Этногенез и этническая история саамов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 18:35, курсовая работа

Краткое описание

Методом достижения поставленных цели и задач является изучение учебной и научной литературы по теме. Большую помощь оказала энциклопедия «Народы и религии мира»1. В ней содержатся сведения об этнических и религиозных общностях, существующих на земном шаре. Здесь приведены этнографическая характеристика народов мира, данные об их традиционной культуре и быте, традиционных социальных институтах, а также об этнических процессах, специфических для того или иного народа. В определенных случаях, когда это необходимо для уяснения этнических проблем, рассматриваются вопросы профессиональной культуры и социально-экономических отношений, состояние экономики, проблемы индустриализации и урбанизации. Специальный раздел посвящен существующим конфессиям мира.

Оглавление

Введение 3
Глава I. Общие сведения: этнонимия, язык, территория, численность 6
Глава II. Этногенез и этническая история 12
2.1. Происхождение саамов 12
2.2. Этническая история 15
2.3. Саамы в начале ХХ века 17
2.4. Современные этнические процессы 18
Заключение 21
Список использованных источников и литературы 23

Файлы: 1 файл

курсовая история Народов России.doc

— 1.00 Мб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное

Учреждение  высшего профессионального образования

«Чувашский  государственный университет имени  И.Н Ульянова»

 

 

 

Историко-географический факультет

Кафедра археологии, этнографии и региональной истории

 

 

 

Курсовая работа на тему:

Этногенез и этническая история саамов

 

 

Работу выполнила: студентка 2 курса

группы ИГФ-11-11 группы

                                                                                       Яранцева Наталья Станиславовна

 

 

 

Научный руководитель:

                       доктор исторических наук, профессор

Егорова О. В.

 

 

 

 

Чебоксары - 2012

Оглавление

Введение                                                                                                       3

Глава I. Общие сведения: этнонимия, язык, территория, численность 6

Глава II. Этногенез и этническая история                                                 12

2.1. Происхождение саамов                                                                        12

2.2. Этническая история                                                                             15

2.3. Саамы в начале ХХ века                                                                      17

2.4. Современные этнические процессы                                                  18

Заключение                                                                                                 21

Список использованных источников и литературы                                23

Приложения                                                                                                 24

 

 

 

 

 

 

Введение

Саамы, или лопари, являются древнейшим уральским этносом, и проблема их происхождения имеет  ключевое значение для этногенеза и ранней истории остальных народов этой языковой семьи. Особенно тесно происхождение и ранняя история саамов связаны с древнейшим прошлым поволжских (марийцы) и прибалтийских финнов. В процессе расселения на Севере Восточной Европы саамы взаимодействовали с предками современных балтов, северных германцев, славян, самодийцев, что позволяет затронуть важные вопросы древней истории и этих народов. Саамы относятся к лапоноидному типу большой европеоидной расы, отличаясь сочетанием европеоидных и монголоидных признаков. Для них характерны брахикефалия, низкое лицо, вогнутый профиль спинки носа, эпикантус, слабый рост бороды, сравнительно темная пигментация и низкий рост (См. прил. 1).

Целью данной работы является попытка рассмотрения и детального изучения проблемы этногенеза и этнической истории саамов. Подобное определение цели ставит следующие задачи:

1. Рассмотреть общие сведения  по данному народу;

2. Проследить путь развития  саамов от древности до наших  дней;

Методом достижения поставленных цели и задач является изучение учебной и научной литературы по теме. Большую помощь оказала энциклопедия «Народы и религии мира»1. В ней содержатся сведения об этнических и религиозных общностях, существующих на земном шаре. Здесь приведены этнографическая характеристика народов мира, данные об их традиционной культуре и быте, традиционных социальных институтах, а также об этнических процессах, специфических для того или иного народа. В определенных случаях, когда это необходимо для уяснения этнических проблем, рассматриваются вопросы профессиональной культуры и социально-экономических отношений, состояние экономики, проблемы индустриализации и урбанизации. Специальный раздел посвящен существующим конфессиям мира.

Одними из ранних работ по саамам является книги Харузина Н.Н. и Алымова В.2. В последней книге приводится подробное описание всех сфер жизнедеятельности лопарей (саамов). Численность, территория расселения, быт, материальная культура, природно-климатические условия, основные виды деятельности, верования, мифы, социальная организация и прочие  аспекты подвергаются изучению.

В работе «Материалы по быту лопарей» В.В. Чарнолуский представил результаты первой после 1917 г. этнографической экспедиции, которая работала у саамов (лопарей) Кольского полуострова. Издание содержит ценные наблюдения о хозяйстве саамов (еще перед проведением насильственной коллективизации), в частности оленеводстве, и всей их культуре, еще сохранявшей свои традиционные черты3.

Ефименко А.Я. в работе «Народные юридические обычаи лопарей, корелов и самоедов Архангельской губернии рассмотрел» отмечает, что корельское племя, находясь долгое время под влиянием русских, несколько утратило из своих национальных особенностей, и разумеется, степень утраты пропорциональна силе влияния русского элемента. Чувствительнее всего этот последний отразился на корелах волостей, ближайших к русским селениям, даже отчасти и их женщины знают русский язык. В волостях, лежащих в отдалении от русских селений, близ Финляндии, огромное большинство их не только не говорит, но даже и не понимает по-русски.

Кочкуркина  С.И. составила первое научно-популярное издание об истории и культуре карел, вепсов, саамов и русских от первоначального заселения края (эпоха каменного века) до XVII в. В работе использованы научные достижения последних десятилетий в области археологии, истории, этнографии, антропологии, языкознания, топонимики и естественнонаучных дисциплин4.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы, приложений и CD-диска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Общие сведения: этнонимия, язык, территория, численность.

Самоназвание  Кольских саамов – саммъ, саммьленч. Этноним sabme –«земля», zemas – «низкий», «низменный». По другим данным, его связывают с уральскими этнонимами с основой sa(a)m, означающей «речные», «водные» (люди), с русским термином самоядъ, с финским Suomi (Финляндия). Старое название саамов – лопари, лапландцы, древнерусское летописное – лопь, упоминаются в Новгородской летописи 1216 г., финское – lappi, lappalainen. Тацит (98 г. н.э.) их называет fenni, современные норвежцы – finne. С IX в. коренное население Кольского полуострова известно как terfinnas – «терфинны», «охотники и рыбаки или птицеловы». В настоящее время этноним таррьй саммь (терские саамы) является самоназванием локальной группы на востоке Кольского полуострова. Термин lappia впервые встречается в XII веке у Саксона Грамматика. Саамский язык распадается на множество диалектов, на западную и восточную группы. Язык саамов Кольского полуострова относится к восточной группе. Он имеет четыре диалекта: иокангский, кильдинский, нотозерский и бибенский5.

Территория  распространения и этнографические группы.

Распространение саамов и их разделение на этнографические  группы (соответствующее диалектам саамского языка).

Терские саамы.

Северовосточная часть Кольского полуострова, в  настоящее время почти исчезли. Участвуют в программах культурного  обмена со скандинавскими саамами.

Кильдинские саамы.

Кольский полуостров. Диалект положен в основу литературного  языка саамов в России. Хорошо сохранена культура и традиции, национальные танцы. Язык преподается в школе (село Ловозеро). Участвуют в программах культурного обмена со скандинавскими саамами. Культурный центр – село Ловозеро (в центре Кольского полуострова)

Скольтские  саамы.

В прошлом – западная часть Кольского полуострова. В настоящее время – северо-восточная Финляндия. Весьма малочисленная группа, хорошо сохранившая свои культурные традиции и православное вероисповедание. Преподавание в школах на скольтском диалекте не ведется, но скольтские саамы имеют возможность получать образование на Северном диалекте. Культурный центр в прошлом – Печенгский (Petsamo) район (ныне в Мурманской области России), в настоящее время - северный берег озера Инари (Enari), поселок Sevettijarvi, Финляндия.

Саамы Инари.

Северо-восточная  Финляндия. Маленькая группа, сохранившая  большинство культурных традиций. Преподавание в школах на диалекте не ведется, но доступно образование на Северном диалекте. Культурный центр - город Инари (Enare), Финляндия.

Северные саамы.

Финская Лапландия (кроме района озера Инари), Норвежская Лапландияи Шведская Лапландия до среднего Норботтена. Самая большая группа саамов. Диалект положен в основу литературного саамского языка  в Скандинавии. В некоторых местах сильны культурные традиции. На диалекте ведется школьное образование, публикуется несколько газет и ведется ежедневное радиовещание в Скандинавии. Ежегодно публикуется много книг и аудиозаписей. В Швеции в пределах распространения группы, находится Саамский Парламент. Несколько культурных центров, например Карасйок (Karasjokk), Каутокейно (Kautokeino).

Береговые саамы.

Вдоль северной и северо-восточной части Норвежского  побережья. К настоящему моменту  численность группы очень мала. Преподавание доступно на Северном диалекте и диалекте Луле. Есть Институт Культуры в Кофьорде (Kafjord ) и языковой центр в Мандалене (Manndalen). Культурные центры – Кофьорд (Kafjord) Тисфьорд (Tysfjord) и Варангерфьорд (Varangerfjord).

Саамы Луле.

Горная и  лесная часть Норвегии и Швеции. Культура и язык в некоторых местах хорошо сохранились. На диалекте преподаются базовые предметы в школе. Ежегодно публикуется небольшое количество книг. Культурный центр – Йокмок (Jokkmokk), Швеция.

Питские саамы.

Центральная и  восточная часть шведской Лапландии между Салтенфьордом (Saltenfjord) и Раненфьордом (Ranenfjord) в Норвегии. Исторически отличались от прочих саамов оседлым образом жизни. Другое название – лесные саамы. Численность группы очень мала, язык на грани исчезновения. На диалекте не ведется школьного обучения, ограниченно доступно образование на диалекте Луле. Культурный центр – Арвидсьярв (Arvidsjaur) в Швеции, существует культурная община в Бодо (Bodo), Норвегия.

Умесаамы.

Горная часть  шведской Лапландии и центральной  части Норвегии. Достаточно сильная в культурном отношении группа, плохо сохранившая, тем не менее, свой язык. В Норвегии и Швеции существует несколько школ для представителей Умесаамов, однако учебники на диалекте существуют лишь для нескольких предметов. Культурные центры – Хатфьелдалл (Hattfjelldal), в Норвегии и Торнаби (Tarnaby) в Швеции.

Южные саамы.

Центральная часть  Швеции и Норвегии. Хорошо сохранили  культуру. Диалект хорошо сохранился в Норвегии, но в Швеции находится  на грани исчезновения. В Норвегии развивается образование на южносаамском диалекте. В Швеции преподавание на диалекте не ведется. Диалект служит основным языком преподавания в Саамском Институте при Университете в Умеа (Umea) в Швеции. Выходит ежемесячник Samefolket (Саамский народ) и несколько книг ежегодно. Культурный центр в Снаса (Snasa) в Новрегии6.

На территории Карелии саамы в настоящее время не проживают, но в древности они занимали огромную территорию – от 60-й параллели до Северного Ледовитого океана и от восточного побережья Балтийского моря до Северной Двины и Мезени, включая Карелию. На таком огромном пространстве саамы, естественно, не представляли собой единого этнического массива. В зависимости от степени и скорости адаптации к конкретным природным условиям, наследия предшествующей субкультуры, изменчивости этногеографической ситуации в целом формировались многочисленные мозаичные протосаамские группировки. На севере Европы они были более монолитными, чем на юге, где долгое время сохранялись лишь незначительные островки саамского населения. Позднее здесь расселились, отодвигая саамов к северу, норвежцы, шведы, финны, славяне и прибалтийско-финские народы северо-запада европейской части России7(см. Прил. 2).

Численность:

1782 г.: Россия – 1359 чел.

1850 г.: Россия – 1695 чел.

1880 г.: Россия, Кольский уезд Архангельской губернии – 1749 чел.

1897 г.: Россия – 1812 чел., в т.ч. Кольский уезд Архангельской губернии – 1724 чел.

1909 г.: Россия, Архангельская  губерния – 1742 чел.

1926 г.: РСФСР – 1717 чел., в т.ч. Мурманский округ Ленинградской обл. – 1708 чел. (в т.ч. Кольско-Лопарский р-н – 723 чел., Ловозерский р-н – 509 чел., Понойский р-н – 275 чел, Александровский р-н – 178 чел.).

1933 г.: РСФСР,  Мурманский округ Ленинградской  обл. – 1806 чел. (в т.ч. Кольско-Лопарский р-н – 800 чел., Ловозерский р-н – 599 чел., Понойский р-н – 300 чел, Полярный р-н – 185 чел.).

1937 г.: СССР – 1841 чел., в т.ч. РСФСР – 1828 чел.

1959 г.: СССР – 1792 чел.

1970 г.: СССР – 1884 чел., в т.ч. Мурманская обл. – 1715 чел. (в т.ч. Ловозерский р-н – 1022 чел., Кольский р-н – 264 чел.).

1979 г.: СССР – 1888 чел., в т.ч. Мурманская обл. – 1565 чел.

1989 г.: СССР – 1890 чел., в т.ч. РСФСР – 1835 чел., Мурманская обл. – 1615 чел.

2002 г.: – 1769 чел., г. Мурманск — 137.

2010 г.: – 1771 чел8.

В 1970-е гг. завершилось разрушение ареала традиционного расселения саамов. Саамы потеряли 32 поселка, в которых являлись этническим большинством. Большая часть саамов – (859 чел.) в настоящее время проживают в Ловозерском районе. Переселенные в основном в село Ловозеро более 100 оленеводов лишились работы. Переселение было связано с нуждами промышленности, строительством военных объектов и преобразований колхозов в совхозы.

Нарушен процесс  передачи традиционных хозяйственных  навыков и знаний от старшего поколения  молодёжи. Из-за интенсивного воздействия на природу, нарушается экологическое равновесие. Уменьшается количество саамов, говорящих на родном языке. Если по переписи 1979 г. из 1565 саамов Мурманской области родным языком владели 933 человека (59,6 %), то по переписи 1989 г. из 1615 саамов – 814 человек (50,4 %). Увеличивается число саамов-горожан. По переписи 1989 г. они составляли 39,1 % численности саамов РСФСР. В настоящее время 60% саамских мужчин не состоят в браке, 40% женщин имеют неполные семьи.

Информация о работе Этногенез и этническая история саамов