Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 21:50, реферат
В 1227 году на территории Дешт-и-Кипчака было образовано протоказахское государство в составе Золотой Орды — Белая Орда (Улус Орда-Ежена). После отделения от Золотой Орды Белая Орда в 1361 году становится независимым государством. Но после смерти Барак-хана в 1428 году Белая Орда распадается на ханство Абулхаир-хана и Ногайскую Орду. Оставшаяся земля была поделена между Мустафой-ханом на юге и Мухаммед-ханом на севере.
1 История
1.1 Предыстория
1.2 Образование ханства
1.3 Расцвет ханства при Касыме
1.4 Гражданская война в Казахском ханстве
1.5 Казахское ханство при Хак-Назаре
1.6 Казахское ханство после Хак-Назара
1.7 Казахское ханство при Есим-хане
1.8 Реформы при Есим-хане
1.9 Джунгарское вторжение
2 Разделение Казахского ханства на жузы
2.1 Казахское ханство при Абылай-хане
2.2 Казахское ханство при хане Кенесары
3 Административное деление Казахского ханства
4 Ханы
4.1 Избрание ханов в Казахском ханстве
5 Ханы Казахского ханства
6 Правители Улы (Старшего) жуза
7 Правители Орта (Среднего) жуза
8 Правители Киши (Младшего) жуза
8.1 Правители Младшего жуза от России
8.2 Правители Младшего жуза, выбранные народом
9 Правители Внутренней (Бокеевской) Орды
10 Бии (наставники и народные судьи казахских жузов)
11 Военные деятели
12 Примечания
13 Ссылки
Наиболее популярной
является легенда о поисках Асаном
Кайгы обетованной земли Жер-Уюк с обильными
пастбищами и полноводными реками, мягким
климатом, множеством зверей и рыбы, где
люди живут без горя и нужды, вражды и угнетения.
На быстрой, как ветер, верблюдице Желмая он объездил
все стороны света, однако нигде не смог
найти Жер-Уюк. Эта социально-утопическая
легенда отражает конкретную историческую
ситуацию середины XV века, когда усилившиеся
после распада Золотой Орды и Белой Орды
междоусобицы вызвали массовую откочёвку
казахских родов и племён из Восточного
Дешт-и-Кыпчака в Западное Семиречье. Асан
Кайгы был советником одного из возглавивших
это движение султанов — Джанибека, поэтому
он вошёл народное сознание как неутомимый
искатель счастливой земли, выразитель
надежд простых людей на новую жизнь.[1]
Шалкииз
1465-1560
Шалкииз (Шалгез) -происходил из ногаев, по другим преданиям - из поколения куяс рода алшин, жил при Битемир-хане (Темир-бие), затем сражался под предводительством Орака и Мамая. Есть предания, которые сближают в едином времени Шалкииза и ханов Абулхаира, Аз -Жанибека , т.е. связывают жизнь и творчество этого жырау с образованием казахской народности. Шалкииз - выходец из среды военной аристократии. Он прежде всего выдающийся поэт-мыслитель, на творчество которого оказала определенное влияние его политическая .деятельность в качестве советника хана Темира. Но он отстаивал свое право на независимое суждение и достоинство как личности, открыто заявляя, что не потерпит никакого принижения со стороны хана. Высокий авторитет последнего он стремится утвердить, причисляя его по древней традиции к избранникам неба. Деяния хана будут, но его мнению, достойны его предназначения, если он будет добросовестно служить народу, думая о его нуждах, проявляя праведливость, мудрость и осмотрительность, тем самым вызывая со стороны народа искреннее признание. Богоизбранность правителя сочетается у Шалкииза с отрицанием наследования благородства. Он допускает как рождение никчемного человека от великого предка, так и талантливой яркой личности от простолюдина - "прекрасного жеребца от простой кобылицы".
Шалкииз, чьи песни связаны со смутным временем распада и новообразований в общественной и государственной жизни тюркских племен, с их борьбой против калмыков, творит в атмосфере неустойчивого, зыбкого существования родов и племен, и центральная тема его назиданий, обращенных к правителям и батырам, -призывы к объединению племен, к походам и битвам.
В песнях этого жырау постоянны мысли о необходимости батырства, об опоре на военную мощь правителей и племен. Батыры, их стойкость, отвага, воинское искусство - идеал Шалкииза. Есть песни, приписываемые Шалкиизу, где батырами называются Косай, Таргын, Мамай…Идеальные черты батыра, которые он определяет для себя: его скакун должен обогнать других, кольчуга уподобиться крепости камня, шлем сверкать луной, а жена быть красавицей. Шалкииз обращается к тардиционному героико-эпическому ряду символов и сравнений: верблюд, сокол, лев. Героико-эпическое начало специфично для приписываемых ему наставительных песен и вплетается в увещевания, сочетаемые с прославлением его повелителя. Опальный Шалкииз уговаривает Битемира остаться оплотом ногайцев, не ездит в Мекку. Он уподобляет Хана мече, боевому скакуну, соколу, а остальных - мышелову. Шалкииз долгое время при дворе Темира, затем при Юсуфе был изгнан со двора. Особое место в его творчестве занимает "мактау", особенно Темира- воплощение идеала правителя. Обращаясь к нему он применяет эпитеты: мой повелитель Темир, мой повелитель султан: Ты золото -я грош, Ты шелк -я шерсть, ты султан - я раб. Есть пышные преувеличения типа "Ты моя Кааба", сопровождаемые крайностями психологического состояния самого певца: он при виде Темира от восторга сходит с ума.
Большую роль в формировании индивидуальности человека играет внутреннее стремление к "вершинам" и удача встречи с "честными, хорошими людьми, у которых здоровое слово", которые могут стать "опорой". "Подружишься с плохим - позора не оберешься". "Нормальное развитие" для него такое, когда человек способен преодолеть "собственные нездоровые мысли" и "справится с трудными задачами".
Главные этические
ценности как для отдельного человека,
так и для народа Шалкииз видит в чести
и стремлении к свободе. Последнее он олицетворяет
в священной птице - сункар (соколе). Мудрость
и "здоровое слово" Шалкииз причисляет
к вечным духовным ценностям, ставя их
превыше тех целей, к которым "плохие
люди" стремятся из "зависти к хорошим".
К сожалению, дурной пример обладает подчас,
считает Шалкииз, большей притягательной
силой, "заражая хороших людей".
Доспамбет Жырау (1490–1523 гг.)
Родился в 1490 г. в городе Азау (Азов), умер в 1523 году в окрестностях Астрахани. Один из представителей старинной казахской литературы, воспеватель военных походов. Доспамбет жырау жил в эпоху формирования казахского народа как нации, участвовал во многих военных походах, битвах, происходивших между Крымским, Ногайским и Казанским ханствами.
Поэтическое наследие Доспамбета жырау безвозвратно утеряно. Сохранившиеся в устном народном творчестве, в отдельных рукописях некоторые его сочинения вошли в начале XIX века в различного рода литературные сборники. В советский период найденные сочинения Доспамбета жырау были полностью опубликованы М. Магауиным в антологии казахской поэзии «Алдаспан» в 1971 г. Туда, к примеру, вошли такие его произведения, как «Қалаға қабылан жаулар тиер ме», «Қоғалы келдер, құм, сулар — Қоныстар қонған өкінбес…», «Айнала бұлак, басы тең…» и др.
Из песен-сказаний Доспамбета жырау можно судить о мыслях, которыми жил поэт, о его жизненных целях и надеждах, духовном мире, моральных принципах и мировоззрении автора произведений. Несмотря на архаичность пафоса и устарелость художественных приемов, воинственные песенные произведения Доспамбета жырау глубоки по содержанию и, в то же время, их язык легко воспринимается читателем. Доспамбет жырау умеет очень точно найти изящные и богатые по содержанию слова для выражения своих мыслей. В творчестве Бухара жырау и Махамбета ярко проявилось влияние песенных произведений Доспамбета жырау.
В 1523 году во время Астраханского похода отряд разведчиков, возглавляемый Доспамбетом жырау, попал в засаду, в результате чего поэт-сказитель получил тяжелое ранение и погиб.