Японией, должны были признать свою подчиненность божественной власти японского императора (тэнно), подобно тому, как это сделали сами японцы.
Япония имела связи с Китаем, Кореей, Рюкю и Голландией, различавшиеся по своей интенсивности и содержанию, но соответствовавшие господствовавшим в стране представлениям об устройстве мира, в котором «Божественная страна» занимала центральное место.
Такое самовосприятние японцев охватывала сферу внешних и внутренних отношений, поэтому отказ от него в контактах с западными державами, для которых такая модель оставалась неприемлемой, был чреват глубоким культурно-политическим кризисом и требовал новых принципов организации государственно-политической системы страны в целом. Решение этой непростой задачи составляло одну из важнейших проблем, занимавших японское общество в течение XIX в.
Сакоку, или изоляция Японии, не означало полной изоляции страны от окружающего мира. Более того, эта политика приобрела законченность только в 1793-1825 гг., а до того Япония оставалась отрезанной от внешнего мира главным образом из-за политики Голландии на Дальнем Востоке; к тому же корабли других стран были сравнительно редкими гостями в Северо-Восточной Азии.
Япония сохраняла интерес к событиям в мире: с 1641 по 1858г. высшие чиновники страны регулярно получали от голландцев сообщения о событиях в мире (фусэцугаки). Кроме того, имелись свои каналы информации у княжества Сацума через королевство Рюкю и у княжества Цусима через Корею. Многие сведения об окружающем мире можно было почерпнуть из ввозившихся в страну китайских книг, доступных многим образованным самураям. Важным источником информации было личное общение со служащими голландской фактории на о-ве Дэсима (Нагасаки). Обширную информацию содержали
западные книги, регулярный и целенаправленный перевод которых начался в 1809 г.
По мере изменения внешнеполитической ситуации менялся интерес японцев к западным наукам: они переходили от изучения медицины, астрономии, математики к географии, навигации, внешним отношениям, политическому устройству и истории западных стран. После 1820 г. одним из важнейших направлений стало усвоение военных достижений Запада. Были ввезены и переведены многие работы по артиллерии и военной стратегии, особое внимание уделялось военно-морскому флоту.
Рост экономической активности европейцев и американцев на Тихом океане, связанной в основном с китобойным промыслом, привел в 1820г. к ужесточению мер, препятствовавших заходу иностранных судов в японские воды. В 1825 г. бакуфу, опасаясь распространения в Японии христианства, издало специальный указ, ограничивавший несанкционированные контакты с европейцами. Считалось, что именно христианство, а не военная сила западных стран, было основной угрозой суверенитету страны, причиной успеха европейской колониальной экспансии.
В 1830-е годы некоторые чиновники бакуфу - Такахаси Сюхан (1789-1866), Эгава Хидэтацу (1801-1855), - а также самураи из юго-западных княжеств начали изучать артиллерию и в целом постановку военного дела в Европе. Однако существовали опасения, что заимствование военной техники приведет и к усвоению западной культуры в целом, которая способствовала появлению этой техники.
Мощным стимулом стали известия об «опиумной» войне в Китае: не только бакуфу, но и многие княжества, опасаясь английского вторжения, начали внедрять у себя западную артиллерию, а в некоторых княжествах попытались провести военные реформы.