Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 21:18, курсовая работа
Задачами работы является: выявить какие произошли перемены в судьбе кооперативного движения в годы военного коммунизма; рассмотреть кооперативное движение в условиях новой экономической политики; показать положение потребительской кооперации в период коллективизации; рассмотреть развитие кооперативного движения в годы Великой Отечественной войны; оценить кооперативное движение в годы восстановления народного хозяйства; рассмотреть кооперативное движение в годы развитого социализма.
Введение………………………………………………………………………........4
1. Военный коммунизм. Перемены в судьбе кооперативного движения……..6
2. Кооперативное движение в условиях НЭПа………………………………....9
3. Потребительская кооперация в период коллективизации…………………..13
4. Кооперативное движение в годы Великой Отечественной войны………....17
5. Кооперативное движение в годы восстановления народного хозяйства…..20
6. Кооперативное движение в годы развитого социализма………………........24
Заключение………………………………………………………………………..28
Список использованных источников……………………………………………31
4.
Кооперативное движение
в годы Великой
Отечественной войны
В годы второй мировой войны вся экономика государства была подчинена интересам обороны страны. Это касалось и потребите6льской кооперации. Страна переходила от свободной торговли к нормированному снабжению населения по карточкам.
В первые годы войны розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли значительно сократился. Сказывалось уменьшение рыночных фондов товаров, частично переключенных на снабжение армии, и утраты части территории страны в связи с ее оккупацией.
В соответствии с указаниями государственных органов потребите6льская кооперация увеличивала объемы заготовок, переработку сельскохозяйственных продуктов, особенно даров природы: лекарственно-технического сырья, ягод, грибов, орехов, продуктов рыболовства и охотничьего хозяйства. Предприятия кооперации также заготавливали для нужд обороны страны большое количество лома черных и цветных металлов, шерсти, кожевенного и другого сырья.
Во время войны потребительская кооперация успешно развивала производство непродовольственных товаров широкого потребления. В обороте потребительской кооперации большое место стали занимать товары местной промышленности и промысловой кооперации. Потребительская кооперация сумела мобилизовать местные товарные ресурсы и, начиная с 1943 года наращивать товарооборот высокими темпами. В 1945 году в кооперации насчитывалось более двух тысяч промышленных предприятий, тогда как в 1943 году их число составляло 138 единиц. Важным видом деятельности потребительской кооперации во время войны была организация собственных подсобных хозяйств полеводства и животноводства.
Таким образом, в годы войны потребительская кооперация в значительной степени удовлетворяла нужды населения и армии дополнительными фондами по сравнению с теми, которые отпускались правительством за счет централизованных заготовок.
Но главной задачей кооперации была встречная продажа промышленных товаров колхозам и колхозникам за сдаваемую сельскохозяйственную продукцию, нормированное снабжение рабочих и служащих сельской местности, пайковое снабжение специальных контингентов детских садов, яслей, госпиталей и отдельных специалистов – учителей, врачей, агрономов; практиковалась поощрительная продажа товаров специалистам сельского хозяйства.
Большая ответственность возлагалась на кооперацию по организации общественного питания для населения, эвакуированного в сельские местности Центра в восточные районы страны. Потребительской кооперации пришлось создавать целую сеть специальных столовых, в том числе для детей и инвалидов отечественной войны. Столовые так же обслуживали рабочих лесозаготовок, кирпичных заводов, крестьян. Кооперация занималась также организацией бытового обслуживания населения: открывала прачечные, парикмахерские, починочные, сапожные и другие мастерские, число которых к концу войны превысило четыре тысячи единиц.
Работники потребительской кооперации проявляли особую заботу об обслуживании военных контингентов. Еще в 1920 году возникли военные кооперативы. При Центросоюзе имелась военная секция, затем было создано военно-кооперативное управление. Впоследствии сеть военных кооперативов была национализирована и перешла в систему государственной торговли с выделением сети военторгов. Они в территориальных военных округах обслуживали не только контингенты воинских частей, но и семьи офицеров, младших командиров, состоявших на сверхсрочной службе. Там же, где сети военторгов не было, обеспечением семей военнослужащих занимались организации потребительской кооперации.
Во время войны кооперация понесла огромные потери. На оккупированной территории была ликвидирована деятельность семнадцати тысяч ста пятидесяти четырех потребительских обществ и тысяча шестьсот восемьдесят восемь районных союзов. Было полностью разрушено тринадцать тысяч девятьсот сорок девять магазинов, лавок и других розничных предприятий. Кроме того, было частично повреждено тринадцать тысяч семьдесят девять магазинов и лавок. Сеть потребительской кооперации была разрушена на 44,4% к общему числу торговых точек, находящихся на оккупированной территории.
Центросоюз СССР осуществлял огромную работу по восстановлению разрушенного хозяйства, мобилизации местного населения, денежных средств и строительных материалов. Пайщики личным трудом и денежными (паевыми) взносами помогли государству в кротчайший срок организовать снабжение этих ресурсов продуктами и товарами первой необходимости.
Потребительская кооперация увеличила свою торговую сеть в 1943 году на 7,9 тысяч единиц по сравнению с1942 годом, это произошло главным образом за счет восстановления и нового строительства в районах освобожденных от оккупации. К 1945 году в них дополнительно было открыто 27,9 тысяч единиц розничных предприятий.
Все
начисления на паи передавались в фонд
обороны. На средства потребительской
кооперации была построена танковая колонна
под названием «Кооперация» и целая эскадрилья
самолетов. Война сплотила тружеников
фронта и тыла. Все было подчинено заветной
цели – победы над врагом. Советские кооператоры
своими ратными и трудовыми подвигами
внесли достойный вклад в победоносное
завершение войны.
5.
Кооперативное движение
в годы восстановления
народного хозяйства
Военные действия на огромной территории страны нанесли колоссальный урон народному хозяйству, в том числе и потребительской кооперации. На временно оккупированной территории находилось более половины предприятий потребительской кооперации. Их оборот составлял около 48% общего розничного кооперативного товарооборота.
В ходе боевых действий в оккупированных районах было полностью разрушено 44,4% торговой сети – 345 тыс. кооперативных магазинов, складов, оптовых баз; частично разрушено 24,6 тыс. торговых предприятий, разграблены и уничтожены лучшие районные универмаги, оптовые базы, построенные перед войной и оснащенные передовым в ту пору оборудованием. Огромный ущерб понесли и организационные структуры потребительской кооперации.
Кооператоры приступили к восстановлению разрушенного сразу после освобождения Красной Армией оккупированных районов. Первым делом они налаживали работу пекарен, столовых и магазинов. Особенно большие трудности возникали из-за острой нехватки складского хозяйства и транспорта. Уцелевших складов катастрофически не хватало для хранения товаров, которые поступали из специальных фондов Центросоюза. Автомашин и гужевого транспорта не хватало не только для доставки грузов, но и особенно для вывоза заготовленного сырья из глубинных районов.
Поскольку фонды промышленных товаров потребительской кооперации составили в 1945 году лишь 15,6% от довоенного объема, нехватка торговых площадей ощущалась не так остро. Но потребности росли. И кооператоры прилагали все усилия, чтобы быстрее восстановить разрушенное. Центросоюз выделял потребсоюзам освобожденных районов безвозмездные ссуды на восстановление торговой сети и другого кооперативного хозяйства. Хотя уже был славный День Победы, о хорошей жизни приходилось лишь мечтать. Практически не улучшалось положение с продовольствием, а осенью 1946 года оно из-за обширной засухи в Поволжье даже ухудшилось. Именно тогда, в ноябре 1946 года Совет Министров СССР издал постановление «О развертывании кооперативной торговли в городах и поселках продовольственными и промышленными товарами и об увеличении производства продовольствия и товаров широкого потребления кооперативными предприятиями».
Итак, после депортации потребительской кооперации из городов в сельскую местность в 1935 году советское руководство снова приоткрыло двери для потребительской кооперации в город, позволив ей в городах только торговать. Создавать городские потребительские общества не разрешалось.
Только через два года и восемь месяцев после окончания войны, когда почти полностью была восстановлена промышленность и получен некоторый рост сельскохозяйственного производства была ликвидирована карточная система. Однако для перехода к открытой торговле нужно было создать необходимые резервы товаров, сблизить высокие коммерческие цены с низкими пайковыми и восстановить торговую сеть. К решению этих задач потребительская кооперация приступила еще в конце войны, развертывая сеть коммерческих магазинов. В 1946 году организации потребительской кооперации стали активно открывать коммерческие чайные, в которых обеды готовились из продуктов, закупаемых у колхозников и колхозов по ценам, складывающимся на рынке. Была также развернута сеть коммерческих магазинов по торговле строительными материалами, хозяйственными товарами, керосином и бензином.
Центросоюз и вся система потребительской кооперации в трудные послевоенные годы столкнулись со многими проблемами. Тысячи сельпо, райпотребсоюзов и райпо должны были начинать свою работу с нуля, так как лишились во время войны всего имущества и средств. Из-за недостатка оборотных средств потребительская кооперация не могла закупить у колхозников и трети излишков сельскохозяйственной продукции, собираемых с приусадебных участков. Чтобы помочь потребительской кооперации, государство предоставило ей финансовые льготы.
Государственный банк обязывался обеспечить денежными средствами закупки и реализацию сельскохозяйственных продуктов и сырья на условиях льготного кредита, оказывая тем самым активное содействие развертыванию кооперативного товарооборота за счет авансовых кредитов райпотребсоюзам и сельпо.
Вместе со всем народным хозяйством деятельность потребительской кооперации снова пошла на подъем: рос товарооборот, полнее удовлетворялся спрос населения на товары, расширялась торговая сеть. Источниками роста розничного товарооборота потребительской кооперации служили, во-первых, растущее поступление товаров из централизованного фонда, во-вторых, развертывание заготовительной деятельности, в-третьих, расширение производства товаров на собственных предприятиях.
Во многих областях сеть потребительской кооперации росла лишь за счет мелких предприятий. Специализированных магазинов строилось совершенно недостаточно. Поэтому ставилась задача расширять сеть, с тем, чтобы в каждом районном центре был раймаг, в каждом селе – сельмаг.
Другой неотложной задачей потребительской кооперации в этот период стала перестройка работы оптовых звеньев, ставящая целью ускорения движения товаров от производства к сельским потребителям. Нехватка предприятий розничной торговли, недостатки в организации ее работы замедляли оборачиваемость товаров, вели к неоправданному росту товарных запасов.
Кооперативным организациям надлежало преодолеть эти явления и трудности, знать покупательные возможности села и его спрос, активнее воздействовать на промышленность, предъявлять ей конкретные требования по расширению ассортимента и улучшению качества товаров, выдерживать обусловленный ассортимент при приемке товаров, поставить заслон недоброкачественным товарам. Кропотливая работа в этом направлении приносила свои результаты, развивалась база торговли.
Конечно, потребительская кооперация не могла справиться с возложенными на нее задачами без укрепления финансового хозяйства своих организаций, обеспечения рентабельности всех отраслей деятельности. Так как из войны она вышла почти без средств на пополнение товарных запасов. Недостаток собственных средств возмещался устойчивыми заемными средствами, в частности ссудами Госбанка, полученными до войны. Но собственные средства и устойчивые заемные средства, вместе взятые, все же не обеспечивали минимального норматива.
Чтобы как-то облегчить положение потребительской кооперации, ей были установлены повышенные торговые скидки по ряду товаров. Кроме того, государство пошло на выкуп облигаций государственного займа у организаций потребительской кооперации. Были также повышены наценки на заготовляемые потребительской кооперацией шерсть, кожевенное сырье, овощи, понижены ставки налога с оборота по битой домашней птице и совсем освобождены от уплаты налога с оборота коммерческие чайные.
В результате таких мер финансовое положение потребительской кооперации несколько улучшилось. Собственные средства и устойчивые пассивы в обороте увеличивались. Однако финансовое хозяйство многих кооперативных организаций все еще нуждалось в серьезном укреплении. Закон о пятилетнем плане требовал поднять значение прибыли и хозяйственного расчета в народном хозяйстве как дополнительного стимула роста производства. Это обязывало и кооперативные организации усилить внимание к мобилизации внутренних ресурсов, режиму экономии, ликвидации бесхозяйственности и непроизводительных затрат, рентабельной работе, за сверхплановые накопления. Хотя уровень издержек обращения и сократился по сравнению с довоенным, однако он продолжал оставаться высоким, более того, начиная с1947 г. повысился, главным образом в розничной торговле.
Таким образом, на первый план выходила задача повышения рентабельности и снижения издержек обращения. Решение ее неразрывно связывалось с жестким режимом экономии, внедрением хозрасчета во все отрасли, звенья и предприятия потребительской кооперации. На хозрасчет предстояло перевести все раймаги и крупные сельмаги. Большое значение также имело укрепление паевого хозяйства кооперативных организаций. Паевой фонд потребительской кооперации рос медленно. Работу по сбору паевых взносов следовало конкретным образом улучшить.
6.
Кооперативное движение
в годы развитого
социализма
В 50 – 80-е годы, как и в 30 – 50-е, развитие потребительской кооперации, ее материально-технической базы происходило в соответствии с пятилетними планами советского государства. Почти все ресурсы – товарную массу, стройматериалы, автотранспорт, жилье и др. – Центросоюз, республиканские союзы получали от государственных органов и распределяли и использовали в соответствии с жестким партийно-государственым регламентированием.
Потребительская кооперация могла проявлять инициативу и получать дополнительные доходы от организации производства и заготовок на базе местных ресурсов, а также за счет предоставления дополнительных услуг населению. Это был важный резерв, и там, где потребсоюзы и потребительские общества использовали его, они успешно развивались.
Информация о работе Кооперативное движение России в условиях советской власти