Казахстан в начале 20 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:48, реферат

Краткое описание

В начале XX в. основная территория Казахстана состояла из шести областей: Сыр-Дарьинская и Семиреченская области входили в состав Туркестанского генерал-губернаторства (центр г. Ташкент), Акмолинская, Семипалатинская, Уральская, Тургайская — в состав Степного (центр г. Омск). Территория Внутренней (Букеевской) Орды входила в Астраханскую губернию, а Мангышлакская — в Закаспийскую область. По данным Всероссийской переписи населения 1897 г. на территории края в пределах нынешных границ проживало 4147,8 тыс. человек, из них3392,7 тыс. или 81,7% казахов

Файлы: 1 файл

КАЗАХСТАН В НАЧАЛЕ XX ВЕКА.docx

— 65.90 Кб (Скачать)
">В своей  программе союз казахской молодежи, анализируя общественно-политичесую жизнь Казахстана при Временном правительстве, отмечал, что «Февральская революция... передала власть в руки

того  же царского чиновничества и местного русского кулачества. Местный комитет  Временного правительства, состоявший из этих элементов, вместо равноправного  отношения к казахскому населению поставил своей задачей угнетение и истребление казахского населения». Основную задачу Революционный союз видел в борьбе с Временным правительством, засилием кулачества на местах, в борьбе против волостных, старшин и баев, сторонников Временного правительства и усилении агитации и просвещения среди масс казахского населения.

Март 1917 г. был месяцем выхода местных  социал-демократов из подполья и развертывания  работы среди железнодорожников, городских рабочих и других слоев трудящихся. Работой местных социал-демократов руководили большевики Ташкента, Оренбурга и Омска. Ядро социал-демократичесих организаций этих административных центров, как и прежде, составаляли железнодорожники, в первую очередь рабочие и мастеровые из депо35. Организации РСДРП в Перовске, Казалинске, Актюбинске, Уральске, Петропавловске, Семипалатинске, Шымкенте и других городах и на железнодорожных станциях Казахстана были объединенными: в них состояли как большевики, так и меньшевики.

Организаторами  группы большевиков на ст. Казалинск были кадровые рабочие депо Р. П. Новицкий, В. И. Чекурнов и др. Эта группа имела сильное влияние в Совете рабочих и солдатских депутатов.

В Перовской  объединенной организации РСДРП сложилась также сильная большевистская группа во главе с членом РСДРП с 1906 г., слесарем депо А. В. Червяковым. Ее ядро составляли рабочие депо ст. Перовск (В. В. Агапов, Н. В. Виторский, С. П. Килячков, Я. С. Крышев и др.)36.

Наиболее  крупная большевистская группа действовала  в Оренбургской объединенной организации РСДРП. В состав группы входили главным образом рабочие железнодорожных мастерских идепо ст. Оренбург. Возглавляли ее железнодорожники А. А. Коростелев, П. А. Кобозев и Д. П. Саликов37.

Столь же крупной была группа большевиков  и в Ташкентской объединенной организации РСДРП во главе с  рабочим Н. В. Шумиловым. Только в начале марта в эту организацию вступило около 2000 человек. Значительную часть большевиков ташкентской организации составляли рабочие Главных железнодорожных мастерских Среднеазиатской железной дороги и Бородинских мастерских Ташкентской железной дороги (Ф. И. Колосов, Д. И. Манжара, А. Я. Першин, братья Казаковы, В. С. Ляпин, И. В. Серов и др.) .

Омская  объединенная организация РСДРП  уже к середине апреля 1917 г. насчитывала  в своих рядах около 1000 членов, издавала еженедельную газету «Рабочий».

В Уральской  объединенной организации РСДРП  в апреле 1917 г. также образовалась большевистская группа во главе с  машинистом паровоза Н. А. Покатиловым. Она имела большое влияние на железнодорожников Покровско-Уральского участка Рязанско-Уральской железной дороги.

Упорной и терпеливой деятельностью большевики завоевывали массы трудящихся Казахстана на свою сторону. Так было во многих городах, железнодорожных станциях, в особенности в Оренбурге, Перовске, Петропавловске, Уральске, Актюбинске, Туркестане и др. Достаточно сказать, что П. А. Кобозев и А. А. Коростелсв в Оренбурге, Ф. В. Зинченко в Актюбинске, Н. А. Покатилов в Уральске, И. Дубынин в Петропавловске, А. В. Червяков в Перовске, Р. П. Новицкий в Казалинске и многие другие испытанные руководители большевистских групп в близлежащих к линиям городах Казахстана были выходцами из железнодорожных рабочих и служащих края.

Серьезным успехом рабочего движения Казахстана после победы Февральской революции  было создание широкой сети профессиональных союзов, в оформлении которых большую роль сыграли Учредительный съезд железнодорожников Оренбургско-Ташкентс-кой железной дороги и I съезд рабочих и служащих Омской железной дороги. Последний проходил в г. Омске с 28 апреля по 7 мая 1917 г., на нем присутствовали 174 делегата с правом решающего голоса. Съезд обсудил ряд политических и экономических вопросов: об отношении к Временному правительству и войне, о 8-часовом рабочем дне, об отношении к Советам рабочих, солдатских и крестьянскихдепутатов, о борьбе с контрреволюцией, об отношении к Учредительному собранию, о пенсионном обеспечении и др. По ряду вопросов были приняты резолюции большевиков.

В первые же дни после Февральской революции  были предприняты меры по ликвидации местных органов царской власти и наказанию наиболее рьяных царских служак, были отстранены от занимаемых должностей и арестованы в Уральске вице-губернатор области Мордвинов, начальник жандармерии Балобанов и др., в Омске — генерал-губернатор Западной Сибири Сухомлинов, в Петропавловске — земский и уездный начальники, чины жандармерии, некоторые офицеры местного гарнизона и др., в Оренбурге — тургайский губернатор М. М. Эверсман и др.

В апреле 1917 г. такие же события развернулись на Оренбургско-Ташкентской железной дороге, где по требованию железнодорожников были отстранены от занимаемых должностей начальник дороги, начальник службы движения и другие представители администрации42. Был создан Временный организационный железнодорожный комитет, который 8 апреля избрал временным комиссаром дороги большевика П. А. Кобозева, приступившего тогда же к исполнению обязанностей ее начальника.

Учредительный съезд профсоюза железнодорожников  этой линии, проходивший в конце апреля 1917 г. в Оренбурге, большинством голосов высказался за избрание временного комиссара дороги П. А. Кобозева постоянным ее начальником и 28 апреля об этом телеграфировал Петроградскому Совету рабочих и солдатских депутатов и МПС, а также Ташкентскому и Оренбургскому Советам и местным железнодорожным комитетам.

Руководство Ташкентской железной дороги фактически весь апрель и вплоть до середины мая 1917 г. находилось в руках Временного железнодорожного комитета и избранного им начальника дороги П. А. Кобозева.

Избрание  П. А. Кобозева начальником дороги и  деятельность Временного железнодорожного комитета были своеобразной попыткой ввести рабочий контроль на дороге и сыграли большую роль в сплочении железнодорожников под руководством большевиков.

Одним из основных лозунгов рабочих в этот период было требование 8-часового рабочего дня, который фактически вводился рабочими почти на всем протяжении Оренбургско-Ташкентской и Омской железных дорог. На Риддерской железной дороге ввиду отказа администрации ввести 8-часовой рабочий день и повысить заработную плату рабочие отстранили администрацию от руководства и в течение нескольких дней управляли дорогой сами".

Рабочие стали все яснее понимать контрреволюционную суш-ность политики Временного правительства. Еще 30 апреля 1917 г. железнодорожники Ташкента на своем общем собрании, приветствуя апрельскую демонстрацию рабочих Петрограда, выразили недоверие председателю Туркестанского комитета Временного правительства Н. Н. Щепкину и потребовали коренной реорганизации милиции, удаления из нее бывших полицейских46. Под давлением этих и других требований Туркестанский краевой Совет рабочих и солдатских депутатов выразил недоверие Туркестанскому комитету, который вынужден был обратиться к Временному правительству с просьбой освободить его от возложенных обязанностей.

Местные органы Временного правительства в  Казахстане, опираясь на кулаков, верхи казачества, на байство казахского аула, стремились ослабить революционный порыв рабочих и трудящихся, продолжали грабить население, заставляя их нести бремя империалистической войны. Временное правительство в Казахстане продолжало прежнюю политику самодержавия. Оно приняло постановление об амнистировании участников карательных отрядов, подавлявших восстание 1916 г. в Казахстане и Средней Азии, на местах бывшие уездные и волостные начальники, губернаторы становились комиссарами, председателями гражданских комитетов. В силе оставались старые законы, лишавшие казахов политических прав, в полной неприкосновенности оставались огромные земельные владения и сословные привилегии казачьих войск, свою деятельность продолжало Переселенческое управление, отбиравшее лучшие земли казахского населения.

Возвращающимся  из Китая казахским и киргизским семьям после кровавой расправы царского правительства над участниками восстания 1916 г. Временное правительство выдавало пособие —100 руб. Местные кулаки-шовинисты, пользуясь обстановкой, подвергали коренное население грабежу, насилию, отбирали землю. Комиссар Временного правительства в Семиречье Шкапский заявил, что «ни о каком примирении речи быть не может, и киргизы (казахи) должны быть выселены».

Карательные отряды сохранялись во многих местах и нередко продолжали действовать  прежними методами и после февраля 1917 г.

Временное правительство о проведении земельной  реформы решило объявить на Учредительном собрании, которое должно было состояться после победы на войне. В национальном вопросе Временное правительство провозгласило декрет «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений», однако право нации на самоопределение, о судьбах малых народов и национальных меньшинств и другие вопросы были обойдены.

Информация о работе Казахстан в начале 20 века