Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 20:02, контрольная работа
Культура России XIV - XVII вв. значительно изменялась, рос культурный уровень страны и общественности.
Развитие отдельных сфер русской культуры, как просвещение, наука, общественная мысль, художественная культура (литература, живопись, архитектура) происходило неравномерно в различные исторические периоды.
1. Введение.
2. Культура Российского централизованного государства XIV – XVI вв.
1. Место XVII в. в процессе развития русской культуры.
2. Основные сферы культурного развития в указанный период.
1. Образование.
2. Научные знания.
3. Литература.
4. Изобразительное искусство.
3. Заключение.
4. Литература.
Расширились и были существенно уточнены географические представления о теории собственной страны. Еще на рубеже XVI и XVII вв. была составлена сводная карта Русского государства. В 1627г. в Разрядном приказе была создана «Книга Большому чертежу», представлявшая собой комментарий к общей карте и содержавшая перечень городов с указанием расстояния между ними и некоторые этнографические сведения.
Существенные изменения происходили в развитии исторических знаний. Из всей светской литературы именно исторические сочинения пользовались наибольшей популярностью.
Провиденциализм – характерное для средневековья воззрения, объясняющее ход исторических событий волей провидения замысла Божьего, - постепенно уступал место поиску реального истолкования событий. Возрос интерес к личности, к значению человеческой воли и разума в историческом процессе. Все более утверждались прагматическое понимание истории, взгляд на событие как следствие деяний людей.
Большую роль в распространении
исторических знаний сыграла книга
украинского ученого Иннокентия
Гизеля «Синопсис», напечатанная в Москве
в 1678г. с киевского издания 1674г. Эта книга
– первое печатное историческое произведение
– содержала краткий обзор русской истории
с древнейших времен до 70-х гг. XVII в. Она
стала одной из самых популярных книг.
Выдержав в дальнейшем около 30 изданий,
«Синопсис» на протяжении всего последующего
столетия выполнял роль учебника по русской
истории.
Изменения в общественной жизни предопределили начало нового этапа в развитии литературы, в которой наиболее полно и ярко отразились противоречия общественной жизни, все те новые тенденции и явления, которые характеризуют развитие всей культуры в XVII в.
Письменное слово
начинало служить и социальным низам,
интересы и настроения которых отразились
не только в фольклоре, но и в письменной
литературе. Это формировало и
развивало в ней
Преодолевался разрыв между фольклором и письменной литературой. Именно к XVII в. относятся первые записи произведений устного народного творчества – исторических песен, былин, пословиц, заговоров. Устное народное творчество явилось основой развития демократического направления в литературе, оно оказало на нее заметное воздействие как в идейном, так и в художественном отношении. Влияние народного творчества выразилось в сближении книжного языка с живым народным языком, в появлении новых жанров, и прежде всего – демократической сатиры, в обогащении арсенала художественных средств.
Важным этапом в развитии литературы, свидетельствовавшим о разрыве со средневековыми традициями и канонами, явился переход от исторических героев к вымышленным, к сожалению обобщенных образов. Героями произведений становились не выдающиеся исторические личности, а представители демократических слоев населения, люди из посадской и крестьянской среды, из низших слоев дворянства. Как и для всей культуры, для литературы этого времени характерно открытие ценности человеческой личности, многообразия, сложности и противоречивости характеров. Не подвиги «угодников божиих», а жизнь и дела простых людей начинали привлекать все большее внимание читателя.
Традиционные формы не могли отразить новое содержание, не претерпев существенной деформации. Это относится и к такому устойчивому жанру средневековой литературы, как житие, которое постепенно превращается в биографическую повесть. Примером может служить «Повесть об Улиании Осорьиной», написанная муромским дворянином Дружиной Осорьиным, сыном Улиании. Автор создает образ энергичной и умной женщины, образцовой жены и хозяйки. И хотя в повести еще используются стереотипы житийного жанра, в целом в ней преобладают бытовые повествовательные элементы.
Выдающимся памятником русской литературы XVII в. стала автобиографическая повесть одного из идеологов старообрядчества протопопа Аввакума – «Житие». Реалистическое изображение перипетий собственной жизни, русского быта, образный язык, страстное обличение социальной несправедливости, произвола властей и церковных порядков – все это сделало произведение Аввакума одним из самых ярких и значительных памятников русской демократической литературы.
В литературе XVII в. получает развитие новый жанр – демократическая сатира, отражавшая настроения народных масс и обличавшая несправедливость общественного строя. Антифеодальная направленность сближала сатиру с устным народным творчеством, из которого она черпала сюжеты и художественно – изобразительные средства. В свою очередь, многие сатирические повести становились достоянием фольклора.
Сатирическому осмеянию подвергались различные стороны жизни общества, важные государственные институты. Так, в «Повести о Шемякином суде» и «Повести о Ерше Ершовиче» обличались порядки феодального суда с его крючкотворством, волокитой, продажными судьями и пристрастными решениями.
Объектом сатиры нередко была церковь, что свидетельствовало о падении ее авторитета преимущественно из – за неблаговидного поведения священнослужителей.
Изменения, происходившие в сознании, морали и быте людей, борьба «старины» и «новизны», которая пронизывала все сферы личной и общественной жизни, ярко отразились в бытовой повести.
В конце XVII в. появилась «Повесть о Фроле Скобееве». Отличительная ее черта – отсутствие религиозной дидактики. Худородный дворянин Фрол Скобеев, пройдоха и авантюрист, для достижения собственного благополучия не брезгует никакими средствами, для него нет ничего святого, о старозаветной морали отцов он и не вспоминает. Повесть отразила начавшийся во второй половине XVII в. процесс упадка старой знати и выдвижения нового, энергичного дворянства.
Новым в литературе было появление силлабического стихосложения, основанного на упорядочении числа слогов в стихе.
Популярной становится
переводная художественная литература,
изменялся ее характер. Все большее
внимание привлекали произведения с
занимательным сюжетом –
Тематика переводной
литературы свидетельствовала об изменении
интересов и вкусов русского читателя.
Как в других сферах русской культуры XVII в., в зодчестве появилась тенденция к усилению светских мотивов, к «обмиршению», отказу от строгих церковных канонов. Главное что характеризует архитектуру этого времени, - это отход от средневековой строгости и простоты, стремление к внешней нарядности, живописности, усиление в ней декоративного начала. «Дивное узорочье» - так сами современники определили суть новых веяний в зодчестве.
Одним из наиболее замечательных светских зданий первой половины XVII в. является Теремной дворец в Московском Кремле, построенный в 1635 – 1636 гг.
В церковном зодчестве продолжали развиваться традиции шатровой архитектуры, однако и в шатровых постройках все более заметно выступает стремление к внешней нарядности, декоративности убранства. Шатровый тип храма, воплощающий народное, светское начало в зодчестве, получает широкое распространение в первой половине XVII в. Наиболее эффективным памятником этого типа является Успенская церковь Алексеевского монастыря в Угличе (1628), прозванная в народе «дивной».
Культовая архитектура
постепенно утрачивает резкую обособленность
от гражданского строительства. Церкви
становятся похожими на светские хоромы
с характерной для них
Заказчиками церквей
все чаще становились купцы и
посадские общины, что играло большую
роль в «обмирщении» церковного зодчества.
Именно в «посадских» храмах наиболее
выразительно проявлялось светское
начало, отражались вкусы и настроения
демократических слоев
Богатые ярославские купцы, соревнуясь друг с другом, возводили постройки одну роскошнее другой. Большинство ярославских церквей превосходили размерами, богатством и обилием убранства столичные постройки этого времени. Их внешний облик совмещал в себе величественную монументальность древних пятиглавых соборов и изысканную нарядность, соответствующую вкусам века.
Церковь упорно сопротивлялась «обмирщению» культового зодчества, проникновению в него светского начала. Патриарх Никон в 50 – х гг. запретил возводить шатровые храмы, выдвинув в качестве образца традиционное пятиглавие. В своей строительной деятельности он настойчиво пытался возродить стиль строгого монументализма.
Монументальным характером отличается и комплекс зданий Новоиерусалимского монастыря, загородной резиденции патриарха. Строители собора сохранив в основном план его прототипа, придали внешнему облику специфически русские черты, широко использовав в обработке фасадов и интерьеров многоцветные рельефные изразцы.
Попытки церкви воспрепятствовать
«обмирщению» зодчества, проникновению
в него народных, светских элементов
оказались безуспешными. И в условиях
строгой церковной
Стремление к украшению,
нарядности заметно и в крепостной
архитектуре кремлей и
Богатые купцы и дворяне начинают строить для себя каменные жилые дома. В их строительстве также проявлялось стремление к отходу от традиционной простоты и строгости к богатому декоративному оформлению фасадов.
Дальнейшее развитие русского зодчества привело к возникновению в конце столетия так называемого нарышкинского стиля, заметную роль в оформлении которого сыграла западноевропейская архитектура. Характерными чертами нового стиля являлись четкость и симметричность композиции, подчеркнутая устремленность ввысь, многоярусность, тщательная разработка деталей при сохранении и развитии приемов многоцветной декоративной обработки здания.
Одним из самых замечательных памятников этого стиля – церковь Покрова в Филях, построенная в 1690 – 1693 гг. братом царицы Л.К. Нарышкиным.
«Московский барокко» завершается развитие средневековой архитектуры и начинается история архитектуры XVIII столетия.
Общий для русской культуры XVII в. процесс «обмирщения» затронул и живопись. Художники этого времени стремились отразить в своем искусстве и донести до сознания современников прелесть и радость земного бытия. В рамках религиозной живописи развивается бытовой жанр, появляется портретная живопись.
Черты нового стиля в живописи – отход от старых канонов, устремленность к реальной действительности, к бытовому жанру – отчетливо проявились в стенописи церкви Троицы в Никитниках (1652 – 1653).
Реалистические тенденции
в станковой живописи ярче всего
проявились в работах С. Ушакова.
Центральной темой его
К числу высоких достижений живописи относятся стенные росписи ярославских храмов конца XVII в. Особенно восхищают фрески церкви Ильи Пророка, исполненные артелью мастеров во главе с Гурием Никитиным и Силой Савиным, и фрески церкви Иоанна Предтечи, написанные под руководством Дмитрия Плеханова. Здесь весьма заметно воздействие светской, посадской культуры, демократические элементы решительно вторгаются в церковно – догматическое искусство.
Чем шире распространялись реалистические тенденции, чем глубже они укоренялись в церковной живописи, тем решительнее выступали против них ревнители старины, которые отвергали всякие попытки художников приблизить изображаемое на иконах и на стенах храмов к реальной жизни, нарушить веками освященные традиции иконописи. По их представлению, лица святых должны быть написаны «не по плотскому умыслу», непохожими на лица обыкновенных людей.
Информация о работе Культура Российского централизованного государства XIV – XVI вв