Начало формирования Русского централизованного государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 12:34, контрольная работа

Краткое описание

Политическая централизация на Руси значительно опередила начало процесса преодоления экономической раздробленности страны и была ускорена борьбой за национальную независимость, за организацию отпора внешней агрессии.
Каковы предпосылки образования Русского централизованного государства? Как протекал процесс объединения русских земель? Какие изменения произошли в общественном и государственном строе? На эти вопросы нам предстоит ответить в данной работе.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3
Основная часть………………………………………………………….4
1.Предпосылки образования Русского централизованного государства……………………………………………………………...4
2.Процесс образования централизованного государства…………….5
3.Изменения в общественном строе…………………………………...9
4.Изменения в государственном строе (сравнительная характеристика)………………………………………………………..12
5.Особенности развития права………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………….18
Список литературы и источников……………………………………19

Файлы: 1 файл

контрольная работа история.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

Крестьяне делились на чернотяглых, живших на земле великого князя и на землях удельных князей, и крестьян, живших в вотчинах и поместьях бояр, «детей боярских» и дворян, а также на церковных землях.

Старожильцами назывались крестьяне, которые издавна жили и работали на земле своего феодала  и платили ему подати. Серебряниками  назывались крестьяне, бравшие в  долг от своих феодалов серебро под  проценты. За исключением старожильцев и Серебрянников основная масса населения в XV в. Пользовалась свободой перехода («выхода»). Со временем землевладельцы стали устанавливать особые сроки для этого выхода: считалось наиболее подходящим 26 ноября, так называемый Юрьев день, глубокой осенью, когда заканчивались все сельхозработы. Под страхом суровой зимы мало кто из крестьян использовал это право.

По законодательным  актам XIV – XV столетий все разряды крестьян землевладельцев – черные, дворцовые, боярские, вотчинные, поместные по отношению к землевладельцам делились на три неравные категории: 1)крестьяне тяглые, государственные, обложенные определенными государственными податями и повинностями, не имевшие права перехода. Они составляли преобладающую массу государственного народонаселения; 2)крестьяне частновладельческие, жившие на земле своих господ и платившие им оброк; 3)вольные крестьяне-колонисты на чужих землях, государственных и частных, освобожденные от податей и повинностей на определенный льготный срок, по истечении которого в разряд крестьян черных или частновладельческих.

Помещики и вотчинники были судьями своих крестьян по всем делам за исключением уголовных.9

Городское население  в XVII в. Получает устойчивое наименование «посадские люди». Сложилась определенная иерархия: гости и гостиная сотня (купцы, торгующие за рубежами государства), суконная сотня, черные сотни (средние, мелкие и розничные торговцы) и слободы (ремесленные кварталы и цехи). Представители гостей, гостиной и суконной сотен наделялись существенными привилегиями, освобождались от ряда податей и повинностей.

Значительная часть  дворов в город, принадлежащих духовным и светским феодалам, освобождалась  от государственного «тягла» (прямая государева подать, стрелецкая подать, ямские деньги и др.) и называлась «белыми слободами». Они представляли серьезную конкуренцию посаду, переманивая из «черных слобод» квалифицированную рабочую силу. Поэтому горожане неоднократно ставили вопрос о возвращении в посад ушедших людей и заложенных «белолистцами» городских имуществ.

Соборное Уложение 1649г. в основном решило эту проблему, закрепив монопольное право посада на ремесло и торговлю, включив в государственное «тягло» «белые слободы» и возвратив в посад ушедших

тяглецов. Вместе с тем  за посадом было закреплено все его  население, переход из посада в посад  запрещался.10

 

4.Изменения в государственном  строе

 

Итак, Московское княжество  постепенно начало приобретать характер централизованного государства, на всей территории которого действуют  единые законы и все части которого подчиняются политическим институтам Москвы.

Во главе государства  стоял великий московский князь. Он являлся собственником всех земель, а также высшей судебной и административной властью. В правление ИванаIII отношения вассалитета окончательно сменились отношениями подданства. Все жители государства независимо от их принадлежности стали подданными московского князя, его холопами.11 В своей деятельности князь опирался на Боярскую думу, которая являлась постоянным органом, обладавшим законосовещательными функциями. В нее входило от 5 до 12 бояр и около 12 окольничих.12

Особое место в системе  государственных органов занимали Земские соборы, проводившиеся с  середины XVI в. до середины XVII в. Их созыв объявлялся царской грамотой. В состав Собора входили Боярская дума, «Освященный собор» (церковные иерархи) и выборные от дворянства и посадов. Земские соборы решали основные вопросы внешней и внутренней политики, законодательства, финансов, государственного строительства. Вопросы обсуждались по сословиям («по палатам»), но принимались всем составом Собора.

Московское великое  княжество в административном плане  делилось на уезды – города с  принадлежащими им землями. Наряду с  уездами существовало деление на земли. Уезды подразделялись на волости, волости – на станы. Местные правители, назначаемые князьями, назывались наместниками и волостелями. Наместник подчинялся только великому князю. И наместники, и волостели назначались обычно на 3 года. Наместник назначает себе помощников – тиунов, доводчиков и приветчиков. Наместники ведали сбором податей, пошлин, чинили суд и расправу. Кроме финансовых и судебных прав, наместникам принадлежали полицейские и рекрутские функции. Доход наместника или волостеля именовался «кормом», а отсюда и вся система управления носит название системы кормления. Кормления получали и помощники наместников и волостелей – тиуны, доводчики, приветчики.

 

Сосдлвно-представительными  органами на местах в середине XVI в. стали земские и губные избы. Учреждение этих органов ограничивало и заменяло систему кормлений: выборные самоуправляющиеся избы приняли на себя финансово-налоговую (земские) и полицейско-судебную (губные) функции. Компетенция этих органов закреплялась в губных грамотах и земских уставных грамотах, подписываемых царем, их штат состоял из «лучших людей», сотских, пятидесятских, старост, целовальников и дьяков.

Деятельность земских  и губных изб контролировалась различными отраслевыми приказами, число которых  возрастало наряду с новыми отраслевыми  – Разбойным, Стрелецким – появились  новые территориальные – Нижегородский, Казанский, Сибирский приказы. Реорганизация приказной системы, поочередное разукрупнение или слияние приказов происходила достаточно часто. В работе этих органов вырабатывался настоящий бюрократический стиль: жесткое подчинение (по вертикали) и строгое руководство инструкциями и предписаниями (по горизонтали).

В XVII в. происходит реорганизация местного управления: земские, губные избы и городовые приказчики стали подчиняться назначаемым из центра воеводам, принявшим на себя административные, полицейские и военные функции. Воеводы опирались на специально созданный аппарат (приказная изба) из дьяков, приставов, приказчиков.13

 

5.Особенности развития права

 

Основными источниками  общерусского права в XV – XVII вв. были: великое княжеское (царское) законодательство (жалованные, указные, духовные грамоты и указы), «приговоры» Боярской думы, постановления Земских соборов, отраслевые распоряжения приказов.

Самым значительным памятником права был судебник Ивана III 1497г. Главное содержание Судебника – постановления процессуальные. Они заимствованы из уставных грамот. Здесь нет ничего нового, но важно то, что разбросанные в разных княжеских грамотах процессуальные постановления были соединены в один акт. Среди норм процессуального права есть постановления уголовные. Их немного. Некоторые, очевидно, являлись результатом законодательной деятельности Ивана III – «о лихоимстве», «об отказе в правосудии», «о лжесвидетельствах» и др.

Вторая, меньшая часть  Судебника состоит из норм гражданского права – «о давности», «о наследстве», «о купле-продаже», «о займе», «о холопстве» и др. Эти постановления заимствованы из Псковской судной грамоты. Источником Судебника была и Русская Правда.14

Под преступлением  в  судебнике понимают не только нанесение  материального или морального ущерба, «обиду». На первый план выдвигается защита существующего социального и правового порядка. Преступление – это прежде всего нарушение установленных норм, предписаний и вместе с тем воли государя, которая неразрывно связывалась с интересами государства. К «лихим», т.е. особо опасным, делам относились разбой, грабеж, поджег, убийство («душегубство»), особые виды татьбы. Появляется понятие «крамола», т.е. антигосударственного деяния. В него, кроме перечисленных видов особо тяжких преступлений, включались также заговоры и мятежи.

Таким образом, можно  констатировать появление в законе понятия государственного преступления, которое было неизвестно Русской  Правде. К этому виду примыкает группа должностных преступлений и преступлений против прядка управления и суда: взятка («посул»), вынесение заведомо несправедливого решения, казнокрадство. Развитие денежной системы породило такой состав преступления, как фальшивомонетчество.

В группе преступлений против личности выделяются квалифицированные  убийства («государский убийца», разбойный убийца), оскорблением действием и словом. В группе имущественных преступлений много внимания было уделено татьбе, в которой также выделялись квалифицированные виды: церковная, «головная» (похищение людей) татьба, неограниченные юридически друг от друга грабеж и разбой.

Система наказаний усложняется, формируются новые цели наказания: устрашение и изоляция преступника. Высшей мерой наказания была смертная казнь. Процедура казни превращается в своего рода спектакль, появляются новые виды казни и наказания. Применялись телесные наказания. Наиболее распространенным видом была «торговая казнь», т.е. битье кнутом на торговой площади. Членовредительские наказания (урезание ушей, языка, клеймение) лишь начинали вводиться в период судебников. Кроме устрашения, эти виды наказаний выполняли важную символическую функцию – выделение преступника из общей массы, «обозначение» его.

В судебном процессе различаются  две формы. Состязательный процесс  используется при ведении гражданских  и менее тяжких уголовных дел. Здесь широко использовались свидетельские показания, присяга, ордалий (в форме судебного поединка). В состязательном судебном процессе использовался широкий набор процессуальных документов: вызов в суд осуществлялся посредством «челобитной», «приставной» или «срочной» грамоты. В судебном заседании стороны подавали «ставочные челобитные», заявляя о своем присутствии. По решенному делу суд выдавал «правовую грамоту», с выдачей которой иск прекращался.

Вторая процессуальная форма – розыскной процесс  – применялась в наиболее серьезных уголовных делах (государственные преступления, убийства, разбой и др.), причем их круг постепенно расширялся. Сущность розыскного («инквизиционного») процесса заключалась в следующем: дело начиналось по инициативе государственного органа или должностного лица, в ходе разбирательства особую роль играли такие доказательства, как поимка с поличным или собственное признание. Для получения последнего применялась пытка. В качестве другой новой процессуальной меры использовался «повальный обыск» - массированный допрос местного населения с целью выявить очевидцев преступления и провести процедуру «облихования». В розыскном процессе дело начиналось с издания «зазывной грамоты» или «погонной грамоты», в которой содержалось предписание властям задержать и доставить в суд обвиняемого.

В Судебнике 1550г. («царском») расширяется круг регулируемых центральной  властью вопросов, проводится определенно  выраженная  социальная направленность наказания, усиливаются черты розыскного процесса. Регламентация охватывает сферы уголовно-правовых и имущественных отношений. Закрепляется сословный принцип наказаний и одновременно с этим расширяется круг субъектов преступления – в него включаются холопы. Значительно определеннее устанавливаются в законе субъективные признаки преступления, разрабатываются формы вины.15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В конце XV  - начале XVI в. более чем двухвековая борьба русского народа за свое государственное  единство и национальную независимость  завершилась объединением русских  земель вокруг Москвы в единое государство.

Особенности процесса государственной  централизации сводились к следующему: византийское и восточное влияние  обусловили сильные деспотические  тенденции в структуре и политике власти; основной опорой самодержавной  власти стал не союз городов с дворянством, а поместное дворянство; централизация сопровождалась закрепощением крастьянства и усилением сословной дифференциации.

Обобщение вышеизложенного  свидетельствует о том, что во второй половине XV - первой трети XVI в. в России установилась самодержавная монархия, в которой великому князю принадлежала вся полнота власти. Однако разветвленный государственный аппарат еще не сложился, что на деле ограничивало возможности центральной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

 

    1. Жукова Л.В. История. Ответы на вопросы. – М.: «Экзамен», 2000. – 256 С.
    2. Исаев И.А. История государства и права России: Полный курс лекций. – 2-е изд. – М. «Юрист».,1994 – 448 С.
    3. История Государства и права России: Учебник для вузов/Г 75 Под ред.С.А.Чибиряева – 2002. – 528 С.
    4. История России. Теории изучения. Книга первая. С древнейших времен до конца XIX века. Учебное пособие. Под ред. Б.В.Личмана. Екатеринбург: Изд-во «СВ-96», 2000г. – 368 С.
    5. История России. Учебное пособие для абитуриентов вузов/А.Ю.Полунов, Н.Л.Головакина, Т.В.Сдобина и др.; Под ред.Л.И.Семенниковой.-М.:Аспект Пресс, 2002. – 540 С.
    6. Политическая история российского государства: Учебник для вузов/Ш.М.Мунчаев, В.М.Устинов, А.А.Чернобаев; Под ред. Проф.Ш.М.Мунчаева. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 487 С.

Информация о работе Начало формирования Русского централизованного государства