Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 20:02, контрольная работа
Культура России XIV - XVII вв. значительно изменялась, рос культурный уровень страны и общественности.
Развитие отдельных сфер русской культуры, как просвещение, наука, общественная мысль, художественная культура (литература, живопись, архитектура) происходило неравномерно в различные исторические периоды.
1. Введение.
2. Культура Российского централизованного государства XIV – XVI вв.
1. Место XVII в. в процессе развития русской культуры.
2. Основные сферы культурного развития в указанный период.
1. Образование.
2. Научные знания.
3. Литература.
4. Изобразительное искусство.
3. Заключение.
4. Литература.
Министерство образования, науки и культуры Архангельской области
ГОУ СПО Архангельской
области «Архангельский педагогический
колледж»
Культура
России XVII вв.
Контрольная работа
по дисциплине:
«Отечественная
история»
студентки 34(3) группы
Ильиной Натальи
Сергеевны
Научный руководитель:
Н.К. Волкова
2011г.
Содержание
Культура – это образование умственное и нравственное.
В.И. Даль
Культура – одна из важнейших областей общественной жизни, духовно – творческий потенциал общества. В настоящее время возрастает познавательно – нравственная функция культуры.
Слово «культура» переводится как возделывание, обработка, улучшение.
Культура – результат творчества человека в различных сферах его деятельности, совокупность всех тех знаний, которыми располагает общество на той или иной стадии своего развития. Но в процессе культурного развития человек, создавая мир предметов и идей, изменяется сам, более полно и всесторонне начинает видеть окружающий его мир. Многомерность этого познания во многом зависит от образовательного, культурного уровня личности.
Культура России XIV - XVII вв. значительно изменялась, рос культурный уровень страны и общественности.
Развитие отдельных
сфер русской культуры, как просвещение,
наука, общественная мысль, художественная
культура (литература, живопись, архитектура)
происходило неравномерно в различные
исторические периоды.
Страшный урон нанесло «Батыево нахождение» (зимой 1237г.) развитию культуры Руси, материальной и духовной. Сожженные города и селения, храмы и крепости, запустевшие пашни, гибель ремесленных мастерских и увод в плен их хозяев – из тех, кто остался в живых; безвозвратная потеря выдающихся творений иконописцев, зодчих, авторов летописных сводов и житий святых, повестей и сказаний, русских и иноземных – таков был печальный итог кровавого смерча, обрушившегося на русские земли. Б.А. Рыбаков в книге о ремесле Древней Руси убедительно показал гибельные последствия монголо – татарского погрома для ее судеб: многие ремесла пришли в упадок; некоторые из них возродились только в конце XIV – XV в. По наблюдениям М.Н. Тихомирова переписка книг тоже почти прекратилась после нашествия народов «незнаемых», начинает налаживаться в XIV в. Широко известен факт замирания каменного строительства, которое снова ведется в Новгороде и Пскове, Твери и Коломне лишь с конца XIII – начала XIV в.
Повседневные потребности и заботы заставляли русичей после иноземного вторжения браться за топор и соху. На место сожженных изб и хоромов ставились новые, распахивались пашни. Там, где возможно, возобновляли работу ремесленники. Жизнь, несмотря на горькие потери и новые кровопускания ордынцев, требовало свое, и потомки тех несчастных, что погибли в тяжкую годину ордынского нашествия или пострадали от него, но остались в живых, могли одно – два столетия спустя с гордостью сказать, что Русь выстояла, более того, окрепла материально, политически, духовно.
Просвещение. Накопление знаний.
Русь отнюдь не была сплошь неграмотной. Знание письма, счета требовалось во многих отраслях хозяйственной и иной деятельности. Берестяные грамоты Новгорода и других центров, различные памятники письменности (летописи, повести и т.д.), надписи на ремесленных изделиях (монеты, печати, колокола, предметы вооружения, ювелирного дела, художественного литья и др.) говорят о том, что грамотные люди никогда не переводились на Руси, причем не только в среде монахов, но и ремесленников, купцов. Имелись они и среди бояр и дворян. Состоятельные люди вели письменный учет в своих хозяйствах; от XVI в. сохранились различного рода учетные книги, документы духовных обителей – монастырей, копии с документов более ранних времен.
В распоряжении ученых имеется не мало рукописного материала за XIV – XVI вв. Это документы (духовные грамоты, договоры великих, в том числе московских, и удельных князей, хозяйственные акты русской митрополии, епископских кафедр, монастырей), жития святых, летописи и мн. др. появляются руководства по грамматике, арифметике, лечению травами (азбуковки, травники и др.)
Накапливались практические наблюдения, знания по строительной технике (необходимой были при возведении зданий), динамике (расчеты дальности полета камней, ядер из стенобитных и прочих приспособлений; их пушек, которые появились в конце XIV в.) прикладной физике (чеканка монеты, литье пушек, сборка и починка часовых механизмов), прикладной химии (изготовление красок, чернил), арифметики и геометрии (описание земель, торговые дела и пр.).
Этапное значение имело появление в России книгопечатания. Еще Иван III пытался наладить это дело, но тогда ничего не удалось сделать. Лишь в середине XVI в., при Иване Грозном, началось печатание книг, сначала – так называемой безвыходной печати (с 1550 – х годов), потом – с выходными данными. Первая такая книга – «Апостол», изданный 1 апреля 1564 г. Иваном Федоровым, дьяконом церкви в Московском Кремле.
Фольклор. Литература.
После монголо – татарского нашествия тема борьбы с ненавистной Ордой становится ведущей в устном народном творчестве. Старые персонажи в новых редакциях былин, новые былины спасают Киев от ордынских туменов (былина об Илье Муромце и Калине – царе), избирают ордынских придворных (былина о женитьбе князя Владимира), побеждают ордынцев в состязаниях (былина о Добрыне и Василии Казимировиче).
Та же антиордынская тема разрабатывается в литературе XIV – XV вв. с нею тесно связана другая - тема киевского и владимирского наследия, необходимости объединения русских земель. После батыева нашествия составляются повости и сказания – о разорении Рязани, Евпатии Коловрате и мн. др.; позднее – о Куликовской битве («Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» и пр.), нашествие Тохтамыша на Русь в 1382г. Эти и многие иные сочинения включают в летописные своды. Летописание, после спада второй половины XIII в., набирает силы в XIV в., особенно в XV в. Своды, в начале которых обычно помещают «Повесть временных лет» и тем самым подчеркивают идею приемственности в развитии Руси, ее культуры с киевских времен, составляют в разных центрах.
Постепенно на первое место в области летописания, да и культуры в целом, выдвигается Москва. Первые летописные своды возникают здесь в XIV в. А в начале следующего столетия составляется большой свод при митрополите Кипрпане. За ним следует вереница сводов XV – XVI вв. – от своего митрополита Фотия до больших сводов времени Ивана III и Ивана IV. Эту работу колоссальную по объему и значению, венчает Лицевой свод – та же Никоновская летопись, дополненная16 тыс. миниатюр! Они сопровождают текст с древнейших времен до Ивана Грозного; рисунки, продолжая традиции более ранних лицевых свобод и будучи основанными на них, - своего рода «окно в прошлое» Руси, России.
Примечательная черта XVI в. в области литературы – расцвет публицистики. Авторы слов, посланий, поучений, трактатов развивают идеи централизации, усиления великокняжеской, царской власти, роли церкви, о положении крестьянства и др.
Живопись.
Эпоха национального подъема времени Куликовской победы, включившая в годы подготовки к отпору извечному врагу (60 – е и 70 – е годы XIV в.), и время после подвига русичей в ожесточенной схватке с Мамаем, вызвала к жизни небывалый расцвет культуры. Ярче всего он выразился в живописи – фресковой, иконописной. Выдающееся место в ней заняла новгородская школа. Это – фрески XIV в. на евангельские сюжеты церквей Федора Стратилата, Спаса на Ковалеве, Михайловской в Сковородском монастыре, Благовещенской на Городище, Рождественской на кладбище и др. Одни из них привлекают монументальностью, торжественностью; другие – мягкостью, лиричностью. То же можно сказать и о новгородских иконах.
Писание икон в XV в. стало занятием многих людей, и они широко распространялись по всей Руси. Их сюжеты оставались традиционными – сцены и персонажи Ветхого и Нового Завета. Но редко появляются и светские мотивы. Мастера пишут на иконах природу, городские здания и, что еще интереснее, реальных людей. Так, на иконе «Молящиеся новгородцы» изображены боярин и его семья, всего девять фигур. На другой – новгородцы и суздальцы той поры, когда они сражались друг с другом на Ждане горе (1135). Иконопись Новгорода XV в. переживала расцвет; она привлекает яркостью красок, точной и тонкой прорисовкой фигур.
Московская живопись отмечена немалыми достижениями к концу XV столетия. Связано это с творчеством выдающихся мастеров – Дионисия и его школы.
На рубеже XV – XVI столетий, с одной стороны, определяется преобладание московской живописной школы в России; с другой – усвоение ею традиций местных школ, которые постепенно нивелировались под влиянием общерусского культурного центра, каким стала Москва с ее мастерами, идеями, устремлениями. Парадность, торжественность, праздничность, ликующая возвышенность не могли не трогать сердца русских людей того славного и сложного времени. Но нарастали, и тогда, и позднее, черты официозности, возвеличения самодержавия. С этим причудливо сочетались черты реализма, прибавившиеся сквозь толщу догматических консервативных устоев в живописи, как и в целом в культуре.
Красочность и тщательная проработка деталей, изящество и тонкость рисунка характерны для икон «строгановской школы». Ее представители (Прокопий Чирин, Никифор Савин и др.) работали в Москве, но часто выполняли заказы сольвычегодских богачей Строгановых. Их произведения, яркие, красочные, миниатюрные, напоминают ювелирные изделия. Они оказали в последующем большое влияние на развитие русского искусства; например, ее традиции до сих пор сохраняют мастера Палеха.
В целом живопись конца XV – XVI в. дала русскому искусству немало – мастерство в рисунке, яркость красочной гаммы, радостное ощущение бытия, подъем национального духа. Но одновременно наблюдаются известный отход от могучих образов Андрея Рублева и Феофана Грека, снижение богатырского «дыхания» искусства эпохи Куликовской битвы. При этом поступательное развитие живописи подготовило его будущие успехи.
Архитектура.
В зодчестве входят те же процессы, что и в живописи. После его захирения в конце 1330 – 1340 годах, оно возрождается полстолетия спустя или даже позднее.
На смену деревянным стенам и башням Московского Кремля при великом князе Дмитрии Ивановиче пришли белокаменные (1367). Митрополит Алексей возвел каменные собор и трапезную Чудова монастыря в том же Кремле. В конце этого и начале следующего столетия появляется довольно много храмовых сооружений – в Андроникове, Вознесенском, Симонове и других монастырях, кремлевская церковь Рождества Богородицы.
Соборы, церкви строятся и в других городах – Твери, Звенигороде, Нижнем Новгороде, Рязани, Коломне и т.д.; особенно много – в Новгороде Великом. Новгородские бояре и купцы, люди богатые, именитые, заказывают постройку церквей, дают деньги.
Новгородские сооружения отличаются, с одной стороны, строгостью, сдержанностью пропорций; с другой, - наличием декоративных деталей, наружной фресковой росписи на фасадах, абсидах.
Самым выдающимся достижением русского зодчества рубежа XV – XVI в. стало возведение зданий Московского Кремля. Старые, обветшавшие постройки заменили новыми; это – Успенский, Архангельский, благовещенский соборы, храм – столп Ивана Великого. Для торжественных приемов построили Грановитую палату. Целый комплекс зданий составил дворец великого князя. Наконец, появились новые крепостные стены и стрельницы (башни).
Естественно, с еще большим размахом строили в XVI в. По всей стране возводили много церквей, соборов. Некоторые из них заняли выдающее место в отечественной и мировой архитектуре (церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой построенная в 1532г.).
Прикладное искусство.
В XIV в. возрождаются и набирают силы различные отрасли прикладного искусства. Это – украшение жилищ (изб, теремов) деревянной резьбой, роспись глиняной посуды, изготовление окладов рукописных книг, миниатюр к их текстам и др.
Делали резные кресты из камня. Высоким мастерством отличаются серебряные кубки, сосуды новгородских бояр. Высокого совершенства достигают мастера сканого, чеканного, литейного, ювелирного дела, шелкового шитья.
Информация о работе Культура Российского централизованного государства XIV – XVI вв