Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:54, реферат
Относительная заселенность московской территории говорит о возможности существования здесь какого-то населенного пункта, городка или ряда городков задолго до двенадцатого века. Действительно, мы знаем о нескольких городищах в черте города, остатки которых еще можно было различить в начале прошлого столетия. Одно находилось у Андроньева монастыря при впадении ручья Золотой Рожок в Яузу, другое у церкви Николы в Грачах, третье – Бабий городок – на правом берегу Москвы-реки, у бывшей бабьегородской плотины.
Введение 3
1.Причины возвышения Москвы в исторической литературе. 4
1.1 Жизь Суздальско-Владимирской Руси……………………………………...4
1.2 Развитие великого Московского княжества………………………………..9
2. Правление Ивана IV:оценки в исторической литературе. .10
2.1 Оценка личности Ивана IV……………………………………….………..10
2.2 Описание событий жизни Ивана IV……………………………………….15
3 Культура и быт русского народа и царей XVI и XVII столетиях 19
3.1 Начало дня царя……………………………………………………………..19
3.2 Отдых царя…………………………………………………………………..20
4 Крестьянские войны в истории России современные оценки.. 21
4.1 Российское государство на рубеже XVI-XVII…………………………….21
4.2 Причины крестьянских войн……………………………………………….24
5 Раскол Русской православной церкви. Движение старообрядцев…………25
5.1 Восстания народа …………………………………………………………...25
5.2 Церковные реформы………………………………………………………...27
Заключение 28
Литературный список 30
В сие ужасное время, когда юный царь трепетал в Воробъевском дворце своем, а добродетельная Анастасия молилась, явился там какой-то удивительный муж, именем Сильвестр, саном иерей, родом из Новгорода, приблизился к Иоанну с подъятым, угрожающим перстом, с видом пророка, и гласом убедительным повестил ему, что суд божий гремит над главою царя легкомысленного и злострастного, что огнь небесный испепелил Москву.
Раскрыв святое писание, сей муж указал Иоанну правила, данные вседержителем сонму царей земных; заклинал его быть ревностным исполнителем сих уставов; предоставил ему даже какие-то страшные видения, потряс душу и сердце, овладел воображением, умом юноши и произвел чудо: Иоанн сделался иным человеком; обливаясь слезами раскаяния; простер десницу к наставнику вдохновенному, требовал от него силы быть добродетельным и приял оную. Смиренный иерей, не требуя ни высокого имени, ни чести, ни богатства, стал у трона, чтобы утверждать, ободрять юного венценосца на пути исправления, заключив тесный союз с одним из любимцев Иоанна, Алексеем Федоровичем Адашевым, прекрасным молодым человеком, коего описывают земным ангелом: имея нежную, чистую душу, нравы благие, разум приятный, любовь к добру, он искал Иоанновой милости не для своих личных выгод, а для пользы отечества, и царь нашел в нем редкое сокровище, друга, необходимо нужного самодержцу, чтобы лучше знать людей, состояние государства, истинные потребности оного. Сильвестр возбудил в царе желание блага, Адашев облегчил царю способы благотворения. Здесь начинается эпоха славы Иоанна, новая, ревностная деятельность в правлении, ознаменованная счастливыми для государства успехами и великими намерениями. И россияне современные и чужеземцы, бывшие тогда в Москве, изображают сего юного, тридцатилетнего венценосца, как пример монархов благочестивых, мудрых, ревностных ко славе и счастию государства.
2.2 Описание событий жизни Ивана IV
Одним словом, в это время Россия имела хорошего царя, которого любил народ и который трудился на благо государства. Описывая события жизни царя далее, Карамзин задается вопросом – «Вероятно ли, чтобы государь любимый, обожаемый мог с такой высоты блага, счастия, славы низвергнуться в бездну ужасов тиранства?» и пытается сам найти ответ на него.
Иоанн родился с пылкими страстями, с сильным воображением. Худое воспитание, испортив в нем естественные склонности, оставило ему способ к исправлению в одной вере; ибо самые дерзкие развратители не дерзали тогда касаться сего святого чувства. Друзья отечества и блага в обстоятельствах чрезвычайных умели ее спасительными ужасами тронуть, поразить его сердце; исхитили юношу из сетей неги и с помощию набожной, кроткой Анастасии увлекли на путь добродетели. Несчастные следствия болезни царя расстроили прекрасный союз, ослабили власть дружества, изготовили перемену.
Государь возмужал, страсти зреют вместе с умом, и самолюбие действует еще сильнее в летах совершенных. Пусть доверенность Иоаннова к разуму бывших наставников не умалилась; но доверенность его к самому себе увеличилась. Благодарный им за мудрые советы, государь престал чувствовать необходимость в дальнейшем руководстве и тем более чувствовал тягость принуждения, когда они говорили смело, решительно во всех случаях и не думали угождать его человеческой слабости. Такое прямодушие казалось ему непристойною грубостию, оскорбительною для монарха.
Многие завидовали избранному положению Сильвестра и Адашева. И эти завистники, не терпящие никого выше себя, не дремали, угадывали расположение Иоаннова сердца и внушали ему, что Сильвестр и Адашев хитрые лицемеры: проповедуя небесную добродетель, хотят мирских выгод; стоят высоко пред троном и не дают народу видеть царя, желая присвоить себе успехи, славу его царствования, и в то же время препятствуют сим успехам, советуя государю быть умеренным в счастии, ибо внутренно страшатся оных, думая, что избыток славы может дать ему справедливое чувство величия, опасное для их властолюбия. Вскоре Адашев и Сильвестр были удалены от двора. Роковой точкой надлома Иоанна стала смерть Анастасии. Ее смерть была приписана Адашеву и Сильвестру, при помощи их завистников. Нервный и одинокий, Иван потерял нравственное равновесие.
Н.М. Карамзин, описывая события, при которых царь Иван IV отказался от управления государством, выказав гнев на всех людей, и когда народ умолял его вернуться и управлять Россией, акцентирует внимание на том, что следствия этих событий привели в ужас Россию:
1) царь объявлял своею собственностию города: Можайск, Визьму, Козельск, Перемышль, Велев, Лихвин, Ярославец, Суздаль, Шую, Галич, Юрьевец и др., а также волости московские и другие с их доходами;
2) выбирал
1000 телохранителей из князей, дворян,
детей боярских и давал им
поместья в сих городах, а
тамошних вотчинников и
3) в самой Москве взял себе улицы Чертольскую, Арбатскую с Сивцовым Врагом, половину Никитской с разными слободами, откуда надлежало выслать всех дворян и приказных людей, не записанных в царскую тысячу;
4) назначал
особенных сановников для
5) наконец,
как бы возненавидев славные
воспоминания кремлевские и
Сия часть России и Москвы, сия тысячная дружина Иоаннова, сей новый двор, как отдельная собственность царя, находясь под его непосредственным ведомством, были названы опричниною; а все остальное то есть все государство земщиною, которую Иоанн поручал боярам земским. Четвертого февраля Москва увидела исполнение условий, объявленных царем духовенству и боярам. Начались казни мнимых изменников, которые будто бы умышляли покушаться на жизнь Иоанна, покойной царицы Анастасии и детей его. Опричник, или кромешник, так стали называть их, как бы извергов тьмы кромешной, мог безопасно теснить, грабить соседа и в случае жалобы брал с него пеню за бесчестье. Одним словом, люди земские, от дворянина до мещанина, были безгласны, безответны против опричных; первые были ловом, последние ловцами, и единственно для того, чтобы Иоанн мог надеяться на усердие своих телохранителей в новых замышляемых им убийствах.
Чем более государство ненавидело опричных, тем более государь имел к ним доверенности: сия общая ненависть служила ему залогом их верности. Затейливый ум Иоаннов изобрел достойный символ для своих ревностных слуг; они ездили всегда с собачьими головами и с метлами, привязанными к седлам, в ознаменование того, что грызут лиходеев царских и метут Россию.
Одним словом, Иоанн достиг наконец высшей степени безумного своего тиранства "мог еще губить" но уже не мог изумлять россиян никакими новыми изобретениями лютости. Вот некоторые из бесчисленных злодеяний того времени, описанные Карамзиным в своей «Истории» - «Не было ни для кого безопасности, но всего менее для людей известных заслугами и богатством: ибо тиран, ненавидя добродетель, любил корысть. Гнев тирана, падая на целые семейства, губил не только детей с отцами, супруг с супругами, но часто и всех родственников мнимого преступника. Но смерть казалась тогда уже легкою: жертвы часто требовали ее как милости. Невозможно без трепета читать о всех адских вымыслах тиранства, о всех способах терзать человечество. Для мук были сделаны особенные печи, железные клещи, острые ногти, длинные иглы; разрезывали людей по составам, перетирали тонкими веревками надвое, сдирали кожу, выкраивали ремни из спины...»
И когда, в ужасах душегубства, Россия цепенела, во дворце раздавался шум ликующих: Иоанн тешился с своими палачами и людьми веселыми, или скоморохами, коих: присылали к нему из Новгорода и других областей.
И как
вывод, Карамзин говорит: - «Таков был царь!
Ему ли, должны мы наиболее удивляться?
Если он не всех превзошел в мучительстве,
то его поданные превзошли всех в терпении,
ибо считали власть государеву властию
божественною и всякое сопротивление
беззаконием; приписывали тиранство Иоанна
гневу небесному и каялись в грехах своих;
с верою, с надеждою ждали умилостивления,
но не боялись и смерти, утешаясь мыслию,
что есть другое бытие для счастия добродетели
и что земное служит ей только искушением;
гибли, но спасли для нас могущество России:
ибо сила народного повиновения есть сила
государственная».
3 Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях (1872)
3.1Начало дня царя
Государь вставал обыкновенно часа в четыре утра. Постельничий при пособии спальников подавал государю платье и убирал его. Умывшись, государь выходил в Крестовую. Духовник благословлял государя. Окончив утреннюю молитву, государь посылал ближнего человека к царице в хоромы, спросить о ее здоровье. Потом сам выходил здороваться с нею. После того они вместе слушали заутреню. Между тем с утра собирались во дворец все бояре "челом ударить государю" и присутствовать в царской думе. Увидев пресветлые царские очи, они всегда кланялись перед государем в землю. Поговорив о делах, государь шествовал часу в девятом к поздней обедне в одну из придворных церквей. После обедни в обыкновенные дни государь слушал доклады, челобитные. Слушание дел оканчивалось около двенадцати часов утра. Бояре, ударив челом государю, разъезжались, а государь шел к столовому кушанию, или обеду, к которому иногда приглашал и некоторых из бояр, но большею частью государь кушал один. Великим постом царь обедал только три раза в неделю, в остальные же дни кушал по куску черного хлеба с солью, по соленому грибу или огурцу и пил по стакану полпива.После обеда государь ложился спать и обыкновенно почивал часа три. В вечерню снова собирались во дворец бояре. После вечерни иногда также слушались дела. Но обыкновенно все время до ужина государь проводил в семействе или с самыми близкими людьми. Чтение составляло одно из любимейших занятий во время отдыха. Со времени царя Алексея Михайловича стали вывозить и Куранты, или тогдашние европейские журналы, которые переводились для чтения государю. Кроме чтения любил рассказы бывалых людей о далеких землях, о старине. Богомольцы певали государю духовные стихи, сказки ибылины.
3.2 Отдых царя
В числе любимых развлечений государя была игра в шахматы.В дворовом штате состояли дураки-шуты, карлы и карлицы. Они пели песни, кувыркались. Зимою цари любили смотреть медвежье поле, бой охотника с диким медведем. Раннею весною, летом и во всю осень часто выезжали в окрестности Москвы на соколиную охоту. Эта потеха изменяла обыкновенный порядок дня. Лето государь проводил в загородных дворцах. Зимою он хаживал иногда сам на медведя, на лося, охотился за зайцами. Оканчивая день, после вечернего кушанья, государь снова шел в Крестовую и молился.
4 Крестьянские войны начала XVII века.
4.1 Российское государство на рубеже XVI-XVII
На рубеже
XVI-XVII столетий Российское государство
вступило в полосу глубокого государственно-
Ливонская война, опричный террор
и рост феодальной эксплуатации обусловили
развал хозяйства страны, что повело за
собой экономический кризис, а тот, в свою
очередь, стимулировал усиление крепостничества.
На этом фоне неизбежно нарастала социальная
напряженность в низах. С другой стороны,
социальную неудовлетворенность испытывало
и дворянство, которое претендовало на
расширение своих прав и привилегий, что
более соответствовало бы его возросшей
роли в государстве.
Весьма глубокими были политические причины смуты. Самодержавная тираническая модель взаимоотношения власти и общества, воплощенная Иваном Грозным, в условиях изменившейся социальной структуры доказала свою ограниченность. В государстве, которое уже перестало быть собранием разрозненных земель и княжеств, но еще не превратилось в органическое целое, на повестку дня встал сложнейший вопрос - кто и каким образом может оказывать влияние на принятие государственных решений.
Политический
кризис обусловил и кризис династический,
который был связан с пресечением династии
московских царей - потомков Ивана Калиты
после смерти в Угличе царевича Дмитрия
15 мая 1591 года (многие современники обвиняли
в его гибели Бориса Годунова, хотя материалы
следственной комиссии говорили об обратном)
и кончины не имевшего наследника царя
Федора Ивановича 6 января 1598 года. Избрание
на царство в феврале 1598 года Бориса Годунова,
являвшегося фактическим правителем
России с 1587 года, не решило проблемы. Напротив,
усилились противоречия среди группировок
элиты московского боярства. Обстановка
осложнялась широко распространившимися
с середины 80-х гг. легендами о «царевиче-избавителе»,
подрывавшими авторитет царя Бориса, не
обладавшего преимуществами наследственного
монарха.
4.2 Причины крестьянских войн.
Достижения политики Бориса Годунова в 90-е гг. XVI в. были непрочными, ибо основывались на перенапряжении социально-экономического потенциала страны, что неизбежно вело к социальному взрыву. Недовольство охватывало все слои общества: знать и боярство были возмущены урезанием своих родовых прав, служилое дворянство не удовлетворяла политика правительства, не способного пресечь бегство крестьян, существенно снижавшее доходность их поместий, посадское население выступало против посадского строения и усиления налогового гнета, православное духовенство было недовольно урезанием своих привилегий и жестким подчинением самодержавной власти.