Конституция СССР 1977 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:40, реферат

Краткое описание

Конституции можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от способа объективирования государственной воли господствующего класса или всего общества конституции подразделяются на писанные, т.е. составленные в виде единого документа, и неписаные - состоящие из законов парламента, содержащих нормы конституционного характера, судебных прецедентов и правовых обычаев.

Оглавление

Введение. 3
Глава 1. Исторический аспект принятия Конституции 1977 года. 4
1.1.Причина разработки новой Конституции. 4
1.2.Процесс создания Конституции 1977 года. 6
Глава 2. Характеристика Конституции 1977 года. 9
2.1.Новеллы и структура Конституции 1977 года. 9
2.2.Права, свободы и обязанности человека, закрепленные в Конституции 1977 года. 11
2.3.Изменения в структуре и функциях государственного аппарата, вводимые Конституцией. 14
Заключение. 17
Список использованной литературы. 18

Файлы: 1 файл

Реферат по ИОГП.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

Основной Закон СССР 1977 г. имеет следующую структуру:

I. Основы общественного строя и политики СССР (гл.1-5: Политическая система, экономическая система, социальное развитие и культура, внешняя политика, защита социалистического Отечества).

II. Государство и личность (гл.6-7: Гражданство СССР. Равноправие граждан; Основные права, свободы и обязанности граждан СССР).

III. Национально-государственное устройство СССР (гл.8-11: СССР - союзное государство, Союзная Советская Социалистическая Республика, Автономная Советская Социалистическая Республика, Автономная область и автономный округ).

IV. Советы народных депутатов и порядок их избрания (гл.12-14: Система и принципы деятельности Советов народных депутатов, избирательная система, народный депутат).

V. Высшие органы государственной власти и управления СССР (гл.15-16: Верховный Совет СССР, Совет Министров СССР).

VI. Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках (гл.17-19: Высшие органы государственной власти и управления союзной республики, Высшие органы государственной власти и управления автономной республики, Местные органы государственной власти и управления).

VII. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор (гл. 20-21: Суд и арбитраж, прокуратура).

VIII. Герб, флаг, гимн и столица СССР.

IX. Действие Конституции СССР и порядок ее изменения.

Новая Конституция СССР закрепила положение КПСС как руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы.

 

 

 

 

2.2.Права, свободы и обязанности человека, закрепленные в Конституции 1977 года.

 

Происходит дальнейшее закрепление правового статуса человека и гражданина. В Основном законе СССР 1977 года выделяется глава 7 «Основные права, свободы и обязанности граждан СССР» (Ст.39-69).

По сравнению с Конституцией 1936 г. в Конституции 1977 г. появились новые виды прав граждан: право на охрану здоровья и право на жилище. Глава, посвященная основным правам, свободам и обязанностям граждан, не

только переместилась во второй раздел конституции, озаглавленный “государство и личность”, но и увеличилась почти вдвое по количеству статей (с 16 до 31).

Теперь обязанностям граждан, вместо четырех статей, было посвящено

одиннадцать. При этом была изменена и редакция обязанностей граждан,

закрепленных в Конституции 1936г. Так, обязанность “соблюдать Конституцию СССР и советские законы, уважать правила социалистического общежития” была дополнена обязанностью “с достоинством нести высокое звание гражданина СССР” (ст.59).

Обязанность беречь и укреплять социалистическую собственность дополнена “долгом” гражданина СССР “бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества, бережно относиться к народному добру”.

“Враги народа” исчезли, эта формула была заменена указанием на то,

что “лица, посягающие на социалистическую собственность, наказываются по закону” (ст.61).

Обязанность трудиться сохранилась, а “уклонение от общественно полезного труда” было признано несовместимым с “принципами социалистического государства”. Соответствующие статьи представляют собой некие общие запреты, а не обязанности граждан как субъектов правоотношений с государством. Например, ст.64 устанавливает, что “долг каждого гражданина СССР — уважать национальное достоинство других граждан, укреплять дружбу наций и народностей Советского многонационального государства”.

Если в соответствии с текстом этой статьи можно предположить, какие виды поведения запрещены гражданину, то сделать вывод о том, какие действия нужны, чтобы выполнить эту обязанность, практически невозможно.

То же самое можно сказать и о ст.65, которая обязывает гражданина “уважать права и законные интересы других лиц, быть непримиримыми к антиобщественным поступкам, всемерно содействовать охране общественного порядка”.

Кроме того, данная норма конституции пытается сделать предметом правового регулирования человеческие эмоции (“уважение”, “непримиримость”), что в принципе невозможно. Предметом правового регулирования может быть только поведение людей, но не их чувства и эмоции.

Ст.66 возлагает на граждан обязанность “заботиться о воспитании детей,

готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами

социалистического общества. Дети должны заботиться о родителях и оказывать им помощь”. Будучи декларативной и практически не поддающейся контролю исполнения, эта статья несет в себе определенный идеологический заряд, указывая, в каком именно духе родители обязаны воспитывать своих детей.

Очевидно, что такого рода декларация не могла каким-либо образом повлиять на реальные отношения в семье, но идеологическая доктрина требовала подобного “украшения”.

Ст.67 обязывает граждан СССР “беречь природу, охранять ее богатства”. Это положение интересно тем, что здесь государство как бы перекладывает одну из своих весьма важных задач на плечи всех граждан.

То же самое можно сказать и о ст.68, которая провозглашает долгом и

обязанностью граждан СССР заботу о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей.

Наконец, ст.69 возлагала на каждого гражданина СССР “интернациональный долг”, который заключался в том, чтобы “содействовать развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, поддержанию и укреплению всеобщего мира”. Особенно пикантно это положение конституции воспринималось в условиях жесткого ограничения любых контактов советских граждан с иностранцами.

Конституция провозглашает, что граждане СССР обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР и советскими законами. Социалистический строй обеспечивает расширение прав и свобод, непрерывное улучшение условий жизни граждан по мере выполнения программ социально-экономического и культурного развития. При этом в Конституции подчеркивалось, что использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства, правам других граждан. То есть, фактически, права личности, всегда рассматривались через призму интересов государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.Изменения в структуре и функциях государственного аппарата, вводимые Конституцией.

 

Как и предыдущие конституции. Основной Закон 1977 г. содержит характеристику государства, его сущности и задач. Нововведения состояли в том, что в ст.1 отражена природа СССР как общенародного государства, выражающего волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны.

В преамбуле Конституции перечислены главные задачи общенародного государства, а в главах 2-5 - его хозяйственно-организаторские, социально-культурные, внешнеполитические и оборонные функции.

Конституция СССР 1977 г. содержит много норм, которые (по крайней мере, в словесном выражении направлены на дальнейшее расширение и углубление демократии. Впервые в ст.9 специально зафиксировано,

-Основным направлением развития политической системы советского общества является дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения.

Конституция предусмотрела широкое переплетение государственных и общественных начал в демократии, активное участие граждан в решении задач общества и государства как лично, так и через общественные организации, трудовые коллективы, органы общественной самодеятельности населения (ст.7, 8, 48, 51).

Довольно обстоятельно в новой Конституции отражена возрастающая роль представительных органов государственной власти. Отражая факт изменения (упрочения) социальной базы государства, Конституция дает им теперь новое наименование - Советы народных депутатов. Кроме того, ст.2 формулируется так, что из нее сразу видна роль Советов как главной формы осуществления власти народа; в ней зафиксировано также, что все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам.

Особая роль Советов обусловила включение в Конституцию специального четвертого раздела - "Советы народных депутатов и порядок их избрания", не имеющего аналога в предшествующих конституциях. В нем закреплена вся система Советов, увеличен с четырех до пяти лет срок полномочий Верховных и с 2 до 2,5 лет - местных Советов, предусмотрено руководство Советов непосредственно и через создаваемые ими органы всеми отраслями государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, принятие ими решений, обеспечение их исполнения, осуществление контроля за проведением решений в жизнь, закреплены принципы деятельности Советов.

Советы образуют единую систему органов государственной власти. В этом плане каждый Совет, в том числе и местный, представляет собой компонент государственной власти, который не только полномочен, решать вопросы, касающиеся своей территории, но и выступает проводником общегосударственной политики. Любой Совет опирается в своей деятельности на всю систему органов государственной власти.

Единство Советов сочетается с разделением функций между их звеньями. Характерные черты, свойственные каждому звену Советов — от Верховного до сельского и поселкового, — отражены в законодательных актах — регламентах Верховных Советов, законах и указах о различных звеньях местных Советов. Но этим развитие законодательства о Советах не завершается. С постановкой перед Советами новых задач возникает потребность в том, чтобы каждый раз соответственно уточнялись права и обязанности конкретного звена, определялись материальные ресурсы, обеспечивающие выполнение поставленных задач.

Конституция 1977 г. закрепляет уже известные принципы всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Но она содержит и ряд новых моментов: снижение возраста пассивного избирательного права во все Советы до 18 лет (ранее для Верховных Советов республик - 21 год), в Верховный Совет СССР - до 21 года (до этого - 23 года); право граждан и общественных организаций активно участвовать в подготовке и проведении выборов; возможность избрания гражданина, как правило, не более чем в два Совета; отнесение расходов по выборам на счет государства; включение в Конституцию по итогам всенародного обсуждения статьи о наказах избирателей.

Новшеством явилось включение в Конституцию специальной главы о народном депутате; основой для ее создания явился Закон СССР 1972 года о статусе народных депутатов в СССР.

Многие нормы Конституции 1977 г. были направлены на обеспечение законности в стране. Впервые принцип законности зафиксирован (ст.4) как один из принципов политической системы общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В новой Конституции СССР было зафиксировано, что диктатура пролетариата выполнила свою задачу и советское государство стало общенародным. Конституция закрепила систему органов власти и управления, сложившуюся к тому времени. Высшим органом власти являлся Верховный Совет СССР, состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей.

По сравнении с Конституцией 1936 в Конституции 1977 г. появились новые виды прав граждан: право на охрану здоровья и право на жилище. А так же новая Конституция СССР записала, что правосудие в СССР осуществляется только судом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

1.      Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977)

2.      Авакьян С.А. Конституция Poccии: природа, эволюция, современность. - М:, 1997.

3.      История Советской Конституции в документах. - М., 1957.

4.      Тихомиров Ю.А. Конституционное право: уроки прошлого и взгляд в будущее // Правоведение. – 1992.

 

 

 

18

 



[1] Авакьян С.А. Конституция Poccии: природа, эволюция, современность. - М:, 1997. С.187.

[2] История Советской Конституции в документах. - М., 1957. С.154.

[3] Тихомиров Ю.А. Конституционное право: уроки прошлого и взгляд в будущее // Правоведение. – 1992. - №6. С.18.


Информация о работе Конституция СССР 1977 года