Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 11:39, контрольная работа
Продвижение России на Кавказ до времен Петра происходило исподволь - шаг за шагом, в основном за счет расселения казачества на новых плодородных землях. К началу XVIII века казаки окончательно закрепились на северных берегах реки Терек и успешно препятствовали ответной миграции чеченцев. Сформировались, так называемые, Теркские и Гребенские казачьи войска.
Масштабы эмиграции оказались неожиданными для российских властей, и поэтому уже к 1865 году стали предприниматься меры по сокращению числа переселенцев, а также попытки и вовсе его остановить. «Во взглядах на ситуацию господствовала точка зрения, что страна очень долго не сможет наполнить край людскими ресурсами и такой исход не отвечает государственным интересам. Подобная неуверенность … привела к продаже Аляски, что относится, безусловно, к числу крупнейших геополитических неудач, так же как и наметившееся масштабное переселение горцев в предел Турции» (22). Однако, несмотря на все способы удержать горцев от переселения, остановить его в полной мере не удавалось отчасти из-за их недоверия русским властям, а отчасти из-за непрекращающейся пропаганды турецкой стороны (23). Вследствие этого, как отмечает тот же автор, выезд горцев продолжался ещё и в конце XIX века, в то же время, Н.Г. Волкова в упоминавшейся работе верхней границей периода мухаджирства определяет начало Первой мировой войны (24).
Для того, чтобы
понять масштабы переселенческого движения
горцев в пределы Османской империи,
можно сравнить его с численностью
депортированных народов
Даже в середине ХХ века многие населённые пункты после депортации местного населения оказались заброшенными, сельское хозяйство (особенно в горных районах) было низкопроизводительным, а то и вовсе убыточным. Что же говорить о пореформенном периоде, когда к концу века на территории Северного Кавказа осталось самое большее около половины испокон века проживавшего здесь населения. По данным переписи 1897 г. в целом местное население Северного Кавказа составляло 622 718 человек. Это население занимало преимущественно сельские районы региона. Например, среди кабардинцев доля сельского населения составляет 99,6 %, среди чеченцев и ингушей, соответственно, 99,7 и 99,2 %, у осетин равнялась 96% (26).
Таким образом, становится понятной озабоченность российской государственной власти масштабами переселения, а попытки его приостановить вполне объяснимыми. Каковы же были способы и методы обустройства остававшегося населения в системе приемлемых для российской государственной власти правовых норм и социальных отношений? Насколько окончание Кавказской войны изменило положение горцев?
В прокламации
чеченскому народу Кавказского Наместника
князя А.И. Барятинского, датированной
1860-ым годом, условия пребывания кавказских
горцев в российском подданстве выглядят
достаточно привлекательно. Народам
«покорённых Чечни и Дагестана»
гарантировалось свободное
Вместе с тем,
следует обратить внимание, во-первых,
на временный срок действия двух пунктов
(курсив); во-вторых, на отдельные обязанности
и предписания: ловить и выдавать
беглых и преступников, при этом
подчёркивалось - «… это главное, что
мы от вас требуем, для вашего же
собственного спокойствия» (28). Кроме
того, горцам вменялось в обязанность
содействовать прохождению
Последовавшие
после окончания войны
Основной проблемой административных и судебных преобразований на Северном Кавказе стало то, что, во-первых, правительству так и не удалось преодолеть военизированный характер власти, восходивший к опыту Кавказской войны; во-вторых, сохранялись различия в реформаторской политике по отношению к казачьему, русскому и горскому населению (30). Вместе с тем, цель судебных и административных преобразований в отношении горцев с самого начала осознавалась и формулировалась предельно ясно. В отчёте по главному управлению наместника Кавказского за первые десять лет управления великого князя Михаила Николаевича (1873 г.) находим пояснение о том, что военно-народное управление у горцев в 1859 году предназначено для того, «чтобы путём временного сохранения в силе действия местных обычаев, адата и административного давления на оный подготовить горское население к замене этих обычаев правильным законодательством» (выд. мной – В.Ш.) (31). Осмелимся предположить, что под «правильным законодательством» подразумевается российское имперское законодательство, общепринятое для подданных государства. Таким образом, направленность правовых и административных преобразований, а также место горцев среди прочих подданных Российской империи были означены достаточно ясно и каких-либо исключений в будущем не предполагали. Однако и в начале ХХ века сохранялись горские словесные и шариатские суды, хотя кавказские чиновники самого высокого уровня неоднократно обращали внимание царя на их несоответствие «общественной жизни горского общества» (32).
Надо подчеркнуть, что с самого начала судебных преобразований в горских обществах наиболее важные уголовные дела не входили в компетенцию народных судов. Согласно Положению о порядке управления Терской областью (29 мая 1862 г.) к ним относились: 1) измена; 2) возмущение против правительства и назначенных от него властей; 3) личное неповиновение начальству и тяжкое оскорбление его; 4) разбой; 5) похищение казённого имущества; 6) убийство и поранение с увечьем (33). Все пункты, за исключением 4-го и 6-го, связанны с посягательством на государственные интересы, а если учесть, что «убийства и поранения» допускались к рассмотрению в народных судах только если не были совершены по политическим мотивам (34), то преимущественно уголовным можно признать только п. 4.
Преобразования
в административной и правовой сферах,
проводимые российским государством среди
горского населения, были направлены на
поэтапное включение новых
Проблемы административных
и правовых исключений для горского
населения региона относятся
к числу наиболее острых и по сей
день. Наибольшей актуализации они
достигают на Северном Кавказе в
периоды спада и кризиса в
России, что подтверждают события 1990-х
годов. Это позволяет сделать
вывод о том, что данная проблема
в периоды относительной
Таким образом,
начатые после Кавказской войны
административные и правовые преобразования
не решали проблем, лежащих в основании
конфликта ценностей. Российское государство
использовало наиболее гибкий и единственно
приемлемый путь адаптации горцев к
новому правовому полю. Сохранение
в среде горских обществ
Надо полагать,
что административные и правовые
преобразования не относились к числу
тех изменений, которые сразу
и заметно повлияли на повседневную
жизнь горцев. Вполне можно допустить
мысль, что многие из таких изменений
местным населением не сразу были
замечены. Тем более, что различные
этнокультурные группы Северного Кавказа
на стадии завершения войны находились
на разных стадиях интеграции в государственное
пространство России, и в различной
степени зависимости от него. В
строгом смысле слова, не все этнические
группы автохтонного населения были
«горцами». И если можно допустить,
что в замкнувшихся горных обществах,
сведших зависимость от внешнего
– «русского» мира до возможного минимума,
мог бы сохраниться довольно долго
привычный, устоявшийся веками уклад,
то в отношении кочевых народов
Северного Кавказа такая
Отсутствие необходимого
количества пахотных и других пригодных
для возделывания земель в горах
выразилось в том, что процент
избыточного населения у
В.Н. Ратушняк отмечает, что проблемы земельного положения горцев не раз обращали на себя внимание правительства, однако в пореформенный период было утверждено только три положения, призванных урегулировать этот вопрос: об учреждении Временной комиссии для разбора личных и поземельных прав туземного населения, об отмене крепостного права в горских районах Кавказа и о распределении земель в 10 селениях Тагаурии (Осетия) (38). Изменению положения дел горцев к лучшему в земельном вопросе не способствовала общая концепция распределения земель после окончания Кавказской войны, согласно которой большие наделы считались «вредными» для них, так как «приучали жителей к праздности». Исходя из этого, две трети удобных земель, как это было, например, в Закубанье, оказались в руках горских феодалов, царских чиновников и офицеров (39). Проблемы малоземелья не были решены и к началу ХХ века. В 1906 году член Абрамовской комиссии по исследованию земельного положения горцев Н.С. Иваненко отмечает, что надел балкарских крестьян составлял в среднем 17,8 десятины на 1 душу мужского пола; кабардинских – 6,2; карачаевских – 7,9; у кумыков этот надел был равен 7,6 дес. на 1 д.м.п.; черкесов – 7,5; адыгейцев – 6,8; чеченцев – 5,1; осетин - 4,5; ингушей – 4,3; лезгин – 3,8 (40). Казакам, при этом, определялся надел на Кубани в 23 десятины на 1 д.м.п. в среднем, на Тереке средний надел достигал 28 десятин. К началу ХХ века с ростом войскового населения этот надел у кубанских казаков сократился до 11,3 дес., а у терских до 17,5 дес. (41).
Как упоминалось выше, процесс переселения на равнину не приобрёл у горцев массового характера, даже несмотря на малоземелье. Одной из причин этого, вероятно, стал тот факт, что на равнине « …горцы не имели возможности покидать установленные для них места проживания, им были оставлены минимальные угодья, которые позволяли влачить жалкое существование. Аулы были расположены между казачьими станицами, поставлены под их контроль» (42).
Надо полагать,
что последнее обстоятельство, ведущее
к раздроблению единого этнокультурного
массива, играло важную роль в том, что
горцы предпочитали оставаться в
местах своего прежнего проживания. И.Я.
Куценко сравнивает такое положение
горцев с «худшим вариантом