Экономика и материальная культура Булгарского эмирата: ремесла, градостроительство, торговля, сельское хозяйство

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 20:09, контрольная работа

Краткое описание

На рубеже IX-X вв. возникает одно из крупнейших средневековых государств Восточной Европы - Волжская Булгария. В ее истории запечатлена большая страница истории народов Среднего Поволжья и Прикамья, прежде всего татарского народа.
Волжская Булгария - первое государство в крае, на территории которого проживали прямые предки современных татар. Булгары явились создателями одной из ярких средневековых цивилизаций Европы.(12)

Оглавление

Введение 3
I. Волжская Булгария – страна городов. 4
II. Экономика и хозяйственная жизнь волжских булгар. 9
1.Сельское хозяйство 9
2. Ремесла 11
3. Торговля 15
Заключение 18
Список использованной литературы 20

Файлы: 1 файл

контрольная Волжская Булгария.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

    По  своему характеру, направлениям и ассортименту товаров можно выделить несколько форм торговли: локальную (внутригородскую, между городом и близлежащей сельской округой); внутригосударственную (между булгарскими городами и их округой в пределах страны); региональную (торговля с поволжско-приуральскими, преимущественно финно-угорскими народами); внешнюю или международную (торговля с далекими странами Востока и Запада).

    Во  внутригосударственной торговле главенствующая роль принадлежала торговцам из Биляра-Булгара в силу большого значения этого города как крупнейшего ремесленного центра, продукция которого предназначалась не столько на внешний, сколько на внутренний рынок. Из города вывозили богатый ассортимент ремесленных изделий: парадную посуду, в т.ч. и стеклянную, украшения, бронзовые замки, продукцию косторезов и кожевников и т.д., которые находили широкий сбыт во многих регионах страны.(5)

    Волжская  Булгария занимала особое положение  в межрегиональной торговле. Она держала в своих руках всю торговлю с народами Поволжья, Прикамья и далекого Севера, откуда поставлялась драгоценная пушнина, пользующаяся огромным спросом на мировом рынке. Более тесными и разнообразными были торговые контакты с предками современных марийцев, чувашей, мордвы и удмуртом. На их землях еще в X—XI вв. возникли торговые фактории. Булгары возили им на продажу, или, скорее всего, в обмен на дорогие меха ремесленные изделия, в том числе типично финно-угорские украшения (например, коньковые подвески), изготовленные в булгарских мастерских, учитывая вкусы местного населения.

    Волжская  Булгария играла исключительно активную роль в международной (межгосударственной) торговле X - начала XIII вв. По Волге, Каме и их крупным притокам плыли торговые суда, направляющиеся в Северо-Восточную Русь, к народам Прикамья и Урала, в Хазарию (Итиль), Сакеин, Крым и Кавказ. Торговые караваны двигались по хорошо известным сухопутным магистралям, находящимся под контролем и охраной государства, по чьей территории они проходили. (7)

    Хорошо  налаженные и строго регламентированные торговые связи Волжской Булгарии с Киевской Русью и русскими княжествами нашли отражение в специальных договорах, заключенных между ними в 985, 1006 и 1229 гг. Так, в 1006 г., по сообщению В.Н.Татищева, "прислали болгары (волские) послов с дары многими, дабы Владимир позволил им в городах по Волге и Оке торговать без опасения, на что Владимир охотно соизволил.

    Какие товары являлись предметами булгарского  экспорта и импорта? Довольно подробный ответ на этот вопрос находим в письменных источниках. Посредническую роль булгар в торговле мехами отмечает Ибн Хаукал: "Лучшие бобровые меха находятся в земле руссов, и они продавали их в Болгаре... Часть этих бобровых мехов вывозилась в Ховарезм".

    Широкий ассортимент товаров, вывозимых  из Булгарии в Хорезм и другие страны, перечисляет арабский географ второй половины X в. ал-Мукаддаси: "Меха: собольи, беличьи, горностаевы, куньи и лесных куниц, лисьи, бобровые; зайцы, козьи шкуры, воск, стрелы, крупная рыба, шапки, белужий клей, рыбьи зубы, бобровая струя, янтарь, юфть, мед, орехи, барсы (или гончие собаки), мечи, кольчуги, березовый лес, славянские невольники, овцы, рогатый скот".

    Перечень  импортируемых товаров, приведенный  в письменных источниках, небольшой, но он дополняется археологическими данными. Ибн Фадлан говорит о царской юрте, устланной армянскими коврами, и троне, покрытом византийской парчой. (3) О поступлении в Булгарию дорогих тканей и ковров из Джурджана, Табаристана, Армении, Азербайджана и Византии сообщают и некоторые другие средневековые писатели. Из Самарканда к булгарам шла писчая бумага. Широким спросом во все времена пользовались предметы вооружения. Археологические источники уточняют и во многом расширяют наши знания о внешнеторговых контактах домонгольских булгар. Предметы булгарского экспорта или же следы пребывания булгарских купцов обнаружены в древнерусских городах Киеве, Чернигове, Рязани, Муроме, Городце, Москве, Звенигороде, Суздале, Владимире, Галиче, Ярославле, Ярополче Залесском, Белоозерье, Новгороде, а также в областях Прибалтики и Скандинавии. В археологических материалах булгарских памятников выделяются предметы восточного, древнерусского и западноевропейского импорта. Так, среди музейных коллекций известны западноевропейские мечи с пышно орнаментированными рукоятями, в том числе с клеймом "ULFBERHT" на клинке, изготовленные в ремесленных мастерских Среднего Рейна и области Мааса, примерно между Майнцем и Бонном. Прибалтийский янтарь в большом количестве — более 6 кг только в одной постройке! - обнаружен в Биляре. Он использовался для изготовления бус, подвесок и перстней. Особенно многочисленны в булгарских поселениях древнерусские вещи: шиферные пряслица, стеклянные бусы и браслеты, а также посуда, замки и ключи, различные костяные и глиняные поделки. Восточные товары представлены в первую очередь дорогостоящей керамической посудой из городов Ирана (Ка-шан, Рей) и Средней Азии (Мерв, Самарканд, Ургенч). Из различных областей Средней Азии привозили также драгоценные и полудрагоценные камни (сердолик, лазурит, горный хрусталь и др.), необходимые в ювелирном производстве. При раскопках городов нередко встречается закавказское (Грузия, Армения) и византийское стекло.

    О характере торговли и уровне развития товарно-денежных отношений в Волжской Булгарии домонгольского периода некоторое представление дают письменные и нумизматические источники. Как было отмечено выше, с соседними финно-угорскими народами булгарские купцы вели в основном меновую торговлю. В раннее булгарское время и даже значительно позднее в роли средства обращения (денег) выступали различные предметы, прежде всего меха пушных зверей. В начале X в. Ибн Русте прямо писал об этом: "Основное имущество у булгар — меха куницы, у них нет золотой или серебряной монеты, а расплачиваются они куньим мехом; один мех равен двум с половиной дирхемам".

    С развитием внутренней и особенно внешней торговли роль всеобщего эквивалента перешла к благородным металлам — деньгам. Чеканку собственных серебряных монет — дирхемов булгары освоили еще в начале X в. Самая ранняя монета известна пока в единственном экземпляре в составе Неревского клада, найденного в 1956 г. в раскопках древнего Новгорода. На этом обломке дирхема с именем Джафара Ибн Абдаллаха — мусульманским именем царя Алмуша сына Шилки, дата и место чеканки отсутствуют, но нумизматы убедительно относят его к 289-295 гг.х./902-908 гг. Монетное дело в начале X в. только зарождалось. Первые собственные монеты булгар, по мнению ученых, играли не экономическую, а политическую роль; ни дата, ни место чеканки не воспринимались еще как реальности. Обозначение места чеканки на этих и более поздних монетах X в. попросту копируют саманидские оригиналы: Самарканд, аш-Шаш, Балх, Нисабур (Нишапур). В обращении были в основном куфические (саманидские) монеты. На это прямо указывает Ибн Русте: "И право же, белые круглые дирхемы привозятся из областей ислама и они (булгары) их покупают".

    Развитие  товарного производства в XI—XII вв. в условиях всеобщего серебряного кризиса и полного прекращения в связи с этим поступления куфического дирхема и чеканки булгарских монет приводит к тому, что в качестве заменителя денег начинают выступать так называемые "саумы" или "сомы" — серебряные слитки весом около 205 г. (1/2 иракского ратля в 409,512 г.). Однако такие слитки использовались в основном для крупных платежей и были неудобны при розничной торговле. Поэтому в этот "безмонетный" период роль более мелких денежных единиц выполняли различные предметы: свинцовые "грузики-пломбы", шиферные пряслица, хрустальные бусы, раковины "каури" и др.

    Монетное  дело Булгарии возобновляется в конце  XII в., когда появляются дирхемы, чеканенные от имени халифа Насир-Лид-Дина, правившего в Багдаде в 1180-1225 гг. Оно было прервано в результате монгольского нашествия 1236 г. (13) 
 

Заключение

 

    Татары  относятся к числу древнейших и многолюдных этносов. В истории  татар были взлеты и падения, периоды мирной жизни и кровавых, жестоких войн. Они активно участвовали в международных делах на протяжении многих столетий. Предки современных татар создали несколько могущественных государств, внесли весомый вклад в общеисторический процесс. Однако их истинное величие состояло в том, что они не ушли в небытие, подобно многим ныне исчезнувшим этносам. И это несмотря на превратности судьбы, на то, что древние татары жили по соседству с воинственными и могущественными племенами. Они сформировались и сохранили себя как этносоциальную общность, нашли в себе силы для самоутверждения, непрерывности своей культурно-исторической традиции.

    Татарский народ прошел большой и сложный путь многовекового развития. История татар — это неотъемлемая составная часть российской истории, всей мировой истории.

    Интерес к татарской истории в последние  годы растет. Причем не только в среде  татарского населения, но и во всем российском обществе. Происходит понимание того, что история России — это история населяющих ее народов. Изживается глубоко укоренившееся представление о нерусских народах как носителях черт отсталости, как объектах «цивилизаторской» деятельности русских правительств. За каждым народом, каким бы он ни был по численности, наконец-то должно быть признано право на свою историю.

    Современная татарская нация — древний  этнос, неоднократно менявший на протяжении своей истории типологические черты и самоназвания. Принято считать, что к числу далеких предков татарского народа относились и гунны, и тюркоязыч-ные авары, и древние болгары, и хазары, и кипчаки-половцы... Они выступают на историческую сцену как бы по очереди, внося что-то свое, особенное в культурно-историческую традицию того народа, который носит теперь этноним «татары».

    В этот длительный многогранный процесс  этногенеза, несомненно, внесли огромный вклад собственно татарские племена, известные примерно с середины VI века. Тогда они жили в Центральной Азии, по соседству с другими тюркскими племенами. Пик социокультурной активности татар пришелся примерно на XIII—XVI столетия, на период существования таких государств, как Золотая Орда, Казанское и другие татарские ханства.

    Славу и гордость любого народа составляют его выдающиеся личности — герои, государственные деятели, ученые, писатели.  Татарская история богата такими именами.  Из владык, государственных деятелей назовем хотя бы предводителя гуннов Аттилу, прозванного в Европе «бичом божьим», основателя Тюркского каганата Бумын-кагана, хана Великой Болгарии Кубрата, эмира Волжской Булгарии Алмаса, знаменитых полководцев и властителей Золотой Орды эмиров Ногая и Идегея, казанских ханов Ибрагима и Сафа-Гирея. В этот ряд следует также поставить выдающихся женщин эпохи Казанского ханства Нурсултан и Сююмбике.

    Средневековый период татарской истории богат  славными именами поэтов, писателей: Кул Гали, Саиф Сараи, Хорезми, Кутб, Мухаммедъяр...

    После потери государственной независимости, в условиях жесткого социального и национально-религиозного гнета со стороны царизма народ выдвинул из своей среды таких беззаветных борцов за свободу, как Мамыш-Берди и Жангали Валиахметов; Целая династия народных вождей: Тюлекей-батыр, его сын Ку-сюм (Хусаин) и внук Акай (Ахад); видные участники разинского и пугачевского движений Хасан Карачурин и Бахтияр Канкаев; Батырша и многие другие.

    Большой вклад в социокультурный прогресс своего народа в конце XVIII—XIX веке внесли педагоги Сагит Халфин и его сыновья, выдающиеся татарские просветители Абу Наср (Габденнасыр) Курсави, Хусаин Фаизханов, Шигабутдин Марджани, Каюм Насы-ри и другие.

    На  рубеже XIX—XX веков, когда Российская империя вступила в этап системного кризиса и революционных потрясений, были востребованы известные революционеры Хусаин Ямашев, Мулланур Вахитов, Мирсаид   Султан-Галиев...

    В XX столетии татарская нация дала отечественной и мировой культуре множество славных имен: это поэты, прозаики, драматурги Габдулла Тукай, Гаяз Исхаки, Галимджан Ибрагимов, Галиаскар Камал, Муса Джалиль, Карим Тинчурин и другие; композиторы Салих Сайдашев, Фарид Яруллин, Рустем Яхин, художник Баки Урманче, певец Ильгам Шакиров, балетный танцовщик Рудольф Нуриев, ученые Гильм Камай (химия), Роальд и Ренад Сагдеевы (физика), Ренат Акчурин (медицина) и многие другие. Из видных государственных деятелей советской и постсоветской эпох назовем Фикрята Табеева, возглавлявшего на протяжении почти двух десятилетий (1960—1979) партийную организацию Татарстана, и Минтимера Шаймиева, первого президента Республики Татарстан (с июня 1991 года).(4) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

 
 
 

     1. Бариев Р.Х. Экономика Волжской Булгарии. Журнал «Проблемы современной экономики» № 151

     2. Карамзин Н.М. История государства  Российского в 12 томах. Т 2-3. М,1991.

     3. Ковалевский А.П. Книга Ахмеда ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 г.г. Харьков, 1956.

     4. Рашитов Ф.А. История татарского  народа: Учебное пособие. Саратов,2001.

     5. Смирнов А.П. Волжские Булгары. М, 1951.

     6. Семыкин Ю.Б. Черная металлургия и металлообработка Волжской Булгарии: Раннеболгарский и домонгольский периоды. М, 1997.

     7. Степанов В. О военном искусстве  Волжской Булгарии. Журнал «Народная  школа» июнь 2002 г.

     8. Сахаров А. Казань в судьбах  России. Журнал «Родина» №8 2005 год.

     9. Фахрутдинов Р.Г. История татарского  народа и Татарстана. Древность  и средневековье: Учебное пособие.  Казань, 1995.

Информация о работе Экономика и материальная культура Булгарского эмирата: ремесла, градостроительство, торговля, сельское хозяйство