Экскурсия по городу как средство ознакомления дошкольников с родным городом

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 10:18, курсовая работа

Краткое описание

Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать достаточно конкретно цель исследования: разработать и обосновать необходимость проведения экскурсии по городу с целью ознакомления дошкольников с историей родного города. Объект исследования – процесс развития исторического сознания личности посредством ознакомления с историей родного города.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы
1.1. Психолого-педагогические основы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
1.2. Содержание работы по ознакомлению детей с родным городом.
1.3. Экскурсия и ее роль в ознакомлении детей с историей родного города
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа
2.1.Выявление уровня представлений у детей дошкольного возраста об истории родного города
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 

Файлы: 1 файл

курсовая!.docx

— 166.57 Кб (Скачать)

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий  могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении  или снятом фильме. Не менее интересно  провести «мини-исследование». Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая  ее «территориальные» и «временные рамки», например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т.д.

Содержание  работы с детьми по ознакомлению с  родным городом можно представить  следующей схемой. (ПРИЛОЖЕНИЕ ).

       Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Обращаясь к  словам В.А.Сухомлинского: «В сознании каждого человека на всю жизнь  запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые  в детские годы яркие картины, образы» [13, с.124]. Мне хотелось, что бы впечатления детства у детей стали истоками любви к родному городу и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.

  Основная идея знакомства детей с родным городом заключается в формировании у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного города, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее.

В основу этой идеи легли следующие принципы:

1. Принцип историзма

Он реализовывается  путем сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни)

2. Принцип гуманизации

Ориентирован  на высшие общечеловеческие понятия  – любовь к близким, к родному  городу, к Отечеству. Необходимо встать  на позиции ребенка, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в  ребенке полноправного партнера.

3. Принцип дифференциации

Создать оптимальные  условия для самореализации каждого  воспитанника в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.

4. Принцип интегративности

Реализуется этот принцип в сотрудничестве с  семьей, библиотекой, краеведческим  музеем, детским садом. При ознакомлении дошкольников с историко-культурными  особенностями города необходимо сочетать разные виды деятельности.

5. Принцип наглядности

Наглядного  материала для детей дошкольного  возраста по ознакомлению с Анжеро-Судженском практически нет. Для того чтобы  донести до детей информацию интересно  и доступно, необходимо изготовить ряд пособий и игр на основе исторического и краеведческого материала. Соблюдать требования к  культуре показа и к оформлению наглядности.

6. Принцип развивающего обучения

Использовать  в работе с дошкольниками элементы ТРИЗ, стараться воспитывать творческую личность, умеющую разрешать нестандартные  ситуации.

 

1.3. Экскурсия и ее роль в ознакомлении  с историей родного города 

 

Экскурсия - форма учебно-воспитательного процесса, которая позволяет наблюдать, а  также непосредственно изучать  различные объекты, явления и  процессы в естественных или искусственно созданных условиях.

Основная  дидактическая цель экскурсий - формирование новых знаний главным образом  путем непосредственных наблюдений за природными, социальными, производственными  объектами и явлениями. На экскурсиях дети имеют возможность наблюдать  изучаемые объекты и явления  под непосредственным руководством воспитателя.

Как известно, любовь к Большой Родине начинается с любви к Малой Родине –  поэтому, важно прививать у детей  любовь к своему городу с детства. Основная работа по патриотическому  воспитанию проходит через все виды деятельности и режимные моменты. Огромная роль в процессе воспитания отводится  экскурсиям, целевым прогулкам. Они  учат детей наблюдать, отвечать на вопросы, т.е. помогают становиться активными  участниками познавательного процесса. Ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Это  создает у него более яркие, эмоционально насыщенные, запоминающиеся образы. Так  приходит любовь к Родине, ее природе, истории, культуре, людям.

Воспитатель должен всегда помнить, что именно он первым раскрывает перед детьми окно в большой мир, первым знакомит их с Родиной.

Проводя экскурсии,  ребенку полезно объяснить, в честь кого назвали улицу, почему район, в котором он живет, носит название  Южный, Северный  и т.п. Его знакомят с памятными местами родного город. И в этом родителям принадлежит особая роль, ведь они имеют больше возможности, чем детский сад, чтобы поехать с ребенком на экскурсию в любую, даже отдаленную часть города. 
Какой объем сведений о родном городе способен усвоить старший дошкольник? Какие понятия доступны его пониманию? 
С помощью взрослого он постепенно усваивает следующее: 
-   у каждого человека есть родной дом и город или село, где он родился и живет. Когда говорят "москвич" или "киевлянин", "харьковчанин" или "саратовец", "курянин" или "анжеросудженец" и т.д., это указывает на принадлежность человека к тому городу, где он живет. Каждый человек любит родной город и  гордится им; 
-   старший дошкольник должен знать название своего города и своей улицы, в честь кого она названа, знать почтовый адрес, путь от дома до детского сада, ориентироваться в ближайших улицах; 
-   знать отдельные достопримечательности и исторические места родного города, главные улицы, архитектурные ансамбли и памятники. 
При ознакомлении ребенка с родным городом необходимо опираться на имеющийся у него опыт, а также учитывать психологические особенности дошкольника. Так, например, нельзя не принимать во внимание эмоциональность восприятия ими окружающего, образность и конкретность мышления, впечатлительность. Вот почему знакомство с родным городом должно осуществляться на самом главном, ярком, запоминающемся. И еще: воспитывать любовь к родному городу как начало патриотизма - значит связать весь воспитательный процесс с окружающей общественной жизнью и ближайшими и доступными объектами [12]. С какими объектами полезно знакомить старшего дошкольника? Вот с чем, например, знакомить детей г. Анжеро-Судженск? 
В нашем городе множество мест, памятных для истории Анжеро-Судженска

- Нижний  парк;

- Бульвар  шахтеров;

- Парк Победы;

- Площадь борцов революции;

- Городской  краеведческий музей.

 

 

Таким образом, ребенок получает возможность дополнить  и углубить свои знания, умения и  навыки.

Целями  данных экскурсий и экскурсии в краеведческий музей являются ознакомление дошкольников с историей возникновения города, с его достопримечательностями; промышленностью; с результатом труда людей разных поколений; закрепление и расширение знаний детей о родном городе, крае; воспитание нетерпимости к беспорядку, стремление сделать улицы, скверы города краше, чище, благороднее.

Проведение  экскурсии в музей для дошкольников связаны с определенными проблемами:

1. Первая  проблема, с которой столкнутся  педагоги и родители, планируя  посещение музея, связана с  определением возраста.

2. Следующим  после решения вопроса о возрасте, с которого можно и необходимо  начинать знакомство с экспозициями  музея, естественным будет такой  вопрос: с каким видом музеев  следует знакомить дошкольников, а с каким нет; в какой  последовательности проводить изучение  музейных материалов.

3. Следующий  шаг, который необходимо предпринять  при подготовкеребенка к восприятию  музейных экспозиций, – это познакомить  с правилами поведения в музее.  Наиболее интересной и запоминающейся  будет игровая форма усвоения  правил поведения в музее. Например, картинки-вопросы, комиксы, занимательные  упражнения и прочее.

4. Последний  этап в процессе подготовки  к посещению музея связан с  выбором содержания экскурсии:

  • Рассказ о различных экспонатах должен обладать внутренней логикой.
  • Все экспонаты, которые предлагаются для рассматривания и изучения, должны решать основную познавательную задачу экскурсии
  • Заключительная часть должна включать вручение подарков-сюрпризов, соответствующих выбранной теме.

5. Знания, полученные  в процессе знакомства с экспозициями  художественных музеев, можно закрепить  в играх и игровых упражнениях,  которые могут быть направлены  на узнавание и называние картин, скульптур, архитектурных сооружений, а могут быть ориентированы  на классификацию и систематизацию  знакомых произведений изобразительного искусства.

6. Указаны  формы закрепления знаний, полученных  в ходе экскурсии:

  • беседа
  • коллекционирование
  • продуктивная деятельность
  • создание разнообразных макетов, поделок, рисование и т. п.
  • оформление альбомов
  • подбор и чтение специальной литературы
  • игры и игровые упражнения.

7. И, наконец,  посещение музея не должно  быть одноразовым. Наибольший  познавательный эффект имеют  экскурсионные циклы.

Подготовка  к экскурсиям начинается с того, что педагог намечает тему экскурсии, определяет ее программное содержание, сроки проведения. Накануне воспитатель  формулирует примерные вопросы, продумывает содержание пояснений, подбирает фрагменты из стихотворений, пословицы, поговорки. Решаются и организационные вопросы: каким маршрутом вести детей, где их разместить для наблюдения, отдыха, игр.

Подготовка  детей к предстоящей экскурсии  в музей необходима в силу того, что их учебная деятельность будет протекать в особых условиях, при наличии разных отвлекающих факторов. Ее результаты во многом зависят от психологической установки, которая создается у детей на подготовительном этапе экскурсии.

Впечатления, полученные во время экскурсий, дети отражают в своих творческих работах (поделках, рисунках, макетах). С помощью  родителей организовываются фотовыставки. Знания дети применяют в играх (режиссерских, дидактических, сюжетно-ролевых). Систематически педагоги обращаются к художественным произведениям, с помощью которых  усиливаются впечатления от экскурсии, а дети сравнивают предлагаемое с  тем, что непосредственно воспринимали.  Чтобы в старшем дошкольном возрасте полученные знания трансформировать в зачатки патриотизма (интереса к истории своего города, к народным промыслам, к духовным ценностям, созданным предшествующими поколениями и т.п.), необходимо показать красоту созданных веками бытовых и культурных ценностей, помочь полюбить свое, родное, близкое.

Экскурсии создают у детей мощную мотивацию  к познанию родного края, развивают  у детей чувство гордости и  патриотизма и являются тем эмоциональным  фоном, на котором усвоение достаточно сложных сведений идет легко и  непринужденно.

 

 

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ

Анализ педагогической литературы позволил нам утверждать, что в  последние годы стали активно  возрождаться лучшие традиции, появились  новые подходы в решении проблем  нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Сейчас  уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории  следует начинать с дошкольного  возраста, когда ребенок стоит  на пороге открытия окружающего мира.

Эта проблема освещена в трудах известных  педагогов и психологов: В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, Д.С. Лихачева.

В.А. Сухомлинский считал: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и учитель должен заботиться о воспитании у своих детей  чувства безграничной любви к  Родине, преданности трудовому народу…» [13,с.102]

Главной задачей системы дошкольного  образования здесь выступает – не допустить  безразличия среди наших детей, зажечь искорки любви к Родине. Как показывает практика, наиболее запоминающимися и эффективными являются такие формы и методы работы, где дети сами были активными участниками, где широко применялась наглядность, поэтому разработка таких методик воспитания в дошкольных учреждениях, приобретает в современных условиях, важнейшее значение.

 

 

ГЛАВА 2.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ  РАБОТА

2.1.Выявление уровня представлений у детей дошкольного возраста об                   истории родного города

 

Констатирующий эксперимент

 База исследования – МДОУ ДСКВ № 42 «Вишенка» г. Анжеро-Судженск. В эксперименте участвовало 8 детей старшего дошкольного возраста. Каждый ребенок обследовался индивидуально.

Цель: выявить  представления  детей старшего дошкольного  возраста об истории родного города.

 Для того, чтобы выявить у детей представления об истории родного города  использовались современные методы (Таблица 1):

- методы, повышающие  познавательную активность;

- методы, направленные  на повышение эмоциональной активности;

- методы, способствующие  установлению связей между различными  видами деятельности;

- методы  обучения и развития творчества (Н.Н. Подьяков).

Таблица 1

Методы ознакомления детей с окружающей деятельностью

Методы повышения познавательной активности (С.А. Козлова)

Методы повышения эмоциональной  активности (С.А. Козлова)

Методы и приёмы установления связей между различными видами деятельности (С.А.Козлова)

Методы обучения и развития творчества (Н.Н. Подьяков)

Методы ТРИЗ

Элементарный и казуальный анализ (причинные связи); сравнение; метод  моделирования и конструирования; метод вопросов; метод повторения; решение логических задач; экспериментирование  и опыты.

Игровые воображаемые ситуации, придумывание сказок, игры – драматизации; сюрпризные моменты; элементы новизны; юмор и шутка.

Прием предложения и обучения способу  установления связи между разными  видами деятельности; перспективное  планирование; использование в одном  виде деятельности приемов и навыков, полученных в других видах деятельности; беседа; метод опосредованного переключения детей на другую деятельность.

Эмоциональная насыщенность окружения; мотивирование детской деятельности; исследование предметов и явлений  живой и неживой природы (обследование);

прогнозирование (умение рассматривать  предметы и явления в движении – прошлое, настоящее, будущее);

игровые примеры;

юмор, шутка; детское экспериментирование;

проблемные ситуации и задачи; вопросы, задаваемые детьми; неясные знания, догадки, предположения.

Метод проб и ошибок (МП и О);

метод противоречий; метод морфологического анализа (МА); метод фокальных объектов; метод мозгового штурма;

метод контрольных вопросов; оператор РВС; системный оператор (СО); ресурсы; моделирование

Информация о работе Экскурсия по городу как средство ознакомления дошкольников с родным городом