Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 20:46, реферат
Цель данной работы – раскрыть понятие, сущности, а также основные модели механизмов государственной идеологии в мире. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие механизма государственной идеологии;
показать сущность механизма государственной идеологии в СССР;
выявить механизм государственной идеологии в западных странах;
раскрыть механизм государственной идеологии в нашей стране.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Понятие идеологии, идеологической работы…………………………..…….4
2. Механизмы развития государственной идеологии………….……………….9
2.1. Понятие механизма государственной идеологии..........................................9
2.2. Сущность механизма идеологии в СССР …………………………………..9
2.3. Механизм государственной идеологии в западных странах……………..10
2.4. Механизм государственной идеологии в Республике Беларусь…………10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………15
Министерство образования Республики Беларусь
УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
Институт повышения квалификации и переподготовки кадров
Кафедра современных технологий образования взрослых
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Основы идеологии белорусского государства»
на тему: «Механизмы развития государственной идеологии. Понятие идеологической работы»
Специальность: 1-26 02 85 «Логистика»
Исполнитель:
слушатель заочной формы обучения Корженко Т.И.
группы № 13-03П
Научный руководитель:
доцент
Гродно, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие идеологии, идеологической работы
Идеология (греч. ιδεολογία, от греч. ιδεα — прообраз, идея; и λογος — слово, разум, учение), система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений. В классовом обществе идеология всегда носит классовый характер, отражая положение данного класса, классовые интересы.
Понятие идеологии изменялось и уточнялось в ходе развития познания. Термин «идеология» ввёл в употребление французский философ и экономист Дестют де Траси («Элементы идеологии», 1801). Исходя из принципа, что наши знания происходят из ощущений, он утверждал, будто «идеология» - учение об идеях, исследуя всеобщие принципы и законы возникновения идей, позволяет тем самым установить твёрдые основы для политики, этики, воспитания и т. д. В таком же смысле об идеологии писали Ж. Кабанис и другие поздние представители школы французского материализма и сенсуализма. В наполеоновской Франции термин «идеология» приобрёл пренебрежительный оттенок. «Идеологами» стали называть людей, которые подходили к общественной жизни с точки зрения абстрактных принципов и ничего не понимали в практических вопросах реальной политики. К. Маркс и Ф. Энгельс в «Немецкой идеологии» (1845-46) и позднейших работах под идеологией понимали:
1) идеалистическую концепцию, согласно которой мир представляет собой воплощение идей, мыслей, принципов;
2) соответствующий этой
концепции тип мыслительного
процесса, когда его субъекты - идеологи,
не сознавая связи своих
3) вытекающий отсюда метод подхода к действительности, состоящий в конструировании желаемой, но мнимой реальности, которая выдаётся за самою действительность. Ф. Энгельс, критикуя немецкого философа Е. Дюринга, писал, что «...философия действительности оказывается и здесь чистой идеологией, выведением действительности не из нее самой, а из представления».
Таким образом, действительность предстаёт в идеологии в искажённом, перевёрнутом виде и идеология оказывается иллюзорным сознанием, в котором социальная реальность, объективные противоречия и потребности общественной жизни выступают в превращенной форме. В противоположность этим идеологическим формам научное сознание остаётся «...на почве действительной истории...». Методы научного анализа и критики идеологии даёт материалистическое понимание истории, согласно которому сознание является осознанным бытием и потому должно объясняться из бытия людей, их реального жизненного процесса. Идеология подчиняется общим закономерностям общественного сознания.
Поиск идеологии как средства
достижения консенсуса по базовым ценностям
актуален сегодня в силу того, что государственное строительство
Республики Беларусь происходит в условиях
преодоления последствий экономического
кризиса начала 90-х годов ХХ в. и отказа
от радикальных социально-экономических
преобразований. Ценности общественно-политических
групп Беларуси многообразны. В связи
с этим перед руководством страны стоит
проблема поиска системы ориентиров, способных
консолидировать общество и гармонизовать
устремления всех социальных групп. На
сегодняшний день наиболее универсальной
ценностью, несущей в себе консолидирующий
потенциал, является суверенное белорусское
государство. Не случайно отечественные
авторы привносят новые нюансы в понимание
термина «идеология», трактуя ее как «совокупность
идей, взглядов, учений, которая дает возможность
людям осознать цели и идеалы, на которые
ориентируется государство».
Без усвоения общественным сознанием
никакая идеология не может быть средством
достижения поставленных целей, поэтому
с 2003 г. в Беларуси начата активная идеологическая
работа с населением по месту жительства
и работы.
В демократическом обществе наличие консолидирующей общество системы ценностей не ликвидирует идеологического плюрализма. Существование различных политико-идеологических течений не расшатывает консолидированных демократий. Поэтому идеология белорусского государства разрабатывается в соответствии с центристскими установками. С одной стороны, она охватывает все основные сферы жизни общества (экономическую, собственно политическую, социальную, культурно-информационную), с другой стороны, она достаточно гибка, чтобы более чутко реагировать на социальные запросы, нежели это свойственно классическим идеологиям. Важнейшей задачей идеологической работы в Беларуси является консолидация различных групп общества вокруг национально-государственной идеи, предотвращение конфликтов и налаживание сотрудничества. Идеология белорусского государства призвана направить духовный и интеллектуальный потенциал белорусов на созидательный труд на благо общества и государства. Таким образом, идеология белорусского государства – это система взглядов, соответствующих целям и особенностям белорусского пути общественного развития.
В структурно-функциональном измерении идеология белорусского государства представлена четырьмя блоками:
1) теоретико-методологический, отражающий сущность, структуру, специфику и правовую основу идеологии белорусского государства, ее историю и методологию изучения;
2) процессуальный блок
представлен различными
3) институциональный блок
включает в себя «центры
4) инструментальный блок
проявляется в механизмах
Идеология белорусского государства базируется на 4 основах:
1) Мировоззренческой основой идеологии белорусского государства в современных конкретно-исторических условиях является белорусская идеологическая доктрина, сформулированная главой государства как национальная идея. Мировоззренческая основа идеологии белорусского государства включает четыре фундаментальных понятия:
2) Правовой основой идеологии белорусского государства служит Конституция Республики Беларусь. Конституция любой страны является ее главным идеологическим документом, в котором зафиксированы основные цели и ценности государства и общества.
3) Экономической основой идеологии государства является белорусская экономическая модель – социально ориентированная многоукладная рыночная экономика.
4) Политическая основа идеологии государства – белорусская политическая система. Принципы ее функционирования соотносятся с Конституцией Республики Беларусь, но основные особенности белорусской политической системы как составной части идеологии государства еще ждут своего дальнейшего исследования.
Идеология белорусского государства призвана согласовать деятельность государственных институтов с интересами и ценностями белорусского общества. Идеалы, нормы и принципы, составляющие идеологическую доктрину белорусского государства, должны, с одной стороны, дисциплинировать работников государственного аппарата, с другой стороны, стать концептуальной основой, общим знаменателем для плюрализма политических идеологий и мнений.
2. Механизмы развития государственной идеологии
2.1. Понятие механизма государственной идеологии
Информация о работе Механизмы развития государственной идеологии. Понятие идеологической работы