Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:56, курсовая работа
Целью данной работы является, проанализировав основные функции государства, формы и методы их осуществления, раскрыть механизм реализации этих функций государственным аппаратом. Так же в работе мы рассмотрим само понятие государственного аппарата, его признаки, структуру и принципы функционирования.
Введение
Глава 1. Аппарат (механизм) государства
1. Основные понятия государственного аппарата (механизма)
2. Структура государственного аппарата
3. Принципы деятельности государственного аппарата
Глава 2. Государственные органы
1. Признаки органов государства
2. Органы государственной власти
3. Органы государственного управления
4. Система судебных органов
Глава 3. Государственный аппарат России
1. Президент Российской Федерации
2. Федеральное Собрание РФ
3. Правительство РФ
4. Органы правосудия в РФ
Заключение
Список используемой литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
Введение | 3 |
Глава 1. Аппарат (механизм) государства
|
5 5 7 9 |
Глава 2. Государственные органы
|
13 14 18 21 23 |
Глава 3. Государственный аппарат России
|
25 27 33 37 41 |
Заключение |
45 |
Список используемой литературы |
47 |
ВВЕДЕНИЕ
В юридической литературе понятия "механизм государства" и "государственный аппарат" употребляются как синонимы. Однако понятие "механизм государства" шире, чем понятие "государственный аппарат". Существует точка зрения, согласно которой, под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включаются наряду с государственным аппаратом еще и государственные учреждения и организации, а также «материальные придатки» государственного аппарата (вооруженные силы, полиция, уголовно-исполнительные учреждения и т. д.), опираясь на которые государственный аппарат действует. Существует научная позиция, в соответствии с которой под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства — те же органы, но в динамике. Изучая аппарат государства, говорят прежде всего о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства — непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимосвязи между собой в процессе осуществления тех или иных функций государства.1
Исследованию вопросов государственного механизма и аппарата посвящена достаточно обширная юридическая литература. В дореволюционный период о механизме государства писали В.М. Гессен, Ф.Ф. Кокошкин, Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий, П.А. Сорокин, В.М. Хвостов, Г.Ф. Шершеневич и другие. В советский и современный периоды отдельные вопросы, связанные с государственным механизмом, рассматривали в своих работах С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, М.В. Баглай, М.И. Байтин, Р.С. Болдырева, П.Т. Василенков, Э.П. Григонис, Л.Л. Григорян, Б.П. Елисеев, М.К. Искакова, В.В. Копейчиков, С.В. Краюшкина, В.В. Лазарев, М.Н. Марченко, А.А. Мишин, Н.М. Павличенко, В.Е. Чиркин, Б.А. Страшун и др.2
В данной курсовой работе мы будем определять понятие государственного аппарата.
Актуальность
работы состоит в том, что российский
государственный аппарат
Целью
данной работы является, проанализировав
основные функции государства, формы
и методы их осуществления, раскрыть
механизм реализации этих функций государственным
аппаратом. Так же в работе мы рассмотрим
само понятие государственного аппарата,
его признаки, структуру и принципы функционирования.
ГЛАВА 1. Аппарат (механизм) государства
1.
Основные понятия
государственного
аппарата (механизма)
Государственный
аппарат представляет собой систему
органов государства, с помощью
которых осуществляется государственная
власть, выполняются основные функции,
достигаются стоящие перед
Государство
нельзя рассматривать как застывшую,
статичную систему. Оно действует,
функционирует и развивается
как единая система со своими элементами.
Понятие "механизм государства" служит
системообразующим для
В таком подходе к механизму государства
полнее отражаются государственные явления
и рычаги устойчивого функционирования
государства. При всей важности государственных
органов, образующих государственный
аппарат, ими нельзя ограничивать объем
данного понятия. Одним из наиболее весомых
доказательств служат конституционные
характеристики государства.
В
отечественных конституциях всегда
закреплялись система органов государства,
основы управления государственными организациями,
государственные планы и
В
конституциях иностранных государств
чаще всего содержатся нормативные
характеристики государства, власти и
видов государственных органов.
Это органы законодательной, исполнительной
и судебной власти, это институты
президента и монарха. Тем не менее,
применяются и другие конституционные
понятия. Так, в Конституции Республики
Молдова есть раздел III "Публичные
власти", в нем глава VIII посвящена
публичному управлению. В Конституции
Польши в разделе VI регулируется статус
Совета Министров и правительственной
администрации, в разделе VII -
территориальное самоуправление, в разделе
IX - статус Верховной Палаты контроля.
В Конституции Греции есть раздел VI "Администрация".
В то же время в Конституции Австрии есть
ст. 18 и 20 о государственном управлении,
кроме государственных структур упоминаются
учреждения публичного права (ст. 23). В
третьем разделе выделены подразделы
"З. Федеральные органы безопасности.
4. Федеральная армия (с ее традиционными
и иными функциями). 5. Федеральные школьные
органы". Раздел пятый посвящен Счетной
Палате. В Конституции Бельгии часть VI
посвящена государственным вооруженным
силам. В Конституции ФРГ в ст. 12а2 регулируются
вопросы призыва в вооруженные силы, федеральную
пограничную службы, в статьях 87а3 и 87б1
- статус вооруженных сил.3
В число факторов, оказывающих решающее воздействие на функционирование и развитие государственного аппарата как единой целостной системы, входят: общность экономической основы различных государственных органов и организаций — системы хозяйства и различных форм собственности на средства производства; единство политической основы государственных органов, организаций и учреждений; наличие в некоторых странах единой официальной идеологии; морально-политическое и идейное единство различных частей общества; наличие общих принципов построения и функционирования различных государственных органов — составных частей государственного аппарата; общность конечных целей и задач, стоящих перед различными государственными органами и организациями.
Понятие
государственного аппарата — весьма
емкое и многогранное. Его недопустимо
отождествлять с другими, тесно
связанными с ним, но не равнозначными
по своему логическому объему и содержанию
понятиями, в частности, с понятием
системы диктатуры класса и политической
системы общества. Соотносясь с понятием
государственного аппарата, данные понятия
тем не менее не идентичны ему.
Так, если понятием системы диктатуры
класса и понятием политической системы
общества охватывается весь комплекс
самых различных по своему характеру
государственных и
2.
Структура государственного
аппарата
Под структурой государственного аппарата понимается его внутреннее строение, порядок расположения составляющих звеньев аппарата, их соотношение. Структура всегда указывает на то, из чего складывается государственный аппарат, какова субординация его составных частей, каковы принципы его организации и функционирования.
В любой стране сложившийся государственный аппарат выступает как единая целостная (общая) система. Она распадается на ряд частных систем. В качестве последних выступают однородные по своим функциям, внутреннему строению, непосредственным целям, видам выполняемой деятельности различные государственные органы (подробнее в главе 2).
Государственный
аппарат имеет пятизвенную
Механизм государства и его структура
не остаются неизменными. Они постоянно
изменяются, совершенствуются. На них
оказывают влияние как внутренние
(культурно-исторические, уровень экономического
развития и пр.), так и внешние (международная
обстановка, характер взаимоотношений
государства с другими государствами
и т.п.) факторы. Если государство имеет
большую территорию, то и система управления
им будет соответствующей, включающей
общую структуру механизма государства
(общефедеральные органы государственной
власти и управления и органы
государственной власти и управления
субъектов федераций); в условиях войны
возрастает роль армии, спецслужб,
военных предприятий и т.п.;
в условиях высокого уровня преступности,
коррупции и других негативных «болезненных»
явлений в общественном организме особое
значение приобретают правоохранительные
органы, специально предназначенные для
«хирургического» вмешательства и нейтрализации
этих «болезней»; в условиях духовного
кризиса на первое место должны выдвигаться
научные, воспитательно-образовательные
подразделения, учреждения культуры и
т.д.
3.
Принципы деятельности
государственного
аппарата
Принципы – это основные начала, идеи, которые положены в основу организации органов государства и которым они должны следовать в своей деятельности. Принцип потому и принцип, что он требует, чтобы его придерживались, соблюдали его. Принципы организации и деятельности государственного аппарата конкретного государства находят закрепление в его конституции и соответствующих законах, посвящённых отдельным ветвям власти, отдельным подсистемам механизма государства: законах о судебных системах, правительстве, министерствах и ведомствах, прокуратуре и т.д. Одни из этих принципов чётко сформулированы в законах, другие выведены, вычленены из законов путём некоторого обобщения, индуктивным путём.
Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата: