Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 09:35, курсовая работа
Правовой статус личности - важный институт отрасли конституционного права. Своё воплощение он получил во второй главе Конституции Российской Федерации: «Права и свободы человека и гражданина». В нормах этой главы конкретизирована одна из основ конституционного строя России, провозглашённая в ст. 2: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации 6
2. Классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации 9
3. Обязанности человека и гражданина. 13
4. Основания ограничения прав и свобод человека и гражданина 16
5. Личные права и свободы. 20
6. Политические права и свободы. 24
7. Социально-экономические права и свободы. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 35
5 ПОЛИТИЧЕСКИЕ
ПРАВА И СВОБОДЫ
В отличие от личных прав и свобод, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданства государства. Это различие отражает Конституция, адресуя личные права каждому, политические - гражданам. Тема гражданства в нашей стране в последние годы приобрела исключительную актуальность. Распад СССР, необходимость формирования нового гражданства в России, затрагивающего судьбы миллионов людей, стали предметом интереса и обсуждения широкой общественности страны.
Существенно
возрос интерес к гражданству
и в связи с провозглашением
в нашей стране человека, его прав
и свобод высшей ценностью. Гражданство
является звеном между народным суверенитетом
и свободой личности. В свою очередь,
в прямой зависимости и связи
с гражданством находятся права,
свободы и обязанности
Институт
гражданства выполняет двоякую
социально-юридическую функцию. С
одной стороны, гражданство выступает
как средство и способ защиты прав
индивида, с другой - как институт
защиты прав и интересов государства.
Равновесие между этими двумя
аспектами функциональной характеристики
гражданства является отражением адекватного
соотношения интересов и прав
личности и интересов общества и
государства.25
Связь политических прав и свобод с гражданством не означает, что они носят вторичный характер, производны от воли государства. Они выступают как естественные права каждого гражданина демократического государства.
Естественный характер прав и свобод гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ. Эта основа конституционного строя РФ реально реализуется через политические права каждого гражданина.
Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть.
Граждане
- каждый гражданин как таковой -
участвует в осуществлении
В соответствии со ст.60 Конституции гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Это норма, прежде всего, касается политических прав и свобод. Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и свободы, является право участвовать в управлении делами государства (ст.32). Право каждого члена любого сообщества, ассоциации, в том числе государственной, участвовать в управлении общими делами - неотъемлемое демократическое начало в её организации. Право, закрепленное в ст.32, адресовано каждому гражданину, а не политически организованной совокупности граждан, ассоциированных как народ, ибо народ не “участвует” в управлении, а осуществляет власть, являясь субъектом этой власти (ст.3). Осуществление рассматриваемого права граждан выражается в различных формах, как непосредственно, так и через представителей. Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33) Граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе, к отправлению правосудия (ст.32 ч.4, 5).26 В федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» говорится о том, что «в систему государственной службы входят следующие её виды: государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба. Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации. Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы. Другие виды федеральной государственной службы устанавливаются путём внесения изменений и дополнений в настоящий федеральный закон».27
Важным
правом, связанным с участием граждан
в управлении делами государства, является
закрепляемое за каждым право на объединение,
включая право создавать
14
апреля 1995 года ГД принят ФЗ
“Об общественных объединениях”
В
соответствии с законом, предметом
его регулирования являются общественные
отношения, возникающие в связи
с реализацией гражданами права
на объединение, созданием, деятельностью,
реорганизацией и (или) ликвидацией
общественных объединений. Иностранные
граждане и лица без гражданства
имеют равные права с гражданами
Российской Федерации в сфере
отношений, регулируемых настоящим
ФЗ, за исключением случаев, установленных
ФЗ или международными договорами РФ.
Этот закон распространяется на все
общественные объединения, за исключением
религиозных и коммерческих организаций.
Содержание же права граждан раскрывается
вправе создавать на добровольной основе
общественные отношения для защиты
своих общих интересов и
Выражением
социальной и политической активности
граждан, их воздействия на процессы
управления государством является право
собираться мирно, без оружия, проводить
собрания, митинги и демонстрации,
шествия, пикетирование (ст.31). Следует
отметить, что многие формы участия
граждан в управлении делами государства
в настоящее время не используются
в достаточной степени
Особую группу прав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические права и свободы.
Они
касаются таких важных сфер жизни
человека, как собственность, труд,
отдых, здоровье, образование, и призваны
обеспечить физические, материальные.
Духовные и другие, социально значимые
потребности личности. Прежде ярко
проявлялась ориентация на главенствующую
роль государства в предоставлении
экономических и социальных благ
человеку, которого оно как бы окружало
со всех сторон опекой. Личность была всего
лишь пользователем этих благ, пассивным
их созидателем по указаниям государства.
Государству-собственнику нужен был
именно наемный труженик. Отказ от
глобального огосударствления экономики,
признание того, что объективно необходима
частная собственность, основанная
на экономической
Социальная роль государства закреплена в ст.7 Конституции как одна из важных основ конституционного строя России. Государственные гарантии социально-экономических прав и свобод человека включают широкую систему форм воздействия на их реализацию.
Выделим следующие:
К
социально-экономическим правам и
свободам, закрепленным в Конституции,
относятся свобода
Его роль многогранна.
Государство
своей политикой призвано создавать
условия, способствующие экономическому
развитию страны, наиболее полной занятости
населения. Оно гарантирует бесплатность
начального профессионального образования,
а также на конкурсной основе бесплатность
среднего и высшего профессионального
и послевузовского образования,
если гражданин получает образование
впервые, в государственных и
муниципальных учреждениях. Конституционная
трактовка содержания прав в сфере
труда полностью соответствует
положениям Международного пакта об
экономических, социальных, культурных
правах. Права в сфере труда
включают и право на отдых. Государство
посредством закона устанавливает
разумную продолжительность рабочего
времени, выходные и праздничные
дни, оплачиваемые ежегодные отпуска.
Социальное развитие общества в значительной
степени зависит от статуса первичной
ячейки общества - семьи, защищенности
материнства и детства. В ст. 38 закреплена
общая норма о том, что они находятся под
защитой государства. Тут же определены
взаимные права родителей и детей. Забота
о детях, их воспитание - равное право и
обязанность родителей. Трудоспособные
дети, достигшие 18 лет, должны заботиться
о нетрудоспособных родителях. К числу
таких прав относится, и право на социальное
обеспечение по возрасту, в случае болезни,
инвалидности, потери кормильца, для воспитания
детей и в иных случаях, установленных
законом (ст.39). Конституционно закрепляется
право на жилище (ст. 40). Оно включает: защиту
жилища, в силу которой никто не может
быть произвольно лишен жилища; поощрение
органами государственной власти и органами
МСУ жилищного строительства и создание
условий для него; бесплатное или за доступную
плату предоставление жилища малоимущим,
иным указанным в законе гражданам, нуждающимся
в нем, из государственных, муниципальных
жилищных фондов. Поощряется кооперативное
и индивидуальное жилищное строительство,
на которое предоставляются ссуды, не
облагаемые налогом. Право на охрану здоровья
и медицинскую помощь (ст.41) предполагает
бесплатность последней в государственных
и муниципальных учреждениях здравоохранения
за счет средств соответствующего бюджета,
страховых взносов и других поступлений.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую
среду, достоверную информацию о её1 состоянии
и на возмещение ущерба, причиненного
его здоровью или имуществу экологическими
правонарушениями (ст. 42). К числу социально-экономическим
правам относится и право на образование
(ст.43). Конституция закрепила обязательность
основного общего образования. Родители
или лица их заменяющие, обязаны обеспечить
получение детьми этого образования. Развивается
сфера и негосударственных учебных заведений
и учреждений. Государство устанавливает
стандарты обучения. В соответствии со
ст.44 каждому гарантируется свобода литературного,
художественного, научного, технического
и других видов творчества, преподавания,
право на участие в культурной жизни и
пользование учреждениями культуры, на
доступ к культурным ценностям.
Информация о работе Конституционные права и свобод человека и гражданина