Культура Российского централизованного государства XIV – XVI вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 20:02, контрольная работа

Краткое описание

Культура России XIV - XVII вв. значительно изменялась, рос культурный уровень страны и общественности.
Развитие отдельных сфер русской культуры, как просвещение, наука, общественная мысль, художественная культура (литература, живопись, архитектура) происходило неравномерно в различные исторические периоды.

Оглавление

1. Введение.
2. Культура Российского централизованного государства XIV – XVI вв.
1. Место XVII в. в процессе развития русской культуры.
2. Основные сферы культурного развития в указанный период.
1. Образование.
2. Научные знания.
3. Литература.
4. Изобразительное искусство.
3. Заключение.
4. Литература.

Файлы: 1 файл

история контрольная.docx

— 54.93 Кб (Скачать)

Расцвет переживали искусство  басменного тиснения, скани, эмали. Ювелиры создавали изумительные по красоте и изяществу изделия из золота (например; золотое блюдо царицы Марии Темрюковны, подаренное ей Иваном Грозным в 1561г.).

В период XIV – XVI вв. шел процесс восстановления, накопления и развития в разных сферах русской культуры, что отчетливо проявилось уже в XVII столетии. 
 
 
 
 
 
 

    1. Место XVII в. в процессе развития русской культуры.

В истории Русской  культуры, как и в истории России в целом, XVII столетие завершает период средневековья, и примерно со второй половины , XVII в. начинается новый период. Во всех сферах общественной жизни  происходят заметные изменения.

Противоречивость  общественного развития предопределила небывалый размах народной борьбы. Недаром современники называли  XVII век «бунташным». Две крестьянские войны, целая серия городских восстаний середины века, прокатившихся по всей стране, знаменитый Медный бунт 1662г., стрелецкие восстания конца столетия – это лишь один из самых ярких проявлений народного недовольства. К этому следует добавить обострение внутриполитической борьбы, конфликты между церковью и светской властью, борьбу в нутрии самой церкви, которая привела к ее расколу, и выступление купечества со своими сословными притязаниями. Конфликты и потрясения, которыми заполнен весь XVII век, отразились в культуре, придав многим ее памятникам невиданную социальную остроту.

С зарождением буржуазных элементов начался новый этап этнического развития русского народа – формирование русской нации. Развитие экономических связей, укрепление государственного единства, объединение больших масс людей в ходе крестьянских войн, длительные войны с внешними врагами, людские потоки, направлявшиеся в  поисках воли в южные степи  и далекую Сибирь, - все это  способствовало ликвидации местной  обособленности, росту национального  самосознания. Обобщение накопленных  веками традиций, их распространение  вширь, усиление взаимопроникновения и слияния местных городов, обычаев, особенностей быта вели к развитию общности культуры русского народа. Однако этот процесс только начинался и шел очень медленно. Одним из главных факторов, тормозивших его, было крепостное право, прикреплявшее крестьян к земле, а посадских людей – к посадам.

Изменения в общественной жизни предопределяло основное направление  развития культуры и ее особенности. Главное, что характеризовало содержание культурно – исторического процесса в XVII в., - это начавшееся разрушение традиционного средневекового мировоззрения, религиозного по своей сути. Шел  процесс «обмиршения» культуры, т.е. придания ей светского характера.

Возрастание роли демократических  элементов в искусстве, литературе усиливало влияние народной культуры на официальную культуру. Литература обогащалась фольклорными сюжетами, литературный язык сближался с новым  народным языком. Влияние народного  творчества явно проявлялось и в архитектуре, и в живописи и, безусловно, преобладало в прикладном искусстве.

С ростом международных  политических и экономических связей России ширились и ее культурные контакты.

Увеличился приток иностранцев в Россию: купцов, специалистов в различных отраслях производства, поступавших на государственную  службу. Все более тесным становилось  общение русских людей с иностранцами, активизировались культурные связи  со странами Западной Европы. Постепенно, хотя и не всегда гладко, преодолевалось утверждавшееся церковью представление  о национальной исключительностью.

Новые явления развивались  в борьбе с традициями средневековой  культуры, базировавшейся на религиозном  мировоззрении. Консервативные  силы в этой борьбе возглавляла церковь. Отстаивая незыблемость традиционной культуры, она  противилась свободомыслию, отходу от средневековых канонов, препятствовало распространению светских знаний, занимала враждебную позицию по отношению к любым новшествам, особенно идущим с «еретического» Запада. Борьба светского и религиозного направлений и составляла основное содержание развития русской культуры XVII века. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Основные  сферы культурного  развития в указанный  период.

Развитие отдельных  сфер русской культуры происходило  неравномерно. Рассмотрим  основные сферы культурного развития по отдельности: образование, научные знания, литература, изобразительное искусство.

      1. Образование.

Важным показателем  и одновременно условием развитием  культуры было распространение грамотности  и просвещения. Этот процесс стимулировался развитием городской жизни, оживлением торговой и промышленной деятельности, появлением первых мануфактур, расширением  и усложнением системы государственного аппарата, ростом связей с зарубежными  странами. Особенно вырос уровень  грамотности посадского населения. В Москве в 80 – е гг. XVII в. 24% посадских людей (взрослого мужского населения) были грамотными. Для посадского человека овладение грамотой было необходимо не только для занятий торговлей и ремеслом, оно открывало возможность поступления на службу в какой – нибудь приказ или воеводскую канцелярию и таким образом выхода из тягла.

Заметно распространилась грамотность в среде дворянства. Если в первой половине столетия среди  воевод и дворян, выполнявших различные  правительственные поручения, нередко  оказывались неграмотными или малограмотными, то во второй половине века таких практически не было. Встречались грамотные люди и в среде черносошного крестьянства. Однако крепостное крестьянство в массе своей продолжало оставаться неграмотным. Слабо распространялась грамотность среди женского населения. Даже в семьях знати и крупного купечества женщины, как правило, были неграмотны.

О растущем стремлении к овладению грамотой свидетельствовали  широкое распространение печатных и рукописных учебных пособий  и большой спрос на них.

Широкое хождение имели  так же и рукописные азбуковники, прописи и пособия по арифметике – «цифирные счетные мудрости».

Грамоте обучались  в семье (если был грамотный человек) или у «мастеров». Учили чтению, письму и счету. Но в семьях знати  становилось обычным обучение детей  учителями – иностранцами либо из беларусов и украинцев, которые могли дать более широкое образование. Многие обучали своих детей иностранным языкам.

С распространением грамотности  повысился спрос на книги, в связи с чем Печатный двор значительно увеличил их выпуск. Если за вторую половину XVI в. было напечатано 18 книг, то в течении XVII столетия было выпущено уже 483 издания. Начали выходить книги светского содержания, среди них «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей», «Соборное уложение», «Грамматика» Мелетия Смолицкого. Но таких изданий, не считая пособий для обучения чтению, было всего семь. В основном печатались богослужебные книги и книги для чтения религиозного содержания. Книгопечатание находилось в ведении церкви, и потому издательская деятельность определялась ее интересами.

В России распространялись и издания украинских и белорусских  типографий. Но церковные власти относились к ним с большим подозрением, подвергали строгой цензуре и  запрещали их продажу.

Если прежде приоритет  в переписке и издании книг принадлежал духовенству, то теперь этим делом все больше начали заниматься представители демократических  слоев светского населения –  посадские люди, подъячие и т.п. Именно с этой средой связаны становление и развитие демократического направления в литературе., возникновение новых жанров – демократической сатиры, бытовой повести.

Книга получила широкое  распространение среди самых  различных слоев общества. Крупными книжными собраниями обладали члены  царской семьи, бояре, архиереи, настоятели монастырей и т.д. Владельцами книг были также дъяки и подъячие, купцы и мелкий посадский люд, рядовые дворяне и представители духовенства, крестьяне и даже дворовые люди. Таким образом, книга проникла во все слои русского общества.

Потребность в образованных людях проводила к необходимости  создания школ, которые могли бы дать более глубокое и систематическое  образование. В России был использован  опыт организации подобных школ на Украине и в Белорусии, где они давно уже существовали. Оттуда же привлекались и образованные люди, которые стали работать в различных сферах культурно – просветительной деятельности – «справщиками» (редакторами) на Печатном дворе, переводчиками иностранных книг, учителями в частных домах и во вновь открываемых школах. Так, в 1649г. в Москву были вызваны ученые монахи Епифаний Славинецкий, Арсений Сатановский и Дамаскин Птицкий. В том же году видный государственный деятель боярин Ф.М. Ртищев пригласил из Киева в Москву около 30 ученых монахов и организовал школу в основанном им Андреевском (Преображенском) монастыре. Там преподавали славянский и греческий языки, риторику, философию и другие дисциплины. Инициатива создания школ исходила и от посадских людей. В 1667г. прихожане церкви Иоанна Богослова в Москве просили о разрешении устроить при ней школу для преподавания «грамматической хитрости, языков словенского, греческого, латинского и прочих свободных учений» по образцу украинских училищь. Разрешение им было дано.

В 1664г. в Москву приехал  Симеон Полоцкий, ставший учителем царских детей. Широко образованный по тому времени человек, автор ряда ученых трудов, поэт, писатель, переводчик, книгоиздатель, С. Полоцкий внес большой вклад в развитие просвещения в России. В 1665г. он возглавил открытую в Заиконоспасском монастыре школу, для которой построили специальное здание. Это была государственная школа, в которой готовили подъячих для центральных правительственных учреждений. В ней преподавали русскую грамматику, латинский язык и «словесное учение», т.е. риторику. Позже этой школой руководил ученик С. Полоцкого – Сильвестр Медведев.

В 1681г. по инициативе патриарха на Печатном дворе была организована школа «греческого  чтения, языка и письма» (Типографическая  школа), которую возглавили русский  монах Тимофей и грек Мануил. Через пять лет в ней обучались уже 232 ученика.

В 1687г. было открыто  первое в России высшее учебное заведение  – Славяно – греко – латинское училище (с 1701 по 1775г. – Славяно – латинская академия). Руководили им ученые греки – братья Софроний и Иоанникий Лихуды, получившие образование в Падуанском университете в Италии. Это учебное заведение было открыто для людей «всякого чина, сана и возраста» и предназначалось для подготовки кадров высшего духовенства и чиновников государственной службы. Оно сыграло большую роль в развитии просвещения и образования в России в конце XVII – первой половине XVIII в., из его стен вышли многие видные ученые, ставшие гордостью русской науки. 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Научные знания.

Развитие мастерства и торговли, рост связей с западноевропейскими странами создавали предпосылки для дальнейшего накопления научных знаний. Существенную роль в расширении этих знаний сыграла западноевропейская научная литература с ее рационалистическим подходом к объяснению природных явлений.

Новым для XVII в. является появление письменных руководств, обобщавших производственный опыт и помогавших решению практических задач. Письменность становиться важным средством закрепления и распространения производственного опыта и практических знаний.

Одним из таких практических руководств являлась «Книга сошного  письма», содержавшая знания в области  геометрии и способы их применения при измерении земельных площадей.

Онисим Михайлов в 1621г. составил «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки», основанный на иностранных источниках, но существенно переработанный им и дополненный собственными наблюдениями. «Устав» содержал практические сведения из области математики, физики; в нем было дано описание приборов, употреблявшихся в артиллерии, - компаса, «четверогранца». В «Уставе» подробно изложены практические сведения из области химии, необходимые при изготовлении и применении взрывчатых веществ.

Практическим характером отличались и медицинские знания, основанные на многовековом опыте народной медицины. Широко были распространены различные «Травники» и «Лечебники», оригинальные и переводные, содержавшие  описания различных трав и их лечебных свойств, а также наставления  по их собиранию и использованию.

Знания по анатомии приобретались из переводных книг. Епифаний Славинецкий перевел труд основоположника научной анатомии Андреаса Везалия «О строении человеческого тела» (XVI в., перевод не сохранился). Практическими потребностями в точных календарных исчислениях, необходимых для хозяйственной деятельности и определения времени церковных праздников, объяснялся интерес к астрономии. Распространенные в то время переводные и компилятивные сочинения по астрономии основывались на птолемеевском положении о Земле как центре Вселенной. Попытки соединить западноевропейские астрономические теории с библейским учением о сотворении мира предпринял в своей работе «Шестоднев» Афанасий Холмогорский, который исходил из геоцентрической системы Птолемея, но Земля уже представлялась ему не плоским, а шарообразным телом.

Развитие торговли, оживление дипломатических связей, освоение новых земель способствовали развитию географических знаний. XVII век – век великих русских географических открытий, явившихся большим вкладом в мировую науку.

Информация о работе Культура Российского централизованного государства XIV – XVI вв