Крепостное право в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 12:46, реферат

Краткое описание

Цель реферата – изучить крепостное право в России.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:
- изучить происхождение термина «крепостное право» и холопство на Руси,
- рассмотреть поместное землевладение и зарождение крестьянской зависимости,
- описать положение крестьянства в удельной Руси в середине XII- середина XIII вв.,
- описать первые законодательные меры закрепощения крестьян,
-рассмотреть дальнейшее усиление зависимости крестьян в XVI- XVIII вв.,
- изучить деятельность Александра II как “освободителя” крестьян,
- описать Крестьянскую реформу 1861г.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕРМИНА «КРЕПОСТНОЕ ПРАВО». ХОЛОПСТВО НА РУСИ 5
II. ПОМЕСТНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ И ЗАРОЖДЕНИЕ КРЕСТЬЯНСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ (XI В.) 9
III. ПОЛОЖЕНИЕ КРЕСТЬЯНСТВА В УДЕЛЬНОЙ РУСИ (XII-XIII ВВ.) 11
IV. ПЕРВЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ЗАКРЕПОЩЕНИЯ КРЕСТЬЯН 13
V. ДАЛЬНЕЙШЕЕ УСИЛЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ КРЕСТЬЯН (XVI- XVIII ВВ.) 14
VI.АЛЕКСАНДР II – “ОСВОБОДИТЕЛЬ” 26
VII. КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА 1861 Г. 28
VII. 1. Необходимость принятия крестьянской реформы 28
VII. 2. Пути решения крестьянского вопроса 34
VII. 3. Отношение к отмене крепостного права российского общества 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45

Файлы: 1 файл

Крепостное право в России.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, отмена крепостного права была обусловлена политическими, экономическими, социальными и нравственными предпосылками развития России.

     То, что остро необходимы стране либеральные  реформы, без ликвидации крепостничества  невозможны, стало аксиомой для любого здравомыслящего россиянина. В том числе и для консервативного Александра II. “Свобода!                      Вот слово, которое должно раздаваться с высоты самодержавного русского            престола … Конституция нам не нужна,  а дельная,  просвещенная,  диктаторская    власть необходима” 1) – эти слова к императору Александру II говорил консервативно настроенный М. Погодин. Не только М. Погодин, но и многие другие общественные деятели говорили о необходимости проведении целого ряда реформ. Они сыграли выдающеюся роль в подготовке и проведении реформы. Еще в 1855 году историк   и правовед  К. Д. Кавелин описал проблему модернизации России – крепостное право         в его “Записке об освобождении крестьян в России”, которая получила общественный резонанс и, вероятно, удостоилась монаршего внимания.

     Публицистические  выступления представителей разных общественно-политических направлений  во второй половине 50-х годов постепенно подготовили общественное мнение страны к осознанию назревшей потребности  решения крестьянского вопроса.

     Так сложилась реальная обстановка в  ту минуту, когда 30 марта 1856 года необходимость  реформы была провозглашена с  высоты престола и Александр II пригласил дворян “обдумать, как бы привести в исполнение его намерение покончить     с крепостным правом”. “Гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу.” Речь царя дала понять, что скоро начнется подготовка реформы.

     Выработка реформы была возложена на Министерство Внутренних дел                         с председателем А. И. Левшимым. Летом 1856 года Левшин А. И. предоставил записку  с изложением принципов реформы. Царь посчитал эту записку недоделанной  и 3 марта 1857 года образовал Секретный комитет с председателем князем    Орловым А. Ф. “для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян. ” Это был последний десятый Секретный комитет по крестьянскому вопросу. Состоял он из николаевских сановников-крепостников, затягивающих дело. Одновременно Александр II назначил генерал-губернатором Западных (“Литовских”) губерний своего друга детства и соратника Назимова В. И. , поручив ему подговорить литовских дворян на создание проекта реформы. И вот уже 20 ноября 1857 года вышел царский рескрипт генерал-губернатору “Литовских” губерний об учреждении губернских комитетов для подготовки местных проектов крестьянской реформы. Не веря в возможность чисто бюрократического решения проблемы, царь пишет аналогичный рескрипт петербургскому генерал-губернатору П. М. Игнатьеву. А в 1858 году по приказу царя во всех губерниях были открыты такие комитеты. “Хотя большого прока от них не ожидаю, но все-таки можно будет воспользоваться хорошими мыслями, которые можно надеяться найти, если не во всех, то, по крайней мере в некоторых из них” – так относился Александр II к губернским комитетам. Гласность стала важнейшим стимулом подготовки реформы.

     16 февраля 1858 года Секретный комитет  переименован в “Главный комитет  по крестьянскому делу для  рассмотрения постановлений и  предложений о крестьянском состоянии”. В него введен великий князь  Константин Николаевич, назначенный председателем, сторонник освобождения крестьян

     Предписание дворянству проявить инициативу в решении  крестьянского вопроса        с одной стороны как бы вынудило их заняться этим вопросом, а с другой – предложило самим обеспечить максимальное удовлетворение своих интересов. Так был решен вопрос о сочетании правительственной политики и желаний господствующих классов. Несмотря на жесткое сопротивление дворян-крепостников за 1858 – 1859 года     в созданные при Главном комитете Редакционные комиссии поступило более сотни проектов реформы.

     Интересы  помещиков нечерноземных губерний отражал проект  А. М. Унковского. В нем помещики стремились к быстрейшей ликвидации крепостных отношений и получение максимального выкупа с целью организации своего хозяйства на предпринимательских началах.

     Интересы  помещиков черноземных губерний воплотил проект крупного полтавского  помещика Позена М. П.: стремление помещиков  к сохранению в своих руках  максимального количества земли, но вместе с тем и их незаинтересованность в обезземелии крестьян, сохранение крестьянского хозяйства необходимо было для обеспечения помещиков рабочими руками.

     В степной местности проект Самарина Ю. Ф. предусматривал необходимость  личного освобождения крестьян с  землёй и предоставление им гражданских прав, установить переходный период (10 – 12 лет), во время которого сохранялось бы отбывание крестьянами барщинских работ за наделенную землю и право вотчинской полиции за помещиком в его имении.

     Несмотря  на внешнее различие проектов, суть их была одинакова: сохранение помещичьего землевладения, власти помещиков и самодержавного строя. Они были направлены на создание условий для предпринимательской перестройки помещичьего хозяйства.

     Обсуждение  крестьянского вопроса заняло центральное место в русской прессе. Чернышевский проводил в подцензурной форме и внешне благополучном тоне идею немедленного освобождения крестьян с землей без всякого выкупа.

     В состав главного комитета входили близкий  друг Александра II                        

     Я. И. Ростовцев и Н. А. Милютин, один из самых образованных и талантливых  государственных деятелей той эпохи. Они сыграли немалую роль в  процессе подготовки реформы. Н. А. Милютина назвали “главным двигателем реформы”. В большей степени именно эти  люди подготовили вместе с Редакционными комиссиями в августе 1859 года проект “Положения о крестьянах”.

     Предлагалось  сначала обсудить его с депутатами от губернских комитетов.         Решено было вызвать их в два этапа. Вызванным запрещалось собираться вместе, подавать коллективные мнения, даже общаться между собой, за этим следила полиция. Они считали нормы крестьянских наделов завышенными, а повинности за них – заниженными. Главному комитету пришлось пойти на некоторые уступки.

     С 26 января по 16 февраля 1861 года проект обсуждался в Государственном Совете, где он был подвергнут очередным изменениям в пользу помещиков.

     Подписание  Положений и Манифеста было предписано к 19 февраля – шестой годовщине  восшествия Александра II на престол. Текст Манифеста переделал митрополит Филарет, который придал ему форму, призванную воздействовать на религиозные чувства крестьян.

     В тот же день был учрежден Главный  комитет “об устройстве сельского  состояния”, призванный осуществлять высшее наблюдение за введением в  действие   “Положений 19 февраля 1861 года”, рассматривать проекты законов в дополнение           и развитие этих Положений, решения ряда спорных и административных дел, под председательством великого князя Константина Николаевича.

     Правительство понимало, что подготовленный закон не удовлетворяет крестьян, поэтому было принято ряд мер для подавления  крестьянских волнений, которые могли вспыхнуть в ответ на “даруемую волю”.                                                        В декабре 1860 – январе 1861 годов происходили секретные совещания высоких чиновников по поводу последствий манифеста.

     Так закончилась подготовка реформы, которая  должна была стать новым этапом            в жизни России. Но впереди стояла новая задача – привести эту реформу  в жизнь,            что и началось с обнародования её в течение месяца с 5 марта по 2 апреля.

                       VII. 2. Пути решения крестьянского вопроса

 

       Об отмене крепостного права  возвестил “манифест о всемилостивейшем  даровании крепостным людям прав  состояния свободных сельских обывателях …” Практические условия освобождения были определены в “Положениях о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”.

     Срок  введения в действие Положений был  установлен до

     19 февраля 1863 года. Главным содержанием  реформы была отмена крепостного состояния. Крестьяне объявлялись личноосвободными и становились юридическими лицами. Изменение правового положения крестьян привело к смене формы их эксплуатации. На смену феодальному способу эксплуатации пришел капиталистический способ. Это определяло буржуазный характер реформы в области правового положения крестьян. Крестьяне оставались прикрепленными к месту жительства, были связаны круговой порукой в оплате налогов, несли натуральные повинности. Многие полномочия помещиков перешли частью к государству, а главным образом – к общине.

     В течение лета 1861 года в селениях крестьян ввелось “крестьянское  общественное управление”. Начальным  органом управления стало сельское общество, раньше составляющее имение помещика. В них избирали сельского старосту на 3 года. На собрание ходили все кроме тех, которые выкупились, то есть вышли из общины. Несколько соседних сельских обществ составляли волость. Здесь избирали волостного старшину, помощников и волостной суд. Волостной суд вел административно-хозяйственные дела. На волостного старшину и сельского старосту  возлагались полицейские функции – сохранение общего порядка, спокойствия и благополучия.

     Сельские  старосты и волостные старшины подчинялись  “установленным властям”: мировым  посредникам и судебным следователям. Важную роль играл институт мировых посредников, на которых были возложены множественные административные   и посреднические функции: разбор споров, надзор за органами самоуправления, введение уставных грамот и тому подобное. Мировые посредники назначались Сенатом  по представлению губернских властей из потомственных дворян.   До 10-и волостей объединялись в мировые участки, на которых работал мировой посредник. Мировые посредники подчинялись мировому съезду, а съезд – “губернскому по крестьянским делам присутствию”. Но мировые посредники не зависели                             от губернской администрации. Мировыми посредниками были  как сами крепостники,   так и либеральные дворянин, критиковавшие несправедливость реформы.

     Положение устанавливало обязательное наделение крестьян усадебной и полевой землей сначала за повинности, а потом за выкуп. При определении размеров наделов преимущество отдавалось “полюбовному” соглашению между крестьянами и помещиком. Если соглашения не достигались, то прибегали к помощи мировых посредников. Конкретные условия освобождения крестьян и размеры их наделов  определялись в уставных грамотах. Затем крестьяне переводились на положение временнообязанных до момента перехода на выкуп. Потом еще период 49 лет для погашения выкупных платежей.

     Крестьяне, проживающие в Западных губерниях, получили надел, которым пользовались до реформы. Но в большинстве губерний земельные наделы были сокращены. При  определение норм наделов учитывались  природные и экономические условия. Если принадлежавшая крестьянину земля была выше установленной нормы, то помещик производил “отрезание” земли, если она была меньше то помещик “прирезал” землю. Отрезались в основном необходимые для крестьянина земли: пастбища, водопои и тому подобное, и которые крестьянин вынужден, был брать в аренду.

     Исследования  советскими историками документальных архивов показали,   что в действительности у крестьян отрезали 20% их угодий. В среднем по России крестьяне получили по 3,4 десятины на душу, при необходимом минимуме 6 – 8 десятин. Совсем не получили земли   724 тыс. дворовых и 137 тыс. крестьян мелкопоместных дворян. Они освобождались через 2 года бесплатно. Но и без клочка земли. В итоге 33,7 млн. десятин земли досталось бывшим помещичьим крестьянам,                     а помещики сохранили в 2,5 раза больше. До перехода на выкуп крестьяне должны были выполнять в пользу помещиков временные повинности в виде денежного оброка или барщины. К 1881 года во временнообязонном состоянии оставалось 15% бывших помещичьих крестьян.

     Положение о выкупе устанавливало его размер по величине денежного оброка.         При принципе под видом выкупа за землю устанавливался выкуп крестьянских повинностей, и таким образом  помещик, потеряв крестьян, фактически сохранял почти полный доход с них (за исключением всяческих поборов). Помещику было выгодно получить всю сумму единовременно, но крестьянин не мог ему её предоставить, поэтому были введены выкупные операции. Государство предоставляло помещику 75 – 80% всей суммы, остальные проценты крестьяне должны были платить по договоренности.      Сумма, вносимая государством, считалась ссудой крестьянину, которую он должен погасить в течение 49 лет с 6% годовыми.

     Помещики, взяв деньги, получили возможность  развивать своё хозяйство и погасить долги. При этом и крестьяне получили маленький выигрыш: были ликвидированы повинности, и сама величина выкупных платежей была меньше величины оброка. Размер выкупа был больше реальной цены полученной земли. В целом переход крестьян на выкуп был все же прогрессивным шагом. Помимо указанных черт выкуп способствовал развитию товарно-денежных отношений.

     В. И. Ленин сказал: “ … выкуп  даёт толчок денежному хозяйству, то есть увеличению зависимости крестьян от рынка”.1) Больше всего выгод получили зажиточные крестьяне. Для них сумма выкупа была совсем невесомая. А бедняки вынуждены были искать средства на выкуп.

Информация о работе Крепостное право в России