Югославия в 1945-1990 годах

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 01:46, контрольная работа

Краткое описание

Одной из главных причин распада СФРЮ изначально являлось значительное экономическое и культурное неравенство между республиками. Для преодоления этого еще в 1970-х годах был принят закон об отчислении развитыми республиками 2% своего общественного продукта в так называемый Фонд федерации по кредитованию недостаточно развитых республик и края Косово. Однако с начала 80-х годов развитые республики - Словения, Хорватия и Сербия - начали отчислять в этот фонд лишь 0,8%, а затем и вообще перестали это делать, что привело к значительному ухудшению экономического положения в слаборазвитых республиках. В Словении часто можно было слышать, что в Югославии якобы работают одни словенцы и они обеспечивают все остальные народы.

Оглавление

Введение
1. Особенности становления государственной и политической системы Югославии. Конституция 1946 г
2. Советско-югославский конфликт 1948 г. и поиски новой модели развития и внешнеполитической ориентации в конце 40-х  начале 50-х гг
3. Реформы 60-х годов. Конституция СФРЮ 1963 г
4. Югославия в 70-е гг.Конституция 1974 г
5. Роль авторитарного режима И. Броз Тито
6. Начало экономического распада Югославии в конце 80-х  начале 90-х гг
7. Распад Югославии и свободные выборы в СФРЮ в 1990 г
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

1.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

21 февраля 1974 г. вступила  в силу новая конституция СФРЮ. Автономные края Сербии – албанское Косово и венгерская Воеводина – фактически получили права республик, к неудовольствию  сербов. Скупщина вновь стала двухпалатной. Конституция содержала не одну, а две схемы политического устройства. Тито стал президентом «без ограничения срока мандата», т.е. пожизненно; вскоре он стал и пожизненным председателем партии. Конституция предусматривала, что после смерти Тито должность президента будет упразднена, а государство и партию будут возглавлять, сменяясь через год, поочередно представители 6 республик и 2 краев.

10 февраля 1979 г. умер  Кардель, а 4 мая 1980 г. и сам  Тито. Как и следовало по конституции, 15 мая 1980 г. был избран председатель Президиума СФРЮ, представлявший Боснию и Герцеговину, и с тех пор ежегодно в этот день Скупщина избирала главу государства из числа кандидатов, выдвинутых «очередной» республикой или краем. Аналогичная система была введена и в партии. Избирали, как правило, недалеких, малоавторитетных политиков, которые за год пребывания у власти обзаводились особняками на Адриатическом побережье, а потом доказывали суду, что строили их на трудовые сбережения. Никаких новшеств в политическое устройство больше не вносилось. Национальные конфликты, сначала как будто пустячные, не разрешались вовремя и неуклонно обострялись.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Югославия в 70-е гг. Конституция 1974 г.

В конце 1940-х — начале 1960-х годов политика руководства  СФРЮ была основана на совмещении идеологии «пролетарского интернационализма», этнотерриториальной федерации и личной диктатуры Иосипа Броза Тито. Но подавление процессов национального самоопределения народов Югославии могло быть эффективным только при сохранении власти в руках одного правителя и узкого слоя его «соратников». Уже с начала 1960-х годов усилилась борьба внутри Союза коммунистов Югославии (СКЮ) между сторонниками реформ и усовершенствования федерализма, с одной стороны, и приверженцами «жёсткой линии», в том числе и усиления централизма, с другой.

В 1971—1972 годах реформистские  движения в Словении, Хорватии и  Сербии во главе с лидерами республиканских  союзов коммунистов стали набирать силу, и Тито понял, что это представляет угрозу для его режима. В 1971 году им было покончено с «хорватской весной» (так называемыми «националистами»), а в 1972 году были разгромлены «либералы» в Сербии. Та же участь постигла и словенских «технократов», а также реформистов в союзах коммунистов Боснии и Герцеговины, а также Македонии.

По Конституции СФРЮ 1974 года была создана система, которую  позднее назвали «системой сдержек  и противовесов»: сербское население  в Хорватии и сербы в Боснии и Герцеговине были противовесом национальным устремлениям хорватов и  боснийских мусульман, а созданные в Сербии автономные края Косово и Воеводина сдерживали сербский национализм.

К началу 1970-х годов  в республиках и краях сформировалось новое поколение руководителей, которые не разделяли революционно-интернационалистских взглядов И. Б. Тито и были подвержены влиянию националистических настроений. В первую очередь это относилось к руководителям Хорватии, история вхождения которой в состав единой Югославии была предельно противоречивой. Очагом этнической напряженности был и автономный край Косово и Метохия (с 1974 г. - Косово) в составе Социалистической Республики Сербии, большинство населения которого после окончания Второй мировой войны стати составлять албанцы, мигрировавшие туда из Албании при нацистской оккупации. Пытаясь предупредить сепаратизм, федеральные власти шли на уступки косовским албанцам, в результате чего местное сербское и черногорское население подвергаюсь негласной дискриминации со стороны местных албанских властей и постепенно покидало Косово. Демографические соотношения менялись еще больше в пользу албанцев.

Режим Иосипа Броз Тито играл  на противоречиях между государствами  капиталистической и социалистической систем, что позволяло Югославии  в послевоенные десятилетия довольно быстро развиваться.

Согласно Конституции  СФРЮ, принятой в 1974 году, субъектами федерации были шесть социалистических республик и два автономных социалистических края. Все народы Югославии были признаны равноправными. Национально-государственная реформа Тито привела к определённым успехам: стали постепенно забываться этнические чистки военных лет, в стране снизился накал межэтнических отношений. Руководство страны заявило о появлении новой наднациональной этнической общности — югославского народа. Количество людей, считающих себя по национальности югославами (как правило, это были люди, рождённые в смешанных браках), увеличивалось от переписи к переписи, к моменту распада Югославии их доля в населении страны превысила 5 %.

Действующая конституция  провозглашена 21 февраля 1974. Согласно конституции вся власть в СФРЮ принадлежит рабочему классу в союзе со всеми трудящимися города и села. Ведущей идейной и политической силой рабочего класса и всех трудящихся является Союз коммунистов Югославии. Основы общественно-экономического устройства — свободно объединённый труд, общественная собственность на средства производства, самоуправление трудящихся. Конституция провозглашает братство и единство народов и народностей СФРЮ, равенство граждан независимо от национальности, расы, языка, вероисповедания, образования или общественного положения, закрепляет широкий круг прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; обеспечивает суверенитет, равноправие и национальную свободу всем народам и народностям, проживающим на территории СФРЮ; устанавливает равноправие их языков и письменности, свободное развитие их культуры.4

В соответствии с конституцией СФРЮ федерация через союзные  органы обеспечивает независимость  и территориальную целостность  СФРЮ; защищает её суверенитет в  международных отношениях; обеспечивает систему социалистических самоуправленческих общественно-экономических отношений и единые основы политической системы; регулирует основные отношения, обеспечивающие единство югославского рынка, денежную и кредитную системы; поддерживает отношения с другими государствами; обеспечивает оборону страны и защиту государственной безопасности и т. д. Вопросы, которые конституцией не отнесены к ведению федерации, входят в компетенцию социалистических республик и социалистических автономных краев. Каждая социалистическая республика и каждый социалистический автономный край имеют свою конституцию, законодательство, высшие органы власти и т. д., а также своих представителей во всех основных союзных органах СФРЮ.

Орган общественного  самоуправления и высший орган власти — Скупщина СФРЮ, которая принимает решения об изменении конституции СФРЮ, рассматривает и утверждает основы внутренней и внешней политики страны, принимает союзные законы, формирует другие высшие органы федерации и т. д. Срок её полномочий — 4 года. Скупщина СФРЮ состоит из 2 палат: Союзного веча (220 делегатов, избранных общинными скупщинами по 30 от каждой республики и по 20 от каждого автономного края) и Веча республик и краев (88 делегатов — по 12 от каждой республиканской и по 8 от каждой краевой скупщины). Полномочия Скупщины СФРЮ осуществляются её палатами либо совместно, либо одной из палат самостоятельно.

Глава государства —  президент СФРЮ. В соответствии со ст. 333 конституции СФРЮ, исходя из исторической роли И. Броз Тито, Скупщина СФРЮ в мае 1974 избрала его президентом республики без ограничения срока мандата. Президент республики представляет СФРЮ в стране и за границей, возглавляет Президиум СФРЮ, Совет народной обороны и является верховным главнокомандующим вооружёнными силами СФРЮ.

В состав Президиума СФРЮ входят по 1 члену от каждой республики и автономного края и — по положению — председатель Союза коммунистов Югославии. Члены Президиума избираются на 5 лет скупщинами республик и автономных краев.

В состав правительства  — Союзного исполнительного веча — на началах равноправного представительства республик и соответствующего представительства автономных краев входят избираемые Скупщиной СФРЮ на 4 года председатель и члены Веча, а также союзные секретари и другие руководители союзных органов управления. Союзное исполнительное вече обеспечивает проведение политики, утвержденной Скупщиной СФРЮ, во всех областях жизни страны. Органы общественного самоуправления и высшие органы власти в социалистических республиках, социалистических автономных краях и общинах — трёхпалатные скупщины, которые избирают свои исполнит, органы  и формируют органы управления.

Судебную систему СФРЮ составляют Союзный суд, избираемый Скупщиной СФРЮ, республиканские  и краевые верховные суды, общие  суды, военные суды, а также самоуправленческие суды. Союзный прокурор, назначаемый Скупщиной СФРЮ, действуя в рамках прав и обязанностей федерации, в установленных законом случаях может давать обязательные указания республиканским и краевым прокурорам. Конституционный суд Ю., избираемый Скупщиной СФРЮ на 8 лет, выносит решения о соответствии законов и других общих актов конституции СФРЮ; решает споры о правах и обязанностях между федерацией, республиками и автономными краями; разрешает коллизии компетенции союзных, республиканских и краевых органов и т. д. Конституционные суды созданы также в социалистических республиках и социалистических автономных краях.5

 

 

 

 

 

Роль авторитарного  режима И. Броз Тито.

Особенности политического  режима И. Тито. Логика развития Югославии  после введения рабочего (а затем и общественного) самоуправления диктовала необходимость демократизации отношений в самом СКЮ. Начиная с VI съезда Союза, на котором были заложены основы новой концепции роли в обществе правящей партии, в руководстве СКЮ определилась тенденция к укреплению демократического компонента и вытеснения централизма. И если в последующие годы в партийных документах и предпринимались попытки блокировать процесс демократизации СКЮ, то осуществить их, как правило, почти не удавалось. Так произошло с модернизированной моделью функционирования СКЮ, принятой после национальных беспорядков в Югославии во второй половине 60-х - начале 70-х годов, которая была впоследствии полностью демонтирована.В этом отношении решение VI съезда СКЮ относительно демократической концепции деятельности партии составляют явление достаточно уникально, хотя воплощение ее в практику сталкивалось с определенными трудностями.

 К середине 50-х годов  лидер СКЮ И.Тито и его окружение  окончательно определили главные  направления внутреннего развития страны; десталинизация, демократизация, децентрализация, дебюрократизация, введение в экономику рыночных критериев и развитие связей со странами Запада. СКЮ взял курс на обеспечение идеологического и политического плюрализма в обществе. Но условия «холодной войны», по мнению и. Тито, не позволяли ввести плюрализм в полном объеме, поэтому продвижение самоуправляющихся реформ стало постепенно загальмовуватися.

Демократическая концепция  роли партии в обществе отразилась в программе СКЮ, принятой в 1958 г. на VII съезде Союза.В ней подчеркивалось, что с развитием социалистической демократии "ведущая роль СКЮ будет в перспективе исчезать» в связи с отмиранием общественных антагонизмов и ряда функций государства, а также «по мере развития новых общественных отношений».Одновременно съезд отменил принятые ранее положения о гласности как основной принцип функционирования партии, об участии всех трудящихся в деятельности СКЮ и осуществления контроля над партийными организациями. Действующим остался принцип демократического централизма, который каждый раз толковался по различным акцептом: то как более «демократичный», то как более «централистских».

 Курс на демократизацию  партии осуществлялся непоследовательно. Так, в документах VII съезда подчеркивалась необходимость борьбы с «растущими тенденциями к стихийности и либерализма» в рядах коммунистов. Идеологом этих «отклонений» стал один из лидеров партии М. Джилас, который уже в 1953-1954 г. выступил с резкой критикой неосталинских методов руководства и обоснованием необходимости радикально трансформации деятельности СКЮ. М. Джиласа был обвинен в «попытках либерально-мелкобуржуазной реставрации партии» и исключен из ее рядов,

В 50-60-х годах СКЮ  накопила значительный опыт попыток  создания механизмов, способных противостоять сторонникам сталинской концепции роли партии в обществе. Попытка провести любые радикальные решения по внутрипартийных вопросов наталкивались на сопротивление бюрократических государственных и партийных структур, в результате каждый раз создавалась своеобразная «уния», достигался компромисс между новаторами и консерваторами.

В 60-х годах, когда первостепенным для СКЮ стало национальный вопрос, Титовский руководство столкнулось  с угрозой раскола партии на фракции. Взрыв национального движения в Хорватии вызвал формирование «национально-федералистской» концепции, согласно которой демократический централизм должен обеспечить самостоятельность республиканских партийных организаций, превратить их в исключительно национальные и независимы не только от организаций других республик, но и от центральных органов партий.

 Распространение сепаратизма  и осложнения общей социально-экономической  ситуации обусловили развертывание  распрей по линии «союзное  партийно-государственное руководство - республиканские политические центры». Лидеры республик начали активно добиваться большей независимости от союзных партийно-государственных структур. Встал вопрос о новом содержании федерализма, острые споры разворачивались вокруг дальнейшего развития межнациональных отношений, а также направлений реформирования экономической системы. Сложные дилеммы возникли в процессе разработки механизма рыночных отношений.

 В этих внутренних  конфликтах И.Тито сначала колебался, но затем поддержал силы, выступавшие за проведение экономических реформ, во многом определило их победу на VIII съезде СКЮ в 1964 г.Именно тогда была разработана обоснованная платформа радикальной деетатизации экономики, демократизации политики, культуры, идеологии и перестройки федерального устройства страны. Все это означало окончательную ликвидацию в Югославии остатков советской модели социализма.

С этого момента югославский  «самоуправляющийся социализм» приобрел признаки вполне самостоятельной, специфической  модели развития общества. Трудовым коллективам предоставлялось право принятия всех решений Из наиболее существенных проблем производства, включая распределение доходов, избрание руководства и своих представителей в государственные органы. Первичным звеном политической и экономической системы страны стала «Базовая организация объединенного труда» (БООП).В основном ЦС был коллектив небольшого предприятия, учреждения или отдельного цеха. Количество БООП в 80-х годах достигла почти 20 тыс. Одну треть их была создана в промышленности. В свое очередь, БООП объединялись в организации, представлявшие, соответственно, хозяйственное объединение, фирму или предприятие.

Информация о работе Югославия в 1945-1990 годах