Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:54, реферат
Относительная заселенность московской территории говорит о возможности существования здесь какого-то населенного пункта, городка или ряда городков задолго до двенадцатого века. Действительно, мы знаем о нескольких городищах в черте города, остатки которых еще можно было различить в начале прошлого столетия. Одно находилось у Андроньева монастыря при впадении ручья Золотой Рожок в Яузу, другое у церкви Николы в Грачах, третье – Бабий городок – на правом берегу Москвы-реки, у бывшей бабьегородской плотины.
Введение 3
1.Причины возвышения Москвы в исторической литературе. 4
1.1 Жизь Суздальско-Владимирской Руси……………………………………...4
1.2 Развитие великого Московского княжества………………………………..9
2. Правление Ивана IV:оценки в исторической литературе. .10
2.1 Оценка личности Ивана IV……………………………………….………..10
2.2 Описание событий жизни Ивана IV……………………………………….15
3 Культура и быт русского народа и царей XVI и XVII столетиях 19
3.1 Начало дня царя……………………………………………………………..19
3.2 Отдых царя…………………………………………………………………..20
4 Крестьянские войны в истории России современные оценки.. 21
4.1 Российское государство на рубеже XVI-XVII…………………………….21
4.2 Причины крестьянских войн……………………………………………….24
5 Раскол Русской православной церкви. Движение старообрядцев…………25
5.1 Восстания народа …………………………………………………………...25
5.2 Церковные реформы………………………………………………………...27
Заключение 28
Литературный список 30
Оглавление
Введение 3
1.Причины возвышения Москвы в исторической литературе. 4
1.1 Жизь Суздальско-Владимирской Руси……………………………………...4
1.2 Развитие великого Московского княжества………………………………..9
2. Правление Ивана IV:оценки в исторической литературе. .10
2.1 Оценка личности Ивана IV……………………………………….………..10
2.2 Описание событий жизни Ивана IV……………………………………….15
3 Культура и быт русского народа и царей XVI и XVII столетиях 19
3.1 Начало дня
царя……………………………………………………………..
3.2 Отдых царя………………………………………………………………….
4 Крестьянские войны в истории России современные оценки.. 21
4.1 Российское государство на рубеже XVI-XVII…………………………….21
4.2 Причины крестьянских войн……………………………………………….24
5 Раскол Русской православной церкви. Движение старообрядцев…………25
5.1 Восстания народа …………………………………………………………...25
5.2 Церковные реформы………………………………………………………..
Заключение 28
Литературный список 30
ВВЕДЕНИЕ.
Археологические исследования установили, что территория Москвы была заселена с древнейших времен, хотя на страницах письменных источников Москва появляется очень поздно, только в середине двенадцатого века. Первые известия о Москве рисуют ее как небольшой окраинный пункт на западной границе богатой Владимиро – Суздальской земли. В то же время нет никаких оснований утверждать, что в 1147году, когда впервые упоминается о Москве, она была совсем новым поселением. Летопись говорит о Москве как о более или менее известном пункте, о котором не надо сообщать что-либо в объяснение того, где он находится и когда он возник. Поэтому у нас есть все основания предполагать, что история Москвы становится общедоступной для нашего изучения с середины двенадцатого века, а начинается гораздо раньше, имеет свой предысторический период, может быть уходящий корнями в очень отдаленное прошлое.
Во всяком случае, несомненно, что к середине двенадцатого века территория Москвы была не только заселена, но и вступила в торговый обмен с соседними волжскими областями. В этом нас убеждают находки в разных концах города арабских диргемов девятого века. Они найдены были при устье ручья Черторыя (территория Дворца Советов) и у Симонова монастыря. Серебряные монеты, найденные у ручья Черторыя, чеканены одна в 862году, вторая в 866году. Это первый показатель того, что бассейн Москвы-реки рано втянулся в торговые связи с отдаленными странами Востока, конечно, при посредстве великого волжского пути.
Относительная
заселенность московской территории говорит
о возможности существования здесь какого-то
населенного пункта, городка или ряда
городков задолго до двенадцатого века.
Действительно, мы знаем о нескольких
городищах в черте города, остатки которых
еще можно было различить в начале прошлого
столетия. Одно находилось у Андроньева
монастыря при впадении ручья Золотой
Рожок в Яузу, другое у церкви Николы в
Грачах, третье – Бабий городок – на правом
берегу Москвы-реки, у бывшей бабьегородской
плотины.
1 Причины возвышения Москвы.
1.1 Жизь Суздальско-Владимирской Руси
Припомним
обстоятельства политической жизни Суздальско-Владимирской
Руси. Вся она была в обладании потомства
Всеволода Большое Гнездо; его потомки
образовали княжеские линии: в Твери Ярослав
Ярославич внук Всеволода, брат Александра
Невского; в Суздале Андрей Ярославич
внук Всеволода; затем около 1279 г. Андрей
Александрович, сын Александра Невского;
в Ростове Константин Всеволодович и в
Москве--Даниил, сын Александра Невского,
правнук Всеволода. Только земля Рязанская,
политически и географически притянутая
к совместной жизни с Суздальской Русью,
находилась во владении не Мономаховичей,
а младших Святославичей, потомков Святослава
Ярославича. Из этих княжеств сильнейшими
в XIV в. Становятся Тверское, Рязанское
и Московское. В каждом из этих княжеств
был свой "великий" князь и свои "удельные"
князья. Владимирское княжение существует
без особой династии, его присоединяют
великие князья к личным уделам. Последним
из великих князей, княжившим по старинному
обычаю в самом Владимире, был Александр
Невский; братья его Ярослав Тверской
и Василий Костромской, получив владимирское
великое княжение, живут не во Владимире,
а в своих уделах. Добиться владимирского
княжения для князей теперь значит добиться
материального обогащения и авторитета
"великого" князя. Средства добыть
великое княжение уже не нравственные,
не только право старшинства как прежде,
но и сила удельного князя, поэтому за
обладание Владимиром происходит борьба
только между сильными удельными князьями.
И вот в 1304г. Начинается борьба за великое
княжение между тверскими и московскими
князьями, многолетняя кровавая распря,
окончившаяся победой московского князя
Ивана Калиты, утвердившегося в 1328 г. с
помощью Орды на великокняжеском престоле
.С этих пор великое княжение не разлучалось
с Москвой, а между тем за какие-нибудь
тридцать лет до 1328 г. Москва была ничтожным
уделом: Даниил еще не владел ни Можайском,
ни Клином, ни Дмитровом, ни Коломной, и
владел лишь ничтожным пространством
между этими пунктами, по течению Москвы-реки.
Калита же в 1328 г. владел только Москвой,
Можайском, Звенигородом, Серпуховым и
Переяславлем, т.е. пространством меньше
нынешней Московской губернии. Что же
дало возможность Москве получить великое
княжение и увеличиться, и каким путем
шло это возвышение?
На этот вопрос мы находим много ответов
в исторической литературе. Карамзин,
например, в пятом томе "Истории Государства
Российского" упоминает и таланты московских
князей, и содействие бояр и духовенства,
и влияние татарского завоевания. Татарское
иго, которое, по его мнению, начало "новый
порядок вещей" в исторической жизни
русского народа, изменило отношение князей
к населению и отношение князей друг к
другу, поставило князей в зависимость
от хана и этим имело влияние на ход возвышения
Московского княжества. Карамзин находит,
что "Москва обязана своим величием
ханам". Погодин, возражая Карамзину,
поражается счастливыми совпадениями
"случайностей", которые слагались
всегда как раз в пользу возвышения и усиления
Московского княжества. Блестящую характеристику
усиления Московского княжества дает
нам Соловьев. В I и IV томах своей "Истории
России" он не раз, говоря вообще о важном
влиянии географических условий, отмечает
выгодное положение Москвы на дороге
переселенцев с юга, на середине между
Киевской землей с одной стороны и
Владимирской и Суздальской с другой.
По бассейну Москвы-реки переселенцы,
идя с юга, оседали густыми массами и делали
Московское княжество одним из самых населенных.
Кроме переселенцев с юга, в Москву шли
переселенцы из других областей Руси северной,
вследствие отсутствия в Московском княжестве
междоусобиц и бедствий от татар. Население
приносило князю доход; давало ему большие
средства; мы знаем, что московские князья
употребляли эти большие денежные средства
на покупку городов и выкуп из Орды пленных,
которых и селили в Московском княжестве.
Срединное положение Москвы-реки между
Новгородом и востоком (Рязанью) имело
также весьма важное значение. Если мы
всмотримся в географическую карту, то
увидим, что Москва-река сокращала водный
путь между Новгородом и Окой, следовательно,
Москва лежала на торговом пути Новгорода
и Рязани. Срединное положение Москвы
было важно и для церковного управления.
Митрополиты переселились из Владимира
в Москву, потому что считали необходимым
находиться в центральном пункте между
областями севера и юга Руси. Таким образом,
главное условие возвышения Москвы, по
мнению Соловьева, -- это срединность ее
положения, дававшая политические, торговые
и церковные преимущества. В разных местах
своего труда Соловьев указывает и на
другие условия, содействовавшие успеху
Москвы, личность князей, деятельность
бояр, сочувствие общества и так далее,
но в оценке разных фактов он кладет видимое
различие, одно -- первая причина усиления
и возвышения Москвы, другое -- благоприятные
условия, помогавшие этому усилению. Костомаров,
излагая ход возвышения. Московского княжества,
объясняет усиление Москвы главным образом
помощью татар и даже самую идею самодержавия
и единодержавия трактует,как заимствованную
от татар.Бестужев-Рюмин находит, что положение
князей, при зависимости великого княжения
от хана, должно было развивать в князьях
политическую ловкость и дипломатический
такт, чтобы этим путем привлечь милость
хана и захватить великокняжеский престол.
Такой ловкостью и таким тактом обладали
именно московские князья. Кроме того,
усилению Москвы помогало духовенство,
которому, при владении большими вотчинами,
было выгодно отсутствие междоусобий
в Московском княжестве, и сверх того полнота
власти московского князя соответствовала
их высоким представлениям об единодержавной
власти государя, вынесенным из Византии.
Далее деятельность бояр была направлена
также на помощь московским государям.
Что же касается до срединности положения
Москвы, то К. Н. Бестужев-Рюмин считает
это причиной второстепенной. С оригинальным
взглядом на этот вопрос выступает Забелин.
Он главное условие возвышения Московского
княжества видит в национальном сочувствии,
вызванном хозяйственной деятельностью
московских князей. Народ, отягченный
и татарским погромом, и междоусобными
распрями князей, естественно, относился
сочувственно к московским князьям. Эклектическим
характером отличается мнение Иловайского,
который главной причиной роста Москвы,
как политического центра, считает пробуждение
народного инстинкта: народ, который чувствовал
опасность от татар, должен был сплотиться.
Кроме того, Иловайский находит следующие
причины, способствовавшие усилению Московского
княжества:
1) географическое положение, дающее политические
и торговые выгоды;
2) ичность князей и их политику (князья
самих татар сделали орудием для возвышения
власти, что видно из борьбы между Тверью
и Москвой;
3) определенная в пользу Москвы политика
татар;
4) сочувствие боярства и духовенства;
5)
Разбираясь в указанных мнениях, мы видим,
что вопрос о причинахвозвышения Московского
княжества не развивается, и последнее
по временимнение не есть самое удовлетворительное.
Мы должны различать те условия, которые
были причиной того, что незначительное
Московское княжество могло бороться
с сильным Тверским княжеством, от тех,
которые поддерживали Московское княжество
в том положении, на которое оно встало,
благодаря первым, и помогли его усилению.
В числе первых причин надоотметить:
1)географическое положение, давшее Московскому
княжеству население и средства,
2) личные способности первых московских
князей, их политическую ловкость и хозяйственность,
умение пользоваться обстоятельствами,
чего не имели тверские князья, несмотря
на одинаковое выгодное положение
1.2 Развитие великого Московского княжества
К причинам, способствовавшим усилению княжества, надо отнести: 1) сочувствие духовенства, выраженное в перемене пребывания митрополии; 2) политическую близорукость татар, которые не могли своевременно заметить опасное для них усиление княжества; 3) отсутствие сильных врагов, так как Новгород не был силен, а в Твери происходили постоянно междоусобия князей; 4) сочувствие бояр и сочувствие населения. Свежую постановку вопроса о коренной причине возвышения Москвы дал в последнее время проф. М. К. Любавский в замечательной статье "Возвышение Москвы" (сборник "Москва в ее прошлом и настоящем", ч. 1). По его толкованию, после татарского погрома "под влиянием опустошений и разорений, произведенных татарами в восточных и частью северных княжениях Суздальской земли", произошел "перелив населения с востока на запад Суздальской земли и обусловил естественно возвышение княжеств, лежавших на западе этой земли, Тверского и Московского". "Итак (заключает Любавский), главной и основной причиной, обусловившей возвышение Москвы и все ее политические успехи, было выгодное географическое положение в отношении татарских погромов и происшедшее благодаря этому скопление населения в ее области".
2 Правление Ивана IV Оценка ЛИЧНОСТИ
2.1 Оценка личности Ивана IV
Николай Михайлович Карамзин в своей работе – «История Государства Российского» при описании Ивана IV Грозного разделил его долгое царствование на два этапа, гранью между которыми стала смерть царицы Анастасии. Со смертью царицы исчезло начало, сдерживавшее необузданный нрав царя, и наступила мрачная пора зверств, жестокостей, тиранического режима. В годы смуты, когда было поколеблено самодержавие, погибала и Россия. Царствованию Ивана Грозного посвящены описания в 8-9 томах «Истории Государства Российского». Восьмой том «Истории» кончается 1560 годом, разорвав царствование Иоанна IV на две части. В девятом томе, который продолжает издание, Карамзин изложил самые драматические события его царствования. Успех 9-го тома был потрясающим. Современник отметил: «В Петербурге оттого такая пустота, что все углублены в царствование Иоанна Грозного». Некоторые признавали его лучшим творением историка.
Отношение историка к правлению Иоанна IV после введения опричнины однозначно. Его царствование он назвал «театром ужасов», а самого царя тираном, человека «ненасытным в убийствах и любострастии». «Москва цепенела в страхе. Кровь лилась; в темницах, в монастырях стенали жертвы, но...тиранство еще созревало: настоящее ужасало будущим», «Ничего не могло обезоружить свирепого: ни смирение, ни великодушие жертв...».
Тиранию
Грозного автор уподобляет тяжелейшим
испытаниям, выпавшим россиянам в
удельный период и время татаро-монгольского
ига: «Между иными тяжкими опытами
судьбы, сверх бедствий удельной системы,
сверх ига монголов, Россия должна
была испытать и грозу самодержца-мучителя:
устояла с любовью к
Казалось бы, описывая тиранию Грозного (а с такой обстоятельностью это делалось впервые), Карамзин наносил удар по самодержавию, которое он последовательно защищал. Это кажущееся противоречие историк снимает рассуждениями о необходимости изучения прошлого, чтобы не повторять его пороков в будущем: «Жизнь тирана есть бедствие для человечества, но его история всегда полезна для государей и народов: вселять омерзение ко злу есть вселять любовь к добродетели - и слава времени, когда вооруженный истиною дееписатель, может в правлении самодержавном выставить на позор такого властелина, да не будет уже впредь ему подобных».
Н.М. Карамзин описывал жизнь Ивана Грозного последовательно и очень подробно, анализируя предпосылки дальнейшей жизнедеятельности царя. Такими предпосылками стало тяжелое детство Ивана Васильевича.
Царь
Иван родился в 1530 году. От природы
он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый
и немного насмешливый, настоящий
великорусский ум. Но обстоятельства,
среди которых протекало
Таким образом, Н.М. Карамзин говорит о том, что Иван Грозный с детства видел себя среди чужих людей. В душе его рано и глубоко врезалось и на всю жизнь сохранялось чувство сиротства, брошенности, одиночества, о чем он твердил при всяком случае: "родственники мои не заботились обо мне". Отсюда его робость, ставшая основной чертой его характера.
Анализируя личностные качества Ивана Грозного Н.М. Карамзин отмечал, что «Иван рано усвоил себе привычку ходить, оглядываясь и прислушиваясь. Это развило в нем подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к людям. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие и пренебрежение со стороны окружающих. Безобразные сцены боярского своеволия и насилий, среди которых рос Иван, были первыми политическими его впечатлениями. Они превратили его робость в нервную пугливость, из которой с летами развилась наклонность преувеличивать опасность, образовалось то, что называется страхом с великими глазами. Вечно тревожный и подозрительный, Иван рано привык думать, что он окружен только врагами. Это заставало его постоянно держаться настороже; мысль, что вот-вот из-за угла на него бросится недруг, стала привычным, ежеминутным его ожиданием. Всего сильнее в нем работал инстинкт самосохранения. Все усилия его ума были обращены на разработку этого чувства».
По мнению Карамзина, вполне ясно вырисовывается картина, о том, что детство Иоанна протекало в неестественной, ненормальной обстановке, которая не способствовала уравновешенному, здоровому развитию ребенка. В детстве в душе Иоанна были заложены тяжелые болезни, получившие развитие и обострение, в силу сложившихся обстоятельств, в дальнейшем.
Следуя историческим фактам, Н.М. Карамзин, описывает и венчание на царство юного царя – «в 1546 г. шестнадцатилетний Иван вдруг заговорил с ними о том, что он задумал жениться, но прежде женитьбы он хочет исполнить древний обряд предков, венчаться на царство. Иоанн велел митрополиту и боярам готовиться к сему великому торжеству, как бы утверждающему печатию веры святый союз между государем и народом. Между тем знатные сановники, окольничие, дьяки объезжали Россию, чтобы видеть всех девиц благородных и представить лучших невест государю: он избрал из них юную Анастасию. Личные достоинства невесты оправдывали сей выбор».
Карамзин в своем труде отмечает, что примечательным в этих событиях является то, что Иван Грозный был первый из московских государей, который узрел и живо почувствовал в себе царя в настоящем библейском смысле, помазанника Божия. Это было для него политическим откровением, и с той поры его царственное «Я» сделалось для него предметом набожного поклонения. Но ни набожность Иоанна, ни искренняя любовь к супруге не могли укротить его пылкой, беспокойной души, стремительной в движениях гнева, приученной к шумной праздности, к забавам неблагочинным. Он любил показывать себя царем, но не в делах мудрого правления, а в наказаниях, в необузданности прихотей; играл, так сказать, милостями и опалами; умножая число любимцев, еще более умножал число отверженных; своевольствовал, что бы доказывать свою независимость, и еще зависел от вельмож, ибо не трудился в устроении царства и не знал, что государь, истинно независимый, есть только государь добродетельный.
Никогда Россия не управлялась хуже: Глинские делали, что хотели именем юноши государя; наслаждались почестями; богатством и равнодушно видели неверность частных властителей; требовали от них раболепства, а не справедливости. Характеры сильные требуют сильного потрясения, чтобы свергнуть с себя иго злых страстей и с живою ревностию устремиться на путь добродетели. Для исправления Иоанна надлежало сгореть Москве!
Нельзя, по описаниям современников, ни описать, ни вообразить сего бедствия, люди с опаленными волосами, с черными лицами бродили, как тени, среди ужасов обширного пепелища: искали детей, родителей, остатков имения; не находили и выли, как дикие звери. А царь с вельможами удалился в село Воробьево, как бы для того, чтобы и не слыхать и не видать этого народного отчаяния.