Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 18:35, курсовая работа
Методом достижения поставленных цели и задач является изучение учебной и научной литературы по теме. Большую помощь оказала энциклопедия «Народы и религии мира»1. В ней содержатся сведения об этнических и религиозных общностях, существующих на земном шаре. Здесь приведены этнографическая характеристика народов мира, данные об их традиционной культуре и быте, традиционных социальных институтах, а также об этнических процессах, специфических для того или иного народа. В определенных случаях, когда это необходимо для уяснения этнических проблем, рассматриваются вопросы профессиональной культуры и социально-экономических отношений, состояние экономики, проблемы индустриализации и урбанизации. Специальный раздел посвящен существующим конфессиям мира.
Введение 3
Глава I. Общие сведения: этнонимия, язык, территория, численность 6
Глава II. Этногенез и этническая история 12
2.1. Происхождение саамов 12
2.2. Этническая история 15
2.3. Саамы в начале ХХ века 17
2.4. Современные этнические процессы 18
Заключение 21
Список использованных источников и литературы 23
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
Учреждение
высшего профессионального
«Чувашский
государственный университет
Историко-географический факультет
Кафедра археологии, этнографии и региональной истории
Курсовая работа на тему:
Этногенез и этническая история саамов
Работу выполнила: студентка 2 курса
группы ИГФ-11-11 группы
Научный руководитель:
доктор исторических наук, профессор
Егорова О. В.
Чебоксары - 2012
Оглавление
Введение
Глава I. Общие сведения: этнонимия, язык, территория, численность 6
Глава II. Этногенез и этническая
история
2.1. Происхождение саамов
2.2. Этническая история
2.3. Саамы в начале ХХ века
2.4. Современные этнические
процессы
Заключение
Список использованных источников
и литературы
Приложения
Введение
Саамы, или лопари, являются древнейшим уральским этносом, и проблема их происхождения имеет ключевое значение для этногенеза и ранней истории остальных народов этой языковой семьи. Особенно тесно происхождение и ранняя история саамов связаны с древнейшим прошлым поволжских (марийцы) и прибалтийских финнов. В процессе расселения на Севере Восточной Европы саамы взаимодействовали с предками современных балтов, северных германцев, славян, самодийцев, что позволяет затронуть важные вопросы древней истории и этих народов. Саамы относятся к лапоноидному типу большой европеоидной расы, отличаясь сочетанием европеоидных и монголоидных признаков. Для них характерны брахикефалия, низкое лицо, вогнутый профиль спинки носа, эпикантус, слабый рост бороды, сравнительно темная пигментация и низкий рост (См. прил. 1).
Целью данной работы является попытка рассмотрения и детального изучения проблемы этногенеза и этнической истории саамов. Подобное определение цели ставит следующие задачи:
1. Рассмотреть общие сведения по данному народу;
2. Проследить путь развития саамов от древности до наших дней;
Методом достижения поставленных цели и задач является изучение учебной и научной литературы по теме. Большую помощь оказала энциклопедия «Народы и религии мира»1. В ней содержатся сведения об этнических и религиозных общностях, существующих на земном шаре. Здесь приведены этнографическая характеристика народов мира, данные об их традиционной культуре и быте, традиционных социальных институтах, а также об этнических процессах, специфических для того или иного народа. В определенных случаях, когда это необходимо для уяснения этнических проблем, рассматриваются вопросы профессиональной культуры и социально-экономических отношений, состояние экономики, проблемы индустриализации и урбанизации. Специальный раздел посвящен существующим конфессиям мира.
Одними из ранних работ по саамам является книги Харузина Н.Н. и Алымова В.2. В последней книге приводится подробное описание всех сфер жизнедеятельности лопарей (саамов). Численность, территория расселения, быт, материальная культура, природно-климатические условия, основные виды деятельности, верования, мифы, социальная организация и прочие аспекты подвергаются изучению.
В работе «Материалы по быту лопарей» В.В. Чарнолуский представил результаты первой после 1917 г. этнографической экспедиции, которая работала у саамов (лопарей) Кольского полуострова. Издание содержит ценные наблюдения о хозяйстве саамов (еще перед проведением насильственной коллективизации), в частности оленеводстве, и всей их культуре, еще сохранявшей свои традиционные черты3.
Ефименко А.Я. в работе «Народные юридические обычаи лопарей, корелов и самоедов Архангельской губернии рассмотрел» отмечает, что корельское племя, находясь долгое время под влиянием русских, несколько утратило из своих национальных особенностей, и разумеется, степень утраты пропорциональна силе влияния русского элемента. Чувствительнее всего этот последний отразился на корелах волостей, ближайших к русским селениям, даже отчасти и их женщины знают русский язык. В волостях, лежащих в отдалении от русских селений, близ Финляндии, огромное большинство их не только не говорит, но даже и не понимает по-русски.
Кочкуркина С.И. составила первое научно-популярное издание об истории и культуре карел, вепсов, саамов и русских от первоначального заселения края (эпоха каменного века) до XVII в. В работе использованы научные достижения последних десятилетий в области археологии, истории, этнографии, антропологии, языкознания, топонимики и естественнонаучных дисциплин4.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы, приложений и CD-диска.
Глава I. Общие сведения: этнонимия, язык, территория, численность.
Самоназвание Кольских саамов – саммъ, саммьленч. Этноним sabme –«земля», zemas – «низкий», «низменный». По другим данным, его связывают с уральскими этнонимами с основой sa(a)m, означающей «речные», «водные» (люди), с русским термином самоядъ, с финским Suomi (Финляндия). Старое название саамов – лопари, лапландцы, древнерусское летописное – лопь, упоминаются в Новгородской летописи 1216 г., финское – lappi, lappalainen. Тацит (98 г. н.э.) их называет fenni, современные норвежцы – finne. С IX в. коренное население Кольского полуострова известно как terfinnas – «терфинны», «охотники и рыбаки или птицеловы». В настоящее время этноним таррьй саммь (терские саамы) является самоназванием локальной группы на востоке Кольского полуострова. Термин lappia впервые встречается в XII веке у Саксона Грамматика. Саамский язык распадается на множество диалектов, на западную и восточную группы. Язык саамов Кольского полуострова относится к восточной группе. Он имеет четыре диалекта: иокангский, кильдинский, нотозерский и бибенский5.
Территория распространения и этнографические группы.
Распространение саамов и их разделение на этнографические группы (соответствующее диалектам саамского языка).
Терские саамы.
Северовосточная часть Кольского полуострова, в настоящее время почти исчезли. Участвуют в программах культурного обмена со скандинавскими саамами.
Кильдинские саамы.
Кольский полуостров. Диалект положен в основу литературного языка саамов в России. Хорошо сохранена культура и традиции, национальные танцы. Язык преподается в школе (село Ловозеро). Участвуют в программах культурного обмена со скандинавскими саамами. Культурный центр – село Ловозеро (в центре Кольского полуострова)
Скольтские саамы.
В прошлом – западная часть Кольского полуострова. В настоящее время – северо-восточная Финляндия. Весьма малочисленная группа, хорошо сохранившая свои культурные традиции и православное вероисповедание. Преподавание в школах на скольтском диалекте не ведется, но скольтские саамы имеют возможность получать образование на Северном диалекте. Культурный центр в прошлом – Печенгский (Petsamo) район (ныне в Мурманской области России), в настоящее время - северный берег озера Инари (Enari), поселок Sevettijarvi, Финляндия.
Саамы Инари.
Северо-восточная Финляндия. Маленькая группа, сохранившая большинство культурных традиций. Преподавание в школах на диалекте не ведется, но доступно образование на Северном диалекте. Культурный центр - город Инари (Enare), Финляндия.
Северные саамы.
Финская Лапландия (кроме района озера Инари), Норвежская Лапландияи Шведская Лапландия до среднего Норботтена. Самая большая группа саамов. Диалект положен в основу литературного саамского языка в Скандинавии. В некоторых местах сильны культурные традиции. На диалекте ведется школьное образование, публикуется несколько газет и ведется ежедневное радиовещание в Скандинавии. Ежегодно публикуется много книг и аудиозаписей. В Швеции в пределах распространения группы, находится Саамский Парламент. Несколько культурных центров, например Карасйок (Karasjokk), Каутокейно (Kautokeino).
Береговые саамы.
Вдоль северной
и северо-восточной части
Саамы Луле.
Горная и лесная часть Норвегии и Швеции. Культура и язык в некоторых местах хорошо сохранились. На диалекте преподаются базовые предметы в школе. Ежегодно публикуется небольшое количество книг. Культурный центр – Йокмок (Jokkmokk), Швеция.
Питские саамы.
Центральная и восточная часть шведской Лапландии между Салтенфьордом (Saltenfjord) и Раненфьордом (Ranenfjord) в Норвегии. Исторически отличались от прочих саамов оседлым образом жизни. Другое название – лесные саамы. Численность группы очень мала, язык на грани исчезновения. На диалекте не ведется школьного обучения, ограниченно доступно образование на диалекте Луле. Культурный центр – Арвидсьярв (Arvidsjaur) в Швеции, существует культурная община в Бодо (Bodo), Норвегия.
Умесаамы.
Горная часть шведской Лапландии и центральной части Норвегии. Достаточно сильная в культурном отношении группа, плохо сохранившая, тем не менее, свой язык. В Норвегии и Швеции существует несколько школ для представителей Умесаамов, однако учебники на диалекте существуют лишь для нескольких предметов. Культурные центры – Хатфьелдалл (Hattfjelldal), в Норвегии и Торнаби (Tarnaby) в Швеции.
Южные саамы.
Центральная часть Швеции и Норвегии. Хорошо сохранили культуру. Диалект хорошо сохранился в Норвегии, но в Швеции находится на грани исчезновения. В Норвегии развивается образование на южносаамском диалекте. В Швеции преподавание на диалекте не ведется. Диалект служит основным языком преподавания в Саамском Институте при Университете в Умеа (Umea) в Швеции. Выходит ежемесячник Samefolket (Саамский народ) и несколько книг ежегодно. Культурный центр в Снаса (Snasa) в Новрегии6.
На территории Карелии саамы в настоящее время не проживают, но в древности они занимали огромную территорию – от 60-й параллели до Северного Ледовитого океана и от восточного побережья Балтийского моря до Северной Двины и Мезени, включая Карелию. На таком огромном пространстве саамы, естественно, не представляли собой единого этнического массива. В зависимости от степени и скорости адаптации к конкретным природным условиям, наследия предшествующей субкультуры, изменчивости этногеографической ситуации в целом формировались многочисленные мозаичные протосаамские группировки. На севере Европы они были более монолитными, чем на юге, где долгое время сохранялись лишь незначительные островки саамского населения. Позднее здесь расселились, отодвигая саамов к северу, норвежцы, шведы, финны, славяне и прибалтийско-финские народы северо-запада европейской части России7(см. Прил. 2).
Численность:
1782 г.: Россия – 1359 чел.
1850 г.: Россия – 1695 чел.
1880 г.: Россия, Кольский уезд Архангельской губернии – 1749 чел.
1897 г.: Россия – 1812 чел., в т.ч. Кольский уезд Архангельской губернии – 1724 чел.
1909 г.: Россия, Архангельская губерния – 1742 чел.
1926 г.: РСФСР – 1717 чел., в т.ч. Мурманский округ Ленинградской обл. – 1708 чел. (в т.ч. Кольско-Лопарский р-н – 723 чел., Ловозерский р-н – 509 чел., Понойский р-н – 275 чел, Александровский р-н – 178 чел.).
1933 г.: РСФСР,
Мурманский округ
1937 г.: СССР – 1841 чел., в т.ч. РСФСР – 1828 чел.
1959 г.: СССР – 1792 чел.
1970 г.: СССР – 1884 чел., в т.ч. Мурманская обл. – 1715 чел. (в т.ч. Ловозерский р-н – 1022 чел., Кольский р-н – 264 чел.).
1979 г.: СССР – 1888 чел., в т.ч. Мурманская обл. – 1565 чел.
1989 г.: СССР – 1890 чел., в т.ч. РСФСР – 1835 чел., Мурманская обл. – 1615 чел.
2002 г.: – 1769 чел., г. Мурманск — 137.
2010 г.: – 1771 чел8.
В 1970-е гг. завершилось разрушение ареала традиционного расселения саамов. Саамы потеряли 32 поселка, в которых являлись этническим большинством. Большая часть саамов – (859 чел.) в настоящее время проживают в Ловозерском районе. Переселенные в основном в село Ловозеро более 100 оленеводов лишились работы. Переселение было связано с нуждами промышленности, строительством военных объектов и преобразований колхозов в совхозы.
Нарушен процесс передачи традиционных хозяйственных навыков и знаний от старшего поколения молодёжи. Из-за интенсивного воздействия на природу, нарушается экологическое равновесие. Уменьшается количество саамов, говорящих на родном языке. Если по переписи 1979 г. из 1565 саамов Мурманской области родным языком владели 933 человека (59,6 %), то по переписи 1989 г. из 1615 саамов – 814 человек (50,4 %). Увеличивается число саамов-горожан. По переписи 1989 г. они составляли 39,1 % численности саамов РСФСР. В настоящее время 60% саамских мужчин не состоят в браке, 40% женщин имеют неполные семьи.