Этногенез и этническая история саамов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 18:35, курсовая работа

Краткое описание

Методом достижения поставленных цели и задач является изучение учебной и научной литературы по теме. Большую помощь оказала энциклопедия «Народы и религии мира»1. В ней содержатся сведения об этнических и религиозных общностях, существующих на земном шаре. Здесь приведены этнографическая характеристика народов мира, данные об их традиционной культуре и быте, традиционных социальных институтах, а также об этнических процессах, специфических для того или иного народа. В определенных случаях, когда это необходимо для уяснения этнических проблем, рассматриваются вопросы профессиональной культуры и социально-экономических отношений, состояние экономики, проблемы индустриализации и урбанизации. Специальный раздел посвящен существующим конфессиям мира.

Оглавление

Введение 3
Глава I. Общие сведения: этнонимия, язык, территория, численность 6
Глава II. Этногенез и этническая история 12
2.1. Происхождение саамов 12
2.2. Этническая история 15
2.3. Саамы в начале ХХ века 17
2.4. Современные этнические процессы 18
Заключение 21
Список использованных источников и литературы 23

Файлы: 1 файл

курсовая история Народов России.doc

— 1.00 Мб (Скачать)

В составе кольских саамов не выделяются этнические и этнографические группы, но имеются территориальные подразделения, названия которых связаны с наименованием погостов (селений и окружающих угодий, где проживали саамы). Число погостов постоянно увеличивалось: в начале XVII в. их было 15, в конце XVIII в. – 179.

Саамский язык относится к особому подразделению  финно-угорских языков уральской языковой семьи. Близок к языкам прибалтийско-финской  подгруппы, но имеет заметный самодийский  субстрат. Имеет 2 группы диалектов: западные (Норвегия, Швеция, часть Финляндии), восточные (Россия, часть Финляндии). В России распространены 4 диалекта: иоканьгский, кильдинский, нотозерский и бабенский (Аккала). Взаимопонимание между носителями разных диалектов затруднено.

По мнению финляндских  языковедов, не существует единого языка саамов, а имеются 10 самостоятельных саамских языков.

Саамы (лопари, лапландцы) сильно отличаются от большинства  финно-угров в расовом отношении (они образуют особую лапландскую расу) и от всех народов – образом жизни и культурой. Саамский язык содержит целый ряд лексем из первобытного фонда, которые не относятся к финно-угорским, в частности, обозначающих понятия, связанные с оленеводством и охотой на оленей – их исконными занятиями на протяжении тысячелетий.

Лопари были первыми оленеводами Европы, причем их способы ведения хозяйства совершенно оригинальны, непохожи ни на способы азиатских оленеводов, ни их ближайших соседей по Арктике – ненцев (которые пришли из Азии уже в историческое время).

Поэтому исследователи  считают, что первоначально язык лопарей был иной, не финно–угорский, а затем они переняли язык своих более многочисленных соседей, оставив только те слова, которым не нашлось аналогов в древнефинском языке.

Западные лапланологи  предполагают, что саамы были древнейшим (или одним из древнейших) народом Западной и Центральной Европы. Они заселяли ее от Испании до Финляндии, но затем были оттеснены в горы (в Пиренеи и Альпы) и на Север и вымирали по мере уничтожения оленьих стад, сохранившись только на территории нынешней Лапландии. Антропологи находят черты сходства с лапландцами (незначительную лапоноидность) у басков и коренных обитателей Альп.

Можно предположить, что предки лопарей занимали и  всю лесную часть Восточной Европы. Антропологические данные этому  не противоречат. Индекс уплощенности лица неолитического населения лесной полосы Русской равнины (сборная серия) равен 45,0, что говорит о неевропеоидном характере населения (у европеоидов этот индекс от -16 до +20), и соотносим с современными лопарями (около 35, уменьшение может быть объяснимо незначительной метисацией, т.е. смешением с окружающими европеоидами). Еще на заре исторического времени лопари жили значительно восточнее и южнее своей нынешней родины, например, в районе Ладожского и Онежского озер.

В 1895 г. для кольских саамов впервые предпринимается попытка издания «Азбуки для лопарей»10.(см. прил. 3.) С начала 1930-х гг. в Советском Союзе создана письменность на базе кильдинского диалекта, сначала на латинской основе, позднее переведена на кириллицу. Обучение на саамском языке было прекращено в 1937 г. В 1980-х гг. в СССР для саамов воссоздана кириллическая письменность, возобновилось преподавание родного языка в начальной школе. Изданы учебники для 1-3 классов, и школьные саамско-русский и русско-саамский словари.

Основной ячейкой  социальной структуры у Кольских саамов в конце XIX - начале XX в. была община (саам, сыййт). Ее главными признаками были: четкая локализация на местности (общее  зимнее поселение и общие промысловые  угодия), общность хозяйственно-экономической и духовной жизни, существование определенной внутренней структуры, а также элементов общинного самосознания11.

Как и у других народов Севера, община у Кольских саамов совпадала с поселением. Это, в частности, отражалось в том, что  и община, и поселение назывались – сыййт. Ее размеры колебались от 60-70 до 200-300 человек. По данным 1861 г., самым малочисленным был Куроптевский погост (64 человека), а наиболее крупным – Семиостровский. Для сыййта характерен постоянный состав жителей, хотя он и был при этом открытой социальной структурой, допускавшей инкорпорацию новых членов. Основными подразделениями сыййта были семьи, а также временные и постоянные производственные коллективы, объединявшиеся как по территориальному, так и по родственному признаку. Взаимоотношения его членов были основаны на взаимопомощи и кооперации12.

 

Глава II.

Этногенез и этническая история

 

2.1. Происхождение саамов

На основании  комплексного изучения широкого круга  источников по антропологии, археологии, лингвистике и топонимии выяснено, что в становлении саамов приняло участие два генетических компонента: дофинское европеоидное население культуры сетчатой керамики конца эпохи бронзы и носители поволжской культуры начала раннего железного века, говорившие на древнефинском языке и обладавшие европеоидно-монголоидными особенностями физического строения13.

Начало процесса генезиса саамов совпадает с проникновением на Европейский Север в VI-V вв. до н. э. поволжской культуры. В результате контактов поволжской культуры с  местной культурой сетчатой керамики образовалась древнесаамская культурно-историческая общность из трех родственных культур: позднекаргопольской в Белозерье, Каргополье и Юго-Восточной Карелии, лууконсаари – в Восточной Финляндии и Западной Карелии, кьельмо, или «арктической», в северных Карелии, Финляндии, Швеции, Норвегии и Кольском полуострове. Возникновение и распространение археологических культур совпадает с возникновением саамского языка, распространением саамской топонимии, становлением лопарского антропологического типа.

Следует считать, что эпоха железа представляет собой  время территориального максимума  саамов на Севере Европы. Со становлением других этносов: прибалтийских финнов, германцев и славян, ареал саамов с I тыс. н.э. стал неуклонно сокращаться. На протяжении всего указанного тысячелетия в культуре саамов происходят значительные изменения: исчезает керамика, находки становятся более бедными и эпизодическими. Наступает так называемый бескерамический век, когда, как это предполагают некоторые ученые, саамы становятся частью европейской экономической системы, где выступают в качестве поставщиков мехов и шкур на южные рынки в обмен на некоторые изделия, в том числе и металлическую посуду. Несмотря на скудость археологических находок нет оснований говорить об исчезновении или депопуляции лопарей в это время. С эпохи раннего средневековья, конца I тыс. н. э., саамская культура вновь обретает более яркие различительные признаки. Увеличивается количество вещественного материала, известны поселения и могильники этого времени14.

2.2. Этническая история

По крайней  мере с IX в. и в течение многих последующих веков саамы платят изнурительные подати иностранным сборщикам дани – конунга, позже королям Норвегии, шведам, финнам, карелы, а с XI в. русским князьям (первое упоминание в древнерусских летописях о саамов, названных лонь датируется 1000 годом). Уплата дани мощным соседям оказалось непосильным бременем для саамов, нередко за ней шли сразу несколько сборщиков от различных государств. В то же время шел процесс отбора саамского земель – с запада давили финны, норвежцы и шведы, с востока и юга – русские князья.

Сами саамы  выработали своеобразную собственную хронологию своей средневековой истории, разделенную на так называемые нагона (периоды иностранных захватов):

Первый Нагин (до 1240 г.) – характеризуется многочисленными стычками с норманнами, первым прибалтийским крестовым походом 1157.

Второй Нагин (1240-1326 гг.) – время постоянных иностранных походов, в сущности набегов - крестоносцев, шведов, Александра Невского, а также опустошительных для саамов войн между Новгородской Республикой и Швецией, который собственно и закончился Ореховецьким мирным договор 1323, который впервые закрепил государственные границы между русским княжеством и Швецией.

Следующие нагона – это уже существования саамов на землях, разделенных границами. И хотя они еще долго для саамов-кочевников, перегоняли свои оленьи стада с места на место, оставались формальностью, с тех пор впервые следует вести разговор об историческом развитии отдельно саамов восточных (российских) и саамов западных (скандинавских).

Для западных саамов период XIV-XVI веков был периодом постоянного  усиления притеснений, ведь еще в середине XIV века шведский король освободил от налогообложения тех своих подданных, которые селились в Лапландии, поэтому бремя податей лег на местных саамов – они оказались отданными на откуп королевским вассалам. Только за короля Густава I Вазы в середине XVI в. налоги с саамов стали поступать непосредственно в государственную казну. Но и в дальнейшем, например, во 2-й половине XVII в. по Карла ХI подданных короля сторонниками до переселения на север, в земли саамов.

Право облагать российских саамов-лопарей сначала перешло от карелов до Новгорода Великого, а после его разрушения в 1478 г. – к Московскому государству. Именно в конце XV-XVI вв. в связи с усилением централизации в новообразованной российском государстве увеличивается давление на окраинные провинции, в т. ч. и саамские земли. Как и повсюду, здесь строятся православные церкви и монастыри, по которым московские опричники закрепляют саамов – создается так называемая погостная система. В пользу же монастырей в саамов отбираются лучшие угодья. Отдельные стычки со шведами в это время также имели место.

Культурное  развитие саамов этого периода с  одной стороны обозначен их обращением в новые религии государств, в  сфере влияния которых они  находились, – соответственно среди лопарей насаждается православие, а среди западных саамов – лютеранство, а с другой – именно для этих целей создан саамский письменность, и уже 1619 г. издано первое книгу саамского языке (карманный молитвенник), позднее, в 1633 г. – выходит из печати саамский катехизис. Хотя именно в это время, как среди Кольский, так и скандинавских саамов набирают обороты ассимиляционные процессы.

 

2.3. Саамы в начале ХХ века.

В начале ХХ в. только в Швеции национальное угнетение саамов не было государственнической политикой.

В Норвегии, которая  приобрела независимость 1905 г., действовал ряд правовых норм, которые ограничивали в правах ненорвезьке, в т.ч. и саамский, населения. Это касалось имущественных, языково-культурных и образовательных прав. Так, приобретать недвижимость в Норвегии разрешалось только тем, кто имел норвежские имена и владел норвежском языке. Одновременно с этим организуются Саамские союза взаимопомощи и первые политические организации саамов, выступавшие против дискриминационного земельного законодательства и политики норвегизации.

В результате войны 1914-1918 гг. на территории финской Карелии, одним из последствий которой было провозглашение независимости Финляндии 1917 г., значительно пострадало саамский хозяйство.

В СССР местных саамов пытались склонить к оседлости, приписывая в сельсоветы, а с 1924 г. массово включают в вновь создаваемые колхозы. Как и повсюду в советской стране в начале 20-х гг. ХХ в., в деревне борются с проявлениями контры и кулачества. Саамы, что часто имели родственников в финской Лапландии и владели оленьими стадами и землями под пастбище, были уязвимой мишенью для такой борьбы. Как следствие, с 1929 г. на саамский землях осуществлялась коллективизация оленеводство и рыболовецких хозяйств. Когда зимние пастбища в саамов были выбраны, а оленьи стада «приписаны» к оленеводство колхозов. Подвергалась притеснениям и культурная сфера саамов в СССР – в 1937 г. было запрещено употреблять латинскую азбуку для саамского языка. В результате спланированной политики саамы в СССР прослеживается значительное обрусение.

Одна из локальных  войн Второй мировой войны (в ее начале) – Советско-финская война 1939-1940 гг. в очередной раз привела к опустошения в регионе и к очередному изменению границ (в пользу СССР), но и в дальнейшем в ходе Второй мировой Кольский полуостров оставался ареной боевых действий, нанося вред жизни мирных саамов. Еще до окончания войны большинство православных саамов (кольские саамы) переселились в Финляндию, не желая становиться подданными Страны Советов15.

 

2.4. Современные этнические процессы.

Активизировались  контакты кольских саамов и саамов скандинавских стран. Северный саамский совет, образованный в 1956 г., является теперь общим консультативным органом  саамов Финляндии, Норвегии, Швеции и  России16.

Главной проблемой, угрожающей самоидентификации, саамы считают свою разбросанность по 4 различным странам, которые не заинтересованы в консолидации этого народа и в формировании единой административной национальной единицы. Отсутствие единой территории уже привело к распаду некогда единого саамского языка на 10 диалектов, носители которых часто не понимают друг друга. Благодаря быстрой модернизации и изменению образа жизни скандинавских саамов, остро стоит проблема адаптации к новой среде, в частности к проектам национальной индустриализации Скандинавии. Пользуясь высоким статусом государственных языков, власти стран, в которых живут саамы, препятствовали функционированию саамского языка, как языка школьного обучения и делопроизводства. На Кольском полуострове среди саамов остро стоит демографическая проблема.

Современные саамы  объединяются. Вопрос о создании выборной структуры, объединяющей саамов России, впервые был поднят примерно в 2000 г., однако реальная работа по созданию такой структуры началась в 2007 г. В марте 2008 г. была создана инициативная группа по созданию представительного саамского выборного органа.

Информация о работе Этногенез и этническая история саамов