Конституционные права и свобод человека и гражданина

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 09:35, курсовая работа

Краткое описание

Правовой статус личности - важный институт отрасли конституционного права. Своё воплощение он получил во второй главе Конституции Российской Федерации: «Права и свободы человека и гражданина». В нормах этой главы конкретизирована одна из основ конституционного строя России, провозглашённая в ст. 2: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации 6
2. Классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации 9
3. Обязанности человека и гражданина. 13
4. Основания ограничения прав и свобод человека и гражданина 16
5. Личные права и свободы. 20
6. Политические права и свободы. 24
7. Социально-экономические права и свободы. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 35

Файлы: 1 файл

министерство образования и науки Российской Федераци1.docx

— 76.43 Кб (Скачать)

 

5   ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ 

В отличие  от личных прав и свобод, которые  по своей природе неотчуждаемы и  принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права  и свободы связаны с обладанием гражданства государства. Это различие отражает Конституция, адресуя личные права каждому, политические - гражданам. Тема гражданства в нашей стране в последние годы приобрела исключительную актуальность. Распад СССР, необходимость формирования нового гражданства в России, затрагивающего судьбы миллионов людей, стали предметом интереса и обсуждения широкой общественности страны.

Существенно возрос интерес к гражданству  и в связи с провозглашением  в нашей стране человека, его прав и свобод высшей ценностью. Гражданство  является звеном между народным суверенитетом  и свободой личности. В свою очередь, в прямой зависимости и связи  с гражданством находятся права, свободы и обязанности человека, их объем и содержание. Гражданство  является непременной предпосылкой для обладания лицом всей суммой конституционных и иных прав и  свобод, возложения на него предусмотренных  конституцией и другим законодательством  обязанностей, а также для защиты его прав и интересов не только внутри данного государства, но и  за рубежом в дипломатическом  порядке и других установленных  в межгосударственном общении формах.

Институт  гражданства выполняет двоякую  социально-юридическую функцию. С  одной стороны, гражданство выступает  как средство и способ защиты прав индивида, с другой - как институт защиты прав и интересов государства. Равновесие между этими двумя  аспектами функциональной характеристики гражданства является отражением адекватного  соотношения интересов и прав личности и интересов общества и  государства.25 

      Связь политических прав и свобод с гражданством не означает, что они носят вторичный  характер, производны от воли государства. Они выступают как естественные права каждого гражданина демократического государства.

      Естественный  характер прав и свобод гражданина вытекает из того, что носителем  суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный  народ. Эта основа конституционного строя РФ реально реализуется  через политические права каждого  гражданина.

      Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть.

      Граждане - каждый гражданин как таковой - участвует в осуществлении власти.

      В соответствии со ст.60 Конституции гражданин  РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности  с 18 лет. Это норма, прежде всего, касается политических прав и свобод. Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и свободы, является право  участвовать в управлении делами государства (ст.32). Право каждого  члена любого сообщества, ассоциации, в том числе государственной, участвовать в управлении общими делами - неотъемлемое демократическое  начало в её организации. Право, закрепленное в ст.32, адресовано каждому гражданину, а не политически организованной совокупности граждан, ассоциированных  как народ, ибо народ не “участвует”  в управлении, а осуществляет власть, являясь субъектом этой власти (ст.3). Осуществление рассматриваемого права  граждан выражается в различных  формах, как непосредственно, так  и через представителей. Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные  органы и органы местного самоуправления (ст.33) Граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе, к отправлению правосудия (ст.32 ч.4, 5).26 В федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» говорится о том, что «в систему государственной службы входят следующие её виды: государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба. Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации. Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы. Другие виды федеральной государственной службы устанавливаются путём внесения изменений и дополнений в настоящий федеральный закон».27

      Важным  правом, связанным с участием граждан  в управлении делами государства, является закрепляемое за каждым право на объединение, включая право создавать профсоюзы  для защиты своих интересов (ст.30).

      14 апреля 1995 года ГД принят ФЗ  “Об общественных объединениях”.28

      В соответствии с законом, предметом  его регулирования являются общественные отношения, возникающие в связи  с реализацией гражданами права  на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией  общественных объединений. Иностранные  граждане и лица без гражданства  имеют равные права с гражданами Российской Федерации в сфере  отношений, регулируемых настоящим  ФЗ, за исключением случаев, установленных  ФЗ или международными договорами РФ. Этот закон распространяется на все  общественные объединения, за исключением  религиозных и коммерческих организаций. Содержание же права граждан  раскрывается вправе создавать на добровольной основе общественные отношения для защиты своих общих интересов и достижения общих целей, праве вступать в  существующие общественные объединения либо воздержаться от вступления в них, а также в праве беспрепятственно выходить из общественных объединений.

      Выражением  социальной и политической активности граждан, их воздействия на процессы управления государством является право  собираться мирно, без оружия, проводить  собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирование (ст.31). Следует  отметить, что многие формы участия  граждан в управлении делами государства  в настоящее время не используются в достаточной степени эффективно - низкая активность избирателей, слабый интерес к деятельности избранного представителя. С другой стороны, препятствием к реализации прав граждан на участие в управлении государственными делами являются высокий уровень бюрократизма в государственных органах, волокита, чрезмерная закрытость их деятельности, отсутствие целенаправленной активности государства на развитие общественной активности граждан.

 

  1.   СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ
 

      Особую  группу прав и свобод человека и  гражданина составляют социально-экономические  права и свободы.

      Они касаются таких важных сфер жизни  человека, как собственность, труд, отдых, здоровье, образование, и призваны обеспечить физические, материальные. Духовные и другие, социально значимые потребности личности. Прежде ярко проявлялась ориентация на главенствующую роль государства в предоставлении экономических и социальных благ человеку, которого оно как бы окружало со всех сторон опекой. Личность была всего  лишь пользователем этих благ, пассивным  их созидателем по указаниям государства. Государству-собственнику нужен был  именно наемный труженик. Отказ от глобального огосударствления экономики, признание того, что объективно необходима частная собственность, основанная на экономической заинтересованности, активности и ответственности человека, не могли не привести к изменению  роли государства в обеспечении  социально-экономических прав и  свобод личности. Ответственность ложится  на всех субъектов экономической  и социальной деятельности при возрастающей активности и индивидуальной ответственности  самого человека. Такая система гарантий социально-экономических прав ещё  не сложилась.

      Социальная  роль государства закреплена в ст.7 Конституции как одна из важных основ  конституционного строя России. Государственные  гарантии социально-экономических  прав и свобод человека включают широкую  систему форм воздействия на их реализацию.

      Выделим следующие:

  1. законодательное закрепление таких условий экономической деятельности всех её субъектов, при которых человека реально обладает всеми конституционно признанными социально-экономическими правами и свободами.
  2. установление гарантированного минимального размера заработной платы, государственных пенсий и пособий и иных гарантий социальной защиты; общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования; государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пенсионеров и пожилых граждан, развитие социальных служб;
  3. осуществление контроля над соблюдением законодательства, обеспечивающего социально-экономические права;
  4. создание правовых, политических, материальных, организационных условий для поддержки личной инициативы человека в экономической сфере;
  5. эффективная защита социально-экономических прав и свобод человека в предусмотренных законом формах, в том числе и судебная защита.
 

      К социально-экономическим правам и  свободам, закрепленным в Конституции, относятся свобода предпринимательской  деятельности, право частной собственности, в том числе и на землю, свобода  труда и право на труд в надлежащих условиях, право на отдых, охрана семьи. Также относится право социального  обеспечения, право на жилище, право  на охрану здоровья, на благоприятную  окружающую среду, право на образование, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов  творчества, преподавания, право пользования  учреждениями культуры (ст. ст. 34-44).29 Многие и ранее закреплялись в Конституциях. Но отличие действующей Конституции заключается не только в расширении перечня рассматриваемых прав и свобод, но и в иной трактовке их содержания. Инициируя необходимую экономическую и социальную активность каждого человека как естественную основу утверждающихся в стране рыночных отношений, Конституция закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской,  и иной не запрещенной законом деятельности (ст.34). Чтобы обеспечить правомерные, цивилизованные условия становления и развитие рыночных отношений, Конституция устанавливает запрет на экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Важнейшее место в системе экономических прав и свобод занимает право частной собственности (ст.35). Раньше это право рассматривалось как эксплуатация человека человеком, и государство стремилось конституировать коллективные формы собственности, оставляя за гражданами только право личной собственности на сбережения, жилой дом, подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего обихода и личного потребления и удобства. Конституция 1993 года признание и защиту частной собственности, равно как и других форм, отнесла к основам конституционного строя, расширила гарантии её охраны, в том числе посредством судебных органов. В ч.3 ст. 35 конституции установлено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Конституция закрепила без каких-либо оговорок и ограничений право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю, свободно осуществлять владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, не нанося ущерба окружающей среде и не нарушая прав и законных интересов других лиц (ст. 36 ч. 1, 2) В условиях рыночной экономики претерпело изменение и содержание прав человека в сфере труда (ст. 37). Впервые в бывшем Союзе и в России право на труд было закреплено в Конституциях 1936, 1937 г.г. Его содержание раскрывалось как право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством. Конституция РФ 1978 г. добавила к этой дефиниции и право на выбор профессии. Конституция 1993 года более четко сформулировала права человека в сфере труда применительно к рыночным отношениям. Основной упор сделан на закреплении свободы труда, его надлежащих условий и права человека свободно распоряжаться своим трудом. Такое содержание прав в сфере труда объективно обусловлено изменением роли государства, которое перестало быть единственным собственником средств производства, не может вследствие этого быть, как раньше, и единственным работодателем, гарантом, обеспечивающим получением каждым работы. Однако это не означает устранение государства от обеспечения прав граждан в сфере труда.

        Его роль многогранна. Государство:

  1. запрещает принудительный труд;
  2. закрепляет право на труд в условиях, отвечающих требованием безопасности и гигиены, на вознаграждение без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера заработной платы;
  3. утверждает право на защиту от безработицы;
  4. признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных ФЗ способов их разрешения, включая право на забастовку (ФЗ “О порядке разрешения коллективных трудовых споров” 20 октября 1995 года).30

      Государство своей политикой призвано создавать  условия, способствующие экономическому развитию страны, наиболее полной занятости  населения. Оно гарантирует бесплатность начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего и высшего профессионального  и послевузовского образования, если гражданин получает образование  впервые, в государственных и  муниципальных учреждениях. Конституционная  трактовка содержания прав в сфере  труда полностью соответствует  положениям Международного пакта об экономических, социальных, культурных правах. Права в сфере труда  включают и право на отдых. Государство  посредством закона устанавливает  разумную продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные  дни, оплачиваемые ежегодные отпуска. Социальное развитие общества в значительной степени зависит от статуса первичной ячейки общества - семьи, защищенности материнства и детства. В ст. 38 закреплена общая норма о том, что они находятся под защитой государства. Тут же определены взаимные права родителей и детей. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. К числу таких прав относится, и право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.39). Конституционно закрепляется право на жилище (ст. 40). Оно включает: защиту жилища, в силу которой никто не может быть произвольно лишен жилища; поощрение органами государственной власти и органами МСУ жилищного строительства и создание условий для него; бесплатное или за доступную плату предоставление жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, из государственных, муниципальных жилищных фондов. Поощряется кооперативное и индивидуальное жилищное строительство, на которое предоставляются ссуды, не облагаемые налогом. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41) предполагает бесплатность последней в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её1 состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями (ст. 42).  К числу социально-экономическим правам относится и право на образование (ст.43). Конституция закрепила обязательность основного общего образования. Родители или лица их заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми этого образования. Развивается сфера и негосударственных учебных заведений и учреждений. Государство устанавливает стандарты обучения. В соответствии со ст.44 каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. 

Информация о работе Конституционные права и свобод человека и гражданина