Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 10:18, курсовая работа
Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать достаточно конкретно цель исследования: разработать и обосновать необходимость проведения экскурсии по городу с целью ознакомления дошкольников с историей родного города. Объект исследования – процесс развития исторического сознания личности посредством ознакомления с историей родного города.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы
1.1. Психолого-педагогические основы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
1.2. Содержание работы по ознакомлению детей с родным городом.
1.3. Экскурсия и ее роль в ознакомлении детей с историей родного города
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа
2.1.Выявление уровня представлений у детей дошкольного возраста об истории родного города
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Большое значение
имеют семейные экскурсии по району,
городу или селу, посещение с родителями
отдельных предприятий и
Содержание работы с детьми по ознакомлению с родным городом можно представить следующей схемой. (ПРИЛОЖЕНИЕ ).
Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Обращаясь к словам В.А.Сухомлинского: «В сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы» [13, с.124]. Мне хотелось, что бы впечатления детства у детей стали истоками любви к родному городу и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.
Основная идея знакомства детей с родным городом заключается в формировании у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного города, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее.
В основу этой идеи легли следующие принципы:
1. Принцип историзма
Он реализовывается путем сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни)
2. Принцип гуманизации
Ориентирован
на высшие общечеловеческие понятия
– любовь к близким, к родному
городу, к Отечеству. Необходимо встать
на позиции ребенка, не игнорировать
его чувства и эмоции, видеть в
ребенке полноправного
3. Принцип дифференциации
Создать оптимальные условия для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
4. Принцип интегративности
Реализуется этот принцип в сотрудничестве с семьей, библиотекой, краеведческим музеем, детским садом. При ознакомлении дошкольников с историко-культурными особенностями города необходимо сочетать разные виды деятельности.
5. Принцип наглядности
Наглядного
материала для детей
6. Принцип развивающего обучения
Использовать
в работе с дошкольниками элементы
ТРИЗ, стараться воспитывать
1.3.
Экскурсия и ее роль в
Экскурсия
- форма учебно-воспитательного
Основная дидактическая цель экскурсий - формирование новых знаний главным образом путем непосредственных наблюдений за природными, социальными, производственными объектами и явлениями. На экскурсиях дети имеют возможность наблюдать изучаемые объекты и явления под непосредственным руководством воспитателя.
Как известно,
любовь к Большой Родине начинается
с любви к Малой Родине –
поэтому, важно прививать у детей
любовь к своему городу с детства.
Основная работа по патриотическому
воспитанию проходит через все виды
деятельности и режимные моменты. Огромная
роль в процессе воспитания отводится
экскурсиям, целевым прогулкам. Они
учат детей наблюдать, отвечать на вопросы,
т.е. помогают становиться активными
участниками познавательного
Воспитатель должен всегда помнить, что именно он первым раскрывает перед детьми окно в большой мир, первым знакомит их с Родиной.
Проводя
экскурсии, ребенку полезно объяснить,
в честь кого назвали улицу, почему
район, в котором он живет, носит
название Южный, Северный и т.п.
Его знакомят с памятными местами родного
город. И в этом родителям принадлежит
особая роль, ведь они имеют больше возможности,
чем детский сад, чтобы поехать с ребенком
на экскурсию в любую, даже отдаленную
часть города.
Какой объем сведений о родном городе
способен усвоить старший дошкольник?
Какие понятия доступны его пониманию?
С помощью взрослого он постепенно усваивает
следующее:
- у каждого человека есть родной дом и
город или село, где он родился и живет.
Когда говорят "москвич" или "киевлянин",
"харьковчанин" или "саратовец",
"курянин" или "анжеросудженец"
и т.д., это указывает на принадлежность
человека к тому городу, где он живет. Каждый
человек любит родной город и гордится
им;
- старший дошкольник должен знать название
своего города и своей улицы, в честь кого
она названа, знать почтовый адрес, путь
от дома до детского сада, ориентироваться
в ближайших улицах;
- знать отдельные достопримечательности
и исторические места родного города,
главные улицы, архитектурные ансамбли
и памятники.
При ознакомлении ребенка с родным городом
необходимо опираться на имеющийся у него
опыт, а также учитывать психологические
особенности дошкольника. Так, например,
нельзя не принимать во внимание эмоциональность
восприятия ими окружающего, образность
и конкретность мышления, впечатлительность.
Вот почему знакомство с родным городом
должно осуществляться на самом главном,
ярком, запоминающемся. И еще: воспитывать
любовь к родному городу как начало патриотизма
- значит связать весь воспитательный
процесс с окружающей общественной жизнью
и ближайшими и доступными объектами [12].
С какими объектами полезно знакомить
старшего дошкольника? Вот с чем, например,
знакомить детей г. Анжеро-Судженск?
В нашем городе множество мест, памятных
для истории Анжеро-Судженска
- Нижний парк;
- Бульвар шахтеров;
- Парк Победы;
- Площадь борцов революции;
- Городской краеведческий музей.
Таким образом, ребенок получает возможность дополнить и углубить свои знания, умения и навыки.
Целями данных экскурсий и экскурсии в краеведческий музей являются ознакомление дошкольников с историей возникновения города, с его достопримечательностями; промышленностью; с результатом труда людей разных поколений; закрепление и расширение знаний детей о родном городе, крае; воспитание нетерпимости к беспорядку, стремление сделать улицы, скверы города краше, чище, благороднее.
Проведение
экскурсии в музей для
1. Первая проблема, с которой столкнутся педагоги и родители, планируя посещение музея, связана с определением возраста.
2. Следующим
после решения вопроса о
3. Следующий
шаг, который необходимо
4. Последний этап в процессе подготовки к посещению музея связан с выбором содержания экскурсии:
5. Знания, полученные
в процессе знакомства с
6. Указаны формы закрепления знаний, полученных в ходе экскурсии:
7. И, наконец, посещение музея не должно быть одноразовым. Наибольший познавательный эффект имеют экскурсионные циклы.
Подготовка к экскурсиям начинается с того, что педагог намечает тему экскурсии, определяет ее программное содержание, сроки проведения. Накануне воспитатель формулирует примерные вопросы, продумывает содержание пояснений, подбирает фрагменты из стихотворений, пословицы, поговорки. Решаются и организационные вопросы: каким маршрутом вести детей, где их разместить для наблюдения, отдыха, игр.
Подготовка детей к предстоящей экскурсии в музей необходима в силу того, что их учебная деятельность будет протекать в особых условиях, при наличии разных отвлекающих факторов. Ее результаты во многом зависят от психологической установки, которая создается у детей на подготовительном этапе экскурсии.
Впечатления,
полученные во время экскурсий, дети
отражают в своих творческих работах
(поделках, рисунках, макетах). С помощью
родителей организовываются фотовыставки.
Знания дети применяют в играх (режиссерских,
дидактических, сюжетно-ролевых). Систематически
педагоги обращаются к художественным
произведениям, с помощью которых
усиливаются впечатления от экскурсии,
а дети сравнивают предлагаемое с
тем, что непосредственно
Экскурсии создают у детей мощную мотивацию к познанию родного края, развивают у детей чувство гордости и патриотизма и являются тем эмоциональным фоном, на котором усвоение достаточно сложных сведений идет легко и непринужденно.
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ
Анализ педагогической литературы
позволил нам утверждать, что в
последние годы стали активно
возрождаться лучшие традиции, появились
новые подходы в решении
Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира.
Эта проблема освещена в трудах известных педагогов и психологов: В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, Д.С. Лихачева.
В.А. Сухомлинский считал: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине, преданности трудовому народу…» [13,с.102]
Главной задачей системы дошкольного образования здесь выступает – не допустить безразличия среди наших детей, зажечь искорки любви к Родине. Как показывает практика, наиболее запоминающимися и эффективными являются такие формы и методы работы, где дети сами были активными участниками, где широко применялась наглядность, поэтому разработка таких методик воспитания в дошкольных учреждениях, приобретает в современных условиях, важнейшее значение.
ГЛАВА 2.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
2.1.Выявление уровня представлений у детей дошкольного возраста об истории родного города
Констатирующий эксперимент
База исследования – МДОУ ДСКВ № 42 «Вишенка» г. Анжеро-Судженск. В эксперименте участвовало 8 детей старшего дошкольного возраста. Каждый ребенок обследовался индивидуально.
Цель: выявить представления детей старшего дошкольного возраста об истории родного города.
Для того, чтобы выявить у детей представления об истории родного города использовались современные методы (Таблица 1):
- методы, повышающие познавательную активность;
- методы, направленные
на повышение эмоциональной
- методы, способствующие
установлению связей между
- методы обучения и развития творчества (Н.Н. Подьяков).
Таблица 1
Методы ознакомления детей с окружающей деятельностью
Методы повышения |
Методы повышения |
Методы и приёмы установления связей между различными видами деятельности (С.А.Козлова) |
Методы обучения и развития творчества (Н.Н. Подьяков) |
Методы ТРИЗ |
Элементарный и казуальный анализ
(причинные связи); сравнение; метод
моделирования и |
Игровые воображаемые ситуации, придумывание сказок, игры – драматизации; сюрпризные моменты; элементы новизны; юмор и шутка. |
Прием предложения и обучения способу установления связи между разными видами деятельности; перспективное планирование; использование в одном виде деятельности приемов и навыков, полученных в других видах деятельности; беседа; метод опосредованного переключения детей на другую деятельность. |
Эмоциональная насыщенность окружения;
мотивирование детской прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении – прошлое, настоящее, будущее); игровые примеры; юмор, шутка; детское экспериментирование; проблемные ситуации и задачи; вопросы, задаваемые детьми; неясные знания, догадки, предположения. |
Метод проб и ошибок (МП и О); метод противоречий; метод морфологического анализа (МА); метод фокальных объектов; метод мозгового штурма; метод контрольных вопросов; оператор РВС; системный оператор (СО); ресурсы; моделирование |
Информация о работе Экскурсия по городу как средство ознакомления дошкольников с родным городом