Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 12:46, реферат
Цель реферата – изучить крепостное право в России.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:
- изучить происхождение термина «крепостное право» и холопство на Руси,
- рассмотреть поместное землевладение и зарождение крестьянской зависимости,
- описать положение крестьянства в удельной Руси в середине XII- середина XIII вв.,
- описать первые законодательные меры закрепощения крестьян,
-рассмотреть дальнейшее усиление зависимости крестьян в XVI- XVIII вв.,
- изучить деятельность Александра II как “освободителя” крестьян,
- описать Крестьянскую реформу 1861г.
ВВЕДЕНИЕ 2
I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕРМИНА «КРЕПОСТНОЕ ПРАВО». ХОЛОПСТВО НА РУСИ 5
II. ПОМЕСТНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ И ЗАРОЖДЕНИЕ КРЕСТЬЯНСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ (XI В.) 9
III. ПОЛОЖЕНИЕ КРЕСТЬЯНСТВА В УДЕЛЬНОЙ РУСИ (XII-XIII ВВ.) 11
IV. ПЕРВЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ЗАКРЕПОЩЕНИЯ КРЕСТЬЯН 13
V. ДАЛЬНЕЙШЕЕ УСИЛЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ КРЕСТЬЯН (XVI- XVIII ВВ.) 14
VI.АЛЕКСАНДР II – “ОСВОБОДИТЕЛЬ” 26
VII. КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА 1861 Г. 28
VII. 1. Необходимость принятия крестьянской реформы 28
VII. 2. Пути решения крестьянского вопроса 34
VII. 3. Отношение к отмене крепостного права российского общества 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
После пугачевского бунта,
В 1785 была опубликована "Жалованная грамота дворянству" - "Грамота на право вольности и преимущества благородного российского дворянства". Привилегии дворян получали статус закона. Грамота подтверждало право дворян не служить. Дворяне освобождались от податей и телесных наказаний, имели право на торговлю и предпринимательство, не могли быть лишены дворянского звания, жизни и имения без суда. Дворяне имели исключительное право собственности на землю с крестьянами. Дворянство получало свое сословно-корпоративное устройство - уездные и губернские дворянские собрания, которые избирали соответственно уездных и губернских предводителей дворянства. Дворянам присваивалось звание "благородного сословия".
Во времена Екатерины II происходит рост дворянского землевладения за счет раздачи земли из государственных фондов. В частные руки было роздано более 800 тыс. крестьян. В 1775 было упразднено казачье самоуправление на Дону и ликвидирована Запорожская Сечь. Таким образом, были уничтожены последние оплоты демократии на окраинах страны.
4. Внутренняя политика Павла I. Были проведены законы, касающиеся положения крестьян. В 1767 был издан указ, запрещающий продавать крестьян и дворовых на торгу. Запрет раздроблять крестьянские семьи. Запрещалась продажа крепостных без земли. В 1797 был издан Манифест о трехдневной барщине. Он запрещал помещикам заставлять крестьян работать по праздничным дням и рекомендовал помещикам ограничить барщину тремя днями в неделю. Казенные крестьяне получили 15-десятинный душевный надел и особое сословное управление. Указом 1796 г. был окончательно запрещен самостоятельный переход крестьян (с места на место). Продолжалась широкая раздача государственных крестьян дворянам. За 4 года царствования Павел раздал 530 тыс. душ крестьян, в то время как Екатерина II за 34 года раздала в частные руки 850 тыс. душ.
5. Правление Александра I. Вступив на престол, Александр заявил о стремлении править по законам своей бабки Екатерины II. Выступил против деспотизма отца, ликвидировал наиболее ненавистные для дворянства законы, введённые Павлом.
Начало 1803 г. ознаменовалось некоторыми сдвигами в решении крестьянского вопроса. На сей раз, инициатива исходила из лагеря сановной аристократии от графа Румянцева, пожелавшего отпустить своих крестьян на волю и просившего установить для этого законный порядок. Обращение графа было использовано как предлог для издания 20 февраля 1803 г. «Указа о вольных хлебопашцах».
Указ о вольных хлебопашцах имел важное идеологическое значение: в нем впервые утверждалась возможность освобождения крестьян с землей за выкуп. Это положение легло потом в основу реформы 1861 г. По всей видимости, Александр возлагал на указ большие надежды: ежегодно в его канцелярию подавались ведомости о числе крестьян, переведенных в эту категорию. Практическое применение указа должно было показать насколько в действительности дворянство готово расстаться со своими привилегиями. Результаты обескураживали: по новейшим данным, за все время действия указа было освобождено 111829 душ мужского пола, т. е. примерно 2% всех крепостных.
Спустя год правительство сделало еще один шаг: 20 февраля 1804 г. появилось «Положение о лифляндских крестьянах”. Ситуация с крестьянским вопросом в Прибалтике была несколько иной, чем в России, поскольку продажа крестьян без земли там была запрещена. Новое положение закрепляло статус «дворохозяев», как пожизненных и наследственных арендаторов земли и предоставляло им право выкупить свой участок в собственность. Согласно положению «дворохозяева» освобождались от рекрутской повинности, а телесному наказанию могли быть подвергнуты лишь по приговору суда. Четко определялись размеры их повинностей и платежей. Вскоре основные положения нового закона были распространены и на Эстляндию. Таким образом, в прибалтийской деревне создавался слой зажиточного крестьянства.
В октябре 1804 г. здесь было введено указом еще одно новшество: выходцам из купечества, дослужившимся до чина 8 класса, разрешалось покупать населенные земли и владеть ими на основе договора с крестьянами. Иначе говоря, купленные таким образом крестьяне переставали быть крепостными и становились вольными. Это был как бы усеченный вариант первоначальной программы ликвидации крепостного права. Однако такими полумерами конечная цель не могла быть достигнута. Говоря о попытках решения крестьянского вопроса в первые годы царствования Александра I, следует упомянуть и о том, что в это время прекратилась практика пожалования государственных крестьян помещикам. Правда, около 350 000 казенных крестьян были переданы во временную аренду.
Реформы в области государственного устройства. После завершения войны 1812 г. и военных кампаний 1813 -1814 гг. положение в стране ухудшилось: был дезорганизован государственный административный аппарат, расстроены финансы, нарушилось денежное обращение. В этих условиях политика самодержавия приобрела более консервативный характер. Ряд проектов, предложенных новым окружением императора, касался вопросов разделения властей; повышения ответственности администрации; усиления надзора и контроля; взаимоотношения центральной и местной властей. Но все эти предложения сводились к незначительным организационным перестановкам и чаще всего не реализовывались. Тем не менее, император не оставил ещё попыток решения крестьянского вопроса и осуществления конституционных идей. В 1816 г. вышел указ об освобождении крестьян в Эстляндии (без земли). Получив личную свободу, крестьяне оказывались в полной зависимости от помещиков. В 1817-1819 гг. - на таких же условиях освобождались крестьяне Курляндии и Лифляндии. В 1818-1819 гг. - шла работа над проектами освобождения крестьян России (при максимальном соблюдении интересов помещиков). А. А. Аракчеев (военный министр с 1808-1810 гг., с 1810 г. - директор департамента военных дел Государственного совета, с 1815 гг. - правая рука царя; влиятельный сановник, контролировавший деятельность Комитета министров) предложил освободить крестьян посредством выкупа их у помещиков с последующим наделением землей за счёт казны. Д. А. Гурьев (министр финансов) - считал необходимым провести освобождение крестьян на договорной основе с помещиками, а различные формы собственности вводить постепенно. Оба проекта были одобрены царём, но не реализованы.
6. Правление Николая I. Главными направлениями его деятельности стали: укрепление самодержавной власти, дальнейшая бюрократизация и централизация страны, работа, направленная на создание полицейского государства, но ключевым вопросом оставался - крестьянский. Понимая необходимость отмены крепостного права, Николай не ставил перед собой задачи его ликвидации.
Крестьянский вопрос. Россия во второй четверти XIX века оставалась аграрной страной. Крестьяне составляли основную массу населения. Именно крестьянский вопрос являлся главным и требовал незамедлительного решения. Но, правительство ограничивалось лишь полумерами, направленными на смягчение крепостного права. В 1841 г. вышел закон о запрещении продавать крестьян по одиночке и без земли (тем самым ликвидировалась возможность разрушения крестьянских семей). В 1843 г. безземельные дворяне были лишены права приобретать крепостных (покончено с использованием крестьян в качестве домашних рабов). В 1842 г. вышел закон об "обязанных крестьянах", который развил указ 1803г., теперь помещик мог предоставить крестьянину личную свободу (без выкупа) и дать ему в пользование небольшой надел земли (за который крестьянин обязан был отрабатывать помещику). Таким образом, получая личную свободу, крестьянин оказывался прикреплённым к земле. Ряд указов этого периода регламентировал отношения между помещиками и крестьянами, фиксировал размеры крестьянских наделов и повинностей, определял меры возможного наказания. Таким образом, крепостное право не было уничтожено, но рабские проявления крепостничества ликвидировались. Это улучшило положение некоторых категорий крестьян.
В 1837 - 1841 гг. была проведена реформа государственных крестьян (по инициативе прогрессивного государственного деятеля графа П. Д. Киселёва). Она улучшила правовое и материальное положение государственных крестьян, составлявших примерно треть населения. Созданное «Министерство государственных имуществ», должно было заботиться об удовлетворении хозяйственных и бытовых нужд подведомственных крестьян. Вместе с тем, реформа усилила бюрократическое давление на государственную деревню и свела к минимуму деятельность крестьянских органов самоуправления (они стали зависеть от местной администрации).
Старший
сын императора Николая Павловича
родился в Москве
К 50-60 годам экономическое развитие России далеко отставало от развитых европейских стран. России до сих пор еще жила при крепостном праве, в то время как большинство остальных великих держав давно избавилось от него.
Возможности крепостного хозяйства как экономической системы уже на исходе первой половины XIX века были исчерпаны, и оно вступило в полосу глубокого кризиса. В экономику России всё больше проникали товарные отношения, образовался всероссийский рынок. Крепостничество стало серьёзно тормозить развитие промышленности и торговли, крестьянского предпринимательства. Помещичье хозяйство, основанное на подневольном труду, приходило в упадок, постепенно стали расти недоимки в уплате оброка. Сами помещики, несомненно, увидели преимущество вольнонаёмного труда. Крестьяне, обвиняемые в лени помещиками, объединялись в артели, за плату пахали земли, строили дома со сказочной быстротой. Показателем упадка помещичьих хозяйств был и рост задолжности помещиков кредитным учреждениям и частным лицам. Многие помещичьи имения, обремененные долгами, «шли с молотка». Сумма долгов помещиков, заложивших свои имения только в государственных кредитных учреждениях, равнялась 425 млн. рублей.
Дальнейшее прогрессивное развитие помещичьих хозяйств в условиях крепостного права было невозможным, что поняли отдельные наиболее умные и образованные дворяне.
Исследования советских ученых-историков Н.М. Дружинина, И.Д. Ковальченко, В.А. Федорова показали, что в середине XIX века хозяйства крепостных и государственных крестьян в целом были более прогрессивными по сравнению с помещичьими и по применению машин, и по найму рабочей силы, и по производительности труда. Крестьянское хозяйство представляло разные типы: обнищавшие, среднезажиточные, богатые и т. д. Выделение зажиточных и бедных дворов свидетельствовало о проникновении капитализма в крестьянское хозяйство. К середине XIX века крестьянское хозяйство сосредоточило большую часть товарной продукции. Это делало невозможным освобождение крестьян без земли. 7
В обрабатывающей промышленности число крупных предприятий и рабочих с 1825 по 1860 гг. возросло в три раза, при этом производительность труда и оснащенность машинами увеличивались в десятки раз. Применение сложных машин на фабриках было невозможно при крепостном труде, так как крепостные крестьяне на помещичьих и приписных мануфактурах нередко ломали и портили вводимые там новые механизмы. Фабрике нужны были квалифицированные рабочие.
Экономический кризис породил кризис социальный. Массовые крестьянские движения охватили десятки губерний. Появившийся во время Крымской войны уход крестьян в ополчение вылился в массовые бегства крестьян от помещика. Социальная психология крестьян стала совсем другой. Раньше крестьяне мирились с тем, что их грабили и истязали, теперь отвечали на это восстаниями, поджогами, убийствами помещиков и управляющих, а чаще всего массовым неповиновениями. Помещики боялись общего крестьянского восстания, которым могли воспользоваться революционные элементы. Невозможно было мириться с хозяйственным неблагополучием большинства помещичьих имений, с обнищанием многих частновладельческих крестьян, ощутимо сказывающихся на финансах государства.Крепостное право – главная причина экономической и военно-технической отсталости России. Решающей причиной оказалась Крымская война, которая нанесла серьёзный ущерб финансовой системе государства и помещичьему хозяйству. Именно Крымская война показала явные проблемы России в промышленности, экономике и других областях жизни. Сложившаяся после Парижского мира новая внешнеполитическая ситуация свидетельствовала об утрате Россией её международного авторитета и грозила потерей влияния в Европе. «Царизм, - писал Ф. Энгельс, - потерпел жалкое крушение, … он скомпрометировал Россию перед всем миром, а вместе с тем и самого себя – перед Россией. Наступило небывалое отрезвление».
Объективно, крепостничество мешало также индустриальной модернизации страны, так как не давало возможности образоваться рынку свободной рабочей силы, повышению покупательной способности населения и развитию торговли.
Необходимость
отмены крепостного права стали
понимать всё больше и больше дворян.
Даже и те помещики, которые не
были захвачены высокой
Еще с начала XIX века неэффективность крепостнической системы ведения сельского хозяйства и экономики государства для многих стала абсолютно очевидной. Теперь же сохранение угрожало государственным интересам России. Причем не только традиционно в социально-политической сфере, но и в военно-экономической области. Положение было настолько нетерпимым, что правительство было вынуждено приступить к конкретной разработке реформы поистине революционного значения.