Этногенез и этническая история саамов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 18:35, курсовая работа

Краткое описание

Методом достижения поставленных цели и задач является изучение учебной и научной литературы по теме. Большую помощь оказала энциклопедия «Народы и религии мира»1. В ней содержатся сведения об этнических и религиозных общностях, существующих на земном шаре. Здесь приведены этнографическая характеристика народов мира, данные об их традиционной культуре и быте, традиционных социальных институтах, а также об этнических процессах, специфических для того или иного народа. В определенных случаях, когда это необходимо для уяснения этнических проблем, рассматриваются вопросы профессиональной культуры и социально-экономических отношений, состояние экономики, проблемы индустриализации и урбанизации. Специальный раздел посвящен существующим конфессиям мира.

Оглавление

Введение 3
Глава I. Общие сведения: этнонимия, язык, территория, численность 6
Глава II. Этногенез и этническая история 12
2.1. Происхождение саамов 12
2.2. Этническая история 15
2.3. Саамы в начале ХХ века 17
2.4. Современные этнические процессы 18
Заключение 21
Список использованных источников и литературы 23

Файлы: 1 файл

курсовая история Народов России.doc

— 1.00 Мб (Скачать)

В декабре 2008 г. состоялся Первый Съезд саамов, на нём было принято решение о создании представительного саамского органа, который бы работал при региональном правительстве. В этот орган, названный Советом уполномоченных представителей саамов Мурманской области (СУПС МО), было избрано 9 человек. Этот Совет стал прообразом выборного представительного органа саамов России  – Саамского Парламента.

11-12 декабря 2010 г. в Мурманске прошёл Второй Съезд саамов Мурманской области, который подтвердил решение Первого Съезда саамов о создании выборного представительного органа саамов Куэллнэгк нёарк Самь Соббар (Саамского собрания Кольского полуострова, Саамского Парламента). 73 делегата Съезда избрали в него девять человек сроком на четыре года. На его первом заседании председателем Парламента была избрана Валентина Вячеславовна Совкина, ранее являвшаяся председателем Совета уполномоченных представителей саамов Мурманской области.

У саамов есть своя премия. Gollegiella («Золотой язык», «Голлегиелла») – премия Северных стран, присуждаемая за вклад в сохранение и развитие саамских языков. Премия была учреждена министрами Норвегии, Финляндии и Швеции, отвечающими в правительствах своих стран за вопросы, связанные с саамским населением, а также президентами саамских парламентов этих стран. Впервые премия была вручена в 2004 г.

В 2012 г. премия была присуждена учёным-филологам Александру Антоновау и Нине Афанасьеваой из  России.

Так же на сегодняшний день существует даже телевизионная новостная программа на северносаамском языке – Ođđasat. Это продукт совместного производства Норвежской вещательной корпорации (NRK), финской национальной телерадиовещательной компании Yleisradio Oy (YLE) и Шведского телевидения (SVT).

Выпуски новостей Ođđasat транслируются в Норвегии, Финляндии  и Швеции. Выходит в эфир пять дней в неделю, десять месяцев в году (перерыв в выпусках  – в середине лета, а также в период с Рождества по Новый год). Продолжительность программы – около 15 минут. Передачи посвящены большей частью жизни саамов и событиям в районах проживания саамов, иногда также затрагиваются события Северной Европы или общемирового масштаба, освещаются проблемы других коренных народов17.

Можно сделать краткий вывод о том, что саамы на сегодняшний день до сих пор развиваются, делают делать все, чтобы объединить свой народ. Они борются за свои права. У них есть свой съезд саамов, есть представительный орган – парламент. И каждый год 6 февраля они празднуют Международный день саамов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Древнесаамская историко-культурная общность сформировалась на базе дофинского населения и поволжской археологической культуры. В результате образовалось 3 группы саамов.

В этнической истории  саамов прослеживается взаимодействие с двумя государствами: Русью и Швецией. Даже их  календарь основан на этих особенностях. Следственно вся история саамов зависела от них.

Пограничное положение  саамов сыграло немаловажную роль для  их судьбы в начале ХХ в. Их заставляли создавать оленеводческие колхозы. Во время военных действий 1939-1940 гг. их территории подверглись опустошению. А результате чего часть саамов переселилась на территорию Финляндии.

Современные этнические процессы протекают в сторону  обрусения и ассимиляции саамского населения. Их становится все меньше и меньше. Родной язык забывается, об этом свидетельствуют данные последней переписи.

Численность саамского  населения относительно стабильна, в течение второй половины XX в. она варьировалась от 1687 чел. в 1959 до 1769 в 2002 (1970 - 1715, 1979 -1565, 1989 - 1615); ее снижение в 1970-1979 – результат процесса ассимиляции: за 1975-1979 среди всех браков саамского населения доля смешанных, в которых детей регистрировали по национальности второго родителя, составила 82,1%. С 1989 наблюдается рост этнической идентичности саамов, в результате чего молодые люди регистрируются как саамы при получении паспорта, так же определялась этническая принадлежность новорожденных в смешанных браках при их регистрации. Саамское население в 2002 составляло 0,2% от общей численности населения области.

Саамы Кольского  полуострова представляют собой  совершенно самостоятельную этнографическую  группу, которую называют Кольскими  саамами (лопарями). Их можно отнести  к четвертому типу, определяющемуся сочетанием оленеводства, рыболовства и охоты и полукочевым, а последние десятилетия оседлым образом жизни.

Саамы – народ крайне самобытной культуры. Его редкое своеобразие, трудно поддающееся объяснению, сделало этот народ своего рода этнографической загадкой и с давних пор привлекало к себе внимание исследователей.

 

Список источников и литературы

Источники:

  1. Народы и религии мира: Энциклопедия» / Под ред. В. А. Тишкова. М., 1998.
  2. Выборг: информационный портал.  URL: http://www.vbrg.ru/articles/karelija/saamy/proiskhozhdenie_saamov
  3. toro.my1.ru URL:http://toro.my1.ru/publ/narody_sibiri/narody_finskoj_jazykovoj_gruppy/saamy/7-1-0-38

 

Литература:

 

  1. Алымов В. Лопари: Этнографический очерк/ В. Алымов. М.: Изд-во "Крестьянская газета", 1930. – 63 с.
  2. Ефименко А.Я. Народные юридические обычаи лопарей, корелов и самоедов Архангельской губернии. "Записки Российского Географического общества по отделу этнографии". Т. VIII. 340с.
  3. Кочкуркина С.И. Народы Карелии: история и культура / С.И. Кочкуркина; Карел. науч. центр Рос. акад. наук, Ин-т языка, литературы и истории. Петрозаводск: Карелия, 2004. 207 с.
  4. Харузин Н.Н. Русские лопари: Очерки прошлого и современного быта / Н. Н. Харузин М.: Книга по Требованию, 1890. 38 с.
  5. Чарнолусский В.В. Материалы по быту лопарей./ В.В. Чарнолусский. Л., 1930. 176 с.
  6. Куропятник М.С. Прибалтийско-финские народы России. / М.С. Куропятник. М.: Наука,2003. 671 с.

 

Приложение 1.

Приложение 2. 

 

Приложение 3.

1 Народы и религии мира: Энциклопедия» / Под ред. В. А. Тишкова. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 928 с.

2 Харузин Н.Н. Русские лопари: Очерки прошлого и современного быта / Н.Н. Харузин – М.: Книга по требованию, 1890. – 482 с.; Алымов В. Лопари: Этнографический очерк/ М.: Изд-во «Крестьянская газета», 1930. – 68 с.

3 Чарнолусский В. В. Материалы по быту лопарей. - Л., 1930. – 176 с.

4 Кочкуркина С. И. Народы Карелии: история и культура / С.И. Кочкуркина; Карел. науч. центр Рос. акад. наук, ин-т языка, литературы и истории. – Петрозаводск: Карелия, 2004. – 207 с.

5URL: http://www.vbrg.ru/articles/karelija/saamy/informatsija (дата обращения 22.11.12.)

6 URL: http://finugor.ru/node/877 (дата обращения 22.11.12)

7 Кочкуркина С.И. Народы Карелии: история и культура. – Петрозаводск, 2004. - С. 463.

8URL: http://toro.my1.ru/publ/narody_sibiri/narody_finskoj_jazykovoj_gruppy/saamy/7-1-0-38 (дата обращения 22.11.12).

9 URL: http://toro.my1.ru/publ/narody_sibiri/narody_finskoj_jazykovoj_gruppy/saamy/7-1-0-38 (дата обращения 22.11.12).

10 Алымов В. Лопари: Этнографический очерк/ В. Алымов - М.: Крестьянская газета, 1930. – С. 45.

11 Куропятник М.С. Прибалтийско-финские народы России. / М.С. Куропятник - М.: Наука,2003. – С. 23.

12 Там же. С. 25.

13 Кочкуркина С.И. Народы Карелии: история и культура / С.И. Кочкуркина; Карел. науч. центр Рос. акад. наук, Ин-т языка, литературы и истории. – Петрозаводск: Карелия, 2004. – 207 с.

14URL: http://www.vbrg.ru/articles/karelija/saamy/proiskhozhdenie_saamov/ (дата обращения 22.11.12).

15URL: http://student.zoomru.ru/history/istoriya-saamov/49189.383643.s1.html (дата обращения 22.11.12).

16URL: http://www.norge.ru/om_sami/ (дата обращения 22.11.12).

17URL: http://saamisups.ucoz.ru/ (дата обращения 22.11.12)

 


Информация о работе Этногенез и этническая история саамов