Мировая война и Союзный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 23:23, доклад

Краткое описание

Последняя мировая война унесла 50 миллионов жизней по всемумиру. Ее подробному рассмотрению и анализу посвящены тысячи, или даже миллионы книг и научных работ. Вот уже 67 год минул со времени окончания Второй Мировой войны, а все еще остается много нераскрытого и неизвестного, засекреченного документами с грифом «Совершенно секретно». А сколько документов, опровергающих наше устоявшееся понимание распределения сил в то время, уничтожено и навсегда скрыто от человеческих глаз!

Файлы: 1 файл

Копия Документ Microsoft Word.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

Первый удар разнородными силами противник нанес по конвою PQ-15, который вышел 26 апреля из Исландии в составе 25 транспортов. Из его состава было потоплено 3 транспорта. Навстречу ему из Советского Союза на Запад шел конвой QP-11 в составе 13 судов. 1 мая он был атакован подводными лодками и эсминцами. В результате из состава его охранения был потоплен крейсер «Эдинбург», перевозивший золота на 100 млн. долларов6.

Очередной конвой PQ-16 вышел из Исландии 20 мая, имея в своем составе 34 транспорта, в том числе 5 советских. В течение шести дней он подвергался атакам самолетов и подводных лодок и потерял 7 судов. С 26 мая по 2 июня Северный флот провел операцию по обеспечению этого конвоя, в которой приняли участие 67 различных боевых кораблей и вспомогательных судов. Авиация флота за это время на разведку, прикрытие конвоя и удары по аэродромам произвела свыше 2 тыс. самолето-вылетов. В зоне Северного флота конвой потерь не имел.

Британское  адмиралтейство считало проводку этого  конвоя значительным военным успехом. Первый лорд адмиралтейства прислал в Советский Союз телеграмму: «Мы поздравляем весь личный состав с его великолепным подвигом в боевом конвоировании PQ-16 по пути в Северную часть России, несмотря на опасность атак противника с моря и воздуха. Желательно, чтобы это сообщение было доведено до командира конвоя, офицеров и рядового состава торгового флота союзных стран и всех лиц, имеющих к этому непосредственное отношение».

           В июне гитлеровское командование тщательно подготовило большую операцию по уничтожению очередного конвоя. Оно считало, что союзники увеличат поставки, чтобы помочь СССР, когда на советско-германском фронте началось большое наступление немецко-фашистских войск. Стремясь к полному уничтожению большого конвоя, они учитывали чувствительность англичан к потерям и надеялись, что это окажет влияние на ход войны на море в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.    Судьба PQ-17

27 июня из  Исландии вышел конвой PQ-17 в составе 35 транспортов, 2 танкеров и 24 кораблей непосредственного охранения. Одновременно из Архангельска и Мурманска вышел конвой QP-13 в составе 35 транспортов и 21 корабля охранения. На суда конвоя PQ-17 было погружено 297 самолетов, 495 танков, 4246 грузовых автомашин и тягачей, 156 тыс. т других грузов. Общая стоимость всех грузов оценивалась в 700 млн. долларов.

Суммарная стоимость всех остальных конвоев, после и до PQ-17 составляет около 80% от стоимости одного этого каравана. Караван должен был прийти в два морских порта – Мурманск и Архангельск, но истинной его целью был Сталинград.

Для обеспечения безопасности конвоя от нападения надводных кораблей были выделены отряды ближнего прикрытия («крейсерские силы прикрытия») из 4 крейсеров и 3 эскадренных миноносцев и силы дальнего оперативного прикрытия (2 линейных корабля, авианосец, 3 крейсера, 14 эсминцев). На выходах из баз и шхер Северной Норвегии находилось 14 подводных лодок (в том числе 5 советских). В составе конвоя было лишь два корабля ПВО и не было конвойных авианосцев. На аэродромах Кольского полуострова советское командование сосредоточило 287 боевых самолетов.

В целом для  обеспечения конвоев были развернуты превосходящие силы против крупных надводных кораблей, достаточные для противолодочной обороны и слабые — для их воздушного прикрытия. Только на восточном участке пути конвои могли рассчитывать на прикрытие советскими истребителями. Но и этими силами можно было обеспечить переход конвоев с минимальными потерями при условии, если бы они были нацелены только на достижение безопасности конвоев. Но британское адмиралтейство преследовало и другую цель. Оно не могло примириться с тем, что Германия имеет самый быстроходный и самый мощный в мире линейный корабль «Тирпитц», и стремилось уничтожить его. Потопление «Тирпитца» имело бы «несравненно большее значение для ведения войны, чем безопасность любого конвоя7», это оказало бы большое влияние на дальнейший ход войны. Британским адмиралтейством владела навязчивая идея — втянуть крупные корабли Германии в бой с силами прикрытия. Чтобы заманить корабли противника подальше от его баз, предлагалось даже повернуть конвой PQ-17 на обратный курс. «Фактически,— пишет английский историк Д. Ирвинг,— операция по проводке конвоя должна была превратиться в постановку ловушки для «Тирпитца» с приманкой, состоявшей из более тридцати тяжело нагруженных судов...».

С 1 июля в  течение четырех суток подводные  лодки, бомбардировщики и торпедоносцы преследовали конвой, но все атаки успешно отражались. Первый транспорт был потоплен подводной лодкой 4 июля. В тот же день 4 транспорта получили повреждения от попадания авиационных торпед. Были все основания надеяться, что организованность и стойкость принесут успех и конвой дойдет до портов назначения. Но британское адмиралтейство, узнав о том, что крупные немецкие корабли вышли в море, вечером 4 июля приказало «ввиду угрозы надводных кораблей» конвою рассеяться и судам самостоятельно следовать в советские порты, а крейсерам прикрытия и кораблям непосредственного охранения на полной скорости отойти на запад, на соединение с линейными силами.

В действительности немецкие надводные корабли очень быстро вернулись в свои базы. «Лютцов» в сопровождении 3 эскадренных миноносцев на выходе из шхер, в густом тумане, наскочил на подводную скалу и вернулся обратно. Эскадра во главе с «Тирпитцем» и «Адмиралом Шеером» вышла в море и в 18 часов 5 июля севернее острова Ингей была обнаружена и атакована советской подводной лодкой К-21 под командованием капитана 2 ранга Н. А. Лунина. Донесение об этом, посланное командованию Северным флотом, было перехвачено и расшифровано гитлеровцами. Считая, что их замысел раскрыт, и не желая рисковать крупными надводными кораблями, гитлеровское командование приказало эскадре возвратиться в шхеры.

Рассыпавшиеся во все стороны небольшие группы и одиночные суда конвоя оказались беззащитными и стали жертвами атак самолетов и подводных лодок. На поиски и прикрытие транспортов были направлены почти все корабли и авиация Северного флота. Но уже ничто не могло исправить рокового решения британского адмиралтейства. С того момента, как конвой распался, он потерял 21 транспорт. Только 11 судам удалось дойти до советских портов. 24 потопленных судна конвоя общим тоннажем около 143 тыс.т унесли с собой на дно 3350 автомашин, 430 танков, 210 бомбардировщиков и около 100 тыс. т общих грузов. Это был самый сокрушительный разгром конвоя во второй мировой войне.

Разгромом конвоя PQ-17 противник достиг значительно большего, чем потопление вооружения и грузов, предназначенных для Советского Союза. Этот случай дал повод союзникам задержать отправку следующих 4—5 конвоев. Их прибытие в июле — ноябре могло бы оказать некоторое влияние на оснащенность Советской Армии в ходе зимнего контрнаступления 1942-43 г. Черчилль в послании к Сталину от 18 июля заявил: «Мы не считаем правильным рисковать нашим флотом метрополии к востоку от острова Медвежий...» В ответном послании от 23 июля Сталин резко критиковал несостоятельность доводов премьер-министра Великобритании. Выявившиеся разногласия были несколько смягчены предложением Черчилля послать очередной конвой в СССР в сентябре 1942 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Cталинград

Уже в ходе оборонительного сражения, развернувшегося  в междуречье Волги и Дона, советское командование приступило к разработке плана разгрома врага. Основная цель предстоящей зимней кампании 1942-43 г. состояла в том, чтобы вырвать стратегическую инициативу из рук противника, нанести ему тяжелое поражение и тем самым добиться решительного перелома в ходе войны. При этом главный удар Красная Армия должна была нанести на Юго-Западном направлении по одной из самых крупных и самых активных вражеских группировок — группе армий «Б». Ее разгром привел бы к крушению всего южного крыла фронта противника.

Для достижения этой цели были созданы все предпосылки. К ноябрю 1942 г. соотношение сил стало почти равным, то есть улучшилось. в пользу советских войск. В составе действующих фронтов и отдельных армий было 385 стрелковых, мотострелковых и кавалерийских дивизии, 5 механизированных и 10 танковых корпусов, 145 стрелковых, мотострелковых и лыжных бригад, 89 отдельных танковых и механизированных бригад, 21 укрепленный район. В резерве Ставки (включая войска Московской зоны обороны) имелось 33 стрелковые дивизии, 17 стрелковых и мотострелковых бригад, 11 танковых корпусов и 1 механизированный корпус, 21 отдельная танковая и механизированная бригада. В действующей армии в этот период насчитывалось 6 124 тыс. человек, 72 500 орудий и минометов (без 50-мм минометов), 1724 боевые установки (БМ-8, БМ-13) полевой реактивной артиллерии, 6014 танков и самоходно-артиллерийских установок, 3088 боевых самолетов (без По-2). Германское командование держало на советско-германском фронте 258 дивизий и 16 бригад, в том числе 66 дивизий и 13 бригад сателлитов. С учетом войск сателлитов у противника было 6 270 тыс. солдат и офицеров, 70 980 орудий и минометов, 6600 танков и штурмовых орудий и 3500 боевых самолетов.

Из этих данных видно, что враг уже не имел былого превосходства в боевой технике и вооружении. Они подтверждают также, что существовавшее в первые дни войны почти двойное превосходство противника в людях тоже было ликвидировано. Теперь силы сторон стали примерно равны.

Поздней осенью 1942 г. воюющие стороны занимали на советско-германском фронте следующее положение. От Баренцева моря до Ладожского озера оборонялись 20-я немецкая армия и часть финских войск. Им противостояли Карельский фронт и 7-я Отдельная армия. К югу от Ладожского озера до района Холма находились остальные финские войска и немецкая группа армий «Север». Перед ними действовали Ленинградский, Волховский и

Северо-Западный фронты. От района Холма до Ливны оборонялась одна из сильных вражеских группировок — группа армий «Центр», скованная войсками Калининского, Западного и частью сил Брянского фронтов. От Ливны до района западнее Астрахани действовала наиболее сильная группа армий «Б», против которой оборонялись остальные силы Брянского фронта, Воронежский, Юго-Западньгй, Донской и Сталинградский фронты. На Северном Кавказе находилась группа армий «А», остановленная в предгорьях Главного Кавказского хребта войсками Закавказского фронта.

Северо-Западный фронты. От района Холма до Ливны  оборонялась одна из сильных вражеских  группировок — группа армий «Центр», скованная войсками Калининского, Западного и частью сил Брянского фронтов. От Ливны до района западнее Астрахани действовала наиболее сильная группа армий «Б»,

 

 

 

 

против которой оборонялись остальные силы Брянского фронта, Воронежский, Юго-Западньгй, Донской и Сталинградский фронты. На Северном Кавказе находилась группа армий «А», остановленная в предгорьях Главного Кавказского хребта войсками Закавказского фронта.

 

 

 

 

 

 

 

 

\

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Силы  и средства

Советские

Войска

Войска

противника

Соотношение сил

Люди

1 015 300

1 011 500

1 : 1

Танки, штурмовые  и самоходные орудия8

 

979

 

675

 

1,4 : 1

Орудия и минометы

13 535

10 290

1,3 : 1

Боевые самолеты

1 350

1 216

1,1 : 1




Соотношение сил сторон к концу 1942 года

 

6.Реквием каравану PQ-17

Таким образом, на стороне  советских войск уже имелся перевес, хотя и незначительный. На фоне приведенных цифр, заметно что в случае прихода каравана полностью (или с незначительными потерями), перевес советских войск над немецкими достигал бы 2-х, а то и 3-х раз. Со всем уважением к союзникам, возникает вопрос, как можно объяснить приказ о расформировании конвоя? Вот он дословно: «КОМАНДИРУ ЭСКОРТА, КОМАНДУЮЩЕМУ ФЛОТОМ МЕТРОПОЛИИ – ОТ АДМИРАЛТЕЙСТВА. ВВИДУ УГРОЗЫ СО СТОРОНЫ НАДВОДНЫХ КОРАБЛЕЙ ПРОТИВНИКА НЕОБХОДИМО РАССРЕДОТОЧИТЬСЯ...». То есть бросить караван. После войны английский историк Ирвинг напишет о том, что, в принципе, весь этот караван был ловушкой для германского флота. И, действительно, в эскорте каравана шли корабли, превосходящие по вооружению ударную группировку немецкого флота. Но как тогда можно объяснить приказ первого лорда Адмиралтейства Дадли Паунда? Возможно, объяснение кроется в следующем. Сперва предполагалось использовать PQ-17 как ловушку для линейных сил противника. Об этом и пишет Ирвинг. Но союзники понимали, что в случае крупной победы советских войск под Сталинградом это будет коренным переломом войны на Востоке. Советские войска перейдут в решительное контрнаступление. А для того, чтобы не прослыть трусами, союзникам требовалось открытие второго фронта во Франции или на Балканах. Необходимо было потянуть время, задержать и советские и германские войска под Сталинградом. С другой стороны, надо было сделать так, чтобы победителем там оказалась Красная Армия. Поэтому союзники так спланировали конвой, чтобы уже на начальном этапе он понес большие потери. Как уже говорилось он был отвратительно защищен от атак с воздуха, а в зоне конвоирования каравана союзниками, большинство атак  немцев проводилось именно оттуда.

В принципе, можно  поставить под сомнение даже тот  факт, что ангичане вообще пытались уничтожить линейные корабли немцев. Ведь флагман германского флота «Тирпитц» внушал английскому «Домашнему флоту9» панический ужас из-за однотипного «Тирпитцу» «Бисмарка», потопленного анличанами 27 мая 1941 года. Вот художественное описание этого сражения.

«В глубоком Датском проливе, что огибает Исландию с севера, в канале между минным полем и кромкой пакового льда, на английском крейсере «Суффолк» работал радар. Экраны локаторов заранее отметили приближение гитлеровского флагмана. «Суффолк» по радиопеленгу наводил на цель корабли флота метрополии. Они подошли и вцепились в «Бисмарк» клыками своих орудий.

Огонь был  открыт противниками почти одновременно с колоссальной дистанции. «Бисмарку» удалось сразу же поразить «Хууд»; броня линейного крейсера, принесенная в жертву скорости, пропустила через себя немецкий снаряд, и он лопнул внутри погребов. Адский взрыв потряс один из лучших кораблей британского флота — из 1 400 человек команды в живых остались только трое.

Информация о работе Мировая война и Союзный долг