Казахстан в начале 20 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:48, реферат

Краткое описание

В начале XX в. основная территория Казахстана состояла из шести областей: Сыр-Дарьинская и Семиреченская области входили в состав Туркестанского генерал-губернаторства (центр г. Ташкент), Акмолинская, Семипалатинская, Уральская, Тургайская — в состав Степного (центр г. Омск). Территория Внутренней (Букеевской) Орды входила в Астраханскую губернию, а Мангышлакская — в Закаспийскую область. По данным Всероссийской переписи населения 1897 г. на территории края в пределах нынешных границ проживало 4147,8 тыс. человек, из них3392,7 тыс. или 81,7% казахов

Файлы: 1 файл

КАЗАХСТАН В НАЧАЛЕ XX ВЕКА.docx

— 65.90 Кб (Скачать)

Рабочее движение в Казахстане в 1905—1907 гг. вступило в новый этап своего развития. В эти годы произошел ряд крупных политических и экономических выступлений рабочих, тесно связанных с общим ходом революционных процессов в России: забастовки на Успенском медном руднике в декабре 1905 г., Спасском медеплавильном заводе, в Карагандинских копях и на Успенском руднике в июне 1907 г., на предприятиях Семипалатинска, Уральска, Актюбинска, Верного, Кустаная и других городов.

Наибольшего размаха забастовки и стачки рабочих  в Казахстане получили на железнодорожном  транспорте. В годы революции на линиях края неоднократно прекращалось движение поездов, железнодорожники явочным порядком вводили 8-часовой рабочий день, добивались ряда уступок со стороны администрации, создавали профсоюзы, брали в свои руки руководство станциями, участками, а иногда целыми дорогами; организовывали боевые дружины и т. д. Возникшие в период высшего подъема революции в октябре-декабре 1905 г. железнодорожные комитеты Перовска, Петропавловска, Уральска и других станций края, наравне с Советами рабочих депутатов «фактически являлись зачатками новой революционной власти».

Первая  российская революция 1905—1907 гг. способствовала возникновению в крае первых групп и организаций РСДРП. Большую роль в этом сыграли Сибирский, Астраханский, Самарский, Саратовский комитеты РСДРП, действовавшие в непосредственной близости к Казахстану. Особое значение имел «Сибирский социал-демократический Союз», возникший в 1904 г., в особенности его Омская организация, которая проводила большую пропагандистскую работу и среди трудящихся, в первую очередь рабочих Петропавловска, Кокчетава и других северо-восточных районов Казахстана, а также Семиречья.

Первым  марксистским кружком самообразования  в Казахстане был кружок в Атбасаре, организованный ссыльным рабочим с  Урала А. Д. Ушаковым в 1896 г. В начале XX в. марксистские кружки возникли в Акмолинске, Петропавловске, Уральске, Кустанае, Семипалатинске, Верном и других городах края.

Постепенно  марксистские кружки Казахстана от изучения и пропаганды революционных идей переходили к политической агитации и практическим выступлениям. В первые месяцы революции на базе ранее существовавших марксистских кружков оформились организации РСДРП в Перовске и Уральске, социал-демократические группы в Петропавловске, Казалинске и Туркестане, а несколько позднее в Акмолинске, Кокчетаве, Актюбинске, Павлодаре и других городах края. В 1906 г. оформилась организация РСДРП и в Семипалатинске.

С событиями  революции 1905—1907 гг. связано и начало профсоюзного движения в крае. Одним из первых был создан профсоюз железнодорожников в Уральске (ноябрь 1905 г.), во главе которого стояли Н. Смуров (впоследствии один из командиров Чапаевской дивизии), Н. А. Покатилов и Н. И. Ульянов. В Уральске действовал также ряд профсоюзных организаций, среди которых наиболее сплоченным и боевым после железнодорожного являлся профсоюз типографских рабочих.

Наиболее  крупным был профсоюз железнодорожников  Оренбург-ско-Ташкентской железной дороги, который в 1906 г. объединял б тыс. человек, т. е. 40,8% всех рабочих и служащих линии.

Своебразной профсоюзной организацией горняков Казахстана был Русско-Киргизский союз на Успенском руднике. В целом по Казахстану, по приблизительным подсчетам, в годы первой российской революции действовало 20—25 профсоюзов рабочих и служащих, объединявших всего 3,5% от их общей численности.

Это говорит  не только о слабости рабочего движения в крае, что обусловливалось малочисленностью местных рабочих, их низкой концентрацией  по предприятиям и сезонностью производственной деятельности, но и о социально-экономической  отсталости края, где подавляющую  часть населения составляли казахские  шаруа и переселенческое крестьянство.

Аграрное  движение в Казахстане, получившее некоторое развитие в условиях первой буржуазно-демократической революции, в целом оставалось слабым и не вышло за рамки отдельных разрозненных крестьянскихвыступлений. Эти стихийные акты протеста против произвола баев — феодалов и представителей колониальных органов в основном ограничивались избиением хозяев, представителей власти, отказом от уплаты налогов и выполнения повинностей, угоном их скота, потравой посевов и т. д. Так, например, казахские шаруа из Арганатинской волости Лепсинского уезда Семиреченской области в количестве 200 чел. в начале 1905 г. убили волостного правителя, избили сопровождавших его стражников и баев16. Летом 1905 г. происходили волнения казахской бедноты в Семипалатинской, Тур-гайской, Уральской и Сыр-Дарьинской областях.

В ноябре 1905 г. во многих казахских аулах происходили  многолюдные собрания, на которых обсуждались положения царского манифеста 17 октября и нужды шаруа. Многолюдная демонстрация состоялась 15 ноября 1905 г. в г. Каркаралинске, в которой совместно с рабочими, крестьянами-переселенцами и солдатами участвовала большая группа верховых казахских джигитов из аулов и волостей этого уезда .

Крестьянские  выступления происходили и в  уйгурских и дунган-ских кишлаках Семиречья, беднота которых протестовала против захвата крупными феодалами общинного землевладения, а также

против  царских чиновников. Волнения прошли и среди недавно переселившихся из центральный губерний русских крестьян, беднейшей части казачества и солдат отдельных гарнизонов.

В борьбе казахских шаруа против социального гнета значительное место заняла петиционная кампания, т. е. подача жалоб и прошений в вышестоящие правительственные инстанции вплоть до царя — «акпадши». Эти петиции, многочисленные и разнообразные как по содержанию, так и по происхождению, не только характеризуют еще сохранившуюся у казахских крестьян веру в справедливость царя, но являются своеобразной формой протеста против произвола, выразившегося в изъятии у коренного населения плодородных земель, пастбищ и лугов, против непосильных налогов, повинностей и других злоупотреблений. Особо следует отметить обращение казахских крестьян к русскому народу «От киргиз — русским», которое было в феврале 1907 г. опубликовано в газетах «Оренбургский край», «Уральский дневник» (на татарском языке в г. Оренбурге). В нем подчеркивалась гибельность колонизаторской политики царизма не только для казахского населения, но и для всей трудовой России. Это обращение показывает политическое пробуждение казахских шаруа, их стремление к совместной с русскими рабочими и крестьянами борьбе против угнетения.

В развитии рабочего и аграрного движения в  Казахстане, освободительной борьбы в крае в целом определенную роль сыграла узкая интеллигентская прослойка, зародившаяся на рубеже XIX—XX вв. По своему составу и направлениям, характеру общественно-политической деятельности она объединяла различные группы, но основную ее часть составляли представители колониальной администрации, включая врачей, учителей, адвокатов и др. Это были выходцы из дворян, разночинной среды и низших слоев общества. Большинство их занимало проправительственные, имперские позиции, но политические ссыльные, среди которых было немало социал-революционеров, социал-демократов и других революционных элементов, принимали особенно активное участие в выступлениях городских трудящихся края. Во многих городах возникли организации как революционных и либерально-демократических (кадеты, октябристы и т. д.), так и черносотенных партий.

Особо важно отметить значение казахской  интеллигенции в национально-освободительном движении, которое тесно переплеталось с борьбой казахского населения за справедливое решение аграрного вопроса в крае. Ряды местных интеллигентов различались по своим воззрениям и действиям. Некоторые из них, в основном выходцы из низов, придерживались социалистических идей, сотрудничали с социал-демократами, эсерами. Так, например, Мухаммед-Максут Хамидуллин-Бекметов — телеграфист Омской почтово-телеграфной конторы, выходец из Каркаралинска, поддерживавший тесный контакт со своими земляками, в особенности накануне и в период всероссийской политической стачки в октябре 1905 г., занимался пропагандой революционных идей в Северном Казахстане.

Другая, более значительная не только по численности, но и по влиянию, часть казахской  интеллигенции стояла на либерально-демократических  позициях. Это были в основном представители  феодально-аристократической верхушки степи — А. Букейханов, Б. Каратаев и др., хотя среди них были и выходцы из среднихи низших слоев аула (А. Байтурсынов и др.). Они в декабре 1905 г. в Уральске провели съезд делегатов казахского населения пяти областей и пытались создать свою партию—филиал конституционно-демократической партии России, которая должна была отстаивать национальные интересы казахов. В феврале 1906 г. в Семипалатинске состоялся второй съезд казахов, который одобрил близкую к кадетам программу, но включил в нее требования о прекращении переселения в край крестьян, признания всех земель Казахстана собственностью коренного населения, открытия школ и т. д. Они выступали за свободу вероисповедания, развитие национальной культуры, распространение казахского языка наравне с другими языками в Казахстане.

Национально-освободительное  движение казахов в эти годы приняло и формы религиозной борьбы, в ходе которой выдвигались требования организации особого мусульманского духовного управления, строительства мечетей, открытия духовных школ, преподавания ислама в школах на казахском языке, выдачи заграничных паспортов для паломничества в Мекку и т. д.

В повышении  политического сознания населения  Казахстана определенную роль сыграли  выборы в Государственную думу, во время которых развернулась борьба политических партий за голоса избирателей. Они показали, что в наиболее крупных  областях края со значительным числом русского населения большим влиянием пользовались социал-демократы и трудовики, а среди казахского населения — представители либерально-демократической национальной интеллигенции. В I Государственную думу от Казахстана было избрано девять депутатов: четыре от казахского населения и пять — от русского населения. Во II Государственной думе от Казахстана было уже 13 депутатов, в том числе от казахского населения — пять.

Во II Государственной  думе депутаты от казахского населения  примыкали к кадетам и входили  в мусульманскую фракцию, совместно с другими «националами» России добивались прекращения переселения крестьян на окраины.

Таким образом, события в Казахстане в  годы первой российской революции 1905—1907 гг., в особенности выступления  рабочих, крестьян и интеллигенции, национально-освободительное движение и т. д., несмотря на их слабость и разрозненность, стали политической школойдля местных трудящихся, опыткоторой имибыл использован в дальнейшей борьбе за национальное и социальное освобождение. 

§ 3. Борьба трудящихся Казахстана в условиях нового революционного подъема и первой мировой войны

      После поражения первой российской революции в стране наступил период реакции. Были запрещены демонстрации, митинги и собрания, разгромлены Уральская, Петропавловская, Семипалатинская, Верненская, Перовская и другие социал-демократические организации и профессиональные союзы. По закону от 3 июня 1907 г. о роспуске II Государственной думы и введении новой системы выборов, казахи и другие народности, населявшие край, лишались избирательных прав. Усилился полицейский надзор за служащими, рабочими и крестьянами. Владельцы промышленных предприятий Перовс-ка, Акмолинска, Уральска, промыслов «Эмба», «Доссор» и др. увольняли с работы «неблагонадежных рабочих, вносили в «черные списки» активистов, организаторов выступлений, волнений масс». На предприятиях были увеличены нормы выработки, продолжительность рабочего дня, снижены расценки, широкий размах получили штрафы. Черносотенные организации «Союза русского народа», «Союза Михаила Архангела» и др. устраивали погромы, разжигали национальную вражду.

Для подавления выступлений крестьян-переселенцев, казахских шаруа из гарнизонов направлялись казаки, отряды карателей. Так, в апреле 1909 г. по телеграфному запросу из Перми в Кустанай была направлена сотня казаков для подавления недовольства казахов, выступавших против переселенческой политики царизма.

Обострение  аграрного вопроса в центре России царское правительство пыталось разрешить путем колонизации своих окраин, в том числе Казахстана, переселением крестьян. Колонизация земель сопровождалась массовым изъятием у казахского населения пол видом «излишков» лучших плодородных земель, в том числе обжт Hk и освоенных. Только в 1906—1912 гг. было изъято свыше 17 млн. дес i гин земли.

По закону от 9 июня 1909 г. землеустройство производилось  по двум нормам: переселенческой — по 15 и кочевой — по 12 дес. Представители аграрно-демократического направления, выступая по аграрному вопросу, пропагандировали переход казахов на оседлость. Так как царское правительство стремилось как можно больше изъять земель у казахского населения, переход на оседлую форму хозяйствования позволял им сохранить удобные земли, тем более казахским шаруа предлагалось получить землю по переселенческой норме с «правом постоянного неотъемлемого владения землей».

Усиление  национально-колониального гнета, аграрная политика царизма, проникновение капиталистических  отношений в социально-экономическую жизнь края привели к росту национального самосознания казахского народа. Национальное движение в казахском обществе было неоднородным, существовали различные идейно-политические течения, ядром которых выступали национальная интеллигенция, выпускники университетов и училищ Петербурга, Москвы, Казани, Томска, Омска и Оренбурга. Наиболее выражавшими мнение различных идейно-политических течений национальной интеллигенции были журнал «Айкап» и газета «Казах».

Информация о работе Казахстан в начале 20 века