Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 19:43, реферат
Анализ стратификации материальной культуры показывает возрастающую роль семиотики в формировании искусственной среды обитания и материальной культуры как ее составной части. В присваивающем хозяйстве роль семиотики ограничивается наименованием предметов, их частей, относящихся к искусственной среде и материальной культуре, и действий с этими предметами.
Введение 2
Социальная организация родового общества 5
Жизненный цикл - детство, юность, брак, старость. 8
Страна сновидений. 11
Магия и колдовство. 13
Закон и порядок. 15
Искусство. 17
Смерть и представление о загробных жизнях. 17
Заключение 18
Список используемой литературы 20
Если рассматривать
Верование и обычаи у аборигенов передаются из поколения в поколение почти исключительно в устной форме. Если в этом рассказе наблюдаются неточности, то предполагается, что они не касаются основного содержания верований и обрядов группы, а касаются лишь вторичных моментов и деталей. Этот период "создание" или "творения" имеет несколько названий. Однако во всех племенах с этим связаны довольно одинаковые представление, которые имеют определенное влияние и на настоящее. В каждой группе аборигенов есть разные предметы, которые наделены в их представлении сверхъестественными свойствами. Именно эти предметы предоставляют в обрядовой деятельности особый эффект и словно выполняют функцию фокуса и чуда во время передачи соответствующих религиозных представлений.
В разных австралийских племенах для обозначения "периода создания" используются разнообразные названия - "Период создания", "Времена предков", "Сновидение", "Времена сновидений", "Вековой период сновидений" и т.п.. Под "Вековым периодом сновидений" понимается, то, что мифические предки, которые положили начало, существуют в настоящем, в нематериальной форме - в форме духов, и все, что с ними связано, будет существовать и в будущем. Понятие "вечный" имеет точно такое же значение. Оно подразумевает представление о вечности, о мире, существование вне времени, которое характерно для религиозных верований.
Эра мифологии рассматривается как период, в котором утверждались образцы человеческого поведения на все следующие времена, утверждались законы для людей. Это - священное прошлое, которое не исчезло навсегда. Существа, которые жили на Земле в тот период, осуществляли определенные действия и уже никогда не повторят их в будущем, однако их влияние все еще ощущается, и следствия его могут быть использованы людьми, которые следуют этим традициям. Эти представления воплощены в выражении "Вечный период сновидений", что подчеркивает веру в то, что мифологическое минувшее все таки живет и в настоящем и будет жить в будущем.
На основании сказанного становится понятно и представление австралийских аборигенов о природе человека. Человек представляет собой звено из цепи существования, которого связывает нынешнюю форму жизни с жизнью, присущим эпохе сновидений, в которую существовала "Страна сновидений", ее еще называют эпохой предков. Человек, который живет в нынешнюю эпоху, владеет определенной частицей сновидений своей личности, которая носит название "я - старец". Благодаря этому "я - старец" она может переживать почти сознательно минувшую доисторическую эпоху. Таким образом, эта концепция свидетельствует об исторических чувствах, исторических видениях австралийских аборигенов (того, что мы называем человеческим обществом, которое существует в нашем времени). Тайна этого видения приходит во сне и раскрывается аборигену в инициации. Австралийские аборигены вообще верят в реинкарнацию, в цепь последовательных перевоплощений душ с одного тела в другое. Они - анимисты, поэтому вся природа, весь мир наполнены в их представлении добрыми или злыми духами. Даже убитые боги (Дима) могут вселяться в культивированные растения.
Приводит в удивление австралийский бог Байяме, потому, что он не изучен до конца. Для большинства австралийских аборигенов существовал и существует лишь один верховный бог Байяме - творец всех обрядов и церемоний племени. В некоторых верованиях сын бога Байяме наблюдает за всеми поступками людей, что указывает на определенную аналогию с христианскими верованиями.
Тарро-таро - это ящерица, которая разделила весь животный мир на две части. В конце концов, учителем искусства татуирования, очень распространенного среди многих племен, был Тарнда. Татуирование имело религиозное и символическое значения, было социальным маркированием, которое свидетельствовало о правах и обязанностях человека.
Еще больше приводит в удивление происхождение австралийских верований. К сегодняшнему дню никто не знает, откуда общество, которое насчитывает лишь несколько десятков тысяч членов и живет благодаря охоте и добыче, в суровых условиях и без контакта с высокоразвитыми культурами мира, могла взять такую, утонченную, высокоразвитую систему религиозно-магических верований? Культура австралийских аборигенов не могла образоваться на основе высокоразвитой цивилизации в европейском понимании этого слова.
Важной частью верований и связанных с ними обрядов австралийских аборигенов есть магия, которая влияет на их взаимоотношения. Вера в колдовство и прочие формы магии продолжает существовать, несмотря на тесные контакты с чужестранцами, в то время как иные аспекты традиционной жизни аборигенов исчезли. О магии и колдовстве аборигенов Австралии написано много работ, однако особенно интересной является работа Э. Элькана - "Аборигены высокого звания". Название книги имеет глубокий смысл. Она указывает, что "люди высокого звания" - это врачи, мудрецы или знахари, знание которых поднимает их высоко над рядовыми членами племени. Речь идет главным образом о людях этой категории, а не о колдунах, хотя в повседневной жизни нет четкого размежевания между знахарями (носителями благотворной белой магии) и колдунами (носителями вредной черной магии). Ведь знахари временами действуют как колдуны, и наоборот. В зависимости от того, какой человек хочет явиться, а также от того, благодарят его или ругают, он возникает то, как знахарь, то, как колдун.
В представлениях аборигенов знахари и колдуны наделены сверх- человеческими или сверхъестественными силами. Не любой может стать знахарем, считается, что это дано только одаренным людям. Но чтобы получить признание, такой человек должен пройти особое посвящение, которое значительно отличается от обычных обрядов вековой инициации. В ряде районов Австралии также считается, что и колдуну необходимо пройти через специальные обряды или же пережить таинственное претворения. Как правило, знахарями и колдунами бывают мужчины, женщины - очень редко.
Но людей, которых считают настоящими колдунами или знахарями, немного в сравнении с тем, кто за потребностью практикует разные магические приемы в повседневной жизни (проводит несложные обряды любовной магии, "использует" общеизвестные средства вредной магии и т.п.), не будучи признанным специалистом, в этой области.
Наиболее распространенные виды белой, или благотворной, магии, связаны с охотой, собиранием пищи и рыболовством, вызыванием дождя и попытками руководить погодой. Сюда также следует отнести любовную магию, магическое определение убийцы, магию, направленную на прекращение ссор, предупреждение несчастий, магические действия с целью обезвреживания врага, отпугивание змей и др. Вызывание дождя - вид магии, которому предоставляется большое значение, в особенности в пустынных районах. Как правило, оно бывает санкционированным всей группой.
Есть и другие процедуры колдовства - колдовство над изображением, с помощью магического порошка и т.п. Поскольку люди верят в колдовство и боятся его, оно может служить средством социального контроля, поддержанием и укреплением существующих правил поведения, а также средством наказания нарушителей.
Власть у австралийских аборигенов была слабо организованна и имела в значительной мере неофициальный характер, который обязательно отражался на осуществлении социальной регуляции. В большинстве случаев аборигены придерживаются определенных правил поведения лишь во взаимоотношениях с людьми, которые входят в довольно узкие социальные объединения. К посторонним, независимо от того, являются ли они аборигенами или нет, часто относятся как к потенциальным врагам. Недоверие и подозрение усложняют отношения между племенами, которые живут далеко друг от друга, хотя эти отрицательные эмоции и отодвигаются на задний план во время встреч для обмена или проведения священных обрядов. Общепризнанные стандарты поведения у аборигенов считаются наследством прошлого. В соответствии с их представлениями, мифические предки создали тот образ жизни, который ведут ныне люди. И поскольку самые мифические предки считаются вечными и бессмертными, таким же неизменным, раз и навсегда должен быть и существующий образ жизни.
Общественный порядок поддерживается санкциями, которые предназначены для обеспечения общепризнанных моральных, этических и религиозных кодексов. Санкции могут быть позитивными или отрицательными. К первым принадлежат: приказы, которые сурово поучают детей из раннего детства; рассказы, которые рассказывают про социальное пагубные и вредные эмоции и поступки; соблюдение требований награждения обрядовым и светским главенством. Вторые имеют такое сильное оружие, как осмеяние; контроль мужчин за женщинами, которые нарушают свои обязанности; страх перед сверхъестественным наказаниями за нарушение табу или священных законов; страх перед колдовством, которое считается законным средством наказания; угроза быть истерзанным или побитым за нарушение общепризнанных норм поведения, а также угроза не только быть убитым, а и лишенным прав на обычные похоронные обряды. Разрешение конфликтов происходит при помощи совета племени, а также путем церемонии умиротворения, которое правильней будет охарактеризовать как "суд испытанием", или "урегулирование единоборством". Кажется целиком понятным, что осуществление заслуженного наказания, санкционированного обществом и проведенного публично, с целью установления общественного порядка, приобретает законный характер.
У австралийских аборигенов есть искусство, которое не отделено четкой границей от других областей деятельности. Хотя у аборигенов нет специального термина, соответствующего понятию "искусство", для живописи, рисования, резьбы по дереву или же камню, как и для пения, рассказов, рассказов и сказок, церемониальных выступлений (танцы и т.п.) существуют специальные, названия.
Искусство австралийских аборигенов неразрывно связанно с тотемизмом. В особенности ярко это обнаруживается во время выполнения традиционных священных обрядов - карробори, что представляют собой синтез ритуальных танцев, пантомимы, живописи на теле и пластики. При случае аборигены разрисовывают свое тело с чрезвычайной фантазией, причем преимущественно коричневыми, желтыми и красными цветами, а также белыми точками и штрихами. Чтобы достичь еще большего пластичного эффекта, аборигены иногда облепливают тело пушистым белым и красным пером птиц, с клочьев пера попугаев делают бороды, а на шею вешают большой шар из гусиного пуха.
Во время выполнения карробори танцоры изображают кенгуру, змей, ящериц, рыб и много других племенных тотемов. Слышны удары барабана, восклицания, которыми сопровождаются быстрые движения тел участников обряда, их характер зависит от мечтаний, фантазий или сновидений любого из танцоров - танец передает племенные сообщения про давно минувшие "Времена сновидений", когда большой дух спустился на землю и создал мир. Современное карробори может изображать также хронику стычек и показывать сцены первых контактов с европейцами.
Изобразительное искусство аборигенов в большинстве областей Австралии имеет нереалистичный характер, так как, как и песенный фольклор, оно традиционное. Рисунки аборигенов нельзя понять просто рассматривая их, как нельзя понять и их песен, если просто слушать их и буквально передавать любое слово. Самое главное в рисунках аборигенов - их скрытое или символическое значения. Точно сказать, что означает определенный рисунок, может лишь тот человек, который им пользуется. Существует значительное количество рисунков, которые понятны всем, например изображения людей, животных со всеми их внутренностями или скелетами, деревьев или абстрактных символов и геометрических орнаментов в виде меандра и т.п.. Но и в этом случае может быть необходимым объяснение содержания и ситуации, в которых эти образы или символы появляются в определенном сопоставлении, рассказ может быть даже мифом. Нередко подобные разъяснения доступны только узкому кругу лиц: взрослым мужчинам, которые прошли инициации, членам местной родственной группы и т.п. Все виды искусства - песни, поэтическое творчество, речевой фольклор, инсценирование, а также изобразительное искусство, кроме удовлетворения эстетичных потребностей, есть средство обмена информацией и мыслями. Австралийские аборигены занимаются искусством не только для удовлетворения или для самовыражения, а и с определенной целью - религиозно-магической. И вот почему существует универсальный символизм, присущий искусству всех аборигенов Австралии.
Смерть почти во всех группах австралийских аборигенов связана с определенными обрядами, которые хотя и концентрируют внимание на материальных останках человека, но, по сути, связанные духом умершего, с представлениями про его потустороннее существование. Неизбежность смерти подчеркивается в мифологии аборигенов. Во многих мифах рассказывается, что в самом начале, в мифические "Времена сновидений", люди не умирали. Но кто- то, тот, который жил в тот период, сделал неверный шаг, совершил неправильно, и с тех пор люди начали умирать. Какими бы не были представления о потустороннем мире и загробной жизни, смерть всегда воспринималось как начало. Если умерший был не маленьким ребенком, который еще не был полноправным членом общества, смерть - это горе не только семьи. Она влияет на всех соплеменников и на родовую общину. Если кто-то умирает, его родственники окружают его или же наблюдают за ним на определенной стадии. Они или же молчат, или же изредка переговариваются, не оставляя того, кто умирает, до последнего вздоха. С телом покойника поступают по-разному: закапывают в землю, кладут на специальную похоронную платформу или же на дерево, высушивают или мумифицируют, кремируют, кладут в пустой ствол дерева, которое можно было бы назвать гробом, различные типы похоронных обрядов, которые практикуются у австралийских аборигенов, свидетельствуют о вере в загробную жизнь, продолжение жизни после смерти.