Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 18:35, курсовая работа
Методом достижения поставленных цели и задач является изучение учебной и научной литературы по теме. Большую помощь оказала энциклопедия «Народы и религии мира»1. В ней содержатся сведения об этнических и религиозных общностях, существующих на земном шаре. Здесь приведены этнографическая характеристика народов мира, данные об их традиционной культуре и быте, традиционных социальных институтах, а также об этнических процессах, специфических для того или иного народа. В определенных случаях, когда это необходимо для уяснения этнических проблем, рассматриваются вопросы профессиональной культуры и социально-экономических отношений, состояние экономики, проблемы индустриализации и урбанизации. Специальный раздел посвящен существующим конфессиям мира.
Введение 3
Глава I. Общие сведения: этнонимия, язык, территория, численность 6
Глава II. Этногенез и этническая история 12
2.1. Происхождение саамов 12
2.2. Этническая история 15
2.3. Саамы в начале ХХ века 17
2.4. Современные этнические процессы 18
Заключение 21
Список использованных источников и литературы 23
В декабре 2008 г. состоялся Первый Съезд саамов, на нём было принято решение о создании представительного саамского органа, который бы работал при региональном правительстве. В этот орган, названный Советом уполномоченных представителей саамов Мурманской области (СУПС МО), было избрано 9 человек. Этот Совет стал прообразом выборного представительного органа саамов России – Саамского Парламента.
11-12 декабря 2010 г. в Мурманске прошёл Второй Съезд саамов Мурманской области, который подтвердил решение Первого Съезда саамов о создании выборного представительного органа саамов Куэллнэгк нёарк Самь Соббар (Саамского собрания Кольского полуострова, Саамского Парламента). 73 делегата Съезда избрали в него девять человек сроком на четыре года. На его первом заседании председателем Парламента была избрана Валентина Вячеславовна Совкина, ранее являвшаяся председателем Совета уполномоченных представителей саамов Мурманской области.
У саамов есть своя премия. Gollegiella («Золотой язык», «Голлегиелла») – премия Северных стран, присуждаемая за вклад в сохранение и развитие саамских языков. Премия была учреждена министрами Норвегии, Финляндии и Швеции, отвечающими в правительствах своих стран за вопросы, связанные с саамским населением, а также президентами саамских парламентов этих стран. Впервые премия была вручена в 2004 г.
В 2012 г. премия была присуждена учёным-филологам Александру Антоновау и Нине Афанасьеваой из России.
Так же на сегодняшний день существует даже телевизионная новостная программа на северносаамском языке – Ođđasat. Это продукт совместного производства Норвежской вещательной корпорации (NRK), финской национальной телерадиовещательной компании Yleisradio Oy (YLE) и Шведского телевидения (SVT).
Выпуски новостей Ođđasat транслируются в Норвегии, Финляндии и Швеции. Выходит в эфир пять дней в неделю, десять месяцев в году (перерыв в выпусках – в середине лета, а также в период с Рождества по Новый год). Продолжительность программы – около 15 минут. Передачи посвящены большей частью жизни саамов и событиям в районах проживания саамов, иногда также затрагиваются события Северной Европы или общемирового масштаба, освещаются проблемы других коренных народов17.
Можно сделать краткий вывод о том, что саамы на сегодняшний день до сих пор развиваются, делают делать все, чтобы объединить свой народ. Они борются за свои права. У них есть свой съезд саамов, есть представительный орган – парламент. И каждый год 6 февраля они празднуют Международный день саамов.
Заключение
Древнесаамская историко-культурная общность сформировалась на базе дофинского населения и поволжской археологической культуры. В результате образовалось 3 группы саамов.
В этнической истории саамов прослеживается взаимодействие с двумя государствами: Русью и Швецией. Даже их календарь основан на этих особенностях. Следственно вся история саамов зависела от них.
Пограничное положение саамов сыграло немаловажную роль для их судьбы в начале ХХ в. Их заставляли создавать оленеводческие колхозы. Во время военных действий 1939-1940 гг. их территории подверглись опустошению. А результате чего часть саамов переселилась на территорию Финляндии.
Современные этнические процессы протекают в сторону обрусения и ассимиляции саамского населения. Их становится все меньше и меньше. Родной язык забывается, об этом свидетельствуют данные последней переписи.
Численность саамского населения относительно стабильна, в течение второй половины XX в. она варьировалась от 1687 чел. в 1959 до 1769 в 2002 (1970 - 1715, 1979 -1565, 1989 - 1615); ее снижение в 1970-1979 – результат процесса ассимиляции: за 1975-1979 среди всех браков саамского населения доля смешанных, в которых детей регистрировали по национальности второго родителя, составила 82,1%. С 1989 наблюдается рост этнической идентичности саамов, в результате чего молодые люди регистрируются как саамы при получении паспорта, так же определялась этническая принадлежность новорожденных в смешанных браках при их регистрации. Саамское население в 2002 составляло 0,2% от общей численности населения области.
Саамы Кольского
полуострова представляют собой
совершенно самостоятельную
Саамы – народ крайне самобытной культуры. Его редкое своеобразие, трудно поддающееся объяснению, сделало этот народ своего рода этнографической загадкой и с давних пор привлекало к себе внимание исследователей.
Список источников и литературы
Источники:
Литература:
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
1 Народы и религии мира: Энциклопедия» / Под ред. В. А. Тишкова. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 928 с.
2 Харузин Н.Н. Русские лопари: Очерки прошлого и современного быта / Н.Н. Харузин – М.: Книга по требованию, 1890. – 482 с.; Алымов В. Лопари: Этнографический очерк/ М.: Изд-во «Крестьянская газета», 1930. – 68 с.
3 Чарнолусский В. В. Материалы по быту лопарей. - Л., 1930. – 176 с.
4 Кочкуркина С. И. Народы Карелии: история и культура / С.И. Кочкуркина; Карел. науч. центр Рос. акад. наук, ин-т языка, литературы и истории. – Петрозаводск: Карелия, 2004. – 207 с.
5URL: http://www.vbrg.ru/articles/
6 URL: http://finugor.ru/node/877 (дата обращения 22.11.12)
7 Кочкуркина С.И. Народы Карелии: история и культура. – Петрозаводск, 2004. - С. 463.
8URL: http://toro.my1.ru/publ/
9 URL: http://toro.my1.ru/publ/
10 Алымов В. Лопари: Этнографический очерк/ В. Алымов - М.: Крестьянская газета, 1930. – С. 45.
11 Куропятник М.С. Прибалтийско-финские народы России. / М.С. Куропятник - М.: Наука,2003. – С. 23.
12 Там же. С. 25.
13 Кочкуркина С.И. Народы Карелии: история и культура / С.И. Кочкуркина; Карел. науч. центр Рос. акад. наук, Ин-т языка, литературы и истории. – Петрозаводск: Карелия, 2004. – 207 с.
14URL: http://www.vbrg.ru/articles/
15URL: http://student.zoomru.ru/
16URL: http://www.norge.ru/om_sami/ (дата обращения 22.11.12).
17URL: http://saamisups.ucoz.ru/ (дата обращения 22.11.12)