Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 21:50, реферат
В 1227 году на территории Дешт-и-Кипчака было образовано протоказахское государство в составе Золотой Орды — Белая Орда (Улус Орда-Ежена). После отделения от Золотой Орды Белая Орда в 1361 году становится независимым государством. Но после смерти Барак-хана в 1428 году Белая Орда распадается на ханство Абулхаир-хана и Ногайскую Орду. Оставшаяся земля была поделена между Мустафой-ханом на юге и Мухаммед-ханом на севере.
1 История
1.1 Предыстория
1.2 Образование ханства
1.3 Расцвет ханства при Касыме
1.4 Гражданская война в Казахском ханстве
1.5 Казахское ханство при Хак-Назаре
1.6 Казахское ханство после Хак-Назара
1.7 Казахское ханство при Есим-хане
1.8 Реформы при Есим-хане
1.9 Джунгарское вторжение
2 Разделение Казахского ханства на жузы
2.1 Казахское ханство при Абылай-хане
2.2 Казахское ханство при хане Кенесары
3 Административное деление Казахского ханства
4 Ханы
4.1 Избрание ханов в Казахском ханстве
5 Ханы Казахского ханства
6 Правители Улы (Старшего) жуза
7 Правители Орта (Среднего) жуза
8 Правители Киши (Младшего) жуза
8.1 Правители Младшего жуза от России
8.2 Правители Младшего жуза, выбранные народом
9 Правители Внутренней (Бокеевской) Орды
10 Бии (наставники и народные судьи казахских жузов)
11 Военные деятели
12 Примечания
13 Ссылки
«Жеты-Жаргы»: Убийство мужчины – 1т голов скота, женщины - 500. Особо наказывались за изнасилование. Если ответчик не мог платить штраф – платила община. Убийство султана – кун за 7 человек (классовое неравенство). Кража скота и имущества – тяжкое преступление – били плетьми.
Города:
Сыгнак – «торговая
гавань»; столица первых казахских правителей;
некрополь Шайбанидов
Туркестан (Яссы) – крупный торговый пункт,
центр земледельческого округа; на рубеже
16в – 17в стал столицей; религиозный центр
Сауран – система оборонительных сооружений
Сайрам (Испиджаб) – хорошо укрепленная
крепость, крупный торгово-ремесленный
центр юга на стыке торговый и военных
путей; административный центр вилайета
Сузак – главный город севера Каратау,
главная стратегическая опора казахских
правителей, хорошая крепость; торгово-ремесленный
центр, выдвинутый в степь
Отрар – крупный торгово-ремесленный
центр юга; в 16в здесь были наместники
Шайбанидов; памятник городской культуры
15в; единственный спецквартал - «квартал
гончаров»
История:
По «Тарихи Рашиди» казахами называлось все население подвластное Джанибеку и Керею. Источники упоминают всего о 20 городах. По свидетельству Исфахани в начале 16в в КХ было около 10 улусов. Рузбихан говорит о «30 крепостях», из которых лишь 5-6 были крупными культурно-экономическими центрами. Восточный Дешт-и-Кипчак, Семиречье, Южный К назывались Туркестаном. В городах Туркестана 15в – 16в – фортификационная система. В 15в - 17в – арабская графика. Начало формирование казахской народности – 2т–1т\д, этот процесс завершился к 15в - 16в. С древнетюркского «казах» переводится как «вольный, независимый». Этнооснову казахов составили многочисленные племена разных эпох. Термин«Казахстан» («Страна казахов») появилось в 16в.
Деньги:
К середине 16в приток среднеазиатских медных денег резко сокращается: на рынке появляются монеты Ташкента и Яссы (Туркестан), а также Отрара. Серебряных монет в городах мало, они нужны для крупных сделок и транзитной торговли. Особенность денег 17в – «не вполне монетные» формы – кусочки меди. Выпуск собственных монет имел политическое значение. Зооморфные сюжеты связаны с родоплеменной символикой. Упадок торговли и денежного обращения – 17в.
Хозяйство:
Жуз – это историко-хозяйственный регион. Отличительный признак – единый тип хозяйства.
Младший: Адай, Каракесек,
Джагалбайлы, Шана, Серкеш (Западный К,
Приаралье)
Средний: Найман, Кипчак, Аргын, Кереи,
Конырат (Центр, Вост, Северный К)
Старший: Дулат, Албан, Джалаир, Канлы,
Уйсун (Семиречье, Южный К)
Жузы образовались в 16в. Ядро Старшего жуза составляли древние усуньские племена. Раннее название Младшего жуза – Алшын.
Кочевое скотоводство в силу природно – климатических условий. Скот – в частной и семейной собственности – главная мера богатства. В степи – общинная форма землепользования. Культура – просо. «Неприхотливая культура» - рис. Пастбища присваиваются аристократией.
Сойургал, икта, мильк, вакф – формы феодального землевладения. Сойургал – земельный надел, господство кочевой знати над оседло-земледельческим населением. Вакф – земли и водные системы с налогами у духовенства. Мильк – частная собственность на землю у духовенства. Шаруа (кочевники-скотоводы), жатаки (землевладельцы, егиншы) и простые горожане (торговцы, ремесленники) составляли единое податное сословие – райаты, и платили налоги: скотоводы – зякет (основной по шариату хану, 1/20 приплода), согум, сыбага и бийлык; земледельцы и ремесленники – ушур (основной, 1/10 урожая, собирал мулла), тагар, бадж и харадж.
Скотоводство кочевое и полукочевое. В основном – овцы, лошади, верблюды. Крупный рогатый скот в местах оседлого хозяйства. Каждый род (обычно десятки-сотни аулов) кочевал на своих землях. Пастбища: весной – коктеу, летом – жайляу, осенью – куздеу, зимой – кыстау. Средняя протяженность кочевания – 50 - 100 км, а у отдельных племен до 1000-2500 км. Хозяйство – натуральное, но был обмен товарами между городом и степью – эта была важная экономическая взаимосвязь жизни казахского общества. Выделяются 4 типа жилищ.
Искусство:
Мавзолеи Джанибека и Касыма – в Сарайчике, Казангапа – в Улутау. «Сауранская башня» - минарет.
Героический эпос: «Кобланды-батыр» (война кипчаков с иранцами), «Ер-Косай», «Ер-Таргын», «Камбар-батыр». Социально-бытовые поэмы «Козы-Корпеш и Баян-сулу», «Кыз-Жибек». Письменная литература казахского языка – книги религиозного и историко-легендарного содержания. Керамика с геометрическими мотивами. Памятники Семиречья – из белого известняка.
Люди:
Третьяк Чебуков – один из первых русских послов в К, направленный в 1573г.
Асан-Кайгы - «печальный
кочевой философ», жырау
Жиембет – жырау – военачальник, правитель
племени; жил при Есим-хане Жырау: 14в - Сыпыр,
Кодан-Тайши 15в - Шалкииз, Асан-Кайгы, 16в
- Казтуган, Доспамбет, 17в - Жиембет.
Усман Кухистани - «Тарих Абулхаир-хани»
Кадыргали Джалайри (Жалаири) - «Жылнамалар
жаниги» и «Жамигат тауарих» («Джами ат-таварих»)
Первый важный памятник казахской исторической
литературы 17в (посвящен Годунову).
Мухаммед Хайдар Дулати (из рода Дуглат)
- «Тарих-и-Рашиди» (история Могулистана
и КХ)
Религия:
Туркестан (Яссы) – религиозный центр. Глубоко укоренился ислам (аристократия), но в низах больше распространены старые культы. В сырдарьинских городах большую роль играло мусульманское духовенство. От-ана (огонь) – покровитель очага. Покровители: коровы – Зенги, овцы и козы – Шопан, коня – Камбар, верблюда – Ойсыл. Ночью светит звезда Жеты каракшы (Большая Медведица). Марс называют «Кызыл жулдыз» (Красная звезда), Юпитер – «истребляющий ослов», Близнецы – «двойная звезда». Отпен аластау – обычай изгнания злого духа огнем. «Если появится Сириус», то нельзя купаться.
Знай:
Стороны света
определяли глядя на солнце. Зеркало
жизни казахов – устное народное
творчество. В 15в Шелковый Путь перестал
функционировать в связи с
освоением морских путей. Из камыша
изготавливают свирель.
Жеты Жаргы (каз. Жеті жарғы) — это свод законов Казахского ханства при хане Тауке [1]. Изменения политической структуры вызвали настоятельную необходимость переработки и правовой базы организации казахского общества. Эта работа проводилась весь XVII век и при хане Тауке нашла своё закрепление в своде законов «Жеты Жаргы» (Семь Установлений). Разработан был этот свод при участии известнейших биев Толе би (Старший жуз), Казыбек би (Средний жуз) и Айтеке би (Младший жуз) в начале XVII века[2]
Жеты Жаргы включал в себя следующие основные разделы:
Кроме «Жеты Жаргы» продолжал использоваться в качестве источника права и «Кодекс Касыма», особенно в области международного права. Своеобразными дополнениями к кодексам были положения съездов биев — «Ереже», и «Билер сезi» — рассказы, содержащие сведения о практике суда биев — судебном прецеденте.
Судопроизводство было основано на обычном праве — адате и мусульманском праве — шариате. Судебная функция была в руках биев-родоправителей. Особо сложные дела рассматривались съездом биев. В разбирательстве некоторых дел принимали участие султаны и хан. За разбор дел бии, султаны и хан получали вознаграждение — бийлик, ханлык, а также различные подарки.
Очевидно, что свод законов «Жеты Жаргы» прямо или косвенно наследует монгольскую «Яса» (Пять уложений), которую Чингизхан ввёл в монгольских степях и принёс в XIII веке в Дешт-и Кипчак.
По сведениями
историка Мухамеджана
Тынышпаева
единообразное применение и толкование
положений «Жеты Жаргы» на всей территории
казахского ханства обеспечивалось ежегодным
сбором биев всех жузов и племен в южной
ставке Тауке
хана. Ежегодно
осенью бии (степные
судьи) всех
трех казахских жузов а также представители кыргызов, каракалпаков, катаган, джайма и других мелких родов
на 1—2 месяца собирались в ханской ставке
«Ханабад» на холме «Куль-Тобе» которая
располагалась на левом берегу реки Ангрен в 40 верстах на юг от Ташкента на территории нынешней
Ташкентской области [3].
Асан Кайгы (Асан Печальный, Асан-ата, настоящее имя Хасан Сабитулы) (вторая половина XIV века, Поволжье — 60-е годы XV века, современный Улытауский район Карагандинской области Казахстана) — казахский жырау, поэт-философ, известный как советник одного из основателей Казахского ханства — хана Джанибека. В честь Асана Кайгы на территории современного Чиилийского района Кызылординской области в XVI веке был возведён мавзолей Асан-ата.
Содержание
[убрать]
|
[править] Биография
Асан Кайгы был одним из влиятельных сановников хана Золотой Орды, впоследствии основателя Казанского ханства Улу-Мухаммеда. В 50-е годы XV века во время политической борьбы в Восточном Дешт-и-Кыпчаке он занял сторону противников хана Абулхаира — султанов Керея (Гирея) и Джанибека, основавших в 1456 году в Западном Семиречье Казахское ханство. Был идеологом нового ханства, сторонником объединения всех казахских родов и племён.[1]
[править] Творчество
Асан Кайгы являлся вещим певцом — жырау, углублённым в коренные проблемы бытия. В связи с этим основное место в его творчестве занимали философско-дидактические жанры: толгау, терме, назидания и афоризмы. Собиранием его произведений занимались учёные-востоковеды Ч. Ч. Валиханов, Г. Н. Потанин, поэт Машхур Жусуп Копеев и другие. Начало изданию поэтического наследия Асана кайгы было положено в XIX веке, значительный вклад в его изучение внесли советские писатели С. Сейфуллин, М. О. Ауэзов и другие.[1]
[править] Мифы и легенды
Несмотря на то, что Асан Кайгы был исторической личностью, он приобрёл в народной памяти легендарные и даже сказочно-мифологические черты. Так, прозвище «кайгы» (печальный) связывалось с тем, что, выловив в Иртыше по предсказанию гадальщика дочь речного султана, предназначенную ему в жёны Асан не выполнил определённых условий, и она улетела в небо.[1]