Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 01:46, контрольная работа
Одной из главных причин распада СФРЮ изначально являлось значительное экономическое и культурное неравенство между республиками. Для преодоления этого еще в 1970-х годах был принят закон об отчислении развитыми республиками 2% своего общественного продукта в так называемый Фонд федерации по кредитованию недостаточно развитых республик и края Косово. Однако с начала 80-х годов развитые республики - Словения, Хорватия и Сербия - начали отчислять в этот фонд лишь 0,8%, а затем и вообще перестали это делать, что привело к значительному ухудшению экономического положения в слаборазвитых республиках. В Словении часто можно было слышать, что в Югославии якобы работают одни словенцы и они обеспечивают все остальные народы.
Введение
1. Особенности становления государственной и политической системы Югославии. Конституция 1946 г
2. Советско-югославский конфликт 1948 г. и поиски новой модели развития и внешнеполитической ориентации в конце 40-х начале 50-х гг
3. Реформы 60-х годов. Конституция СФРЮ 1963 г
4. Югославия в 70-е гг.Конституция 1974 г
5. Роль авторитарного режима И. Броз Тито
6. Начало экономического распада Югославии в конце 80-х начале 90-х гг
7. Распад Югославии и свободные выборы в СФРЮ в 1990 г
Заключение
Список использованной литературы
Внедрение югославской модели общественного развития имело определенные позитивные результаты. Выросло промышленное производство, стабильными темпами увеличивалось производство сельскохозяйственной продукции. Использование товарно-денежных отношений способствовало повышению производительности труда и росту конкурентоспособности югославских товаров на рынках Запада.
В прошлом отсталая, аграрная Югославия в середине 60-х годов превратилась в индустриально-аграрную страну, а после выполнения четвертого пятилетнего плана (1966 - | 1970 гг) СФРЮ достигла уровня среднеразвитых европейских стран. Промышленное производство в 1975 г. увеличилось по сравнению с довоенным уровнем в 15 раз.
В сельском хозяйстве
подавляющее большинство
Первая статья Основного закона гласила, что СФРЮ является «союзного государством, государственным содружеством добровольно объединенных народов и их социалистических республик», которая основана на «самоуправлении рабочего класса, всех трудящихся и граждан, равноправных народов и народностей».
Конституция определяла порядок формирования общинных, краевых и республиканских скупщины, которые состояли из трех глаз (палат): объединенного труда, местных объединений и общественно-политической. Скупщина СФРЮ включала два равноправных веча (палаты): союзное и республик и краев. На совместном заседании обеих палат избирались президиум И голова СФРЮ. Президент - глава государства - возглавлял президиум СФРЮ. В мае 1974 г. скупщина СФРЮ, учитывая роль Й. Тито в народно-освободительной войне и революции, в образовании и развитии югославской социалистической федерации, избрала его президентом страны без ограничения срока мандата,
Между тем в развитии
страны постепенно
Начало экономического распада Югославии в конце 80-х - начале 90-х гг.
Предшествующее кризисному
десятилетие традиционно
Несмотря на то, что видимость благополучия существовала как раз в этот период, именно в 70-е годы увеличился до угрожающих размеров внешний долг страны. Хотя в разных источниках называют разные суммы, но получается, что в середине 60-х он составлял примерно миллиард долларов, к середине следующего десятилетия около 4 млрд., к 1976 уже 8 млрд. долл., а к моменту смерти Тито внешние долги страны составляли 20 млрд. долл. (т.е. 45 млрд. по пересчету на доллар 2003 года), только на обслуживание долга уходило порядка половины всей выручки за экспорт. С 1987 года началось замораживание зарплат и закрытие предприятий; именно двойственность позиции Микулича проявилась в том, что неудачным и едва ли не решающим в итоговом негативном результате реформ того периода считают решение премьера повысить оклады федеральным служащим, и попытки выдавать селективные кредиты предприятиям сельского хозяйства , что в значительной степени нивелировало все успехи. Большого позитивного влияния на экономики все эти меры не возымели, зато социальная напряженность, ими сгенерированная, довольно быстро себя проявила.
Первое югославское выступление против ограничительных мер в экономике относят к ноябрю 1986 года, а в следующем году начался целый вал забастовок, всего за год более 1000 случаев, иногда до 150 тыс. участников. В конце апреля состоялась самая длительная в истории СФРЮ забастовка, намного побившая предшествующий рекорд (11 дней): шахтеры в Лабине, на северо-востоке Хорватии, бастовали два месяца.
В декабре 1989 года
был объявлен его
В сущности, несмотря
на тяжесть ее положения,
Распад Югославии и свободные выборы в СФРЮ в 1990 г.
В конце 1987 г. Скупщина впервые в истории югославского государства не смогла принять бюджет федерации и программу общественного развития на 1988 г.; ни один из предложенных проектов не собрал необходимого количества голосов. В 1988–1989 гг. союзное правительство возглавляли хорваты – реформаторы и сторонники сохранения федерации: Бранко Микулич, а затем Анте Маркович. Однако их реформы сталкивались с противодействием как хорватским сепаратистов, так и сербских консерваторов. Тем временем под влиянием политических реформ в СССР во всех республиках и краях началось массовое движение против коррумпированных партийных и государственных чиновников. Контроль партии над ситуацией ослаб. 15 мая 1989 г. главой государства впервые был избран беспартийный – доктор экономических наук Янез Дрновшек (от Словении).
Руководство СКЮ попыталось разработать единую для всей страны программу реформ и вынесло проект на XIV съезд (январь 1990 г.). Однако делегаты Словении подвергли проект резкой критике, покинули съезд и уехали в Любляну. Съезд прервал работу и так и не возобновил ее. СКЮ фактически распался на республиканские организации.
Республиканские компартии,
однако, в 4 из 6 республик не смогли
противостоять местным
Теперь только Сербия и Черногория желали сохранения югославской федерации. Сербы, компактно проживающие в Хорватии, видя, что в республике формируется националистический режим, также потребовали сохранения федерации. На этой почве в августе-сентябре 1990 г. в Книнской Крайне произошли первые вооруженные столкновения с хорватской полицией. Упреждая их требования об автономии, Хорватия 22 декабря 1990 г. приняла новую конституцию, объявив себя «унитарной и неделимой республикой».
Оказавшись у власти в 4 республиках, националисты и демократы стали добиваться проведения референдумов об отделении от Югославии. Словения первая провела такой референдум 23 декабря 1990 г., большинство высказалось за независимость. В Хорватии референдум 19 мая 1991 г. дал 91 % голосов за независимость.
Однако перспектива распада государства смущала многих. 10 января 1991 г. в Белграде впервые собрался «круглый стол» руководителей республик. 25 января в ходе 6-часовой беседы наедине Милошевич и Туджман договорились о прекращении военного противостояния в Крайне. Последнее заседание «круглого стола» состоялось 6 июня 1991 г., когда было решено, что каждая республика проведет референдум о своем статусе в составе будущей Югославии. Это решение осталось на бумаге.
В феврале 1991 г. Сербская
Крайна с центром в г.Книн объявила
об отделении от Хорватии и о вхождении
в состав Сербии. Фактически она
стала независимой
15 мая 1991 г. состоялись выборы главы югославской федерации. Кандидата на этот пост представила, в порядке очереди, Хорватия. Этот кандидат – Стипе Месич – был известен своими заявлениями о желании стать последним президентом Югославии. Когда он был избран, представители Сербии, ее автономных краев и Черногории заявили, что не признают Месича главой государства. Месич, не сложив полномочий, уехал из Белграда в Загреб, где активно содействовал победе сепаратистов на референдуме 19 мая. Фактически Югославия оказалась без легитимного главы государства.
25 июня 1991 г. Хорватия
и Словения провозгласили
На первом этапе это были военные действия между Сербией и Черногорией, с одной стороны, Хорватией и Словенией – с другой. 2 июля было заключено перемирие. Затем военные действия возобновились и прерывались перемириями несколько раз. Самым значительным событием этого конфликта было взятие сербами г.Вуковар 20 ноября 1991 г. после 45-дневной осады. 3 января1992 г. Сербия и Хорватия окончательно прекратили боевые действия. Отношения между ними постепенно налаживались, хотя формально взаимное дипломатическое признание последовало лишь в августе 1996 г.
8 сентября 1991 г. Македония тоже провела референдум и 21 ноября 1991 г. провозгласила независимость. Война не затронула эту республику, что обычно ставят в заслугу ее президенту Киро Глигорову. Однако ее международное признание неожиданно застопорилось из-за ультимативного требования Греции, чтобы это государство именовалось не Македония, а республика Скопле.
В октябре 1991 г. Скупщина Боснии и Герцеговины в Сараево одобрила «меморандум» о суверенитете республики. Однако идею независимости поддержали лишь хорваты и мусульмане; сербы хотели, чтобы республика составила одно государство с Сербией и Черногорией. Референдум, проведенный 28 февраля 1992 г. выявил тот же расклад сил: мусульмане и хорваты проголосовали за независимость, а сербы бойкотировали референдум. Сербы провозгласили свое государство – Сербскую республику в Боснии, со столицей в г.Пале, пригороде Сараево; их признанным лидером стал Радован Караджич. Хорваты тоже создали свое политическое руководство, а затем и республику со столицей в г.Тузла. Таким образом, за распадом Югославии последовал распад Боснии. И он также повлек за собой гражданскую войну.
Черногория же 1 марта 1992 г. провела референдум о своем политическом статусе. 96% его участников отвергли идею восстановления независимости и высказались за союз с Сербией. 27 апреля 1992 г. в Белграде была провозглашена Союзная Республика Югославия в составе Сербии и Черногории, позже избран президент и Скупщина, состоящая из 2 палат (вече республик и вече граждан). «Новая Югославия» – фактически конфедерация, в которой Сербия играет доминирующую роль, а министр иностранных дел Сербии фактически руководит и югославской внешней политикой. Ее создание фактически подвело черту под процессом распада Югославии на республики, чьи границы были определены еще при Тито.
Однако гражданская война тут же вспыхнула с новой силой: на втором этапе она охватила Боснию и Герцеговину. Вооруженное противоборство между сербами, хорватами и мусульманами началось 5 апреля 1992 г. Боевые действия сопровождались этническими чистками, массовыми казнями и депортациями, «добровольными» переселениями. В длинной и путаной истории этого конфликта каждая из сторон воевала против другой в союзе с третьей, кроме периодов затишья и войны всех против всех.
Представители боснийских сторон вели в Женеве переговоры, и 27 октября 1992 г. посредники, назначенные ООН – Сайрус Вэнс и Дэвид Оуэн, представили план разделения Боснии на 7-10 кантонов, однородных по национальному составу. 22 ноября НАТО установило тотальную блокаду Югославии. Под таким давлением план Вэнса-Оуэна подписали представители боснийских хорватов (4 января 1993 г.) и мусульман (25 марта), Милошевич, не желая втягивания Сербии в войну, оказал на своих боснийских соплеменников сильнейший нажим, склоняя к принятию плана. Когда заместительница Радована Караджича – Биляна Плавшич – заявила, что в войне за свободу могут погибнуть до 6 млн сербов, и это не беда, если свобода будет завоевана. Милошевич публично посоветовал ей «подлечиться». 2 мая 1993 г. Караджич подписал план Вэнса-Оуэна. Однако 6 мая он был единодушно отвергнут Скупщиной боснийских сербов в Пале, а на референдуме 15-16 мая 1993 г. против плана высказались почти 100% участников. Милошевич «в наказание» установил полную блокаду боснийских сербов со стороны СРЮ.