Экономические реформы. Экономическая реформа 1987 г. Программа «500 дней»

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:35, шпаргалка

Краткое описание

В апреле 1985 г. Пленум ЦК КПСС провозгласил курс на ускорение социально-экономического развития страны. Его рычагами считались научно-техническая революция, технологическое перевооружение машиностроения и активизация «человеческого фактора».
Предполагался энтузиазм рабочих, но он не был подкреплен необходимой техникой и квалификацией работников. Это привело не к уменьшению сроков работы, а к значительному увеличению числа аварий в различных отраслях народного хозяйства. Крупнейшей из них стала катастрофа на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г.
В середине 1980-х гг. по всей стране развертываются две административные кампании: борьба с алкоголизмом и «нетрудовыми доходами». Опять возобновились чиновничье рвение и азарт. Резкое сокращение предложения спиртных напитков, вырубка виноградников, повышение цен на алкоголь привели к росту спекуляции спиртным, самогоноварению, массовым отравлениям суррогатами. Борьба с «нетрудовыми доходами» сводилась к очередному наступлению сельских властей на личные подсобные хозяйства.

Файлы: 1 файл

Экономические реформы.docx

— 16.04 Кб (Скачать)

Экономические реформы. Экономическая  реформа 1987 г. Программа «500 дней»

 

В апреле 1985 г. Пленум ЦК КПСС провозгласил курс на ускорение социально-экономического развития страны. Его рычагами считались научно-техническая революция, технологическое перевооружение машиностроения и активизация «человеческого фактора».

Предполагался энтузиазм  рабочих, но он не был подкреплен необходимой  техникой и квалификацией работников. Это привело не к уменьшению сроков работы, а к значительному увеличению числа аварий в различных отраслях народного хозяйства. Крупнейшей из них стала катастрофа на Чернобыльской  АЭС в апреле 1986 г.

В середине 1980-х гг. по всей стране развертываются две административные кампании: борьба с алкоголизмом и  «нетрудовыми доходами». Опять возобновились  чиновничье рвение и азарт. Резкое сокращение предложения спиртных напитков, вырубка  виноградников, повышение цен на алкоголь привели к росту спекуляции спиртным, самогоноварению, массовым отравлениям  суррогатами. Борьба с «нетрудовыми доходами» сводилась к очередному наступлению сельских властей на личные подсобные хозяйства.

К собственно экономической  реформе власти обратились летом 1987 г. Были заметно расширены права  предприятий. В частности, они получили возможность самостоятельно продвигаться на внешний рынок, вести совместную деятельность с иностранными фирмами. Сокращалось число министерств  и ведомств, между ними и предприятиями  провозглашались «партнерские», а  не командные отношения. Директивный  государственный план заменялся  госзаказом. На селе было установлено 5 форм хозяйствования: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов  и крестьянских (фермерских) хозяйств.

В 1988 г. принимаются законы, открывшие простор в более  чем 30 видах производства услуг и  товаров. Побочным следствием этого  стало фактическое узаконивание «теневой экономики» и ее капиталов. Принятый в ноябре 1989 г. Закон об аренде и арендных отношениях предоставил  право горожанам и сельским жителям  брать землю в аренду в наследственное пользование на срок до 50 лет. Они  могли свободно распоряжаться полученной продукцией. Но земля, как и раньше, реально была в собственности  местных Советов и колхозов. А  они неохотно шли навстречу новым  фермерам. Частное предпринимательство  на селе сдерживало и то, что договоры аренды могли быть аннулированы верхами  в одностороннем порядке с  уведомлением за 2 месяца.

Следующим шагом хозяйственной  реформы было постановление Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», а затем ряд других законодательных  актов. В них предусматривались  постепенная демонополизация, децентрализация  и разгосударствление частного предпринимательства  и др. Однако механизм и сроки  реализации этих мер были намечены приблизительно, неконкретно. Слабым их местом являлась проработка болезненных  в социальном плане, но насущно необходимых  для оптимизации производства вопросов реформирования кредитной и ценовой  политики, системы снабжения предприятий  и оптовой торговли оборудованием, сырьем, энергоносителями.

Тогда же вниманию общественности была предложена альтернативная «Программа 500 дней», подготовленная коллективом  экономистов во главе с Г. А. Явлинским  и С. С. Шаталиным. В ней намечалось провести в сжатый срок кардинальную приватизацию госпредприятий с ориентацией  на прямой переход к свободным рыночным ценам, существенно ограничить экономическую власть центра. Правительство отклонило эту программу.

В общем экономическая политика администрации Горбачева отличалась непоследовательностью и неполнотой, это увеличивало кризис народного хозяйства, дисбаланс между его различными структурами. Этому также способствовало то, что безусловное большинство принимаемых законов не работало. Они портились бюрократическим аппаратом на местах, усматривавшим в непривычных начинаниях центра открытую угрозу своему благополучию и существованию.

Экономическая ситуация продолжала ухудшаться. С 1988 г. началось уменьшение производства в сельском хозяйстве в целом, с 1990 г. – в промышленности. Сильно увеличились инфляционные тенденции из-за гигантского бюджетного дефицита.

Уровень жизни населения  стремительно падал, делая для простых  людей споры власти о реформе  в экономике все менее заслуживающими доверия. В условиях инфляции деньги теряли вес, поднимался ажиотажный спрос  на товары. Летом 1989 г. по стране прокатилась  первая волна массовых забастовок рабочих. С тех пор они уже постоянно  сопутствовали «перестройке».


Информация о работе Экономические реформы. Экономическая реформа 1987 г. Программа «500 дней»