Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 19:43, реферат
Анализ стратификации материальной культуры показывает возрастающую роль семиотики в формировании искусственной среды обитания и материальной культуры как ее составной части. В присваивающем хозяйстве роль семиотики ограничивается наименованием предметов, их частей, относящихся к искусственной среде и материальной культуре, и действий с этими предметами.
Введение 2
Социальная организация родового общества 5
Жизненный цикл - детство, юность, брак, старость. 8
Страна сновидений. 11
Магия и колдовство. 13
Закон и порядок. 15
Искусство. 17
Смерть и представление о загробных жизнях. 17
Заключение 18
Список используемой литературы 20
Культурология
Работа на тему:
«Нравы, обычая, традиции родового общества на примере исследования жизни туземных племен. Культурная антропология»
2004
В развитии материальной культуры выделяют четыре направления: присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, индустриальное хозяйство и постиндустриальное информационное хозяйство.
Присваивающее хозяйство существует на основе энергии сжигаемых дров и домашнего воспитания. Для присваивающего хозяйства характерно собирательство, охота и домоводство как образ жизни. Присваивающее хозяйство создало основу материальной культуры.
Производящее хозяйство характеризуется в энергетике использованием силы ветра и падающей воды и силы животных, а в образовании - созданием школ. Использование стихийных сил природы сочетается с созданием сельского хозяйства. В данном хозяйстве создаются культура почв, появляются различные сорта растений, породы животных. Наряду с этим получают дальнейшее развитие остальные категории материальной культуры. Происходит разделение земли на возделываемые участки, почва удобряется, поливается. Происходит строительство городов. Создаются различные механизмы. В металлургии, машиностроении применяются законы механики и алхимии.
Индустриальное хозяйство
характеризуется разделением
Постиндустриальное
Историческое сложение культуры по закону неуничтожимости культуры образует культурные стереотипы (некоторый тип вещей, который сохраняет свои признаки во времени). Стереотипы составляют структуру материальной культуры. Развитие стереотипов имеет закономерности. Следование стереотипам в их закономерном развитии называют технической грамотностью. Становление материальной культуры, таким образом, обусловлено технической грамотностью. Развитие стереотипов проходит поэтапно. Каждый этап отличается от другого определенными признаками.
Развитие стереотипов идет в соответствии с развитием семиотических средств и семиотических произведений. Сами семиотические средства позволяют построить семиотические произведения, которые продвигают другие области материальной культуры.
Стереотипы определяют развитие всех форм материальной культуры. Совокупность стереотипического развития в итоге образует совокупность подтипов в каждой форме материальной культуры. Совокупность стереотипического развития в итоге образует совокупность подтипов в каждой форме материальной культуры, которые сосуществуют и дополняют друг друга в едином стереотипе.
Анализ стратификации материальной культуры показывает возрастающую роль семиотики в формировании искусственной среды обитания и материальной культуры как ее составной части. В присваивающем хозяйстве роль семиотики ограничивается наименованием предметов, их частей, относящихся к искусственной среде и материальной культуре, и действий с этими предметами.
Это значит, материальная культура существует в двух видах - предметная материальная культура и семиотическая материальная культура. Предметная материальная культура хранится, систематизируется и используется так, как это свойственно каждой категории материальной культуры. Семиотический вид материальной культуры - слова, технические рисунки, таблицы, расчеты и др.- становятся предметами архивного хранения.
Учитывая сложность и единичную представленность предметов материальной культуры, их семиотические аналоги и семиотические разработки занимают в материальной культуре все больший объем. В семиотических образах хранятся теперь не только воплощенные в материал предметы, но и замыслы этих предметов, которые не реализованы по тем или иным причинам.
Вхождение в материальную культуру обусловлено пользованием объектов техники. Пользование объектами техники имеет сложную природу, содержащую следующие виды деятельности: материальное производство; торговля; финансы; управление; развлечение; изобретение; информация; образование. Все виды деятельности характеризуют пользование объектами техники и материальной культуры и обуславливают друг друга.
Австралийцы - представители наиболее ранней с доступных нашему непосредственному наблюдению стадий развития человечества: стадии почти нетронутого общинно-родового устройства. Поэтому их культура представляет исключительный интерес для современного человека. И здесь мы сталкиваемся с интересным явлением. Какие бы разные природно-географические зоны земного шара не заселяли первоначальные охотники, рыбаки и собиратели, принципы их социально-экономических структур странным образом сходятся, имеют универсальный характер. Компоненты культур обществ на стадии экономики присвоение группируются в два больших блока.
Первый блок характеризуется бесконечной вариантностью элементов, неповторимостью их сочетаемости, которая обуславливает сложность и во многом уникальность социальной организации австралийских аборигенов. Прежде всего, следует подчеркнуть, что в традиционной жизни аборигенов большое значение придается племенам, которые имеют внутреннюю структуру: локальные преемственные группы, кланы, половины, фратрии и др.
В социальной организации австралийских аборигенов есть две основные структуры: система родственности и система секций (частей племени). Родственные отношения регулируют всю социальную жизнь аборигенов. Они сохраняют в своей памяти большие родословные, а путем опрашивания старейшин можно восстановить родословное дерево из пяти или шести поколений, где точно будет доказана родственность каждого отдельного человека с другими. Как правило, племя имеет несколько сот людей, и поскольку многочисленные браки осуществляются в этих племенах, то с помощью родословных можно проследить родственность, прямую или непрямую, близкую или далекую, между членами племени.
Для подтверждения родственности у австралийцев есть классификационная система деления на секции - удобный способ классификации людей, деления их на категории для регулирования не только брачных отношений или социальной идентификации, а и обычного повседневного поведения. Там, где есть секции, каждый член племени с момента рождения и даже еще до рождения входит в один из четырех подразделов, которые имеют названия. Это играет важную роль во время заключения брака и в родственных отношениях. В частности, в секцию группируют родственников имеющих отношение к племени и состоящих в кросскузенних отношений. Это означает, что мужчина может вступить в брак со своей двоюродной сестрой или с другой женщиной, которая принадлежит к той самой категории родственности. Но не со всеми двоюродными сестрами он может вступить в брак: он не может вступить в брак с дочерью брата и своего отца или дочерью сестры своей матери, поскольку эти женщины принадлежат к группе "сестра" и вступить в брак с ними означает смешивание крови, что запрещено законами племени. Мужчина может вступить в брак с дочерью брата матери или дочерью сестры отца. Таким образом, классификационная система родственности обуславливала всю социальную жизнь австралийцев, а вместе с этим и брачные законы, которые предоставляют уникальность их социальной организации. Второй блок культуры, наоборот, характеризуется однотипностью, в каких бы природно-географических условиях не проживали первоначальные общества. В основе его находится производственный коллектив-община, который тонко реагирует на все изменения естественной среды, относительно стабильно и вместе с тем динамично. Этот блок можно назвать системой или структурой социальной адаптации. Бесконечные, неповторимые элементы социальной ориентации и культуры, сливаются в единую структуру социальной адаптации, подобно орнаментам, якобы нашитым на основу ткани. В соответствии с этой системой и основано традиционное общество аборигенов Австралии.
Важное значение в жизни аборигенов имеют распределение, обмен продуктами охоты, рыболовства и добычей внутри общины и между близкими родственниками. Из поколения в поколение распределение здесь осуществляется в соответствии с упрочненной традицией обычаев и строгих норм. В Центральной Австралии это явление наблюдал Р. Гоулд. Охотничья добыча распределяется между разными категориями родственников. При этом родственники, которые принадлежат к другой общине и находятся с охотником в родственных отношениях (такие, как тест, зять), имеют преимущества и получают лучшую часть добычи, которая лишний раз подчеркивает значение семьи, связей в браке в традиционном австралийском обществе. Здесь процесс распределения - категория экономическая - наполненная глубоким социокультурным содержанием и призвана укреплять связи между общинами.
У аборигенов Виктории был обычай "юурка баваар", что можно перевести как "обмен". В соответствии с этим обычаем пища распределялась внутри общины при помощи строгих, незыблемых правил. Слово "обмен" удачно отображает суть явления. Это был традиционный обычный первоначальный обмен продуктами охотничьей деятельности – имеющий древние корни, объективной целью которого было укрепление связей между людьми внутри коллектива и за его пределами. А те, кто не был приспособлен к охоте из за преклонного возраста, кто был вождем, шаманом или знахарем, получали лучшую часть добычи, в чем наблюдалось стремление племени сохранить необходимые для их жизни, производственные, жизненные и религиозно-магические традиции.
В обществе австралийских аборигенов, как почти в любом другом человеческом обществе, мирская жизнь с ее универсальной последовательностью стадий роста и упадка (рождение, юность, зрелость, старость и смерть) не считается единственной реальностью. Физические или материальные явления жизни безусловные, но вместе с тем люди признают и другие явления, которые существуют вне времени и пространства. И именно эти нематериальные явления воображаются сутью жизни, без них все живое было бы мертвым. Аборигены считают половые отношения необходимыми для зачатия, но не признают их главными в этом процессе, то есть причиной рождения ребенка, а видят в них лишь подготовку к вселению духа в ребенка. Признавая физические связи между ребенком и родителями, аборигены главную роль отводят духу ребенка, который оживляет плоть. Часто этот дух является не единственным, а способным одновременно воплощаться в несколько существ или же предметов, которые ассоциируются с тотемичными мифами и обрядами.
И даже раннее детство у аборигенов отличается от детства в нашем обществе. Ребенок все свое время проводит в обществе. В определенном возрасте обучение детей абсолютно непринужденное. Ребенок узнает об окружающем мире, людях, общепризнанных стандартах поведения, когда принимает участие в жизни общины. Это обучения - быстрее часть ее настоящей жизни, чем подготовка к будущему, это активный практический процесс. Никто не читает ребенку нотаций, он наблюдает за другими людьми и подражает им, а они направляют поведение ребенка в нужное русло благодаря личным взаимоотношениям.
Лишь в период инициации осуществляется более или менее формализованное обучение молодежи, что имеет принцип подобия института. Ядро инициации - организованное воспитание мальчиков и юношей, которое имеет собственные упроченные методы. Длительные, сложные, связанные с сильными потрясениями обряды, формируют у молодого человека те психические и волевые качества, которые считаются необходимыми для взрослого мужчины. Только после прохождения такой суровой школы человек может стать охранником священных религиозных тайн и подвергнуть испытанию те чувства, которые лежат в основе единства и сплоченности группы.
Первые церемонии инициации не раскрывают перед юношами всех тайн. Они продолжает изучать тайные обряды, мифы и т.п. на протяжении всей жизни и нередко достигает преклонного возраста раньше, чем овладевает всем комплексом религиозных представлений племени. Девушки, как правило, не подвергаются таким суровым испытанием и не проходят специально организованного обучения. Инициации девушек - это обряды, которые просто означают наступление половой зрелости. Они также очень разнообразные, иногда даже связаны с любовной магией. Таким образом, инициация словно становится рубежом, который отмежевывает детство от зрелости.
Когда юноша или девушка вступают в брак, другие члены племени воспринимают их взрослыми, которые достигли половой зрелости. Для австралийского аборигена нет вопроса, вступать или нет в брак. Каждый человек в этом обществе рано или поздно заводит семью, и главная проблема тут - подбор партнера.
У аборигенов Австралии полигамия есть законной формой брачных отношений (максимальное количество жен - 20 ли 25), однако большинство браков моногамные: один мужчина и одна жена. Мужчина относится к своей жене, как ему захочется, может временно одолжить ее другим мужчинам, обменивать ее на других женщин или же на вещи, которые его интересуют, но при этом он не отказывается от своих прав на жену. Очевидно, что все эти обычаи имеют односторонний характер.
Положение человека в обществе аборигенов непосредственно зависит от того, какую роль он сыграет в религиозной жизни. Чем глубже религиозные знания аборигена, тем ответственней функции он выполняет в обрядовой деятельности, тем более сильное его влияние в коллективе. А знание, как правило, приходят с возрастом, и именно старшины являются охранниками религиозных тайн и руководителями культов. Человек может умереть в любом возрасте, но принято считать, что умирать должны старые, а не молодые. Везде со смертью связаны определенные траурные обряды. Аборигены верят в продолжение жизни духа умершего: физическая оболочка человека всегда рассматривается как временная, а жизнь духа, наоборот, - как постоянное и вечное.