Крещение Руси. Цивилизационный выбор Владимира

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 16:45, реферат

Краткое описание

В этой работе будут рассматриваться следующие основные вопросы: Каковы причины обращения Владимира именно к христианству? Кто крестил самого князя? Когда произошла христианизация Руси? Каковы обстоятельства крещения? Как изменилась жизнь народа после крещения?

Цель реферата - дать ответы на все эти вопросы, составить более или менее полную картину христианизации, её предпосылки и итоги, оценить влияние личности князя Владимира.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………. 3

Основная часть:


§1. Христианская религия в Киевской Руси до Владимира

1.1. Версии установления христианства - стр.

1.2. Реформа языческого культа - стр.

1.3. Первые попытки установления христианства - стр.


§2. Князь Владимир до крещения: его жизнь, деятельность, идеи - стр.

2.1.Начало княжения - стр.

2.2. Язычество славян. Первый этап религиозной реформы Владимира - стр.

2.3. Причины принятия христианства - стр.

Выводы по параграфу 1 - стр.


§3. Крещение князя Владимира и его народа - стр.

3.1. Личное крещение Владимира - стр.

3.2. Крещение Руси - стр.

3.3. Итоги и последствия принятия христианства - стр.

Выводы по параграфу 2 - стр.


Заключение - стр.


Список литературы - стр.

Файлы: 1 файл

Отечественная история.rtf

— 328.71 Кб (Скачать)

      Владимир решился принять греческое или православное христианство будто бы после выбора между многими, предлагаемыми ему верами, но этот выбор - нечто немыслимое в приложении к данному случаю. Люди переменяют веру или по приказу или по внутреннему искреннему убеждению. Владимир - неистовый фанатик язычества - вдруг становится апатичным искателем вер. Но так не бывает,  чтобы сначала человек оставил ложное мнение, а мотом стал искать истинное. Обычно ложное мнение оставляется только в том случае, если принято истинное. То есть одно вытесняет другое. Владимир решился оставить язычество только из-за того, что  он решился принять другую известную веру. [Голубинский Е.Е. 1997]

        Кроме повести, помещённой на страницах летописи, существовали три древних сказителя, которые описывают Крещение Руси: митрополит Илларион (современник Ярослава, ок. 1037 г.), монах Иаков (современник Изяслава, ок. 1070 г.) и Нестор Печёрский, современник древнейшего летописца, за которого, по мнению Голубинского, не справедливо принимается он сам. Если бы существовали факты прихода к Владимиру послов от народов, и его обращение в православие проповедью посла, то эти писатели должны были знать и сказать об этом. Но все трое не только ничего не говорят о них, а более того ясно дают понять, что Владимир решился принять христианство без всякого посредничества, участия и содействия. Близкие ко времени Владимира писатели ищут глубокие серьёзные причины его религиозных исканий.

      Митрополит Илларион в своём  произведении «Слово о законе и благодати» пишет: «У Владимира и у всех русский достало ума отличить веру Греков от всех других вер, увидеть, что она есть самая лучшая из них». Если бы факт прихода к Владимиру послов имел место, то он не преминул бы восхвалить великий ум Владимира, что он не дал увлечь себя проповедникам ложных вер и сумел увидеть и понять, что греческая вера самая лучшая. Но у Иллариона удивление вызывает тот факт, что Владимир решился принять христианскую веру, не слушая никаких проповедников, а своим умом в состоянии был понять, что христианство лучше язычества. [Голубинский Е.Е. 1997]

      Монах Иаков подчёркивает влияние на Владимира рассказов его бабки, великой княгини Ольги, которая приняла крещение в Царьграде, на три десятилетия раньше. Ольга вполне могла оказать существенное влияние на юного князя и расположить его к христианству с самого детства, так как ко времени её кончины Владимиру было 10 -11 лет. «Наиболее вероятно, что Владимир решился принять христианство не после напрасных усилий поднять язычество, а был расположен  к нему с самого начала», - пишет Голубинский Е.Е.

      А  преподобный Нестор ещё более одухотворяет мотивы крещения Владимира, объясняя отказ от язычества явлением князю Христа  и повелением креститься.

   Преосвященный Филарет (первая половина 19 века) так воссоздаёт внутреннюю логику духовного кризиса князя: «… Ужасное братоубийство, победы, купленные кровью чужих и своих, грубое сластолюбие - не могли не тяготить совести даже язычника, <…> душа искала света и мира».

      Некоторые историки не исключают и вероятность продуктивного влияния жён-христианок на решение Владимира о перемене веры. Известно, что в его многочисленном гареме были вдова князя Ярослава, монахиня-гречанка и две чешки, исповедовавшие христианство. Вполне возможно, что все они в какой-то мере способствовали  изменению его мировоззрения. Примером является польский князь Мечислав I,  который обратился в христианство несколько ранее по убеждению своей жены.

      Кроме того, три видных исследователя (Е.Голубинский, А.Карташев и В.Никитин) говорят о несомненной роли скандинавских родственников князя Владимира. Подтверждением этому служит скандинавская сага «Хеймскрингла» (12 -13 вв.), посвященная королю и христианскому просветителю Норвегии Олафу Тригвасону (Олаву Триггвесону). В ней повествуется о том, что в бытность свою на службе в Гардарикии (стране городов, т.е. на Руси) у князя  Вольдомара (Владимира) Олаф, возвратившись из Константинополя крещённым, своими уговорами помог обращению Владимира. 

Выводы по параграфу 1:

    1. С самого начала княжения Владимир активно взялся за благоустройство молодого русского государства. Вёл войны не ради завоевания новых земель, а для объединения Руси и укрепления её границ.

    2. Модернизация славянского язычества не достигла поставленной цели - объединить русские народы под сенью единой религии, покровительствующей княжеской власти.

    3. Существует множество мнений  о причинах выбора христианства как единой государственной религии. С моей точки зрения, наиболее достоверно то, что Владимир самостоятельно пришёл к мысли о приоритетности монорелигии, но не без косвенного влияния жён и родственников - христиан.   

§3. Крещение князя Владимира и его народа. 

Во втором параграфе мы проследим личный путь князя Владимира к греческой вере, историко-политические обстоятельства его крещения, а так же процесс христианизации всего русского народа и его последствия. 

3.1. Личное крещение Владимира. 

      Политические обстоятельства сложились благоприятно для задумавшего религиозную реформу князя. В конце 987 года в Киев прибыли послы от Византийского двора с просьбой о помощи против бунтовщика Варды Фоки, восставшего против императорской власти. Помощь со стороны Руси была оговорена двум важными условиями. Во-первых, императоры обязались отдать в жёны князю свою сестру Анну. Во-вторых, Владимир обещал со своим народом принять христианство. Это был весьма редкий случай и поистине большая дипломатическая победа Владимира, которая обуславливалась лишь тяжелейшим положением, в котором оказались византийские императоры. [Мавродин В.В. 1945]

  Далее хронология, касающаяся непосредственного крещения князя Владимира, его женитьбы на византийской принцессе и похода на Херсон, зачастую не совпадает у разных исследователей. Соответственно, различны и причинно-следственные связи этих  событий. 

      Летописная версия такова: после заключения договора с Византией о союзничестве Владимир сразу же посылает войска на помощь императорам. Но когда восстание Фоки было подавлено, императоры стали тянуть с браком Анны. Тогда Владимир с войском отправился в Крым, осадил византийскую крепость Херсон (Корсунь) и пригрозил захватом Константинополя. Императорам пришлось выполнять обязательства. Царевна прибыла в Херсон,  где херсонские богослужители крестили Владимира и его дружину, а затем обвенчали князя и Анну. Или царевну привезли на Русь, а вместе с ней прибыли и византийские священнослужители. [по версии В.В. Мавродина и Н.М. Никольского]   

      Но существуют и другие мнения. В. Пархоменко считает, что «стремясь скорее добиться от Византии желаемого, создать к прибытию греческой царевны благоприятную обстановку и разом покончить с неудовольствием языческой массы, князь принимает в конце весны 988 года крещение сам и крестит киевлян». К концу того же года Владимир направляет на помощь Византии свой вспомогательный отряд, но в следующем 989 году убеждается в обмане со стороны византийского двора, отказавшего князю в исполнении его пожеланий. И только на 989-90 года падает поход Владимира на Корсунь (Херсон), после удачного исхода которого, он получает руку византийской царевны и ценные святыни из города.

      По версии Голубинского, с которой соглашается и Карташев А.В. , год личного крещения Владимира - 987. Он подтверждает это сведеньями из произведений древнейших русский писателей, упомянутых выше. В частности у монаха Иакова мы находим: «По святом крещении проживе блаженный князь Владимир 28 лет. На другое (второе) лето по крещении к порогам ходи. На третье лето Корсунь взя. На четвёртое лето церковь каменну Святая Богородица заложи…» О смерти князя нет споров. Она падает на 1015 год. Значит, из 1015 вычитаем 28, получаем 987 - это год крещения Владимира. Вероятно, великий князь крестился в Васильеве, близ Киева (сейчас город Васильков), где было поместье Владимира. Следовательно, корсунская война приходится на 989 год, а крещение киевлян на 990 или 991 год.

      Зарубежные же источники свидетельствуют о том, что ко времени оказания помощи Византии Владимир был уже женат на  царевне Анне. Византийский хронист Кедрин между 15 августа 987 и апрелем 989 года пишет: «… Изготовив ночью суда и посадив на них народ руссов - ибо он успел призвать их на помощь и сделать их князя своим зятем, женив на своей сестре Анне, неожиданно переправился с ними».

      Версия Голубинского представляется мне наиболее вероятной и обоснованной. А выглядит она следующим образом.

      В 987 году Владимир решил принять личное крещение, но нашёл благоразумным не объявлять народу о своём намерении принять христианство, так как мог опасаться протестов, а совершившийся факт было легче и удобнее навязать народу. Если он не хотел огласки, поэтому крещение было удобнее провести не в Киеве, а в своём поместье, каковым и являлся Васильев.

      Несомненно, что Владимир принял крещение не от греков, и что наиболее удивительно, не имел с ними никаких, касающихся этого, отношений вплоть до корсуньской войны. По мнению монаха Иакова, поход на Корсунь был предпринят как раз для того, чтобы завязать эти отношения и привести на свою землю христиан и священников, которые научили бы его народ закону христианскому. Если бы Владимир принял крещение от греков, то Византия ещё до похода на Корсунь установили бы на Руси надлежащее церковное управление в лице епископов и митрополита. Но этого не случилось, следовательно, Владимира крестили либо болгары, либо варяжские христиане. Из этих двух альтернатив наиболее вероятным представляется крещение от варягов, чему Голубинский Е.Е. в своём исследовании даёт подробное объяснение.

      Приняв веру истинную, князь естественно должен был воодушевиться желанием дать ту же веру народу своему. В этом решении не моги не оказать влияние и государственные мотивы. История показывает, что у каждого из новых европейских народов настоящая государственная жизнь начиналась со времени принятия  им христианства. Владимир, лично пришедший к убеждению в превосходстве христианства над язычеством, не мог не прийти к убеждению и в государственной необходимости ввести во всей стране эту религию. Чтобы стать равными членами европейского сообщества, Руси ничего не оставалось, как последовать примеру других и принять христианство.

      Голубинский Е.Е. пишет: «Дело в том, что переменить веру для народа  - дело  нешуточное. Игорь и Ольга не отважились на то, чтобы ввести на Русь христианство. Владимир решился, но счёл нужным подготовить народ к принятию новой веры».

      Спустя два года после собственного крещения, Владимир решил приступить к крещению своего народа. Для этого ему требовалось вступить в отношения с Греками, так как для будущей российской церкви ему нужна была от них высшая иерархия, т.е. епископы с митрополитом во главе. Для этого требовалось отправить посольство с просьбой. Но Владимир поступил иначе: он отправился войной на Херсон.

      Чем же можно объяснить столь странный поступок? Полагать, что Владимир из-за собственной гордыни опасался предстать перед византийскими императорами в роли просителя, было бы недостойно великого князя. Византийские же государи были не настолько высокомерны, чтобы  целенаправленно оскорблять Владимира.  Таким образом, ни гордость князя, ни опасение оскорбления со стороны греков не в состоянии объяснить этот поступок. Истинная причина видится Е. Голубинскому в том, что греки, хотя и в меньшей степени, чем Римский папа, были склонны считать народы, принимавшие их веру и становившиеся в церковную зависимость от них,  народами подручными и в политическом отношении. Константинопольские императоры, по некоторым данным,  включали имена народов, исповедовавших православную веру, в свой титул, считая их вассальными. Во-первых, вполне вероятно полагать, что у Владимира было опасение подобных притязаний от греков и что оно заставило явиться в первый раз перед ними с мечом победителя в руках, так как по отношению к победителю не могли иметь место никакие притязания. А во-вторых,  мы склонны думать, что дело было в желании Владимира жениться на византийской царевне Анне. Для варвара и владетеля варварской страны получить руку греческой царевны было очень непросто. И если Владимир действительно хотел этого, то он действительно должен был воевать с Византией, чтобы предъявить им своё желание как желание победителя. Браки с варварами, естественно, должны были чрезвычайно оскорблять гордость греков. Замужество за варваром представлялось делом ужасными для греческих царевен, поэтому понятно,  что греки заключали подобные браки только в случае настоятельной нужды.  [Голубинский Е.Е. 1997]

      Владимир, собираясь крестить свой народ, дать ему истинную веру, хотел ввести его в семью цивилизованных народов. Византия должна была таким образом стать цивилизатором Руси, и для великого князя было чрезвычайно важно, чтобы они без задних мыслей желали Руси всего лучшего. Ясно, что брак с Анной представлялся наилучшим к этому средством. [Голубинский Е.Е. 1997]

      Завоевав Корсунь, Владимир немедленно отправил посольство в Констинополь  к тогдашним императорам Василию и Константину, прося их сестру себе в жёны, а так же всё, что было нужно для устройства русской церкви. Императоры согласились, чему было несколько причин: желание возвратить Корсунь, опасение захвата Константинополя и, по свидетельству греческих летописцев, желание получить от Владимира военную помощь в борьбе с бунтовщиками. [Голубинский Е.Е. 1997]

Информация о работе Крещение Руси. Цивилизационный выбор Владимира