Культура Российского централизованного государства XIV – XVI вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 20:02, контрольная работа

Краткое описание

Культура России XIV - XVII вв. значительно изменялась, рос культурный уровень страны и общественности.
Развитие отдельных сфер русской культуры, как просвещение, наука, общественная мысль, художественная культура (литература, живопись, архитектура) происходило неравномерно в различные исторические периоды.

Оглавление

1. Введение.
2. Культура Российского централизованного государства XIV – XVI вв.
1. Место XVII в. в процессе развития русской культуры.
2. Основные сферы культурного развития в указанный период.
1. Образование.
2. Научные знания.
3. Литература.
4. Изобразительное искусство.
3. Заключение.
4. Литература.

Файлы: 1 файл

история контрольная.docx

— 54.93 Кб (Скачать)

Расширились и были существенно уточнены географические представления о теории собственной страны. Еще на рубеже XVI и XVII вв. была составлена сводная карта Русского государства. В 1627г. в Разрядном приказе была создана «Книга Большому чертежу», представлявшая собой комментарий к общей карте и содержавшая перечень городов с указанием расстояния между ними и некоторые этнографические сведения.

Существенные изменения  происходили в развитии исторических знаний. Из всей светской литературы именно исторические сочинения пользовались наибольшей популярностью.

Провиденциализм –  характерное для средневековья  воззрения, объясняющее ход исторических событий волей провидения замысла  Божьего, - постепенно уступал место  поиску реального истолкования событий. Возрос интерес к личности, к значению человеческой воли и разума в историческом процессе. Все более утверждались прагматическое понимание истории, взгляд на событие как следствие деяний людей.

Большую роль в распространении  исторических знаний сыграла книга  украинского ученого Иннокентия Гизеля «Синопсис», напечатанная в Москве в 1678г. с киевского издания 1674г. Эта книга – первое печатное историческое произведение – содержала краткий обзор русской истории с древнейших времен до 70-х гг. XVII в. Она стала одной из самых популярных книг. Выдержав в дальнейшем около 30 изданий, «Синопсис» на протяжении всего последующего столетия выполнял роль учебника по русской истории. 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Литература.

Изменения в общественной жизни предопределили начало нового этапа в развитии литературы, в  которой наиболее полно и ярко отразились противоречия общественной жизни, все те новые тенденции  и явления, которые характеризуют  развитие всей культуры в XVII в.

Письменное слово  начинало служить и социальным низам, интересы и настроения которых отразились не только в фольклоре, но и в письменной литературе. Это формировало и  развивало в ней демократическое, светское направление, т.е. вело к «обмирщению» литературы.

Преодолевался разрыв между фольклором и письменной литературой. Именно к XVII в. относятся первые записи произведений устного народного творчества – исторических песен, былин, пословиц, заговоров. Устное народное творчество явилось основой развития демократического направления в литературе, оно оказало на нее заметное воздействие как в идейном, так и в художественном отношении. Влияние народного творчества выразилось в сближении книжного языка с живым народным языком, в появлении новых жанров, и прежде всего – демократической сатиры, в обогащении арсенала художественных средств.

Важным этапом в  развитии литературы, свидетельствовавшим  о разрыве со средневековыми традициями и канонами, явился переход от  исторических героев к вымышленным, к сожалению обобщенных образов. Героями произведений становились не выдающиеся исторические личности, а представители демократических слоев населения, люди из посадской и крестьянской среды, из низших слоев дворянства. Как и для всей культуры, для литературы этого времени характерно открытие ценности человеческой личности, многообразия, сложности и противоречивости характеров. Не подвиги «угодников божиих», а жизнь и дела простых людей начинали привлекать все большее внимание читателя.

Традиционные формы  не могли отразить новое содержание, не претерпев существенной деформации. Это относится и к такому устойчивому жанру средневековой литературы, как житие, которое постепенно превращается в биографическую повесть. Примером может служить «Повесть об Улиании Осорьиной», написанная муромским дворянином Дружиной Осорьиным, сыном Улиании. Автор создает образ энергичной и умной женщины, образцовой жены и хозяйки. И хотя в повести еще используются стереотипы житийного жанра, в целом в ней преобладают бытовые повествовательные элементы.

Выдающимся памятником русской литературы XVII в. стала автобиографическая повесть одного из идеологов старообрядчества протопопа Аввакума – «Житие». Реалистическое изображение перипетий собственной жизни, русского быта, образный язык, страстное обличение социальной несправедливости, произвола властей и церковных порядков – все это сделало произведение Аввакума одним из самых ярких и значительных памятников русской демократической литературы.

В литературе XVII в. получает развитие новый жанр – демократическая  сатира, отражавшая настроения народных масс и обличавшая несправедливость общественного строя. Антифеодальная направленность сближала сатиру с устным народным творчеством, из которого она  черпала сюжеты и художественно  – изобразительные средства. В  свою очередь, многие сатирические повести  становились достоянием фольклора.

Сатирическому осмеянию подвергались различные стороны  жизни общества, важные государственные  институты. Так, в «Повести о Шемякином  суде» и «Повести о Ерше Ершовиче» обличались порядки феодального суда с его крючкотворством, волокитой, продажными судьями и пристрастными решениями.

Объектом сатиры нередко  была церковь, что свидетельствовало  о падении ее авторитета преимущественно  из – за неблаговидного поведения  священнослужителей.

Изменения, происходившие  в сознании, морали и быте людей, борьба «старины» и «новизны», которая  пронизывала все сферы личной и общественной жизни, ярко отразились в бытовой повести.

В конце XVII в. появилась «Повесть о Фроле Скобееве». Отличительная ее черта – отсутствие религиозной дидактики. Худородный дворянин Фрол Скобеев, пройдоха и авантюрист, для достижения собственного благополучия не брезгует никакими средствами, для него нет ничего святого, о старозаветной морали отцов он и не вспоминает. Повесть отразила начавшийся во второй половине XVII в. процесс упадка старой знати и выдвижения нового, энергичного дворянства.

Новым в литературе было появление силлабического стихосложения, основанного на упорядочении числа  слогов в стихе.

Популярной становится переводная художественная литература, изменялся ее характер. Все большее  внимание привлекали произведения с  занимательным сюжетом – рыцарский  роман, бюргерская бытовая и плутовская новелла, авантюрно – приключенческая  повесть, юмористические рассказы и  анекдоты.

Тематика переводной литературы свидетельствовала об изменении  интересов и вкусов русского читателя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Изобразительное искусство.

Как в других сферах русской культуры XVII в., в зодчестве  появилась тенденция к усилению светских мотивов, к «обмиршению», отказу от строгих церковных канонов. Главное что характеризует архитектуру этого времени, - это отход от средневековой строгости и простоты, стремление к внешней нарядности, живописности, усиление в ней декоративного начала. «Дивное узорочье» - так сами современники определили суть новых веяний в зодчестве.

Одним из наиболее замечательных  светских зданий первой половины XVII в. является Теремной дворец в Московском Кремле, построенный в 1635 – 1636 гг.

В церковном зодчестве  продолжали развиваться традиции шатровой архитектуры, однако и в шатровых постройках все более заметно  выступает стремление к внешней  нарядности, декоративности убранства. Шатровый тип храма, воплощающий  народное, светское начало в зодчестве, получает широкое распространение  в первой половине XVII в. Наиболее эффективным памятником этого типа является Успенская церковь Алексеевского монастыря в Угличе (1628), прозванная в народе «дивной».

Культовая архитектура  постепенно утрачивает резкую обособленность от гражданского строительства. Церкви становятся похожими на светские хоромы с характерной для них асимметричностью форм. Усложнялись объемы, к основному массиву здания пристраивались различные приделы и пристройки, крытые паперти – галереи и нарядные крыльца, различные части здания соединялись переходами, а в целом оно походило на ансамбль построек. Широкое применение цветные изразцов, фигурного кирпича, разнообразных декоративных деталей придавало постройкам живописность и нарядность.

Заказчиками церквей  все чаще становились купцы и  посадские общины, что играло большую  роль в «обмирщении» церковного зодчества. Именно в «посадских» храмах наиболее выразительно проявлялось светское начало, отражались вкусы и настроения демократических слоев населения. Ярким примером такого рода построек служит церковь Троицы в Никитниках в Москве.

Богатые ярославские  купцы, соревнуясь друг с другом, возводили постройки одну роскошнее другой. Большинство ярославских церквей превосходили размерами, богатством и обилием убранства столичные постройки этого времени. Их внешний облик совмещал в себе величественную монументальность древних пятиглавых соборов и изысканную нарядность, соответствующую вкусам века.

Церковь упорно сопротивлялась «обмирщению» культового зодчества, проникновению  в него светского начала. Патриарх Никон в 50 – х гг. запретил возводить шатровые храмы, выдвинув в качестве образца традиционное пятиглавие. В своей строительной деятельности он настойчиво пытался возродить стиль строгого монументализма.

Монументальным характером отличается и комплекс зданий Новоиерусалимского монастыря, загородной резиденции патриарха. Строители собора сохранив в основном план его прототипа, придали внешнему облику специфически русские черты, широко использовав в обработке фасадов и интерьеров многоцветные рельефные изразцы.

Попытки церкви воспрепятствовать  «обмирщению» зодчества, проникновению  в него народных, светских элементов  оказались безуспешными. И в условиях строгой церковной регламентации  продолжалось строительство «посадских»  храмов, в которых развивалось  демократическое направление в  зодчестве, светское по своим художественным приемам.

Стремление к украшению, нарядности заметно и в крепостной архитектуре кремлей и монастырей. Изменил свой облик Московский Кремль. Еще в 1624 – 1625 гг. на Спасской башне  русский зодчий Бажен Огурцов и англичанин Христофор Галовей сделали высокую кирпичную надстройку, богато украшенную белокаменными узорами, а в нишах были поставлены белокаменные «болваны» (статуи). Спустя полвека украшенные изразцами и белокаменной резьбой шатры появились и на других башнях Кремля.

Богатые купцы и  дворяне начинают строить для  себя каменные жилые дома. В их строительстве  также проявлялось стремление к  отходу от традиционной простоты и  строгости к богатому декоративному  оформлению фасадов.

Дальнейшее развитие русского зодчества привело к  возникновению в конце столетия так называемого нарышкинского стиля, заметную роль в оформлении которого сыграла западноевропейская архитектура. Характерными чертами нового стиля являлись четкость и симметричность композиции, подчеркнутая устремленность ввысь, многоярусность, тщательная разработка деталей при сохранении и развитии приемов многоцветной декоративной обработки здания.

Одним из самых замечательных  памятников этого стиля – церковь  Покрова в Филях, построенная  в 1690 – 1693 гг. братом царицы Л.К. Нарышкиным.

«Московский барокко» завершается развитие средневековой архитектуры и начинается история архитектуры XVIII столетия.

Общий для русской  культуры XVII в. процесс «обмирщения» затронул и живопись. Художники этого времени стремились отразить в своем искусстве и донести до сознания современников прелесть и радость земного бытия. В рамках религиозной живописи развивается бытовой жанр, появляется портретная живопись.

Черты нового стиля  в живописи – отход от старых канонов, устремленность к реальной действительности, к бытовому жанру  – отчетливо проявились в стенописи  церкви Троицы в Никитниках (1652 – 1653).

Реалистические тенденции  в станковой живописи ярче всего  проявились в работах С. Ушакова. Центральной темой его творчества было изображение человеческого  лица. В 1657г. он написал для церкви Троицы в Никитниках голову Христа а архиерейском уборе – «Спас Великий архиерей» - живое, тонкое, одухотворенное лицо человека.

К числу высоких  достижений живописи относятся стенные  росписи ярославских храмов конца XVII в. Особенно восхищают фрески церкви Ильи Пророка, исполненные артелью  мастеров во главе с Гурием Никитиным и Силой Савиным, и фрески церкви Иоанна Предтечи, написанные под руководством Дмитрия Плеханова. Здесь весьма заметно воздействие светской, посадской культуры, демократические элементы решительно вторгаются в церковно – догматическое искусство.

Чем шире распространялись реалистические тенденции, чем глубже они укоренялись в церковной  живописи, тем решительнее выступали  против них ревнители старины, которые  отвергали всякие попытки художников приблизить изображаемое на иконах и на стенах храмов к реальной жизни, нарушить веками освященные традиции иконописи. По их представлению, лица святых должны быть написаны «не по плотскому умыслу», непохожими на лица обыкновенных людей.

Информация о работе Культура Российского централизованного государства XIV – XVI вв