Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 09:51, реферат
Актуальность рассматриваемой темы определяется следующим обстоятельством. Сегодня мы имеем бурно развивающуюся сферу брачно-семейных отношений. Распространяются добрачные связи, увеличивается число неполных семей, в основном - матерей с детьми. Эти явления, которые иногда рассматриваются как признак кризиса семьи, правильнее трактовать как становление нового ее типа, отвечающего как общим условиям жизни современного индустриального общества, так и специфическим условиям социально-экономического и демографического развития России.
Жесткая структура авторитарной семьи прошлого с подчиненным положением женщины и непререкаемым авторитетом мужа-хозяина уступает место новым, более человечным и демократичным брачно-семейным отношениям. В то же время устранение былой нерасторжимости брака сделало семейный союз менее прочным, больше подверженным внешним воздействиям, требующим иного к себе отношения. Изменяясь, семья сталкивается со многими новыми проблемами, но институт семьи и ценности семьи, по-видимому, сохраняют свое значение. Кризис же семьи, если он и существует, касается скорее, патриархальной семьи, которая постепенно уступает место семье современного типа.
Введение
Глава I. Заключение брака
1.1.Условия для заключения брака
1.2. Порядок заключения брака
Глава II. Регулирование семейных отношений
2.1 Взаимоотношения супругов в браке
2.2 Отношения между родителями и детьми
Глава III. Прекращение брака
3.1 Прекращение брака в связи со смертью одного из супругов
3.2 Развод
Заключение
Литертура
Тема:
Эволюция семейного
права России (IX-XVIII вв.)
Содержание
Введение
Глава I. Заключение брака
1.1.Условия для заключения брака
1.2. Порядок заключения брака
Глава II. Регулирование семейных отношений
2.1 Взаимоотношения супругов в браке
2.2 Отношения между родителями и детьми
Глава III. Прекращение брака
3.1 Прекращение брака в связи со смертью одного из супругов
3.2 Развод
Заключение
Литертура
Изучение истории семьи играет важную роль в духовной жизни общества. Семья в историческом ракурсе имеет непреходящее значение. У нее есть специфические законы существования и развития, комплекс прав и обязанностей. Общественные процессы преломляются в семье своеобразно, но обязательно находят в ней отражение. Своеобразие проявляется в том, что экономические и политические задачи государства никогда впрямую не влияют на семейные отношения, но проходят сложный извилистый путь и часто могут принимать несколько искаженные формы. Семья и ее проблемы, ни в какой период истории нашего государства, не ставились в качестве наиважнейших вопросов. Проблемы семейного права тесно соприкасаются с проблемами культуры, нравственности русского общества. Многие традиции в наше время оказались забытыми, часть же имеет продолжение, но не незнание их истоков лишает общество духовной преемственности. Проблемы семейного права непосредственно связаны историей русской православной церкви, интерес к которой сейчас резко возрос.
Актуальность рассматриваемой темы определяется следующим обстоятельством. Сегодня мы имеем бурно развивающуюся сферу брачно-семейных отношений. Распространяются добрачные связи, увеличивается число неполных семей, в основном - матерей с детьми. Эти явления, которые иногда рассматриваются как признак кризиса семьи, правильнее трактовать как становление нового ее типа, отвечающего как общим условиям жизни современного индустриального общества, так и специфическим условиям социально-экономического и демографического развития России.
Жесткая структура авторитарной семьи прошлого с подчиненным положением женщины и непререкаемым авторитетом мужа-хозяина уступает место новым, более человечным и демократичным брачно-семейным отношениям. В то же время устранение былой нерасторжимости брака сделало семейный союз менее прочным, больше подверженным внешним воздействиям, требующим иного к себе отношения. Изменяясь, семья сталкивается со многими новыми проблемами, но институт семьи и ценности семьи, по-видимому, сохраняют свое значение. Кризис же семьи, если он и существует, касается скорее, патриархальной семьи, которая постепенно уступает место семье современного типа. Процесс этой трансформации объективно обусловлен и не может быть обращен вспять.
Чтобы лучше понимать вышеописанные процессы, представляется интересным проследить развитие брачно-семейных отношений на определенных периодах (IX-XIV и XV-XVIII вв.). Также рассмотреть генезис исконно патриархальной семьи на протяжении рассматриваемого периода. Это – цель данной работы. Ее достижение предполагает решение определенных задач. Среди них - анализ правовых документов и конкретных юридических прецедентов указанных эпох.
Для заключения брака надо было соблюсти возраст, который был принят Собором 1551 г. Кормчая книга разрешала брак в двенадцать лет для девушки и в пятнадцать лет для юноши. Это первое условие для брака не согласовывалось с обычаями — в России традицией было женить детей в восемь — десять лет. Мотивы поведения родителей были разными: материальная выгода выдать дочь замуж в определенную семью, желание породниться с друзьями и др. А главной причиной было стремление управлять судьбой детей. Необходимость соблюдать брачный возраст не находила сочувствия у подданных. Однако церковная политика была направлена на строгое соблюдение закона. В 1551 году Стоглавый собор подтвердил норму о брачном возрасте:
Но и Стоглав не прекратил нарушений правила о брачном возрасте — венчания происходили при попустительстве приходских священников, которые не меньше прихожан были подвержены языческим традициям, не говоря уже о том, что они иногда вынужденно венчали малолетних, чтобы угодить приходу, получая к тому ж денежное вознаграждение за соучастие в выгодной сделке.
В
начале XVIII в. Петр I установил новый
брачный возраст: для юноши —
двадцать лет, для девушки — семнадцать
лет. Указ Петра затронул компетенцию
церковной власти и по сути дела,
отменил византийскую норму права.
Вряд ли этот поступок государя вызвал
одобрение у руководителей
Снижение брачного возраста наметилось в период правления Екатерины II. Согласно Указу 1774 г. брачный возраст определялся для юношей девушек пятнадцатью и тринадцатью годами соответственно.
Существовал и максимальный брачный возраст, записанный в Кормчей: «Вдова шестидесятилетняя а аще паки восхочет сожительствовати мужу, да не удостоится приобщением Святыни…». Русское законодательство самостоятельных законов на этот счет не создавало и всегда считало шестьдесят лет максимальным возрастом для вступления в брак, при решении дел такого рода ссылаясь на Кормчую книгу.
Вторым
условием для заключения брака было
отсутствие запрещенных степеней родства,
свойства, а также духовного родства,
которые устанавливались
Существовало
еще одно условие препятствия
к браку — духовное родство. Духовное
родство возникало путем
Таким
образом, существовала сложная система,
запрещавшая браки в
Следующим условием заключения брака было разрешение вступать в брак не более трех раз, четвертый брак признавался недействительным: Вслед за Кормчей книгой ограничение количества браков было повторено Стоглавом. В этой норме совершенно не учитывались причины расторжения или прекращения предыдущих трех браков, а также возраст женщины и мужчины. Третий брак также не одобрялся, налагал на виновника церковную епитимью. Однако это не мешало священникам венчать и пятые браки, причем с молитвами, что вообще было запрещено в аналогичных случаях. В 1572 году церковный собор признал законным четвертый брак Иоанна IV.
Еще одним условием для брака было вероисповедание жениха и невесты. Священное писание разрешало брак лиц, если один из супругов не исповедует христианство: «… если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна с ним жить, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим». Кормчая книга запрещала брак лиц разных религий. В России до начала XVIII в. были запрещены браки лиц разных исповеданий, поскольку церковь руководствовалась Кормчей книгой. Но при Петре I произошли важные изменения в этом вопросе. Указ 1721 года разрешал шведским пленникам жениться на русских без перемены веры. Но с них брали «сказку», что они не будут принуждать своих жен менять веру, а детей обязывали крестить в православной вере. Однако в дальнейшем браки с иноверцами продолжали оставаться проблемой и от них требовали либо принятия православия, либо получения особого разрешения Синода на каждый такой брак.
Последним каноническим условием для заключения брака было согласие родителей жениха и невесты на брак. Законодательно согласие на брак жениха и невесты и родителей было уравнено.
Петр
I сделал попытку решить вопрос женитьбы
введением присяги для
Формально присяга просуществовала до 1775 года. Согласие на брак должны были давать и помещики при бракосочетании принадлежащих им крестьян. Указ Петра требовал помещиков приводить к присяге с целью удостоверения, что они не принуждают своих крепостных к браку.
Кроме канонических условий для вступления в брак действовали условия, введенные светским законодательством. Таким условием являлось состояние здоровья жениха и невесты. В Кормчей книге нет запрещения венчаться, если жених и невеста больны душевной болезнью.
Указом от 6 апреля 1722 г. «О свидетельствовании дураков» Петр I в целях предотвращения появления неполноценного потомства в качестве обязательного условия для вступления в брак закрепляет медицинское освидетельствование, подтверждающее наличие у брачующихся «здравого рассудка».
В XVIII в. возникло новое условие для заключения брака, созданное светским законодательством, — согласие на брак военнослужащих должны были давать их полковые командиры. Сначала новая норма относилась только к гардемаринам, а потом была распространена на всех военнослужащих. Нельзя забывать и о том, что полковые командиры были одними из тех, кто давал согласие на брак, к тому же согласие родителей на супружество сына военнослужащего не отменялось.
И,
наконец, последним условием для
вступления в брак, введенным светским
законодательством, было изучение математики.
По указам Петра I, дворянские дети, дети
дьячих и подьячих в возрасте от
десяти до пятнадцати лет должны были
учиться. При завершении обучения молодым
людям выдавались «свидетельствованные
письма», без коих «жениться их не
допускать и венечных памятей
не давать». Следить за наличием у
молодых людей «
Таким образом, для заключения брака нужно было соблюсти значительное количество условий. Неудивительно поэтому, что одно, а чаще несколько условий, нарушали. Законодатель не стремился облегчить заключение брака. Не было сделано ни одной попытки отменить какое-либо условие или смягчить его действие. Церковная власть стояла на страже выполнения норм канонического и светского права: священнослужители обязывали следить за законностью заключаемых браков. Для проверки соблюдения всех условий вступления в брак венчанию предшествовала длительная процедура, составные которой образовывали порядок заключения брака.
Первой стадией заключения брака было обручение. Кормчая книга приравнивала обручение к венчанию: «Жену, иному обрученную, берящий в брачное сожитие, при жизни еще обрученника, да подлежит вине прелюбодеяния».
В 1702 году Петр I смело упразднил обручение. Отмена обручения означала пренебрежение святостью канонов византийской церкви. Обручение осталось в качестве старинного обряда, не влекшего за собой имущественной ответственности. По указу был установлен срок до венчания — шесть недель. Время это предназначалось для того, чтобы будущие супруги познакомились.
При подготовке к венчанию решался вопрос о приданом, которое давали невесте ее родители. На протяжении длительного времени приданое оформлялось посредством рядных или сговорных записей.
Приданое
могло состоять из любого имущества,
которым владел и распоряжался дающий
его. Однако на отдельные виды собственности
имелись ограничения на предмет
дачи их в приданое. Так, нельзя было
отдать в приданое старинную княжескую
вотчину — великий князь
Информация о работе Эволюция семейного права России (IX-XVIII вв.)