Экскурсия по городу как средство ознакомления дошкольников с родным городом

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 10:18, курсовая работа

Краткое описание

Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать достаточно конкретно цель исследования: разработать и обосновать необходимость проведения экскурсии по городу с целью ознакомления дошкольников с историей родного города. Объект исследования – процесс развития исторического сознания личности посредством ознакомления с историей родного города.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы
1.1. Психолого-педагогические основы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
1.2. Содержание работы по ознакомлению детей с родным городом.
1.3. Экскурсия и ее роль в ознакомлении детей с историей родного города
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа
2.1.Выявление уровня представлений у детей дошкольного возраста об истории родного города
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 

Файлы: 1 файл

курсовая!.docx

— 166.57 Кб (Скачать)

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические основы

1.1. Психолого-педагогические  основы нравственно-патриотического  воспитания детей дошкольного  возраста

1.2. Содержание работы по ознакомлению детей с родным городом.

1.3. Экскурсия и ее роль в ознакомлении детей с историей родного города

 

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа

2.1.Выявление уровня представлений у детей дошкольного возраста об истории родного города

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном  этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви  к Родине, родному краю, чувства  гордости за свою Родину.

Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни  знакомых улиц. Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала. Дошкольников полезно знакомить с успехами родного им края, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес. Использование краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе в дошкольном учреждении, несомненно, играет большую роль в формировании исторического сознания детей.

Задача воспитателя при ознакомлении детей с историей родного города – показать сложность, противоречивость, неоднозначность исторического  пути родной им земли.

Тема данной курсовой  работы: экскурсия по городу  как средство ознакомления детей с историей родного города.

Исходя из вышеизложенного, мы определяем актуальность темы курсовой  работы, которая характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного города. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к своему городу.

      Таким образом, возникает противоречие: Между пониманием педагогами необходимости организации экскурсий по городу в целях ознакомления с историей родного города и отсутствием условий в проведении экскурсии.

Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать достаточно конкретно цель исследования: разработать и обосновать необходимость проведения экскурсии по городу с целью ознакомления дошкольников с историей  родного города. Объект исследования – процесс развития исторического сознания личности посредством ознакомления с историей родного города.

 Предмет исследования – экскурсия по городу и ее роль в ознакомлении с историей родного города. В связи с вышеизложенным, основными задачами в рамках проводимого исследования будут выступать:

- изучить  становление исследуемой проблемы  в психолого-педагогической литературе;

- выявить  противоречия в теории и практике  по необходимости проведения  экскурсий по городу;

- разработать  и апробировать в практике  методику проведения экскурсий.

 Гипотеза исследования  определяет, что если научить детей определять значение исторического наследия родного города, приобщить их к культурным особенностям города, применяя различные методические приёмы, используя составленные тематические вопросы, то это будет способствовать формированию умения дошкольниками осознавать смысл духовно-нравственных ценностей общества и в более эффективной степени развивать чувство патриотизма.

Методология исторического познания дошкольников является проблемой дискуссионной, широко обсуждаемой отечественными исследователями. Для реализации исследовательских  задач нами использованы следующие  методы:

- проведение бесед;

- рассматривание фотографий;

-анализ планов работы воспитателей;

- разработка и проведение  экскурсии.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

1.1. Психолого-педагогические  основы нравственно-патриотического  воспитания детей дошкольного  возраста

 

Мы живем  в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и  переоцениваем. В первую очередь  это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень  поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем  они занимались, как трудились, о  чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и  внукам? Ответить на эти вопросы  сегодня - значит восстановить связь  времен, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам поможет  фольклор, ведь его содержание - жизнь  народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир человека, его мысли, чувства, переживания. Народная культура во все времена была базисом  всей национальной культуры, ее исторической основой. Эту простую истину следует  помнить в нынешние непростые  времена, когда разрушенными оказались  не только целостность народной культуры, но и все, что было связано с  духовно-нравственными принципами народной жизни, начиная с дома, семьи  и кончая отношением к труду, Земле-Матери, Природе [9].

  Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

  В последние годы в отечественной системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Появилось несколько новых комплексных программ, которые с успехом используются во многих дошкольных учреждениях. В них основные направления развития детей получили обновленное содержательно-методическое обеспечение.

Тем очевиднее  стала проблема, возникшая в результате того, что из типовой «Программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста», которая и в настоящее время достаточно широко используется в детских садах, как бы сам собой выпал раздел «Нравственное воспитание». Этот раздел, безусловно, носил на себе явный отпечаток идеологизированной направленности. Однако в новых комплексных программах проблема нравственно-патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически совсем не затрагивается.

Для формирования чувства патриотизма очень важно  давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, на наш взгляд, важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизм "от ума" не бывает, он бывает только от "сердца". Ум как бы раскручивает духовно-нравственную работу души, а уже в свою очередь любящее сердце создает патриотическое мировоззрение.

Итак, главной  задачей детского сада выступает  закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной  к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

 

 

 

1.2. Содержание работы по ознакомлению детей с родным городом

 

Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. В.А.Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия» [13, с.240]

Базовым этапом формирования у детей любви к  Родине является накопление ими социального  опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне  начинается с любви к своей  малой родине – месту, где родился  человек (Приложение 1).

Любой край, где бы человек не жил, неповторим. У каждого места на земле есть своя история. Анжеро-Судженск имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. За последние годы наш город преобразился: стали чистыми и нарядными улицы, появились новые памятники и парки, стали благоустраиваться дворы и детские площадки, появилось много новых зеленых насаждений и разнообразных красиво оформленных цветущих клумб. Педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы воспитанники увидели красоту родного города, преобразования, происходящие в нем каждый год, гордились своей малой родиной.

Работа по воспитанию любви и привязанности  к своему городу требует большой  опоры на когнитивную сферу ребенка, воображение и память.

Диапазон  объектов, с которыми знакомят старших  дошкольников, расширяется – это  район и город в целом, его  достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать  название своего города, своей улицы, прилегающей к ней улиц, а также  в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу.

Взрослые  должны рассказать о городе, показывать его. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Дети вместе со взрослыми  ездят по городу. Иногда экскурсии  организуются детским садом. Взрослые рассказывают детям о своих любимых  местах.

Воспитатель может провести беседы о памятниках, театрах и т.д. Важно, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал  интерес. Необходимо чтобы дети принимали  участие в праздновании дня города. Свои впечатления дети должны отразить в рисовании, конструировании. Можно  изготовить подарки к праздникам.

Воспитывая  у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей, врачи лечат больных, рабочие делают машину и т.д.);

- везде соблюдаются  традиции: Родина помнит своих  героев, защитивших ее от врагов;

- повсюду  живут люди разных национальностей,  совместно трудятся и помогают  друг другу;

- люди берегут  и охраняют природу;

- есть общие  профессиональные и общественные  праздники.

Средствами  патриотического воспитания дошкольников являются само окружение (природное  и социальное), в котором они  живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Средствами служат также та или иная деятельность (игра, труд), праздники, которые отмечаются в стране и детском саду.

Основной  формой патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую  мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (город раньше и  теперь), вопросы, индивидуальные занятия. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ  в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.

Следует подчеркнуть  еще раз, что для ребенка дошкольного  возраста характерны кратковременность, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение  к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (например, «Мой город», «Столица нашей Родины - Москва»).

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет  пример взрослых, в особенности же близкий людей. На конкретных фактах их жизни старших членов семьи необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастьем людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые  важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Большой интерес вызывают у детей  игры в «поездки и путешествия» ( в прошлое города и т.д.). Таким  образом, каждая тема должна подкрепляться  различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Продолжением  данной работы является знакомство детей  с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и  гербом государства.

В настоящее  время актуальна и особенно трудна работа с родителями, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому  воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого - обязательное требование и условие данной работы.

Информация о работе Экскурсия по городу как средство ознакомления дошкольников с родным городом