Конституция 1977 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 05:06, контрольная работа

Краткое описание

Конституция (Основной Закон) Союза Советский Социалистических Республик, была принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г. (Историческая справка. БСЭ)
За сорок лет после принятия предыдущей Конституции 1936 года, во всем советском обществе произошли столь глубокие изменения, что их стало необходимо обобщить в Новом Основном законе страны. Всенародное обсуждение проекта Конституции началось 4-го июня 1977 года.

Оглавление

Предпосылки возникновения новой конституции 3
Сравнительный анализ Конституций советского
периода об обязанностях граждан 7
Недостатки Конституции 1977г. 14
Заключение 26
Используемая литература 28

Файлы: 1 файл

конституция.docx

— 50.69 Кб (Скачать)

Обязанность нести воинскую службу разбита на две статьи гл.10 (ст.ст.132 и 133). Одна из них провозглашает всеобщую воинскую обязанность законом, указывая при  этом, что воинская служба в РККА представляет собой почетную обязанность  граждан СССР (ст.132). Ст.133 подкрепляет  эту «почетную обязанность» суровыми карами за «измену родине». «Защита отечества, — говорится в этой статье, — есть священный долг каждого гражданина СССР. Измена родине: нарушение присяги, переход на сторону врага, нанесение ущерба военной мощи государства, шпионаж — караются по всей строгости закона, как самое тяжкое злодеяние». Наряду с изменением формулировок обязанностей трудиться и нести воинскую повинность, закрепленных прежней конституцией, появляются и новые обязанности граждан. Они носят декларативный и расплывчатый характер и могут быть истолкованы в любом желательном для властей смысле. Первая из них сформулирована в ст.130 следующим образом: «Каждый гражданин обязан соблюдать Конституцию Союза Советских Социалистических Республик, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития». Вполне очевидно, что неопределенность, юридическая неформализованность таких понятий как «честное» отношение к «общественному долгу» и «уважение правил социалистического общежития» открывала широкий простор для применения государственного насилия и принуждения.

Ст.131 Конституции  обязывает каждого гражданина СССР беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность, как  священную и неприкосновенную основу советского строя, как источник богатства  и могущества родины, как источник зажиточной и культурной жизни всех трудящихся. Лица, покушающиеся на общественную, социалистическую собственность, являются «врагами народа».

Итак, «паразитов» и «эксплуататоров» Конституции 1918г. заменили «враги народа». Правда, Конституция 1936г. причисляла к таковым лишь «экономических нарушителей». Жизнь, как известно, весьма расширила это понятие.

Сформулированные  таким образом обязанности граждан  давали возможность конструировать любой состав преступления, как бы узаконивая судебную расправу за такие, в частности, деяния, как «тунеядство», «скармливание хлеба домашнему скоту и птице» и т.п.

Конституция СССР 1978г. - брежневская конституция «развитого социализма» несколько изменила словесное оформление оставшейся неизменной тоталитарной сущности режима. Многословие и расплывчатость формулировок, наряду с некоторым их внешним смягчением, отражают усилия ее авторов создать видимость перемен в положениях Основного закона страны.

Глава, посвященная  основным правам, свободам и обязанностям граждан, не только переместилась во второй раздел конституции, озаглавленный  «государство и личность», но и увеличилась почти вдвое по количеству статей (с 16 до 31). Теперь обязанностям граждан, вместо четырех статей, было посвящено одиннадцать. При этом была изменена и редакция обязанностей граждан, закрепленных в Конституции 1936г. Так, обязанность «соблюдать Конституцию СССР и советские законы, уважать правила социалистического общежития» была дополнена обязанностью «с достоинством нести высокое звание гражданина СССР» (ст.59). Обязанность беречь и укреплять социалистическую собственность дополнена «долгом» гражданина СССР «бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества, бережно относиться к народному добру». «Враги народа» исчезли, эта формула была заменена указанием на то, что «лица, посягающие на социалистическую собственность, наказываются по закону» (ст.61). Обязанность трудиться сохранилась, а «уклонение от общественно полезного труда» было признано несовместимым с «принципами социалистического государства». Соответствующие статьи представляют собой некие общие запреты, а не обязанности граждан как субъектов правоотношений с государством. Например, ст.64 устанавливает, что «долг каждого гражданина СССР — уважать национальное достоинство других граждан, укреплять дружбу наций и народностей Советского многонационального государства». Если в соответствии с текстом этой статьи можно предположить, какие виды поведения запрещены гражданину, то сделать вывод о том, какие действия нужны, чтобы выполнить эту обязанность, практически невозможно. То же самое можно сказать и о ст.65, которая обязывает гражданина «уважать права и законные интересы других лиц, быть непримиримыми к антиобщественным поступкам, всемерно содействовать охране общественного порядка».

Кроме того, данная норма конституции пытается сделать предметом правового  регулирования человеческие эмоции («уважение», «непримиримость»), что в принципе невозможно. Предметом правового регулирования может быть только поведение людей, но не их чувства и эмоции.

Ст.66 возлагает  на граждан обязанность «заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества. Дети должны заботиться о родителях и оказывать им помощь». Будучи декларативной и практически не поддающейся контролю исполнения, эта статья несет в себе определенный идеологический заряд, указывая, в каком именно духе родители обязаны воспитывать своих детей. Очевидно, что такого рода декларация не могла каким-либо образом повлиять на реальные отношения в семье, но идеологическая доктрина требовала подобного «украшения».

Наконец, ст.69 возлагала на каждого гражданина СССР «интернациональный долг», который заключался в том, чтобы «содействовать развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, поддержанию и укреплению всеобщего мира». Особенно пикантно это положение конституции воспринималось в условиях жесткого ограничения любых контактов советских граждан с иностранцами.

Анализ текстов  советских конституций, помимо всего  сказанного выше, подчеркивает то обстоятельство, что ныне действующая Конституция  РФ, несмотря на некоторые ее пробелы  и иные дефекты, является первым юридическим  документом в истории России, который  действительно является Конституцией, чьи положения могут оказывать  и оказывают реальное влияние  на социальную жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Недостатки Конституции СССР 1977 г.

Конституция — основной закон государства. Она  должна не только определять экономическую  и политическую систему (государственный  строй), но и дать правовые основы, четко  сформулированные положения закона, исполнение которых может быть подвергнуто  объективной проверке.

Между тем  большинство статей Конституции  записаны в виде деклараций, а не конкретных правовых норм.

В качестве примера можно привести ст. 5 о  референдумах.

Какие «наиболее  важные» вопросы государственной  жизни, в каких случаях, в каком  порядке должны ставиться на всенародное  обсуждение? Как проверить, соблюдается  или нарушается ст. 5 Конституции?

Этот  вопрос приобретает особое значение в силу того, что за все время  существования советского государства, т.е. за 60 лет, не было проведено ни одного референдума. Всенародное одобрение  государство получает на специально организуемых митингах, где произносятся парадные (заранее тщательно отработанные) речи и раздается торжественное  «ура!».

Несмотря  на то, что упоминание о референдуме  содержалось и в прежней Конституции, вопрос о вторжении советских  войск в Чехословакию в 1968 г. был  решен не только без всенародного обсуждения или голосования, но и  без извещения народа о подготовке и осуществлении этой акции.

Таких примеров декларативности, неконкретности статей Конституции можно привести десятки. Именно отсутствие характерных черт закона, правовых основ превращает этот важнейший для жизни народа документ в трескучую и хвастливую декларацию.

С этой точки  зрения особых возражений заслуживает  преамбула Конституции, которая  никакого отношения к основному  закону как к правовому документу  не имеет.

Основным  пороком конституции является вопиющее и ничем не прикрытое противоречие между ст.ст. 1 и 2 и ст. 6.

Ст.ст. 1 и 2 декларируют СССР как общенародное государство, в котором народ  осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР.

В то же время ст. 6 ядром политической системы  объявляет КПСС. Более того, вторая часть ст. 6 прямо устанавливает, что все важнейшие государственные  вопросы решают не Советы, а КПСС (практически — высшее руководство  КПСС).

По существу нового здесь ничего нет. Новое и  имеющее значение состоит лишь в  том, что открыто закрепляется и  усиливается существующее положение, при котором именно руководящий  орган КПСС решает все политические, экономические и международные  вопросы (т.е. все вопросы, подлежащие компетенции государства). Даже важнейшие  международные соглашения подписываются  не главой государства и не правительством страны, а партийным руководителем.

Обсуждая  этот вопрос, мы не можем игнорировать то обстоятельство, что на протяжении десятилетий не было ни одного случая, чтобы Верховный Совет СССР не одобрил и не придал силу закона какому-либо решению Политбюро или  Пленума ЦК КПСС.

Такое «монолитное  единство» не может быть названо  демократией ни в каком смысле. Пример: не только всему народу, но и членам партии даже не объяснили, по каким причинам и поводам был выведен из состава Политбюро ЦК КПСС Председатель Президиума Верховного Совета СССР Подгорный Н.В. Можно было бы сказать, что это чисто партийное дело, и на этом успокоиться — по крайней мере, нам, беспартийным. Но мы все очень хорошо знаем, что исключение из состава Политбюро ЦК КПСС — это окончательное и бесповоротное снятие с выборного поста главы государства.

Никакая степень свободы и демократии немыслима без борьбы идей. Монопольное  положение единственной в стране партии, подчинение идеологии этой партии всех сторон государственной, политической, экономической и общественной жизни может быть признано полезным или вредным для общества, но не может быть, не должно именоваться демократией. [8.79]

Мы уже  устали удивляться тому, что главы  государств подписывают международные  договора и соглашения не с главой СССР, а с партийным руководителем. Теперь удивляться уже не надо. Конституция  закрепляет законодательно то положение, что основой политического строя  нашей страны являются не Советы депутатов  трудящихся, а КПСС.

Не затрагивая большого и самостоятельного вопроса  о степени эффективности социалистической экономики, позволю себе сделать  по главе 2 следующие замечания:

1. Ст. 13 Конституции  декларирует свободный труд советских  людей как источник роста общественного  благосостояния народа.

Такая декларация не вызывает возражений сама по себе, но должна обязательно сопровождаться категорическим указанием на недопустимость всех форм принудительного труда  в том его понимании, которое  содержится в Конвенции Генеральной  конференции Международной организации  труда 29, ратифицированной СССР, вступившей в силу для СССР 23/VI — 1957 г. и неуклонно  и повседневно нарушаемой в нашей  стране (достаточно напомнить, что в  СССР установлена уголовная ответственность  за то, что трудоспособный гражданин  не работает).

2. Ст. 16 Конституции  декларирует участие коллективов  трудящихся и общественных организаций  в управлении предприятиями и  объединениями. Однако не установлено  форм и способов этого участия. 

Не установлено  процедуры разрешения, могущих иметь место конфликтов в сфере управления производством, в решении вопросов организации труда и быта и т.д. (арбитраж, право на забастовку или иные способы разрешения конфликтов между администрацией и трудящимися).

Учитывая  печальный исторический опыт отставания и застоя в ряде отраслей науки  в результате директивно-административно-репрессивно  построенного «руководства» наукой (кибернетика, генетика, социология и т.д.), необходимо установить в ст. 26 полную свободу научного поиска и исследования, без которого нет и не может быть подлинного прогресса в науке.

Хотя, очевидно, нельзя отказаться от всеобщей воинской обязанности, но безусловная принудительность этой обязанности противоречит нравственным устоям человеческого общества и  не способствует укреплению обороноспособности страны. Необходимо предусмотреть хотя бы минимальные возможности освобождения по идейным и религиозным мотивам  или, по меньшей мере, устранить уголовную  ответственность за отказ от военной  службы по таким мотивам. [8.69]

В ст. 33 Конституции  обязательно должна быть сформулирована норма, согласно которой гражданство  является добровольным и любой отказ  отдельного гражданина от советского гражданства должен удовлетворяться  независимо от мотива такого отказа.

Без неограниченного  права отказа от гражданства нет  и не может быть подлинной свободы  и демократии для личности, для  человека.

В тех  же целях предоставления человеку (личности) подлинных демократических прав в ст. 38 Конституции наряду с предоставлением  права политического убежища  иностранцам необходимо предусмотреть  предоставление права выезда из страны гражданина, обратившегося с просьбой о политическом убежище к какому-либо иностранному государству и получившему  такое право.

Информация о работе Конституция 1977 года