Экскурсия по городу как средство ознакомления дошкольников с родным городом

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 10:18, курсовая работа

Краткое описание

Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать достаточно конкретно цель исследования: разработать и обосновать необходимость проведения экскурсии по городу с целью ознакомления дошкольников с историей родного города. Объект исследования – процесс развития исторического сознания личности посредством ознакомления с историей родного города.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы
1.1. Психолого-педагогические основы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
1.2. Содержание работы по ознакомлению детей с родным городом.
1.3. Экскурсия и ее роль в ознакомлении детей с историей родного города
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа
2.1.Выявление уровня представлений у детей дошкольного возраста об истории родного города
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 

Файлы: 1 файл

курсовая!.docx

— 166.57 Кб (Скачать)

 

Перед тем  как приступить к проведению эксперимента  проводилось  анкетирование родителей  и беседы с детьми по выявлению  уровня знаний о родном городе.

Диагностическая карта для детей дошкольного  возраста включает в себя следующий объем знаний и представлений об истории родного города, что и было положено в основу критерия обследования детей:

- название, символика родного города;

история возникновения  города;

название  улиц нашего города;

промышленные  объекты города, основные профессии  людей на этих предприятиях;

памятники;

знаменитые  люди, прославившие наш город;

достопримечательности;

культурное  наследие родного города.

Не менее  важным условием данной работы   является тесная взаимосвязь с родителями (приложение 3). Прикосновение к истории  своей семьи вызывает у ребёнка  сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному  вопросу способствует бережному  отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

«В вашей  семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин <...> Всё, что совершается в стране, через  вашу душу и вашу мысль должно приходить  к детям», - эту заповедь А.С. Макаренко, необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

Первоначально план работы включал  в себя:

- Беседы с детьми о достопримечательностях города (Приложение 2).

- Экскурсию в краеведческий музей  (через презентацию).

В беседе с  детьми им были предложены следующие  вопросы: Как называется город, в  котором ты живешь? Знаете ли вы, когда возник наш город? Сколько ему лет? И другие.

 В беседе дети активности не проявляли. Ответы, которые они давали, были односложными. Это было связано с незнанием истории города.

Причиной  незнания истории является отсутствие внимания ка со стороны родителей, так  и со стороны воспитателей к вопросу  краеведения.

Проведение  экскурсии в краеведческий музей  связано с определенными трудностями. Поэтому проведена экскурсия  через презентацию. Содержание презентации  включало в себя материал по возникновению  города, людям, прославившим наш город. Материал преподносился дошкольникам в доступной для них форме. В презентации представлено много  наглядного материала.

 При проведении  экскурсии в краеведческий музей  через презентацию, дети проявляли  заинтересованность и активно  вступали в диалог.

Результаты  исследования  представлены в таблице:

 

Имя ребенка

Средний показатель

Настя А.

средний

Даниил К.

низкий

Сережа Н.

высокий

Никита Л.

средний

Паша И.

средний

Степа О.

высокий

Максим Л.

низкий

Денис М.

низкий


 

 

Проведенная диагностика показала, что знания детей о родном городе недостаточно глубокие. Высокий уровень имеют двое детей  (25%). Эти дети знают историю возникновения города, названия пяти улиц, знают название улицы, на которой живут, знают достопримечательности города. Средний уровень имеют трое детей (37,5%), так как они только знают название города, но не знают историю возникновения, символику родного города, могут назвать промышленные объекты города, основные профессии людей на этих предприятиях. Низкий уровень имеют трое детей (37,5%). Они знают название города и могут назвать достопримечательности, знают памятники, которые находятся рядом с домом.

Однако  у  детей  усилился их интерес  к изучению истории родного города, к людям, их окружающим.

 Учитывая  тот факт, что 75 % детей обладают низким и средним уровнем представлений об истории родного города, возникает необходимость организации систематической работы, направленной на повышение интереса к истории родного города. Организация проведения экскурсии в краеведческий музей будет следующим этапом  нашей экспериментальной работы (т.е. формирующего  эксперимента).

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
 Дошкольное  детство является благоприятным  периодом для формирования исторических знаний и патриотических чувств к  родному краю, так как дети дошкольного  возраста отличаются высокой восприимчивостью, легкой обучаемостью, что обусловлено  пластичностью их нервной системы, её способностью активно реагировать  на воздействия, поступающие из окружающей среды. Поэтому так важно, во-первых, чтобы близкие ребенку люди были для него образцом и чтобы он хотел  им подражать, во-вторых, чтобы они  организовывали патриотическую направленную деятельность ребенка, систематически упражняли его в исторических познаниях.

Формирование  исторических знаний по истории родного  города  - это сложный педагогический процесс, предполагающий деятельность педагога и воспитанников и использование  педагогом различных методов  педагогического воздействия на ребенка. Педагогический процесс дошкольного  учреждения включает много форм, методов, приемов работы в котором большое  значение имеет метод примера.

В процессе работы были сделаны следующие выводы:

- изучена   проблема патриотического воспитания  в психолого-педагогической литературе;

- выявлено  противоречие  в теории и практике  по необходимости проведения  экскурсии в краеведческий   музей с целью ознакомления  детей с историей родного города.

- разработана   методика проведения экскурсии  в краеведческий музей.

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Александрова, Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий [Текст] / Е. Ю. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2007.– 203 с.
  2. Борисова, О. Ф. Развитие гражданской компетентности дошкольников [Текст] О. Ф. Борисова // Начальная школа плюс До и После. – 2008. – № 10. – С. 59.
  3. Ветохина, А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. [Текст]: Методическое пособие для педагогов. / А.Я Ветохина, З.С. Дмитренко, Е.Н. Краснощекова, С.П. Подопригора, В.К. Полынова, О.В. Савельева. – СПб.: «ООО Изд. «Детство-пресс», 2010. – 192 с.
  4. Зеленова, Н.Г. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа) [Текст]: Пособие для воспитателе ДОУ / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 104 с.
  5. Комратова, Н. Г. Моя малая Родина [Текст] / Н. Г. Комратова // Управление ДОУ. – 2005. – № 1. – С. 86–89
  6. Коршенова С. Малая Родина [Текст] / С. Коршенова // Дошкольное воспитание. – 2010. - №12. – С. 100
  7. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29
  8. Оверчук, Т. И. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников [Текст] / Т. И. Оверчук. – М. : Волгоград, 2004. – 136 с.
  9. «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания». Дошк. Воспитание. №6, 2003
  10. Патриотическое воспитание [Текст]: Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
  11. Поштарева Т. Особенности гражданского воспитания дошкольников [Текст] / Т. Поштарева // Дошкольное воспитание. – 2010. - №10. – С. 14
  12. Сайт для работников дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac117.htm
  13. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. Издание 2-е перераб. И доп. / В.А. Сухомлинский. – Киев, «Радянская школа», 1972.-243с.
  14. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы [Текст] / М. Трунова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 4. - С. 38-42.
  15. Чубукина Р. Музей одного образа [Текст] / Р. Чубукина // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 8. – С. 124
  16. Чумалова Т. Музейная педагогика для дошкольников [Текст] / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. – 2007. - №10. - С.44
  17. Шевкунова, Е. «Музей и дети»: педагогический аспект региональной программы [Текст] / Е. Шевкунова, Л. Власова, Е. Иванова. // Дошкольное воспитание. – 2009 .- N4 - С. 59-65.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Система и  последовательность работы по воспитанию любви к Родине, к малой родине может быть предоставлена следующим  образом (рис. 1).

 

 

 

 

 

Рис. 1

 

Планирование  данной работы наиболее целесообразно  по следующим темам:

I«Моя семья»

1)Семья

2)Я и моё  имя

3)Бабушки  и дедушки

4)Родословие

5)Люди других  национальностей

II«Мой любимый город»

1)Я люблю  свой детский сад и район,  где я живу

2)История  города

3)Улицы родного  города

4)Символика

5)Промышленность (О труде людей)

 

Тематический план работы по ознакомлению детей с родным краем

 

Тема

Содержание занятия по

ознакомлению с окружающим

миром

Связь с другими видами совместной деятельности педагогов и детей

«Моя семья»

Занятие № 1,2

Я и мое имя, моя семья. Цель: развивать  самопознание и воспитывать у  ребенка уважение к себе; помочь ребенку осознать себя, свои достоинства  и недостатки; вызвать желание  рассказать о взаимоотношениях между  детьми и взрослыми в семье; вызвать желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье. Ход: беседа с детьми «Для чего человеку имя?», игра «Полное , неполное имя», этюд «Назови ласково»

Занятие №3

Бабушки и дедушки Цель: предложить детям узнать и рассказать об истории  своей семьи. Формировать правильное отношение к семье, семейным традициям.

Сюжетно – ролевая игра «Семья»

Рисование:

«Изготовление именных карточек

на шкафчики», «Моя семья».

Приглашение на «сладкий стол» бабушек  и дедушек. Темы: «Золотые руки», «Служба  в армии».

Спортивное развлечение «Папа, мама и я – спортивная семья». Выставка рисунков «Моя семья».

Мой любимый город

Занятие №1

История города

Цель: познакомить детей с историей возникновения города, его достопримечательностями; воспитывать интерес к истории  родного города, чувство любви  и патриотизма

Занятие № 2

Улицы родного города Цель: познакомить  детей с названиями улиц города, с названием улицы, где живут; рассказать, в честь кого названы  улицы.

Занятие № 3

Знакомство с государственной  символикой города

Цель: познакомить детей с государственными символами города: флагом, гербом, мелодией гимна. Раскрыть значение государственных  символов. О труде людей

Занятие № 4

Цель: познакомить детей с трудом людей работающих на транспорте (пассажирском и грузовом).

Занятие № 5

Цель: познакомить детей с профессией пожарника.

Занятие № 6

Откуда к нам пришла мебель Цель: познакомить детей с производством  мебели. С предприятиями, занимающимися  этой производством

Экскурсия в городской краеведческий  музей.

Экскурсия к железнодорожному вокзалу.

Посещение Детской городской библиотеки.

Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в городе.

Рисование: «Что больше всего запомнилось  с экскурсии»

Экскурсии по улицам города:

Советская, Лермонтова, Пушкина,

Карбышева и др.

Сюжетно- ролевая игра «Почта»

(название адреса дома, детского

сада). Экскурсия в музей школы

№4 им. Карбышева.

Экскурсия на площадь «им. В.И.

Ленина»

Рисование: «Герб города».

Аппликация: «Флаг города».

Ручной труд.

Изготовление макета «Площадь

«им. В.И. Ленина» в будущем».

Оформление стенда «Труд людей  разных профессий» (вместе с родителями).

Аппликация: «Транспорт» (по выбору воспитателя). Акция «Береги воздух»

Экскурсия в пожарную часть. Спортивное развлечение «Пожарные учения».

Коллективный труд: ремонт мебели Акция: «Береги деревья

Знаменитые люди города

Занятие № 1

Защитники земли русской

Цель: формирование у детей патриотических чувств, основанных на ознакомлении с  боевыми традициями нашего народа и  памятниками боевой славы. Воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений. Исторических фактов.

Экскурсии к памятникам боевой славы.

Целевые прогулки по улицам города носящим  имена героев Вов.

Викторина «Боевая слава нашего города».

Встречи детей с участниками ВОВ, ветеранами труда (д/с)

 

 

Занятие № 2

«Художники и поэты Анжеро-Судженска»

Цель: Расширить знания детей о  родном крае. Воспитывать любовь, чувство  привязанности к нему. Учить видеть прекрасное вокруг себя, рассказывать об этом. Развивать воображение и  творчество.

Экскурсии ежедневные в городской  выставочный зал.

Приглашение в детский сад поэтов и художников. «Вечер поэзии», «Вернисаж»


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Анкета  для детей «Что ты знаешь о своем  городе?»

 

1. Как называется  наша страна?

2. Как называется  город, в котором ты живешь?

3. Кто основал  наш город?

4. Сколько  городу лет?

5. Какие главные  улицы и площади ты знаешь?

6. Как называется  улица, которой ты живешь? Почему  она так называется?

7. Памятники,  каким знаменитым людям, прославившим  наш город, ты знаешь?

8. Каких великих  людей, прославивших наш город,  ты знаешь?

9. Откуда  ты это знаешь? Кто тебе об  этом рассказал?

10. Что бы  ты еще хотел узнать о нашем  городе?

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Анкета  для родителей «Наш город»

 

1. Проявляет  ли Ваш ребенок интерес к  нашему городу?

2. Как проявляется  этот интерес?

3. Что именно  больше всего интересует Вашего  ребенка (улицы и площади, памятники,  исторические места, парки и  т.д.)?

4. Интересуется  ли Ваш ребенок историей нашего  города? В связи с чем?

5. Как часто  Вы совершаете экскурсии с  детьми по нашему городу?

6. Какую помощь  Вы хотели бы получить от  детского сада по данному вопросу.

 

 

 

 

 

 

 

]. 
Эта проблема освещена в трудах известных педагогов и психологов: В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского Д.С. Лихачева.

В.А. Сухомлинский считал: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и учитель должен заботиться о воспитании у своих детей  чувства безграничной любви к  Родине, преданности трудовому народу…» [] К.Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта  любовь дает воспитанию верный ключ к  сердцу человека, могущественную опору  для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями»[].

Академик  Д.С. Лихачев говорил: «Если человек  не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную  в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит  старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к  своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей  стране»[].

Информация о работе Экскурсия по городу как средство ознакомления дошкольников с родным городом