Мир античных мифов в жизни древних греков и римлян, в мировой и российской культуре, в современной жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:24, реферат

Краткое описание

У мифа нет автора – это воплощение коллективного сознания. Мифология – это первичные образы, которые были достоянием рода и передавались из поколения в поколение. Мифология была исходной формой человеческого мышления. Именно из нее, как бабочка из кокона, появились более развитые формы мышления – религиозного, художественного, философского, научного.

Оглавление

Введение 3
Греческая мифология 5
Римская мифология 10
Жизнь античного мифа в постантичную эпоху 13
Античный миф в современной жизни 20
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

151102 История Реферат Мир античных мифов в жизни древних греков и римлян, в мировой и российской культуре, в современной жизни.docx

— 51.73 Кб (Скачать)

     В противоположность художественно  одаренным и подвижным эллинам, римляне не имели народной эпической  поэзии; их религиозные представления  выразились в немногочисленных, однообразных и скудных по содержанию мифах.

     Римские боги не имели ни своего Олимпа, ни генеалогии, и изображались в виде символов: Маны – под видом змей, Юпитер — под видом камня, Марс – под видом копья, Веста — под видом огня. Первоначальная система римской мифологии – судя по модифицированным под самыми различными влияниями данным, которые нам сообщает древняя литература – сводилась к перечислению символических, безличных, обоготворенных понятий, под покровительством которых состояла жизнь человека от зачатия его до смерти; не менее отвлеченны и безличны были божества душ, культ которых составлял древнейшую основу семейной религии.

     На  второй стадии мифологических представлений  стояли божества природы, главным образом  рек, источников и земли, как производительницы  всего живого. Далее идут божества небесного пространства, божества смерти и преисподней, божества – олицетворения духовных и нравственных сторон человека, а также различных отношений общественной жизни, и, наконец, боги иноземные и герои. При рождении гении вселяются в человека, при смерти – отделяются от тела и становятся (добрые души).

     В честь Юноны и Гения в день рождения приносились жертвы, их именем клялись. Позднее были приданы каждому  семейству, городу, государству, для  охраны, свои Гении. С Гениями родственны Лары, покровители полей, виноградников, дорог, рощ и дома; в каждой семье  был свой чнловек охранявший очаг и дом (позднее их было два). Кроме того, были особые боги очага (собственно покровители кладовой) –к которым причислялись, между прочим, Янус, Юпитер, Веста.

     Божества, под покровительством которых находилась вся человеческая жизнь во всех её проявлениях. Их было столько же, сколько различных деятельностей, т. е. бесконечное множество; каждый шаг человека, каждое движение и действие в разные возрасты были опекаемы особыми богами, списки  которых были составлены в IV веке до н. э. понтификами, с подробными указаниями, к какому божеству с какой молитвенной формулой и в каких случаях жизни надлежит обращаться.

       Так, были боги, оберегавшие человека  со времени зачатия до рождения, помогавшие при рождении, охранявшие мать и ребенка тотчас после родов, заботившиеся о детях в первые года детства, боги возрастания, боги покровители брака и т.д. При дальнейшей эволюции мифологических представлений, некоторые из этих божеств более индивидуализировались, к основным их атрибутам присоединялись другие и мифологический образ становился рельефнее, приближаясь к человеческому, причем некоторые божества были соединены в брачные пары.

     На  этой ступени развития религиозных  представлений выступают божества природы – боги и богини водной стихии, полей, лесов, а также некоторых явлений человеческой жизни. Божества источников (обыкновенно – богини) почитались в рощах и обладали еще даром предвещания и песни, а также были помощницами при родах. Представителем водной стихии был Нептун, позднее, через отожествление с Посейдоном, сделавшийся богом моря (с 399 г. до н. э.)2.

Жизнь античного мифа в  постантичную эпоху

 

     Амазонки  – скифское племя, промышлявшее грабежом. По мере того как мужчины гибли, женщины сами занимали их места. В дальнейшем племя стало уничтожать мальчиков, а девочек готовить к военной службе. Они прижигали или отрезали правую грудь, чтобы удобнее было стрелять из лука, а левую оставляли для вскармливания детей. Отсюда «амазонки» – буквально «лишенные груди»3.

     В переносном значении амазонками стали  именовать отважных, самостоятельных женщин, нередко термин употребляется в спортивной среде, кино. Ахилл (Ахиллес) – герой Троянской войны, отличившийся исключительной доблестью. Отец Ахилла – Пелей, царь Фессалии, мать – морская нимфа Фетида. Желая дать сыну бессмертие, Фетида искупала его в Стиксе – священной реке подземного царства. Она погрузила младенца в воду, держа за пятку, и пятка, не омытая водой, осталась единственным уязвимым местом на теле Ахилла. Будущего героя отдали на воспитание мудрому кентавру Хирону, давшему юноше прекрасное воспитание и боевые навыки.

     Зная, что Ахиллу предстоит гибель в  войне с ахейцами, Фетида захотела перехитрить судьбу и спрятала сына на острове Скирос, где он жил среди дочерей Ликомеда, одетый в женские одежды. Однако грекам было предсказано, что без Ахилла им не победить в войне с троянцами, и по приказу Одиссея Ахилла нашли на острове. Хитроумный Одиссей заставил юношу разоблачить себя самому. Под видом купца проникнув на Скирос, Одиссей разложил перед девушками товары, а потом приказал слугам неожиданно ударить мечами в щиты. Девушки в страхе разбежались, и лишь Ахилл схватился за оружие.

     Ахилл отправился с Одиссеем в Трою, осада  которой длилась десять лет. Однажды (эти события описываются в «Илиаде» Гомера) Агамемнон отнял у Ахилла одну из троянских пленниц, в результате они поссорились. Ахилл отказался воевать, но Патрокл, его друг, призвал героя забыть обиду, ибо без него греки потерпят поражение. Тогда Ахилл отдал другу свои доспехи, коня и дружину. Троянцы, увидев «Ахилла», обратились в бегство.

     Тут в дело вмешался Аполлон, он помог  Гектору, троянскому предводителю, одолеть  Патрокла. Узнав о смерти друга, Ахилл  простил обиду, ринулся в бой  и победил Гектора. Уже послегомеровский миф рассказывает о смерти героя  так: после победы над троянцами  Ахилл решил взять в жены младшую  дочь троянского царя Поликсену, однако ее брат Парис во время бракосочетания поразил жениха в пятку – уязвимое место на его теле. Поликсену же греки принесли в жертву.

     «Ахиллесова пята» – выражение, обозначающее уязвимое, слабое место.

     Адонис  – прекрасный юноша, возлюбленный Венеры (согласно римскому мифу, так как в греческом варианте имя Венеры – Афродита). Зная, что ревнивый Марс готовит Адонису гибель, Венера умоляла его не идти на охоту. Но юноша, не послушавшийся влюбленной богини, был растерзан в лесу вепрем. Горько оплакивая Адониса, Венера окропила пролитую кровь нектаром и превратила ее в цветок анемона. Адонисы – первые ранние цветы – называют еще подснежниками.

     Венера  и Адонис. Питер Пауль Рубенс (1577–1640). Эрмитаж. Холст, масло.

     Смерть  Адониса. Джузеппе Маццуола (1644–1725). Эрмитаж. Мрамор.

     Венера  и Адонис. Тициан Вечеллио (1485/90–1576). Национальная галерея. Холст, масло.

     Венера  и Адонис. Паоло Веронезе (1529–1588). Музей Прадо. Холст, масло. Венера и Адонис. П. И. Соколов (1753–1791). Русский музей. Холст, масло

     Амур  и Психея. О любви Амура и  Психеи упоминается в «Метаморфозах, или Золотом осле» древнеримского писателя Апулея. Юная царевна Психея, прославившаяся своей красотой, была настолько любима и популярна, что  ее стали чтить наравне с самой  Венерой. Богиня поручила своему сыну Амуру вызвать в душе соперницы  любовь к самому ничтожному человеку на земле.

     Амур, будучи сам покорен красотой Психеи, поместил царевну в свои чертоги и являлся к ней под покровом темноты. Однажды девушка зажгла светильник, чтобы рассмотреть своего возлюбленного. Узнав в спящем юноше сына Венеры, от испуга она капнула на него масло из светильника.

     Амур  исчез, а девушка пустилась на его поиски. Всюду ее преследовала ненависть Венеры. Однажды по наущению злобной богини Психея оказалась у владычицы подземного царства Прозерпины. Девушка должна была получить от нее волшебный ящик, где хранилась красота, заглядывать в который было запрещено. Из любопытства Психея нарушила запрет, вдохнула ядовитые испарения и заснула. Амур, разыскав возлюбленную, поцелуем разбудил ее и, вознесясь с ней на Олимп, обратился к Юпитеру с просьбой о помощи, тот стала женой Амура.

     Психея  стала символом человеческой души, ее часто изображали девочкой с крыльями бабочки, а ее имя легло в основу названия науки психологии.

     История Психеи. Серия полотен. Морис Дени (1870–1943). Эрмитаж. Холст, масло.

     Амур  и Психея. Поцелуй Амура. Антонио  Канова (1757–1822). Эрмитаж. Мрамор.

     Аполлон (греч.; римск. – Феб). Аполлон –  сын Зевса и Латоны, брат-

близнец Артемиды (богини охоты), бог света, солнца, покровитель искусств. «Через меня согласуются песни и струны», – говорит он о себе в поэме Овидия «Метаморфозы».

     По  преданию Аполлон одержал победу над чудовищным змеем подземного царства Пифоном, в том месте, где это произошло, – в Дельфах, был сооружен храм. Там находился оракул Аполлона, где жрица пифия прорицала волю бога. Одурманенная ядовитыми испарениями, поднимавшимися из расселины скалы, пифия бессвязно бормотала, а жрецы интерпретировали ее слова.

     В поэме Овидия есть эпизод о том, как  Аполлон посмеялся над Амуром, сказав, что лук и стрелы могут носить только победители драконов. Тогда обиженный Амур выпустил одну свою стрелу в насмешника, внушив ему любовь к нимфе Дафне, другой же стрелой поразил саму нимфу, вызвав ее ненависть к гордецу. Спасаясь от влюбленного в нее Аполлона, нимфа воззвала к своему отцу, речному богу Пенею, и тот обратил ее в лавровое дерево. Безутешный Аполлон сделал лавр вечнозеленым, надел на голову венок из его ветвей и украсил ими кифару. Вот откуда обычай увенчивать победителей музыкальных и гимнастических состязаний лавровыми венками.

       «Античность» была весьма своеобразным прошлым для культуры Нового времени. С одной стороны, это было «возрожденное» прошлое, значит, в каком-то смысле, сочиненное, воображенное, так как реальная преемственная связь с ним оборвалась в эпоху «мрачного» Средневековья (так оценивали эту эпоху еще долго после Возрождения). С другой стороны, это прошлое не воспринималось как ушедшее, как преодоленное и превзойденное ходом жизни. Оно, наоборот, как бы нависало над самим Новым временем и даже присутствовало в нем, но как миф, как недосягаемая в реальности абсолютная норма жизни.

     Новое время было буквально заселено образами античной мифологии и образами деятелей Античности, чья жизнь и дела были окутаны преданием, т.е. тоже мифологизированы. Мифические образы служили в культуре Нового времени не только «чистыми» примерами человеческих типов, но и концентратами культурных смыслов. Вот два примера из русской культуры. Парадный портрет Екатерины II работы Д. Левицкого изображает русскую императрицу в образе жрицы в храме богини правосудия из греческой мифологии, Фемиды. Такое отождествление реального человека с мифическим вечным образом было не только общепринятым средством «опоэтизации», в смысле возвышения героини над обыденностью ежедневного и, увы, конечного существования, но было так же и средством осмысления ее деятельности (картина называется «Екатерина II – законодательница») в нравственном аспекте, в человеческом измерении как такой деятельности, которая служит священной защите справедливости и порядка в стране.

     Сказанное выше о культурной функции «Античного» мифа легко обнаруживается и в этом стихотворении. Прежде всего заметна особая – «экспертная» роль мифической Античности (Рим, Афины), где удостоверяются подлинные достоинства человека потому, что там царит высшая справедливость – в противоположность несовершенству и несправедливости Божественного жребия.

     В XIX веке «античность» как мифический мир образцового прошлого постепенно утратила свое значение4. В то же время – и это совпадение не случайно – исследование античноcти как реального историко-культурного периода приобрели небывалый размах: основные открытия в области научного ее изучения были сделаны в прошлом веке. Исторический реализм XIX века как бы разгонял мифопоэтический мираж «античности». Однако, древнегреческие мифы не исчезли совсем из европейской культуры. Позже они вновь призывались в качестве культурных символов, предназначенных отразить самосознание людей XX века. Но это были уже не мифы, а заимствованные из мифов сюжеты, образы, идеи.

Античный  миф в современной  жизни

 

     Тем, кто интересуется историей культуры, литературой и искусством, знакомство с греко-римской мифологией совершенно необходимо. Ведь, начиная с эпохи  Возрождения, художники и скульпторы стали широко черпать для своих  произведений сюжеты из сказаний древних  греков и римлян. Придя в любой  из художественных музеев, неискушенный посетитель оказывается в плену  прекрасных, но зачастую непонятных ему  по содержанию произведений великих  мастеров русского изобразительного искусства: картин П. Соколова («Дедал, привязывающий крылья Икару»), К. Брюллова («Встреча Аполлона и Дианы»), И. Айвазовского («Посейдон, несущийся по морю»), Ф. Бруни (“Смерть Камиллы, сестры Горация», В. Серова («Похищение Европы»), скульптур таких выдающихся мастеров, как М. Козловский («Ахилл с телом Патрокла»), В. Демут-Малиновский («Похищение Прозерпины”), М. Щедрин («Марсий»).

     То  же самое можно сказать и о  некоторых шедеврах западноевропейского  искусства, будь то «Персей и Андромеда» Рубенса, «Пейзаж с Полифемом» Пуссена, «Даная» и «Флора»Рембрандта, «Муций Сцевола в лагере Порсенны «, Тьеполо или структурные группы «Аполлон и Дафна» Бернини, «Пигмалион и Галатея» Торвальдсена, «Амур и Психея” и «Геба» Кановы.

     Греко-римская  мифология столь глубоко проникла в русскую литературу, что человеку, читающему стихотворения А.С. Пушкина (особенно ранние) и неосведомленному о мифологических персонажах, не всегда будет ясен лирический или сатирический смысл того или иного произведения. Это справедливо в отношении  стихов Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова, басен И.А. Крылова  и других. Все это лишь подтверждает замечание Ф. Энгельса о том, что  без того фундамента, который был  заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы. Сильнейшее влияние, которое оказала античная культура на развитие всех европейских  народов, таким образом, не подлежит сомнению.

Информация о работе Мир античных мифов в жизни древних греков и римлян, в мировой и российской культуре, в современной жизни