Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 01:46, контрольная работа
Одной из главных причин распада СФРЮ изначально являлось значительное экономическое и культурное неравенство между республиками. Для преодоления этого еще в 1970-х годах был принят закон об отчислении развитыми республиками 2% своего общественного продукта в так называемый Фонд федерации по кредитованию недостаточно развитых республик и края Косово. Однако с начала 80-х годов развитые республики - Словения, Хорватия и Сербия - начали отчислять в этот фонд лишь 0,8%, а затем и вообще перестали это делать, что привело к значительному ухудшению экономического положения в слаборазвитых республиках. В Словении часто можно было слышать, что в Югославии якобы работают одни словенцы и они обеспечивают все остальные народы.
Введение
1. Особенности становления государственной и политической системы Югославии. Конституция 1946 г
2. Советско-югославский конфликт 1948 г. и поиски новой модели развития и внешнеполитической ориентации в конце 40-х начале 50-х гг
3. Реформы 60-х годов. Конституция СФРЮ 1963 г
4. Югославия в 70-е гг.Конституция 1974 г
5. Роль авторитарного режима И. Броз Тито
6. Начало экономического распада Югославии в конце 80-х начале 90-х гг
7. Распад Югославии и свободные выборы в СФРЮ в 1990 г
Заключение
Список использованной литературы
21 февраля 1974 г. вступила в силу новая конституция СФРЮ. Автономные края Сербии – албанское Косово и венгерская Воеводина – фактически получили права республик, к неудовольствию сербов. Скупщина вновь стала двухпалатной. Конституция содержала не одну, а две схемы политического устройства. Тито стал президентом «без ограничения срока мандата», т.е. пожизненно; вскоре он стал и пожизненным председателем партии. Конституция предусматривала, что после смерти Тито должность президента будет упразднена, а государство и партию будут возглавлять, сменяясь через год, поочередно представители 6 республик и 2 краев.
10 февраля 1979 г. умер
Кардель, а 4 мая 1980 г. и сам
Тито. Как и следовало по
Югославия в 70-е гг. Конституция 1974 г.
В конце 1940-х — начале 1960-х годов политика руководства СФРЮ была основана на совмещении идеологии «пролетарского интернационализма», этнотерриториальной федерации и личной диктатуры Иосипа Броза Тито. Но подавление процессов национального самоопределения народов Югославии могло быть эффективным только при сохранении власти в руках одного правителя и узкого слоя его «соратников». Уже с начала 1960-х годов усилилась борьба внутри Союза коммунистов Югославии (СКЮ) между сторонниками реформ и усовершенствования федерализма, с одной стороны, и приверженцами «жёсткой линии», в том числе и усиления централизма, с другой.
В 1971—1972 годах реформистские движения в Словении, Хорватии и Сербии во главе с лидерами республиканских союзов коммунистов стали набирать силу, и Тито понял, что это представляет угрозу для его режима. В 1971 году им было покончено с «хорватской весной» (так называемыми «националистами»), а в 1972 году были разгромлены «либералы» в Сербии. Та же участь постигла и словенских «технократов», а также реформистов в союзах коммунистов Боснии и Герцеговины, а также Македонии.
По Конституции СФРЮ
1974 года была создана система, которую
позднее назвали «системой
К началу 1970-х годов
в республиках и краях
Режим Иосипа Броз Тито играл
на противоречиях между
Согласно Конституции СФРЮ, принятой в 1974 году, субъектами федерации были шесть социалистических республик и два автономных социалистических края. Все народы Югославии были признаны равноправными. Национально-государственная реформа Тито привела к определённым успехам: стали постепенно забываться этнические чистки военных лет, в стране снизился накал межэтнических отношений. Руководство страны заявило о появлении новой наднациональной этнической общности — югославского народа. Количество людей, считающих себя по национальности югославами (как правило, это были люди, рождённые в смешанных браках), увеличивалось от переписи к переписи, к моменту распада Югославии их доля в населении страны превысила 5 %.
Действующая конституция провозглашена 21 февраля 1974. Согласно конституции вся власть в СФРЮ принадлежит рабочему классу в союзе со всеми трудящимися города и села. Ведущей идейной и политической силой рабочего класса и всех трудящихся является Союз коммунистов Югославии. Основы общественно-экономического устройства — свободно объединённый труд, общественная собственность на средства производства, самоуправление трудящихся. Конституция провозглашает братство и единство народов и народностей СФРЮ, равенство граждан независимо от национальности, расы, языка, вероисповедания, образования или общественного положения, закрепляет широкий круг прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; обеспечивает суверенитет, равноправие и национальную свободу всем народам и народностям, проживающим на территории СФРЮ; устанавливает равноправие их языков и письменности, свободное развитие их культуры.4
В соответствии с конституцией СФРЮ федерация через союзные органы обеспечивает независимость и территориальную целостность СФРЮ; защищает её суверенитет в международных отношениях; обеспечивает систему социалистических самоуправленческих общественно-экономических отношений и единые основы политической системы; регулирует основные отношения, обеспечивающие единство югославского рынка, денежную и кредитную системы; поддерживает отношения с другими государствами; обеспечивает оборону страны и защиту государственной безопасности и т. д. Вопросы, которые конституцией не отнесены к ведению федерации, входят в компетенцию социалистических республик и социалистических автономных краев. Каждая социалистическая республика и каждый социалистический автономный край имеют свою конституцию, законодательство, высшие органы власти и т. д., а также своих представителей во всех основных союзных органах СФРЮ.
Орган общественного самоуправления и высший орган власти — Скупщина СФРЮ, которая принимает решения об изменении конституции СФРЮ, рассматривает и утверждает основы внутренней и внешней политики страны, принимает союзные законы, формирует другие высшие органы федерации и т. д. Срок её полномочий — 4 года. Скупщина СФРЮ состоит из 2 палат: Союзного веча (220 делегатов, избранных общинными скупщинами по 30 от каждой республики и по 20 от каждого автономного края) и Веча республик и краев (88 делегатов — по 12 от каждой республиканской и по 8 от каждой краевой скупщины). Полномочия Скупщины СФРЮ осуществляются её палатами либо совместно, либо одной из палат самостоятельно.
Глава государства — президент СФРЮ. В соответствии со ст. 333 конституции СФРЮ, исходя из исторической роли И. Броз Тито, Скупщина СФРЮ в мае 1974 избрала его президентом республики без ограничения срока мандата. Президент республики представляет СФРЮ в стране и за границей, возглавляет Президиум СФРЮ, Совет народной обороны и является верховным главнокомандующим вооружёнными силами СФРЮ.
В состав Президиума СФРЮ входят по 1 члену от каждой республики и автономного края и — по положению — председатель Союза коммунистов Югославии. Члены Президиума избираются на 5 лет скупщинами республик и автономных краев.
В состав правительства — Союзного исполнительного веча — на началах равноправного представительства республик и соответствующего представительства автономных краев входят избираемые Скупщиной СФРЮ на 4 года председатель и члены Веча, а также союзные секретари и другие руководители союзных органов управления. Союзное исполнительное вече обеспечивает проведение политики, утвержденной Скупщиной СФРЮ, во всех областях жизни страны. Органы общественного самоуправления и высшие органы власти в социалистических республиках, социалистических автономных краях и общинах — трёхпалатные скупщины, которые избирают свои исполнит, органы и формируют органы управления.
Судебную систему СФРЮ составляют Союзный суд, избираемый Скупщиной СФРЮ, республиканские и краевые верховные суды, общие суды, военные суды, а также самоуправленческие суды. Союзный прокурор, назначаемый Скупщиной СФРЮ, действуя в рамках прав и обязанностей федерации, в установленных законом случаях может давать обязательные указания республиканским и краевым прокурорам. Конституционный суд Ю., избираемый Скупщиной СФРЮ на 8 лет, выносит решения о соответствии законов и других общих актов конституции СФРЮ; решает споры о правах и обязанностях между федерацией, республиками и автономными краями; разрешает коллизии компетенции союзных, республиканских и краевых органов и т. д. Конституционные суды созданы также в социалистических республиках и социалистических автономных краях.5
Роль авторитарного режима И. Броз Тито.
Особенности политического режима И. Тито. Логика развития Югославии после введения рабочего (а затем и общественного) самоуправления диктовала необходимость демократизации отношений в самом СКЮ. Начиная с VI съезда Союза, на котором были заложены основы новой концепции роли в обществе правящей партии, в руководстве СКЮ определилась тенденция к укреплению демократического компонента и вытеснения централизма. И если в последующие годы в партийных документах и предпринимались попытки блокировать процесс демократизации СКЮ, то осуществить их, как правило, почти не удавалось. Так произошло с модернизированной моделью функционирования СКЮ, принятой после национальных беспорядков в Югославии во второй половине 60-х - начале 70-х годов, которая была впоследствии полностью демонтирована.В этом отношении решение VI съезда СКЮ относительно демократической концепции деятельности партии составляют явление достаточно уникально, хотя воплощение ее в практику сталкивалось с определенными трудностями.
К середине 50-х годов
лидер СКЮ И.Тито и его
Демократическая концепция роли партии в обществе отразилась в программе СКЮ, принятой в 1958 г. на VII съезде Союза.В ней подчеркивалось, что с развитием социалистической демократии "ведущая роль СКЮ будет в перспективе исчезать» в связи с отмиранием общественных антагонизмов и ряда функций государства, а также «по мере развития новых общественных отношений».Одновременно съезд отменил принятые ранее положения о гласности как основной принцип функционирования партии, об участии всех трудящихся в деятельности СКЮ и осуществления контроля над партийными организациями. Действующим остался принцип демократического централизма, который каждый раз толковался по различным акцептом: то как более «демократичный», то как более «централистских».
Курс на демократизацию
партии осуществлялся
В 50-60-х годах СКЮ накопила значительный опыт попыток создания механизмов, способных противостоять сторонникам сталинской концепции роли партии в обществе. Попытка провести любые радикальные решения по внутрипартийных вопросов наталкивались на сопротивление бюрократических государственных и партийных структур, в результате каждый раз создавалась своеобразная «уния», достигался компромисс между новаторами и консерваторами.
В 60-х годах, когда первостепенным
для СКЮ стало национальный вопрос,
Титовский руководство
Распространение сепаратизма
и осложнения общей социально-
В этих внутренних конфликтах И.Тито сначала колебался, но затем поддержал силы, выступавшие за проведение экономических реформ, во многом определило их победу на VIII съезде СКЮ в 1964 г.Именно тогда была разработана обоснованная платформа радикальной деетатизации экономики, демократизации политики, культуры, идеологии и перестройки федерального устройства страны. Все это означало окончательную ликвидацию в Югославии остатков советской модели социализма.
С этого момента югославский «самоуправляющийся социализм» приобрел признаки вполне самостоятельной, специфической модели развития общества. Трудовым коллективам предоставлялось право принятия всех решений Из наиболее существенных проблем производства, включая распределение доходов, избрание руководства и своих представителей в государственные органы. Первичным звеном политической и экономической системы страны стала «Базовая организация объединенного труда» (БООП).В основном ЦС был коллектив небольшого предприятия, учреждения или отдельного цеха. Количество БООП в 80-х годах достигла почти 20 тыс. Одну треть их была создана в промышленности. В свое очередь, БООП объединялись в организации, представлявшие, соответственно, хозяйственное объединение, фирму или предприятие.