Механизмы развития государственной идеологии. Понятие идеологической работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 20:46, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – раскрыть понятие, сущности, а также основные модели механизмов государственной идеологии в мире. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие механизма государственной идеологии;
показать сущность механизма государственной идеологии в СССР;
выявить механизм государственной идеологии в западных странах;
раскрыть механизм государственной идеологии в нашей стране.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Понятие идеологии, идеологической работы…………………………..…….4
2. Механизмы развития государственной идеологии………….……………….9
2.1. Понятие механизма государственной идеологии..........................................9
2.2. Сущность механизма идеологии в СССР …………………………………..9
2.3. Механизм государственной идеологии в западных странах……………..10
2.4. Механизм государственной идеологии в Республике Беларусь…………10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………15

Файлы: 1 файл

Реферат по идеологии.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

Министерство образования Республики Беларусь

УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

Институт повышения квалификации и переподготовки кадров

Кафедра современных технологий образования взрослых

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине: «Основы идеологии белорусского государства»

на тему: «Механизмы развития государственной идеологии. Понятие идеологической работы»

 

Специальность: 1-26 02 85 «Логистика»

 

 

Исполнитель:

слушатель заочной формы обучения       Корженко Т.И.

группы № 13-03П  

 

Научный руководитель:

доцент                                                                                  Китурко И.Ф.    

 

 

 

 

Гродно, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Будучи феноменом общественного сознания, идеология подвержена общим процессам, происходящим в сфере сознания: она возникает, развивается, обновляется либо увядает, обесценивается и утрачивает свою социальную значимость. Поэтому идеология предполагает приложение постоянных усилий по своему созданию, воспроизводству, обновлению и распространению.

Однако как не может быть государства без государственной идеологии, так не может быть и государственной идеологии без механизма ее создания, воспроизводства и распространения.

Цель данной работы – раскрыть понятие, сущности, а также основные модели механизмов государственной идеологии в мире. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть понятие механизма государственной идеологии;

  • показать сущность механизма государственной идеологии в СССР;

  • выявить механизм государственной идеологии в западных странах;
  • раскрыть механизм государственной идеологии в нашей стране.

 

1. Понятие идеологии, идеологической работы

Идеология (греч. ιδεολογία, от греч. ιδεα — прообраз, идея; и λογος — слово, разум, учение), система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений. В классовом обществе идеология всегда носит классовый характер, отражая положение данного класса, классовые интересы.

Понятие идеологии изменялось и уточнялось в ходе развития познания. Термин «идеология» ввёл в употребление французский философ и экономист Дестют де Траси («Элементы идеологии», 1801). Исходя из принципа, что наши знания происходят из ощущений, он утверждал, будто «идеология» - учение об идеях, исследуя всеобщие принципы и законы возникновения идей, позволяет тем самым установить твёрдые основы для политики, этики, воспитания и т. д. В таком же смысле об идеологии писали Ж. Кабанис и другие поздние представители школы французского материализма и сенсуализма. В наполеоновской Франции термин «идеология» приобрёл пренебрежительный оттенок. «Идеологами» стали называть людей, которые подходили к общественной жизни с точки зрения абстрактных принципов и ничего не понимали в практических вопросах реальной политики. К. Маркс и Ф. Энгельс в «Немецкой идеологии» (1845-46) и позднейших работах под идеологией понимали:

1) идеалистическую концепцию, согласно которой мир представляет собой воплощение идей, мыслей, принципов;

2) соответствующий этой  концепции тип мыслительного  процесса, когда его субъекты - идеологи, не сознавая связи своих построений  с материальными интересами определённых классов и, следовательно, объективных побудительных сил своей деятельности, постоянно воспроизводят иллюзию абсолютной самостоятельности общественных идей;

3) вытекающий отсюда метод  подхода к действительности, состоящий  в конструировании желаемой, но мнимой реальности, которая выдаётся за самою действительность. Ф. Энгельс, критикуя немецкого философа Е. Дюринга, писал, что «...философия действительности оказывается и здесь чистой идеологией, выведением действительности не из нее самой, а из представления».

Таким образом, действительность предстаёт в идеологии в искажённом, перевёрнутом виде и идеология оказывается иллюзорным сознанием, в котором социальная реальность, объективные противоречия и потребности общественной жизни выступают в превращенной форме. В противоположность этим идеологическим формам научное сознание остаётся «...на почве действительной истории...». Методы научного анализа и критики идеологии даёт материалистическое понимание истории, согласно которому сознание является осознанным бытием и потому должно объясняться из бытия людей, их реального жизненного процесса. Идеология подчиняется общим закономерностям общественного сознания.

Поиск идеологии как средства достижения консенсуса по базовым ценностям актуален сегодня в силу того, что государственное строительство Республики Беларусь происходит в условиях преодоления последствий экономического кризиса начала 90-х годов ХХ в. и отказа от радикальных социально-экономических преобразований. Ценности общественно-политических групп Беларуси многообразны. В связи с этим перед руководством страны стоит проблема поиска системы ориентиров, способных консолидировать общество и гармонизовать устремления всех социальных групп. На сегодняшний день наиболее универсальной ценностью, несущей в себе консолидирующий потенциал, является суверенное белорусское государство. Не случайно отечественные авторы привносят новые нюансы в понимание термина «идеология», трактуя ее как «совокупность идей, взглядов, учений, которая дает возможность людям осознать цели и идеалы, на которые ориентируется государство».  
Без усвоения общественным сознанием никакая идеология не может быть средством достижения поставленных целей, поэтому с 2003 г. в Беларуси начата активная идеологическая работа с населением по месту жительства и работы.

В демократическом обществе наличие консолидирующей общество системы ценностей не ликвидирует идеологического плюрализма. Существование различных политико-идеологических течений не расшатывает консолидированных демократий. Поэтому идеология белорусского государства разрабатывается в соответствии с центристскими установками. С одной стороны, она охватывает все основные сферы жизни общества (экономическую, собственно политическую, социальную, культурно-информационную), с другой стороны, она достаточно гибка, чтобы более чутко реагировать на социальные запросы, нежели это свойственно классическим идеологиям. Важнейшей задачей идеологической работы в Беларуси является консолидация различных групп общества вокруг национально-государственной идеи, предотвращение конфликтов и налаживание сотрудничества. Идеология белорусского государства призвана направить духовный и интеллектуальный потенциал белорусов на созидательный труд на благо общества и государства. Таким образом, идеология белорусского государства – это система взглядов, соответствующих целям и особенностям белорусского пути общественного развития.

В структурно-функциональном измерении идеология белорусского государства представлена четырьмя блоками:

1) теоретико-методологический, отражающий сущность, структуру, специфику и правовую основу идеологии белорусского государства, ее историю и методологию изучения;

2) процессуальный блок  представлен различными проявлениями  политической культуры Беларуси: идеологическими процессами в  белорусском обществе, а также задействованными в них структурами и явлениями, воздействующими на массовое сознание, в особенности, профсоюзами, средствами массовой информации и избирательными кампаниями;

3) институциональный блок  включает в себя «центры принятия  идеологических решений», т.е. государственные институты – президента, правительство, парламент, органы местного управления и самоуправления;

4) инструментальный блок  проявляется в механизмах реализации  принятых государством решений, в том числе, реализации идеологической политики белорусского государства в социальной сфере, в молодежной среде, в экономике, в сфере межконфессиональных отношений, во внешней политике.

Идеология белорусского государства базируется на 4 основах:

1) Мировоззренческой основой идеологии белорусского государства в современных конкретно-исторических условиях является белорусская идеологическая доктрина, сформулированная главой государства как национальная идея. Мировоззренческая основа идеологии белорусского государства включает четыре фундаментальных понятия:

  • общечеловеческие и христианские ценности,
  • национально-государственное самосознание,
  • гражданственность,
  • патриотизм.

2) Правовой основой идеологии белорусского государства служит Конституция Республики Беларусь. Конституция любой страны является ее главным идеологическим документом, в котором зафиксированы основные цели и ценности государства и общества.

3) Экономической основой идеологии государства является белорусская экономическая модель – социально ориентированная многоукладная рыночная экономика.

4) Политическая основа идеологии государства – белорусская политическая система. Принципы ее функционирования соотносятся с Конституцией Республики Беларусь, но основные особенности белорусской политической системы как составной части идеологии государства еще ждут своего дальнейшего исследования.

Идеология белорусского государства призвана согласовать деятельность государственных институтов с интересами и ценностями белорусского общества. Идеалы, нормы и принципы, составляющие идеологическую доктрину белорусского государства, должны, с одной стороны, дисциплинировать работников государственного аппарата, с другой стороны, стать концептуальной основой, общим знаменателем для плюрализма политических идеологий и мнений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Механизмы развития  государственной идеологии

2.1. Понятие механизма государственной идеологии

В современном обществе производством политических идей и их внедрением в общественное сознание заняты не только отдельные люди, которые традиционно именуются идеологами, но и создаваемые для этой цели организации и учреждения.

Совокупность лиц, организаций и учреждений, призванных заниматься формированием государственной идеологии и ее систематизацией, нормативно-правовым закреплением и распространением среди членов общества, составляют механизм государственной идеологии.

Как показал опыт XX века, возможны два варианта формирования механизма государственной идеологии: централизованный государственный идеологический аппарат и идеологический механизм без внешних признаков централизованности.

2.2. Сущность механизма государственной идеологии в СССР  Первый вариант механизма государственной идеологии был реализован в Советском Союзе и ряде других незападных стран. Здесь идеологический аппарат создавался искусственно решениями высших властей и навязывался обществу «сверху». Он фактически составлял часть системы органов государственной власти и управления, хотя формально и не обладал собственно властными полномочиями. Вот лишь некоторые его элементы. Управляющим идеологической сферой центром являлся Центральный Комитет КПСС (ЦК КПСС). В составе аппарата ЦК был специальный секретарь по идеологии, под началом которого работало несколько отделов пропаганды, науки и культуры, занимавшихся в той или иной мере вопросами идеологии. Аналогичные подразделения имелись на всех ступенях организационной структуры партии, а также в союзе молодежи (ВЛКСМ), армии, органах внутренних дел и государственной безопасности. В стране функционировала сеть специальных идеологических учреждений: Институт марксизма-ленинизма и Академия общественных наук при ЦК КПСС, высшие партийные и комсомольские школы, дома и кабинеты политического просвещения. На предприятиях и в учреждениях действовали «школы», «кружки» и «семинары», в которых практически все взрослое население страны осваивало постулаты официальной идеологии. Под контролем идеологических работников находилась пресса, кино, телевидение, литература, искусство и спорт. В силу навязывания идеологии «сверху» и использования элементов принудительности при ее внедрении в сознание масс данный идеологический механизм встречал скрытую негативную реакцию со стороны значительной части населения.

2.3. Механизм государственной идеологии в западных странах

Механизм государственной идеологии в западных странах складывался, как правило, без специальных решений властей, и не обособлялся в виде централизованной системы лиц и учреждений, деятельность которых направлялась бы из единого центра, а формировался как составной элемент общего процесса становления и развития учреждений государства и гражданского общества. Кроме органов власти производством и распространением политических идей государственной значимости на западе занимаются университеты, исследовательские учреждения, газеты, журналы, издательства, общественные фонды, партии, движения.

Очевидно, что западный механизм государственной идеологии близок к тому явлению, которое французский философ Л.П. Альтюссер определил как «идеологические аппараты государства». Под таковыми он понимал инструменты проведения в жизнь господствующей идеологии. К числу идеологических аппаратов государства Альтюссер относил следующие: религиозный (система различных церквей); образовательный (система общественных и частных школ); семейный; юридический; политический (система политических институтов, включая партии); профсоюзный; коммуникационный (пресса, радио, телевидение и др.); культурный (литература, искусство, спорт и др.). Каждый из названных институтов, действуя в рамках политического сообщества, объективно является проводником идей, отражающих не только частные интересы, но и интересы всего общества. Одновременно и господствующие политические силы на всех этапах общественного развития стремятся использовать данные институты в качестве инструментов проведения в жизнь собственной идеологии. Поэтому, хотя в условиях западных обществ (особенно в постиндустриальную эпоху) их роль как механизма государственной идеологии не столь очевидна, как это было, например, в Советском Союзе, объективно в своей совокупности они все же выступают в качестве таковой. Функции идеологов в западных странах выполняют философы, социологи, историки, политики, советники в органах служб. Как отмечает А.А. Зиновьев, эти люди придают единство и преемственность идеологическому плюрализму, образуют связную идеологическую среду. Они изучают сделанное в прошлом, осуществляют отбор, обработку и систематизацию идей и учений, переиздают сочинения определенных авторов, готовят справочники и учебники или, иначе говоря, осуществляют своего рода канонизацию имен, идей, учений. Эти специалисты действуют согласованно не в порядке выполнения служебных требований, а по собственной воле подчиняясь определенным правилам профессиональной идеологической среды, чтобы зарабатывать на жизнь, делать карьеру, приобретать известность.

Информация о работе Механизмы развития государственной идеологии. Понятие идеологической работы