Мир античных мифов в жизни древних греков и римлян, в мировой и российской культуре, в современной жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:24, реферат

Краткое описание

У мифа нет автора – это воплощение коллективного сознания. Мифология – это первичные образы, которые были достоянием рода и передавались из поколения в поколение. Мифология была исходной формой человеческого мышления. Именно из нее, как бабочка из кокона, появились более развитые формы мышления – религиозного, художественного, философского, научного.

Оглавление

Введение 3
Греческая мифология 5
Римская мифология 10
Жизнь античного мифа в постантичную эпоху 13
Античный миф в современной жизни 20
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

151102 История Реферат Мир античных мифов в жизни древних греков и римлян, в мировой и российской культуре, в современной жизни.docx

— 51.73 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение 3

Греческая мифология 5

Римская мифология 10

Жизнь античного  мифа в постантичную эпоху 13

Античный миф  в современной жизни 20

Заключение 23

Список использованной литературы 25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

     Современный читатель обычно воспринимает мифы, как  сказки. А вот для первобытного человека они были истиной.

     У мифа нет автора – это воплощение коллективного сознания. Мифология  – это первичные образы, которые  были достоянием рода и передавались из поколения в поколение. Мифология  была исходной формой человеческого мышления. Именно из нее, как бабочка из кокона, появились более развитые формы мышления – религиозного, художественного, философского, научного.

     Философ Г. В. Ф. Гегель называл мифы педагогикой  человеческого рода. Мифология создавала образы-образцы, которым соответствовало поведение человека, все его сознание и жизнь. Миф помогал осознать смысл жизни и бытия племени и отдельного человека, учил отличать добро от зла. В мифах разных народов находят при всем различии много родственного – так же, как и в психике ребенка, а исследователи называют мифологическое сознание «детским сознанием».

     Многие  исследователи считают, что и  в наше время миф продолжает играть свою определяющую роль в качестве архетипа (первообраза). По концепции К. Юнга, архетипы организуют восприятия и представления людей о внешнем мире. То, что принято называть знаниями, в действительности может быть продиктовано воображением.

     Новое время творит новые мифы. Например, вместо домовых и леших в сознании человека утверждаются полтергейст и «маленькие зеленые человечки».

     Юнг всю историю культуры рассматривал, как трансформацию мифов, возведение их на все более высокие ступени. 
 
 

                                           Греческая мифология

 
---

     При рассмотрении греческой мифологии  в развитии, в пределах каждого  отдельного мифа устанавливаются и  прослеживаются разновременные рудименты, которые существуют с ферментами нового, возникающего в сюжете мифа.

     Например, в мифе о рождении Афины Паллады в полном вооружении из головы Зевса, проглотившего свою забеременевшую супругу Метиду, можно различить остатки фетишистских представлений и каннибализма, предшествовавшие развитому патриархату, примат мужского индивидуума над женским и символику мудрости верховного божества – свидетельства патриархата; наконец, гротеск, свойственный времени распада общинно-родовой формации и начальному периоду греческой классики1.

     Один  и тот же мифологический мотив  может составлять основное содержание мифа и играть второстепенную роль. Для эпохи последовательного  зооморфизма отождествление солнца с быком является центральным  содержанием мифа о солнце, так  же как совиный вид Афины Паллады  – основное в содержании мифа.

     Но  в гомеровской мифологии в связи с тем, что центральное содержание мифа о солнце для этого времени было уже антропоморфическим, солнце, воплощенное в быке, стало рудиментом. Аналогичен по своему происхождению рудиментарный характер совоокости Афины Паллады у Гомера с изменением основного содержания мифа.

     Греческая мифология в ее наиболее развитом, так называемом классическом, состоянии  представляет собой мифологию героическую, а не стихийно-фетишистскую и не стихийно-демоническую (эти два типа мифологии относятся к хтонической мифологии). Героическая мифология связана с периодом патриархата, однако, в ней прослеживаются главнейшие типы хтонических рудиментов.

     Огромное  количество рудиментов имеет метаморфозный, или оборотнический, характер: Зевса вступает в брак с Данаей в виде золотого дождя, с Семелой – в виде грома и молнии, с Европой – в виде быка и т.д. Из иконографических рудиментов (т.е. относящихся к внешнему виду определенного мифологического персонажа) в мифах фигурируют змеиный хвост у Кадма, рога и копыта у Пана, совиные глаза у Афины, коровьи у Геры и др.

     Некогда самостоятельные божества, демоны или герои выступают теперь в виде закостеневших внешних придатков (атрибутивные рудименты) к другим персонажам: орел и Ника около Зевса, сова или змея около Афины. Тому или иному мифологическому образу постоянно сопутствуют также функциональные рудименты: перун Зевса, лук и стрелы Аполлона, трезубец Посейдона, жезл и крылатые сандалии Гермеса и др.

     Если рудимент мифа отражает его прошедшее, то фермент указывает на будущее развитие мифа. У Гесиода Ехидна – полузмея-полудева, она прекрасна, но зловредна, ненавистна людям. Этот мотив отвержения Ехидны – элемент в мифе, объясняющий стремление человека обуздать стихийные силы природы.

     Тантал  наказан за человеческое жертвоприношение, это – несомненно фермент, свидетельствующий о позитивных сдвигах в морали. Прометей у Гесиода представлен заурядным обманщиком, вздумавшим перехитрить самого Зевса. Но именно этот момент противодействия Зевсу в дальнейшем лег в основу эсхиловской концепции Прометея-богоборца.

     Между составляющими миф элементами устанавливаются  не только хронологические, но и самые  разнообразные смысловые связи, образующие мифологические комплексы. Один из таких комплексов – комплекс-интерполяция – состоит из отдельных смысловых элементов, связанных более или менее механически. Примером такого комплекса является гомеровское представление о тенях в загробном мире, которое дается в XI песне «Одиссеи».

       Если комплекс-интерполяция пронимается  как объединение в одно целое  чуждых друг другу элементов  без всякой мотивировки, то  комплекс-компиляция есть объединение  элементов, также несходных или  противоположных, но это объединение  уже определенным образом мотивировано. Аполлон, Артемида и Лето первоначально были демонами совершенно разного прохождения, никак между собой не связанными.

       Их объединение – Аполлон и Артемида как дети Лето от Зевса – есть мифологический комплекс-компиляция. Олимпийская семья богов, образовавшаяся в результате объединения европейских и малоазиатских божеств – тоже компиляция, поскольку присоединенные азиатские божества стали трактоваться как дети Зевса и Геры.

     Оба типа мифологических комплексов (интерполяция и компиляция), а также бесконечно разнообразные приближения то к  одному, то к другому такому типу встречаются в античной мифологии  постоянно. Например, Диомед то вступает в бой с богами и ранит их, то заявляет о невозможности вступать в борьбу с богами. Прометея наказывают в одном случае раз и навсегда, без всякой надежды на освобождение, в другом – его освобождает Геракл.

     В греческой мифологии может быть выделен также монолитно-художественный мифологический комплекс, в котором  все элементы мифа составляют одно целое. Примером такого комплекса является образ сирен у Гомера.Это–полуптицы-полуженщины, они поют такими завлекающими, чарующими голосами, что всякий путник высаживается на берег, но сирены тут же его уничтожают, поэтому у них на берегу целые горы человеческих костей и гниющих останков.

     В этом образе совмещаются художественный восторг и гибель, то есть красота  и смерть. С другой стороны, у Гомера в этом мифе совмещаются различные эпохи культурного и социального развития: наряду с фетишизмом и людоедством характерная для Гомера высокоразвитая эстетическая культура. Причем это совмещение не эклектично, а монолитно-художественно.

     В так называемом полярном комплексе  противоположные по смыслу элементы в силу именно общей художественной идеи даны сразу: и во всей своей  противоположности, и во всем своем  тождестве. Например, самый «светлый» бог Зевс вступает в брак с самой «темной» богиней Персефоной, и от этого брака рождается Загрей. Загрея еще младенцем растерзывают и поедают титаны.

     Но  из золы испепеленных Зевсом титанов происходят люди, которые поэтому являются носителями и титанического, и дионисийского начала. Афина-горгона убивает горгону Медузу и оттого сама перестает быть горгоной. Либитина – любовь и смерть одновременно.

     При исследовании греческой мифологии  необходимо также учитывать ее географическое распространение (так называемая географическая мифология) и исторические особенности  тех или иных местностей, к которым  приурочиваются события, излагаемые в  разных античных мифах.  
 
 
 
 
 
 

Римская мифология

 

     Римская мифология в своем первоначальном развитии сводилась к анимизму, т. е. вере в одушевление природы. Древние  италийцы поклонялись душам умерших, причем главным мотивом поклонения был страх перед сверхъестественной их силой. Для римлян, как и для  семитов, боги представлялись страшными  силами, с которыми надо было считаться, умилостивляя их строгим соблюдением  всех обрядов. Всякую минуту своей жизни  римлянин боялся нерасположения богов  и, чтобы заручиться их благосклонностью, не предпринимал и не совершал ни одного дела без молитвы и установленных  формальностей.

Информация о работе Мир античных мифов в жизни древних греков и римлян, в мировой и российской культуре, в современной жизни