Понятие государственного аппарата

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является, проанализировав основные функции государства, формы и методы их осуществления, раскрыть механизм реализации этих функций государственным аппаратом. Так же в работе мы рассмотрим само понятие государственного аппарата, его признаки, структуру и принципы функционирования.

Оглавление

Введение


Глава 1. Аппарат (механизм) государства

1. Основные понятия государственного аппарата (механизма)
2. Структура государственного аппарата
3. Принципы деятельности государственного аппарата


Глава 2. Государственные органы

1. Признаки органов государства
2. Органы государственной власти
3. Органы государственного управления
4. Система судебных органов

Глава 3. Государственный аппарат России

1. Президент Российской Федерации
2. Федеральное Собрание РФ
3. Правительство РФ
4. Органы правосудия в РФ


Заключение


Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

начало курсовой по ТГП.docx

— 78.58 Кб (Скачать)

     Демократизм. В демократическом государстве все его органы (институты) должны создаваться и формироваться на демократических началах выборности, отчетности, подконтрольности, гласности, открытости и доступности народу. Однако в жизни данные принципы зачастую дискредитируются и в массовом сознании формируется негативный образ демократии как слабой, аморфной власти, отстаивающей прежде всего свои корпоративные интересы. Кроме того, при формировании органов государства широко применяется принцип назначения.

     Законность. В правовом государстве принцип законности обращен в первую очередь к государству, его органам. Уважать законы, беспрекословно следовать и подчиняться им, действовать в рамках своей компетенции, обеспечивать и гарантировать права и свободы граждан – важнейшая конституционная обязанность органов государства. Низкая правовая культура, беззаконие должностных лиц, работников государственных органов разлагающе действуют на механизм государства, на общество.

     Разделение  властей. Умелое использование этого принципа обеспечивает гибкий и постоянный взаимный контроль верхних эшелонов государственной власти, предостерегает против узурпации государственной власти тем или иным органом. Кроме того, данный принцип повышает эффективность работы государственного механизма.

     Субординация  и координация. Четкая, слаженная и высокоэффективная работа механизма государства невозможна без строгой государственной дисциплины, без подчинения по вертикали и деловой координации по горизонтали. Дисциплина цементирует весь механизм государства, обеспечивает его целостность и работоспособность.

     Федерализм. Этот принцип оказывает большое влияние на механизм Российского государства. Ряд общефедеральных органов формируется с участием представителей субъектов Федерации. Наряду с общефедеральными создаются и действуют государственные органы субъектов Федерации, между которыми складываются отношения координации и субординации.

     Профессионализм. От человеческого фактора, т.е. персонала государственного аппарата, в решающей степени зависит качество его работы. Без персонала механизм государства представляет собой безжизненную абстракцию. Первоосновой профессионализма служит компетентность государственных чиновников. В государственном аппарате профессионализму противостоит дилетантизм. Подчас он самоуверен, агрессивен и стремится вытеснить профессионализм. В практическом деле дилетантизм выражается в отсутствии необходимых знаний, в организационной беспомощности, в неспособности предвидеть результаты своих действий, последствия принимаемых решений.4 

 

ГЛАВА 2. Государственные  органы 

      Первичным и наиболее важным структурным звеном государственного аппарата является государственный орган, т.е. элемент механизма государства, который имеет собственную структуру, определенные законом полномочия властного характера по управлению конкретной сферой общественной жизни и тесно взаимодействующий с другими элементами механизма, образующими единое целое. 

      Наиболее  важными частными системами современного государственного аппарата являются следующие: система органов государственной власти, система органов государственного управления, система судебных органов и система органов прокуратуры. Каждая из первых трех названных систем является носителем соответствующей государственной власти — законодательной, исполнительной и судебной.

      В научной литературе нет единого  мнения о том, как должны 
соотноситься между собой различные государственные власти, а 
следовательно, и их носители — государственные органы. Должны 
ли они быть равны или должна существовать их определенная соподчиненность, субординация.

      Высказывается точка зрения, согласно которой все  государственные власти и их носители должны находиться в совершенно одинаковом положении, уравновешивать друг друга. В странах с тоталитарным или авторитарным режимом усиленно насаждается также мнение, что исполнительная власть, а вместе с ней и ее носители должны при этом быть "впереди других".

      Однако, как показывает исторический опыт, реализация подобной концепции приводит не к демократии, а к диктатуре. Об этом свидетельствует, в частности, политическая практика фашистской Германии, Италии и ряда иных стран.

      Другой  подход к решению проблем соотношения  государственных властей и их носителей заключается в том, что на первый план выступает государственная власть, источником которой является народ.

      Во  всех демократических странах эта  концепция получила всеобщее признание. Политическая практика подтвердила жизнеспособность и гуманность данной идеи, развитой еще в XVII в. английским философом-материалистом Дж. Локком.

      В своем знаменитом произведении "Два  трактата о правлении" (1690) Локк писал: "Хотя в конституционном государстве, опирающемся на свой собственный базис и действующем в соответствии со своей собственной природой, т.е. действующем ради сохранения сообщества, может быть только одна верховная власть, а именно законодательная, которой все остальные подчиняются и должны подчиняться, все же законодательная власть представляет собой лишь доверенную власть, которая должна действовать ради определенных целей, и поэтому по-прежнему остается у народа верховная власть устранять или заменять законодательный орган...". 

1. Признаки органов  государства 

     Государство для выполнения своих функций  создает систему государственных органов (механизм государства), которые в совокупности образуют государственный аппарат. Он представляет собой надлежаще организованный, четко слаженный сложный политический механизм, который включает в свой состав многочисленные и разнообразные органы. Каждый из органов имеет определенную структуру, полномочия, задачи и цели, на достижение которых направлена их деятельность, и действует в строго определенных рамках.

     В широком смысле государственный  аппарат охватывает все органы государства, включая представительные органы, судебные и управленческие. В узком смысле под государственным аппаратом  понимаются только органы государства, наделенные административной властью, т.е. управленческие, исполнительные органы.

     Орган государства - это часть государственного механизма, его основная ячейка, обладающая определенными специфическими признаками. 
 1. Государственный орган наделен властными полномочиями, т.е. юридически закрепленными возможностями осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию.

     Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что: а) порядок формирования и деятельности органа, его структура и компетенция (права и обязанности) закрепляются нормами права; б) орган государства  наделен правом издания юридических  актов, содержащих обязательные общие  и индивидуальные правовые предписания; в) установленные этими актами предписания  обеспечиваются прежде всего мерами убеждения, воспитания, поощрения, будучи одновременно с тем охраняемыми  от нарушений возможностью применения принудительной силы государства; г) государственный  орган опирается на материальное обеспечение своих предписаний, благодаря возможности распоряжаться  определенной частью средств из государственного бюджета.

     В категории государственно-властного  полномочия наглядно проявляется органическая взаимосвязь государства и права, механизма государства в целом  и отдельного государственного органа. 
Наличие у организации, учреждения перечисленных выше взаимосвязанных элементов, образующих понятие государственно-властного полномочия, позволяет определить его как государственный орган. Обладание властными полномочиями - важнейший признак государственного органа.

     2. Государственный орган обладает  определенной экономической и  организационной обособленностью  и самостоятельностью.

     3. Каждый государственный орган  сообразно своей компетенции,  выполняет свойственные ему функции.  Механизм государства действует  через отдельные государственные  органы: функции государства в  целом осуществляются посредством  функций отдельных государственных  органов. Государственный орган,  выполняя свои функции, тем  самым одновременно участвует  в реализации различных функций  государства.

     4. Для осуществления функций государственные  органы располагают необходимыми  материальными средствами, говоря  словами Ф.Энгельса, "вещественными  придатками", к каковым можно  отнести разного рода материальные  ценности и многочисленные организации,  предприятия, учреждения, хотя и  выполняющие текущую государственную  работу, но не являющиеся органами  государства.

     5. Представление о государственном  органе было бы неполным без  указания на то, что его физическим  воплощением являются люди, из  которых состоит данный орган, - отдельное лицо или группа, коллектив: "... существование государственной  власти, - писал К.Маркс, - находит  свое выражение именно в ее  чиновниках, армии, администрации,  судьях. Если отвлечься от этого  ее физического воплощения, она  представляет собой лишь тень, воображение, простое название".5

      Рассмотренные признаки в своей совокупности и  органической взаимосвязи раскрывают понятие органа государства, позволяют  сформулировать его определение. Орган  государства - это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций государства.

      Система органов государства, так же как  и их внутренняя структура, не является застывшей, с изменением функций  государства изменяется и система  его органов, а с изменением задач, возложенных на тот или иной орган, может подвергнуться изменениям и структура органа.

     На  систему государственных органов  значительное влияние оказывают  форма правления и государственное  устройство.

     Как правило, государственный орган  создается под определенные функции  и при наличии правовых оснований  для образования конкретного  органа. Кроме того, органы государства  должны располагать соответствующими материально-техническими и финансовыми  средствами для выполнения возложенных  на них функций - экономических, технических, информационных, идеологических, организационных  и т.д.

     Все государственные  органы образуют иерархически построенную  систему, т.е. они находятся в определенных отношениях подчинения и действуют на основе принципа "разрешено только то, что прямо закреплено в законе". Иначе говоря, они не могут выполнять те функции или использовать те полномочия, которые прямо не предусмотрены в акте об их образовании и компетенции.

     Виды государственных  органов различаются по разным классификационным основаниям. В России, в зависимости от порядка образования, государственные органы подразделяются на выборные (представительные органы - Федеральное Собрание, областные, городские думы и др.) и назначаемые (Правительство, министры). Кроме того, существуют органы, создаваемые другими, в том числе выборными, органами - производные. Например, Счетная палата, создаваемая на паритетных (равных) началах обеими палатами Федерального Собрания РФ.

Исходя  из принципа разделения властей, все  органы государства разделяются  на законодательные (правотворческие), исполнительные (управленческие) и судебные (правоохранительные). 

2. Органы государственной  власти 

      Что же собой представляет каждая из частных  систем государственных органов, входящих в общую систему — государственный аппарат? Начнем с органов государственной власти, или — с законодательных органов.

      Основным  назначением этих органов является законодательная деятельность. Они  занимают центральное место в  структуре государственного аппарата. Органы государственной власти подразделяются на высшие и местные. К высшим органам государственной власти относятся парламенты. Одной из важнейших их функций является принятие законов.

      Выделяя особую роль парламентов в политической жизни общества и государства, конституции некоторых государств специально указывают не только на то, что "парламент является высшим органом государственной власти", но и на то, что он является единственным законодательным органом государства" (Конституция Японии 1947 г., ст. 41).

Информация о работе Понятие государственного аппарата