Понятие государственного аппарата

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является, проанализировав основные функции государства, формы и методы их осуществления, раскрыть механизм реализации этих функций государственным аппаратом. Так же в работе мы рассмотрим само понятие государственного аппарата, его признаки, структуру и принципы функционирования.

Оглавление

Введение


Глава 1. Аппарат (механизм) государства

1. Основные понятия государственного аппарата (механизма)
2. Структура государственного аппарата
3. Принципы деятельности государственного аппарата


Глава 2. Государственные органы

1. Признаки органов государства
2. Органы государственной власти
3. Органы государственного управления
4. Система судебных органов

Глава 3. Государственный аппарат России

1. Президент Российской Федерации
2. Федеральное Собрание РФ
3. Правительство РФ
4. Органы правосудия в РФ


Заключение


Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

начало курсовой по ТГП.docx

— 78.58 Кб (Скачать)

     Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ.

     Конституция устанавливает три обязательных требования к кандидатам на должность  судьи: достижение 25-летнего возраста, наличие высшего юридического образования и стажа работы по юридической специальности не менее пяти лет. Однако федеральными законами могут устанавливаться и иные требования к судьям судов Российской Федерации. В частности, судьей Конституционного Суда РФ может стать квалифицированный юрист с безупречной репутацией в возрасте не моложе 40 лет и со стажем работы по юридической специальности не менее 15 лет.

     Важнейшими  гарантиями правосудия являются следующие  закрепленные Конституцией принципы: 1) независимость судей и их подчинение только Конституции РФ и федеральным  законам; 2) несменяемость судей и особый порядок прекращения или приостановления полномочий; 3) неприкосновенность судей и возможность привлечения их к ответственности в порядке, определяемом федеральным законом.

     Последовательное  проведение принципа разделения властей  Конституцией РФ предполагает создание реальных условий для того, чтобы  судебная власть, в том числе и  все судьи, были действительно независимы от законодательной и исполнительной властей. Конституция делает решительный шаг в этом направлении, закрепив принцип несменяемости судей. Этот принцип означает, во-первых, отсутствие ограничения полномочий судьи каким-либо сроком за отдельными исключениями, установленными федеральным законом, во-вторых, невозможность приостановить или прекратить полномочия судьи иначе, как по основаниям и в порядке, предусмотренном законом, и, в-третьих, судья не подлежит без его согласия переводу на другую должность или в другой суд.

     Конституция РФ закрепляет принцип неприкосновенности судей и невозможности привлечения  их к уголовной ответственности иначе, как в порядке, определяемом федеральным законом.

     Важнейшей гарантией полного и независимого осуществления правосудия является конституционное положение о  том, что финансирование судов производится только из федерального бюджета. Действующим  законодательством, определяющим порядок составления государственного бюджета, предусматриваются ежегодные ассигнования на содержание судов. Обеспечение судов общей юрисдикции кадрами, материальными и другими ресурсами возложено на специальное подразделение при Верховном Суде РФ.

     Особое  место в системе органов правосудия занимает Конституционный Суд РФ, осуществляющий конституционный контроль в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод граждан, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации. Для выполнения возложенных задач Конституционный Суд РФ обладает следующими полномочиями:

     1. Дает заключение о соответствии  Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ. Аналогичные заключения Конституционный Суд РФ дает и относительно нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ или совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ.

     Конституционный Суд вправе также рассматривать  дела о соответствии Конституции  РФ договоров, заключаемых органами государственной власти РФ с органами государственной власти субъектов РФ, а также не вступивших в силу международных договоров РФ

     Свои  заключения Конституционный Суд  дает по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

     2. К ведению Конституционного Суда  РФ отнесено рассмотрение индивидуальных или коллективных жалоб граждан на нарушение их конституционных прав и свобод путем применения неконституционных законов и иных нормативно-правовых актов. В процессе рассмотрения жалобы Конституционный Суд РФ проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Правом на обращение в Конституционный Суд обладают объединения граждан, суды и иные органы и лица, указанные в конституционном федеральном законе.

     3. Конституционный Суд РФ разрешает  споры о компетенции между федеральными органами государственной власти РФ, между ними и органами государственной власти субъектов РФ, между высшими государственными органами субъектов

Российской  Федерации.

     4. Конституционный Суд РФ наделен  правом толкования положений Конституции РФ. Акты толкования являются обязательными для всех органов государственной власти, должностных лиц, граждан и их объединений.

     5. Конституционный Суд РФ участвует  в процедуре отрешения Президента РФ от должности и дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.7 

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Подводя итоги по данной теме, можно сказать, что качественная реализация государством его функций невозможна без должным образом организованного государственного аппарата. Вся система органов государственной власти должна быть строго организована, и каждый структурный элемент должен выполнять именно те функции, которые на него возложены. Любое отклонение от этих норм ведет к сбою во всей системе управления. И именно в нашей стране  вопрос эффективности работы государственного аппарата возникает особенно часто. Возможно, это обусловлено тем, что не совсем четко определено какой орган, какую функцию должен реализовывать или же одна и та же функция осуществляется несколькими органами, которые не могут или не хотят взаимодействовать.

     Перечисленные в курсовой работе принципы формирования и деятельности государственного механизма, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодействии, придают механизму государства необходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.

     Возникновению и развитию механизма государства  присущи некоторые общие закономерности. Изменения в нем могут носить революционный характер, когда приход к власти новых политических сил  приводит к слому старого и  созданию нового механизма, причем всех его элементов. Так было во Франции  в конце XVIII в., такие "сломы" происходили  в нашей стране в 1917 г. и 1989-91 гг. Реформы  чаще всего направлены на планомерные  изменения отдельных элементов  государственного механизма, как во Франции и Польше последних лет  применительно к территориальному устройству и построению региональных структур. Эволюционный путь означает постепенные изменения тех или  иных составных частей механизма  государства. Так, например, медленно меняются государственные институты в Шотландии и Уэльсе (Великобритания) в сторону их автономизации и Палата лордов британского парламента. Причем зарубежный опыт в целом поучителен государственно-правовой преемственностью, что менее характерно для нашей страны. 
Государственный механизм призван функционировать эффективно и бесперебойно, иначе решение политических, экономических и социальных задач не будет результативным, и государство станет слабеть. Для этого необходимо соблюдение следующих важных условий: а) обеспечивать стабильность власти и устойчивость конституционных институтов; б) последовательно выполнять функции, возложенные на государственные органы; в) правильно использовать методы правового регулирования в экономической, социальной и политической сферах; г) поддерживать баланс элементов механизма государства, не допуская преувеличенной роли одних и недооценки других; д) способствовать демократизации власти и широкому участию граждан в управлении государственными делами.

     Так как целью курсовой работы было определение  понятия государственного аппарата, то можно дать следующее определение аппарату современного государства:

     Аппарат современного государства – это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на разделении властей, располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, обладающих определенной компетенцией, осуществляющая задачи и функции государства.

 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Конституция РФ от 12.12.93 г. с изм. и доп. (на 30.12.2008)/РГ №7 2009 21 января
  2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 июля 1994 г., N 13, ст. 1447
  3. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" с изм. от 31 декабря 1997 г. // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 декабря 1997 г., N 51, ст. 5712
  4. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации, 6 января 1997 г., N 1, ст. 1
  5. Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. N 31-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 февраля 1999 г., N 7, ст. 878 
  6. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 1995 г., N 31, ст. 2990
  7. Дмитриев А. М. “Государственная власть в России”, М., 1999
  8. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М., 1998.
  9. Теория государства и права: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2000.
  10. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 6
  11. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особенная часть. Страны Европы / Отв. ред. Б.А.Страшун. М.. 1997.
  12. Хесин Б.Л. История формирования общетеоретического понятия "механизм государства" в отечественной юридической литературе // Проблемы юридической науки и практики в исследованиях адъюнктов и соискателей: Сб. научных трудов. - Н. Новгород, 2001. - Вып. 7.
  13. Хесин Б.Л. Механизм государства: понятие, принципы организации и деятельности: Лекция. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2001.

Информация о работе Понятие государственного аппарата