М. С. Горбачев и начало перестройки

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 23:37, реферат

Краткое описание

Начиная разговор о денежной реформе 1991 года, т. н. "Павловском обмене купюр", нельзя не отметить, что этот шаг был очередным и, к сожалению, а может быть к счастью, таким же неудачным, как и все предыдущие в попытке восстановить нормальное функционирование национальной экономики.

Оглавление

Введение
М. С. Горбачев и начало перестройки
Попытки преобразования экономики
Валентин Павлов и денежная реформа
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

денежная реформа.docx

— 30.09 Кб (Скачать)

Тем не менее, продовольственная  проблема в стране все обострялась. С 1989 года стал нарастать дефицит  на самые необходимые продукты питания. Были введены различные регламентации  на продажу не только продовольствия, но и на многие другие товары. В 1990 году по всей стране, включая Москву, появились карточки, талоны, купоны, визитки, которые регулировали распределение мяса, масла, сахара, табака, муки, различных круп, детского питания, вино-водочных изделий и т. д. А в 1991 году в страну стала поступать гуманитарная помощь из разных стран и международных организаций. Так закончилась реализация Продовольственной программы.

Кстати, сегодняшние  последователи идеологии КПСС постоянно  твердят о необходимости дополнительных инвестиций в сельское хозяйство. В  частности г. Зюганов неоднократно высказывал эту мысль, мотивируя  ее тем, что во всем мире сельское хозяйство  дотационно, забывая при этом упомянуть, что в развитых странах доплачивают производителям сельскохозяйственной продукции, дабы они не выпускали продовольственных товаров более установленных норм, а у нас — чтобы произвели хоть сколько-нибудь.

Так же бесславно, как  и продовольственная программа  закончились и другие программы: Жилищная (каждой семье — квартиру или дом к 2000 году), Комплексная  программа развития производства товаров  народного потребления и сферы услуг на 1986-2000 годы. Но жилищная проблема только обострялась, а полки магазинов пустели. 
 

Валентин Павлов и денежная реформа 

       Правительство СССР в попытках переломить кризисную ситуацию действовало крайне непоследовательно. Можно вспомнить решение Совета Министров СССР (1990) о предстоящем пересмотре цен (то есть об их повышении), о чем во всеуслышание объявил Н. Рыжков. Реакция на это заявление была незамедлительной. В считанные дни резко вырос спрос на все товары, и по всей стране распространился тотальный дефицит. На Совет Министров обрушился шквал критики, и правительство отложило пересмотр цен. Другим примером непоследовательности действий правительства было введение в конце 1990 года пятипроцентного налога на все продажи для пополнения государственного бюджета. Но вскоре (под давлением отраслевых лобби) правительство приняло решение значительно сузить круг облагаемой налогом продукции и значение этого налога сошло на нет.

В конце 1990 года главой правительства стал бывший министр  финансов в правительстве Н. Рыжкова  В. Павлов, представлявший интересы консервативных экономических и политических кругов и ВПК. Чтобы остановить центробежные тенденции, был взят курс на ужесточение  экономических мер. Никаких разговоров о приватизации и либерализации уже не было.

Вскоре В. Павлов обвинил частные банки некоторых  зарубежных стран в том, что они  стремятся дестабилизировать обстановку в СССР. Президент Горбачев дал разрешение органам МВД и КГБ вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий (включая совместные), что привело к резкому сокращению инвестиционной и торговой активности иностранного капитала на территории СССР.

23 января 1991 года  Павлов провел изъятие из обращения  50 и 100-рублевых купюр. Одна  из причин этой меры заключалась  в следующем: дело в том,  что операция рубль—форинт—доллар  и рубль—злотый—доллар приносила куда больший доход, чем рубль—доллар, ибо курс форинта и злотого по отношению к рублю был искусственно занижен. Неизвестно, какое количество крупных рублевых купюр оказалось таким образом за границей; во всяком случае Павлов называл цифру в 100 млрд. руб.

Обмен крупных купюр, производившийся свободно лишь в  размере месячного оклада и сопровождавшийся к тому же замораживанием значительной части вкладов, больнее всего  ударил по рядовым гражданам. К тому же накануне обмена многие предприятия  и учреждения получили деньги для  выплаты заработной платы почти  исключительно крупными купюрами. (На том предприятии, где я работал, 23-го числа был аванс, так его  всему заводу пытались оплатить теми самыми 50 и 100-рублевыми купюрами). Из-за отсутствия мелких купюр сберегательные кассы не производили обмена денег  пенсионерам. Возникла угроза того, что  за отпущенные три дня обменять деньги смогут не все.

Правительство было вынуждено дважды пересматривать сроки  обмера крупных купюр. После каждого  переноса сроков денежный выигрыш государства  от обмена уменьшался. Сразу после  обмена он составлял около 10 млрд. руб., в марте — 8 млрд. руб., а к апрелю уменьшился до 4 млрд. руб. Тем не менее, обмен денег создавал определенные возможности для стабилизации денежного  обращения. Однако этот последний для  рубля шанс на выздоровление был  сорван дальнейшими шагами правительства.

Хотя в апреле 1991 года номинальная денежная масса  была минимальной, срыв стабилизации денежного  обращения пришелся именно на апрель, т. е. На момент проведения реформы цен, призванной по идее закрепить результаты январского обмена денежных купюр. В  результате этой реформы примерно в  три раза выросли государственные  розничные цены, был достигнут предел покупательной способности населения и произошло снижение кооперативных и базарных цен. Однако одновременно правительство пошло на выплату значительных денежных компенсаций. Вследствие этого печатный станок был запущен и уже больше не останавливался.

Основными причинами  существенного увеличения денежной эмиссии июне-сентябре был начавшийся распад СССР и отказ бывших республик, а ныне суверенных государств перечислять средства в союзный бюджет. В этих условиях президент М. С. Горбачев пошел на нарушение союзного законодательства, взяв в июле в обход Верховного Совета из Государственного банка 93 млрд. руб. на содержание армии и государственного аппарата. В результате начавшаяся еще до перестройки и сопровождавшая каждый ее шаг инфляция из-за гигантского расширения денежной массы переросла в гиперинфляцию. Реформа цен не изменила положения дел на потребительском рынке. Рост дефицита обгонял рост цен.

Правительство рассчитывало на прямо противоположный эффект. Кабинет Министров полагал, что  с учетом выплат правительственных  компенсаций ему удастся снизить  жизненный уровень населения  на 40%, приблизив его к уровню 1978-1979 гг. В таком случае, по мнению наших  министров, население, чтобы сохранить  привычный ему уровень жизни, станет снимать со сберкнижек по 2 тыс. руб. в год. Этим поглотится прирост сбережений последних лет и экономика вернется к безынфляционным 1971-1973 гг. 
 

Заключение 

Весьма неудачные  попытки консервативной стабилизации привели часть руководителей  Советского Союза к созданию 19 августа 1991 года Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), что  было по существу, попыткой государственного переворота. Лидеры ГКЧП выступили  с очень популистской и практически  невыполнимой программой выхода из кризиса. 21 августа 1991 года путч провалился, а  вместе с ним рухнули все надежды  М. Горбачева на подписание нового Союзного договора (Ново-Огаревский процесс), целью  которого была реформация Советского Союза на иных принципах. Именно с  этого момента начался процесс  фактического распада СССР как единого  государства. 
 

Литература

Тимошина Т. М. "Экономическая  история России" 1998 г.

Бокарев Ю. П. И др. "Русский рубль. Два века истории" 1994 г.

Гайдар Е. Т. "Экономика  переходного периода" 1998 г.

Первышин В. "Да я силен, к чему скрывать" Комсомольская правда, 19.01.1991 г.

Информация о работе М. С. Горбачев и начало перестройки