Мировой экономический кризис 1929-1933 годов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 01:12, курсовая работа

Краткое описание

актуальность этой темы объясняется тем, что в нашей стране происходят процессы, схожие с теми, которые имели место во время мирового экономического кризиса, в развитых капиталистических странах, и в частности, в США. Поэтому моя цель – понять причины произошедшего кризиса, его итоги и сущность тех мер, которые предпринимались для выхода из него.

В соответствии с целью можно сформулировать задачу. Она заключается в рассмотрении периода американской истории с 1929 по 1937 – 1938 гг., концепций выхода из кризиса республиканского правительства Герберта Гувера и демократического кабинета Франклина Д. Рузвельта.

Оглавление

Введение 3
Причины и содержание мирового экономического кризиса 1929-1933 годов 4
1.1 Переход США от процветания к экономическому кризису. 4
1.2 Аграрный кризис 6
Варианты выхода из «Великой депрессии» 8
2.1 Попытки Гувера осуществить государственное кредитование банков 8
2.2 «Новый курс» Рузвельта 8
2.2.1 Основные мероприятия «Нового курса» 9
Экономическое положение ведущих стран в конце 30-х годов 13
3.1 Англия 13
3.2 Германия 14
3.3 Франция 16
Заключение 19
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

История экономики..doc

— 106.00 Кб (Скачать)

     Другие  мероприятия правительства в  финансовой сфере (расширение полномочий ФРС, отмена золотого стандарта, девальвация  доллара) способствовали увеличению финансовых ресурсов государства и усилению его регулирующих функций. Одновременно были приняты меры к успокоению мелких акционеров и вкладчиков: ограничены масштабы биржевой спекуляции и создана корпорация по страхованию банковских вкладов.

     Вторая  часть закона предусматривала и  меры помощи безработным. Кроме мер, предписанных НИРА, использовались и  другие средства борьбы с безработицей. Весной 1933 г. началось создание трудовых лагерей для безработной молодежи. Тогда же администрация чрезвычайной помощи во главе с Гопкинсом приступила к выдаче дотаций штатам для помощи безработным. Наконец, основанная в 1933 г. администрация гражданских работ предоставляла безработным временное занятие на зимние месяцы. Масштабы организованных правительством общественных работ были значительными: на них было занято 2,5 – 3 млн. человек.

     Важной  частью «нового курса» Рузвельта  стал и закон о помощи фермерам, или ААА, принятый 12 мая 1933 г., т.к. на 13 мая была назначена всеобщая акция  протеста фермеров. В первой части закона излагались меры по сокращению посевных площадей и поголовья скота в интересах восстановления цен. Во второй – предусматривались чрезвычайные меры по рефинансированию государством фермерской задолженности, и в третьей объявлялось о том, что доллар больше не привязан к золоту. Президент встал таким образом на путь инфляции. Проведением ААА занялось министерство сельского хозяйства. Фермерам давались огромные кредиты, продлевались закладные, почти прекратились продажа с аукциона.

     После страшной засухи весной 1934 г. положение  в сельском хозяйстве улучшилось. Задолженность фермеров была рефинансирована  более чем на 1 млрд. долл. Товарное фермерское хозяйство встало на ноги. Рузвельта превозносили спасителем. Но 600 тыс. фермеров, или 10% всех фермеров, потеряли свои фермы за время действия ААА, т.е. примерно за 3 года.

     В результате политики «Нового курса» в США укрепились позиции крупной буржуазии, что прослеживается во всех сферах экономики — промышленности, банковской системе, аграрном секторе. Концентрация производства и банков усилилась. Наиболее благоприятные последствия эта политика имела для ведущих групп американского монополистического капитала.

 

Экономическое положение ведущих  стран в конце 30-х  годов

3.1 Англия

 

     Кризисные явления в экономике Англии были отмечены в начале 1930 г. В первоначальный период в правящих кругах страны не было единства в отношении антикризисной  программы. Лейбористское правительство стремясь выполнить предвыборные обещания, склонно было увеличивать бюджетные расходы для облегчения положения широких слоев населения, малоимущих и безработных, в основном за счет усиления налогового пресса  на имущих. Подобная политика встретила сопротивление со стороны последних и заставила Дж. Макдональда в августе 1931 г. сформировать новый кабинет с консервативным большинством. Поворот в антикризисной политике получил обоснование в докладе Королевской комиссии по национальной экономии под председательством финансиста Дж. Мея. Руководствуясь либеральными принципами на первых  порах новое английское правительство пыталось усилить косвенное вмешательство, стремясь сохранить прежде всего устойчивость финансовой системы страны за счет обеспечения бюджетного равновесия. При одновременном увеличении прямых и косвенных налогов произошло резкое сокращение бюджетных расходов по социальным статьям, заработной плате государственным служащим, ассигнованиям на общественные работы, пособиям по безработице.

     Кроме того, правительству консерваторов  удалось получить крупный внешний займ, с целью восстановления платежного баланса.

     Антикризисные меры.

     Важным  мероприятием стала отмена в сентябре 1931 г золотого паритета национальной валюты, в результате чего произошла  девальвация фунта.

     За  Великобританией  вынуждены были последовать страны входящие в так называемый стерлинговый блок (25 государств – страны Скандинавия, Голландия, Португалия, Аргентина, Бразилия и др. включая британские колонии и доминионы), которые устанавливали курс своих валют на основании английского фунта. Помимо этого, страны блока, что облегчило стране немалые выгоды от данной операции. Члены блока, ориентируясь на стерлинг были вынуждены покупать английские товары и одновременно поставлять сырье и продовольствие.

     В отношениях со странами – конкурентами, сохранявшими некоторое время золотой паритет национальных валют (США, Германия, Франция, Италия и др.), Англия получила преимущество за счет повышения ценовой конкурентоспособности своих товаров, что способствовало усилению политики протекционизма  в этих странах. В силу последнего обстоятельства и Великобритания наконец отказалась от принципа фрейредерства, перейдя к политике жесткого протекционизма.

     В комплексе с другими антикризисными мерами уже к концу 1933г. Англия удалось  достичь стабилизирующего эффекта. Как видим, это происходит в основном за счет использования имеющихся у Великобритании преимуществ в отношениях с другими странами, за счет упреждающих шагов на внешнем рынке и достаточно жесткого внутреннего экономического курса, что отличало ее антикризисную политику от «Нового курса»  Рузвельта. Следует отметить, что уже  в 1934г. жесткая бюджетная политика экономии начинает несколько смягчаться, о чем свидетельствует рост заработной платы, восстановление пособий по безработице, снижения размера подоходного налога и другие мероприятия, способствовавшие смягчению социальных противоречий.

3.2 Германия

 

     Зависимое положение в достаточной мере неокрепшей экономики Германии определило глубину кризиса 1929-1933 гг. в стране.

     Своей нижней точки он достиг в 1932г. поразив промышленный сектор ( 68 тыс. предприятий стали банкротами), банковскую сферу, вызвал огромную безработицу (около 8 млн. чел).

     Прекращение помощи со стороны ведущих стран, которые также  испытывали экономический  кризис, усугубило положение Германии.

     Неспособность режима Веймарской республики эффективно противодействовать экономическому кризису, обострению социальных противоречий, стремление монополий к восстановлению утраченных позиций на мировых рынках , растущая ностальгия широких  общественных кругов граждан по былому величию Германии в условиях резкого падения жизненного уровня, безразличие к внутренним проблемам Германии со стороны правительств других стран было главным фактароми установления фашистского режима в стране в 1933г.

     Антикризисные мероприятия носили чрезвычайный характер, преследовали не только тактические цели вывода экономики в режим роста, но и стратегические – возвращение утерянных территорий и рынков, дальнейшее расширение границ государства, завоевание мирового господства.

     Эта стратегия и определила формы и методы вывода страны из кризиса, главным содержанием которого становится тотальная милитаризация народного хозяйства.

     Нацисты создают мощный аппарат государственного регулирования экономики, явившейся  основным рычагом сосредоточения финансовых, сырьевых, производственных, людских и прочих ресурсов.

     Ряд принятых законов о картелировании экономики, о подготовке к органическому  построению германского хозяйства, об оброне империи и др. позволили  установить жесткий контроль государства над большей частью промышленного потенциала. Закон об организации национального труда создал нормативную базу для становления принудительного труда.

     Руководство экономикой Германии осуществлялось из единого центра – Главного хозяйственного совета , перераспределявшего финансовые,  людские и сырьевые ресурсы прежде всего в военный комплекс за счет гражданских отраслей.

     Таким образом в условиях фашистской диктатуры  при отсутствии необходимых средств  на широкомасштабные военные инвестиции, прекратившейся помощи со стороны других стран, самоизоляции страны методы государственного регулирования изначально приобрели  ярко – выраженные прямые административные формы. Быстрыми темпами шло расширение государственного сектора в экономике.

     Такой вариант интервенции государства в хозяйственную жизнь оказались весьма эффективными и позволили в течении 1934г. покончить с кризисом прежде всего в тяжелой промышленности и на этой основе обеспечить быстрые темпы роста. Однако следует отметить, что успехи Германии в преодолении кризиса были весьма призрачными, т.к. не устраняли народохозяйственные диспропорции явившиеся его причиной, а напротив углубляли их.

     Продолжение политики милитаризации экономики, таким образом, не решало задачи восстановления оптимальных хозяйственных пропорций , расширения внутренних и внешних рынков, оздоровления финансовой системы и т.д. Впрочем, нацистское правительство  и не стремилось к решению данных проблем.

     Только  развязывание внешней агрессии могло  временно отодвинуть неотвратимую хозяйственную катастрофу. Поэтому с 1935 г. Германия все более втягивается в военные конфликты и в конечном счете развязывает Вторую мировую войну.

3.3 Франция

 

     Мировой экономический кризис распространился  на Францию в 1930г. , зато он был более  продолжительным и глубоким.

     Наряду  с усилением демократических  и леворадикальных течений появилась  тенденция к фашизации страны. Упорная борьба между различными политическими силами в свою очередь  определила  особенности антикризисной  политики и во многом повлияла на длительность кризиса.

     Подавление  коммунистами и социалистами в феврале 1934г. попытки фашистского путча (за которым стояли не только фашистские организации, но и часть крупных  монополий, представители церкви.) вызвало  заметный рост влияния двух левых  партий: социалистической (СФИО) и коммунистической (ФКП), объединившихся в Народный фронт, и соответственно, падение авторитета правительства.

     Программа народного фронта была  ориентирована  на удовлетворение ближайших нужд широких  слоев граждан. Среди самых основных требований следует отметить создание национального фонда безработицы, сокращение рабочей недели без уменьшения содержания, увеличение числа рабочих мест.

     4 июля 1936 года было создано первое  правительство Народного фронта (во главе с премьер – министром Л.Блюмом), 7 июля было подписано соглашение между всеобщей конфедерацией  труда (ВКТ) и предпринимателями об увеличении заработной платы, признании профсоюзов и института цеховых старост. Соглашение предусматривало введение 40-часовой рабочей недели, предоставление оплачиваемых отпусков , признание системы коллективных договоров.

     Увеличение  расходов по социальным статьям поставило  правительство перед проблемой  непомерно разбухшего дефицита государственного бюджета. Это заставило правительство  пойти на первую девальвацию франка, что не замедлило отрицательно сказаться на уровне жизни самых широких слоев граждан. Левая направленность политики правительства социалистов способствовала усилению бегства капиталов из страны, углублению процесса сокращения производства, появлению иных форм противодействия правительственному кризису со стороны прежде всего крупного капитала.

     В этих условиях правительство Блюма  не решалось поставить под государственный  контроль деятельность Французского банка  и начать налоговую реформу. Пауза в действиях правительства вызвала политический кризис и как результат – смену кабинета министров.

     Правительство социалиста – радикала Камиля Шотана попыталось найти компромисс между  интересами широких слоев населения  и представителей крупного капитала за счет некоторого ограничения требований программы Народного фронта. Однако, несмотря на существенное свертывание бюджетных расходов состояние финансовой системы еще более ухудшилось, что вынудило правительство вторично произвести девальвацию национальной валюты.

     Непоследовательность  антикризисных действий привели  к расколу внутри самого Народного  фронта, в результате чего трансформировалась и его программа.

Информация о работе Мировой экономический кризис 1929-1933 годов