Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 01:46, контрольная работа
Одной из главных причин распада СФРЮ изначально являлось значительное экономическое и культурное неравенство между республиками. Для преодоления этого еще в 1970-х годах был принят закон об отчислении развитыми республиками 2% своего общественного продукта в так называемый Фонд федерации по кредитованию недостаточно развитых республик и края Косово. Однако с начала 80-х годов развитые республики - Словения, Хорватия и Сербия - начали отчислять в этот фонд лишь 0,8%, а затем и вообще перестали это делать, что привело к значительному ухудшению экономического положения в слаборазвитых республиках. В Словении часто можно было слышать, что в Югославии якобы работают одни словенцы и они обеспечивают все остальные народы.
Введение
1. Особенности становления государственной и политической системы Югославии. Конституция 1946 г
2. Советско-югославский конфликт 1948 г. и поиски новой модели развития и внешнеполитической ориентации в конце 40-х начале 50-х гг
3. Реформы 60-х годов. Конституция СФРЮ 1963 г
4. Югославия в 70-е гг.Конституция 1974 г
5. Роль авторитарного режима И. Броз Тито
6. Начало экономического распада Югославии в конце 80-х начале 90-х гг
7. Распад Югославии и свободные выборы в СФРЮ в 1990 г
Заключение
Список использованной литературы
Введение:
Развитие Югославии после Второй мировой войны сильно отличается от других так называемых социалистических стран. Новый режим возглавили руководители освободительных сил, его вожди быстро устранили своих соратников-некоммунистов времен партизанской борьбы и, в конце концов, достигли полного контроля над Югославией, над ее политической, экономической и социальной жизнью. Вплоть до разрыва Тито со Сталиным в 1948 году югославское руководство строило «социализма» сталинского типа. В начале 50-х годов руководство страны разработало новую эклектичную формулу особенного «югославского пути к социализму» Но к началу 60-х годов ограниченные достижения новой системы обесцениваются. Становится ясно, что необходимы дальнейшие реформы, и политократы предпочли сделать упор на «рыночный социализм». После смерти Сталина отношения с СССР улучшились. В годы правления Тито Югославия выполняла роль посредника между Западом и наиболее одиозными коммунистическими режимами. Режим Иосипа Броз Тито играл на противоречиях между государствами капиталистической и социалистической систем, что позволяло Югославии в послевоенные десятилетия довольно быстро развиваться. Однако смерть Тито послужила одним из факторов распада югославской республики. Кратковременное экономическое чудо в середине 1980-х гг. закончилось стремительной инфляцией и развалом экономики, что привело к обострению отношений между экономически более развитыми Хорватией и Словенией и остальными республиками.
В 1990 году во всех шести республиках СФРЮ были проведены местные выборы. Победу на них всюду одержали националистические силы.
В ходе гражданской войны и распада от Большой Югославии в конце XX века отделились четыре из шести союзных республик (Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония). Тогда же на территорию сначала Боснии и Герцеговины, а затем автономного края Косово.
Особенности становления государственной и политической системы Югославии. Конституция 1946 г.
В 1941 году фашистские войска
вторглись в Югославию. В скором
времени большая часть территор
Антифашистское движение
в Югославии было широкомасштаб
После войны Иосип Броз Тито предполагал создание «Великой Югославии» в рамках реализации планов создания Балканской Федерации, рассматривавшихся им совместно со Сталиным и Димитровым. Тито рассчитывал сформировать социалистическую федерацию с центральной властью Белграда из территории «Первой Югославии», а также Болгарии и Албании в качестве федеральных республик. Поначалу были созданы югославо-албанский и югославо-болгарский экономическо-таможенные союзы с интеграцией албанской экономики в югославскую, однако затем ни Великая Югославия, ни хотя бы присоединение к Югославии Албании реализованы не были ввиду возникших разногласий с руководством Албании и Болгарии, а затем и разрыва со Сталиным.
После Второй мировой
войны Югославия стала
В качестве модели национального строительства в социалистической Югославии был избран федерализм. Это положение было отражено в постановлении II сессии Антифашистского Веча Народного Освобождения Югославии от 29 ноября 1946 года «Об образовании Югославии на федеративных началах». Законодательно федеративное устройство было закреплено в Конституции 1946 года. Конституция Федеративной Народной Республики Югославии (ФНРЮ), закрепляла ее федеративное устройство в составе шести республик - Сербии, Хорватии, Словении, Боснии и Герцеговины, Македонии и Черногории, а также двух автономных (самоуправляющихся) краев - Воеводины и Косово.
Сербы составляли
самую большую этническую
Советско-югославский конфликт 1948 г. и поиски новой модели развития и внешнеполитической ориентации в конце 40-х - начале 50-х гг.
Толчком к конфликту послужили события, которые даже не касались непосредственно Югославии. Находясь осенью 1947 г. с визитом в Румынии, в ходе которого был подписан двусторонний договор, лидер болгарских коммунистов Г. Ди-Митров на пресс-конференции заявил, что постановка вопроса об образовании федерации между восточноевропейскими странами является «несвоевременным».Но одновременно он добавил: «Когда вопрос созреет, а это, безусловно, будет, наши народы, страны народной демократии - Румыния, Болгария, Югославия, Албания, Чехословакия, Польша, Венгрия и Греция решат его им предстоит решить, что это будет федерация или конфедерация, когда и как она будет создана.
Изложив собственную
программу развития Восточной
Европы, Г.Димитров подчеркнул необходи
Г.Димитров сознавал как чрезвычайную важность изложенного проекта, так и проблематичности создания федерации таких разных народов. Подобная идея уже выдвигалась в программе Коминтерна (1928 г.), Но касалась лишь Балкан Возрожденная она была в конце войны лидерами БРП и КПЮ, но реализация ее застопорилась из-за концептуальных расхождений партнеров. Болгары предлагали заключить равноправный союз между двумя странами;югославк считали, что Болгария должна стать одной из республик югославской федерации на таких же условиях, как Сербия, Черногория, а в будущем и Албания Осталась неопределенной также перспектива конфедерации между Польшей и Чехословакии ной. Всего в проекте Г. Димитрова не содержалось, каких положений, которые бы противоречили кремлевским установкам, но он выдвинул его без предварительных консультаций с советским руководством. «Вождю всех народов» инициативность Г. Димитрова, как и дипломатическая активность Я.Тито, не нравилась, и он расценил это как зародыши международной оппозиции. Газета «Правда» от 28 января 1948подвергла язвительные критике декларации болгарского руководства: странам Восточной Европы, мол, нужны не проблематичны и надуманные федерации, не таможенные унии, а лишь сплочения вокруг Комиинформа. Так начался анти югославский «поход» И Сталина.
Развертыванию конфликта и отлучению Югославии от «социалистического лагеря» способствовала атмосфера вражды, которая нарастала в расколотой Европе .
В свою очередь, по инициативе США была развязана антикоммунистическая кампания.
На протяжении нескольких недель сталинские указания стали Евангелием для всех лидеров стран «народной демократии . Парадокс ситуации заключался в том, что руководство КПЮ было склонно полностью принять эти принципы. Именно в этот период в Югославии реализовались жесткие меры относительно мелких производителей на селе и в городе. Но борьба И. Сталина с Й Тито имела сугубо политический характер: он пытался добиться унификации государственных систем в Восточной Европе.
Советско-югославские отношения обострились после переговоров в Москве (февраль И948 г.) между руководством СССР, Болгарии и Югославии. Я. Сталин потребовал срочно начать объединение обоих балканских стран в единое федеративное государство. Ссылаясь на итоги югославско-болгарских переговоров (август 1947 г.), на которых было констатировано преждевременности такого шага, делегация ФНРЮ выступила против образования федерации.
1 марта 1948 на заседании
руководства КПЮ было
Апрельский (1948 г.) Пленум ЦК КПЮ отклонил обвинения, содержавшиеся в этом письме, и сформулировал свое отношение к конфликту. В своем ответе И. Тито подчеркнул, что советские оценки основываются на неточной информации и клевете.Пункт за пунктом опровергались все обвинения, дискуссионные проблемы предлагалось решить путем переговоров в Белграде. Но И. Сталин в очередном письме от 4 мая настаивал на рассмотрении этого вопроса на совещании Коминформбюро. Югославское руководство отказалось участвовать в совещании, объясняя это тем, что вопрос о КПЮ уже решен заранее.
Совещание Коминформбюро в Бухаресте (27-28 июня) приняла резолюцию «О положении в КПЮ», которая повторяла сталинские обвинения: антисоветские настроения югославского руководства препятствуют росту классовой борьбы в стране; это оппортунистической ошибкой. Югославское руководство резко критиковалось за отстранение от проведения коллективизации, а второй закон о национализации названо авантюрой. Неприятие критики со стороны ЦК ВКП (б) объявлялось тягчайшим преступлением. Совещание одобрил действия ВКП (б), которая взяла на себя инициативу разоблачения
Осенью 1948 г.в странах Восточной Европы была проведена широкая анти югославская кампания. Советско-Югославский протокол о товарообмене на 1949 г. предусматривал восьмикратное сокращение обмена товарами. В сообщениях советской прессы это объяснялось «недружественной политикой» югославского правительства. Правительство Югославии выразил протест против нарушения советской стороной Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, о чем свидетельствовал разрешение на ведение в СССР враждебной по ФНРЮ деятельности «революционных югославских эмигрантов».Но и в самой Югославии было много сторонников коминформивськои резолюции. На июньском (1951 г.) пленуме ЦК КПЮ, который рассматривал вопрос «О дальнейшем укреплении правосудия и законности», сообщалось, что резолюцию поддержали 55,3 тыс. членов партии, 8,4 тыс. из них были арестованы.На одном из островов на севере Адриатики для их содержания создали концентрационный лагерь.
Дополнительную напряженность в межгосударственные отношения внесли действия спецелужб ФНРЮ, которые начали арестовывать советских граждан (в стране проживали бывшие белоэмигранты) за шпионаж в пользу СССР.В советской ноте от 18 августа И949 г. по этому поводу отмечалось, что в случае продолжения югославскими властями практики незаконных арестов советских граждан правительство СССР будет вынужден прибегнуть к радикальным средствам, необходимым для защиты прав и интересов советских граждан в Югославии.Ноту восприняли в ФНРЮ как ультиматум. Полмиллиона-на Югославская народная армия (ЮНА) была приведена в полной боевой готовности. В свою очередь, правительство СССР 28 ве-'ресня односторонне денонсировал Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи.Вслед за СССР такой шаг сделали и другие страны «социалистического лагеря».
Совещание Коминформбюро
в Будапеште (ноябрь 1949 г.) приняла
резолюцию под названием «КПЮ
в руках убийц и шпионов». Как
и предыдущие, она строилась на
вымышленных и провокационных
обвинениях в адрес руководител
Между тем в Югославии продолжалось строительство социализма по советскому, образцу. Принятый в апреле 1948 г. второй закон о национализации окончательно ликвидировал частный сектор в промышленности, на транспорте и в торговле. Согласно решению январского (1949 г.) Пленума ЦК КПЮ началась массовая коллективизация сельского хозяйства, которую было решено завершить уже в 195И г. Укреплялась централизованная административная система управления и планирования. Но уже в конце 1949 г. наметился отход Югославии от копирования советского опыта, а в последующие годы в стране начали вводиться новые формы и методы хозяйствования. Была проведена децентрализация управления экономикой, предоставлено большую хозяйственную самостоятельность предприятиям, приостановлено коллективизацию, начался роспуск сельскохозяйственных кооперативов.2
Реформы 60-х годов. Конституция СФРЮ 1963 г.
В апреле 1963 г. была принята новая конституция; страна стала называться Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ). Суть перемен Тито обозначил как «переход от рабочего самоуправления к общественному», распространение самоуправлен-ческих принципов на непроизводственную сферу. Скупщина стала состоять не из двух, а из пяти палат. Была учреждена должность Президента СФРЮ и Тито избран на этот пост.
В ходе реализации идей «социалистического самоуправления» функции государства значительно сузились. Между тем индустриализация привела к перемешиванию населения и к обострению межнациональных отношений. Тито, видя в коммунистической идеологии единственный реальный противовес национализму и сепаратизму, настаивал на сохранении в учебных программах вузов «идеологических» дисциплин. 27 ноября 1971 г. началась забастовка студентов Загребского университета. Кроме деидеологизации они требовали, чтобы Хорватия получила право самостоятельно распоряжаться своими валютными резервами. Это последнее требование поддержали и партийные руководители Хорватии во главе с Савкой Дабчевичем-Кучером. Забастовка длилась 11 дней, рабочими поддержана не была и завершилась безрезультатно. Тито провел чистку хорватского руководства от «националистов», заявил, что роль партии «принижена», рыночные отношения «фетишизируются», национализм стал главной угрозой для федерации, и СКЮ должен «развернуть наступление», чтобы покончить со всеми этими напастями.